Отечественные воспитательные системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественные воспитательные системы



ВС Содержание
Станислав Теофилович Шацкий 30-е гг. 20 в. * клубы для детей и подростков; детская трудовая колония «Бодрая жизнь»; Первая опытная станция по народному образованию * основа – оптимальное взаимодействие школы, природной и соц. среды * развивающее влияние ВС будет тем выше, чем активнее дети включаются в изучение и преобразование окр. среды * орг-ция различн. аспектов жизнедеят-сти личности – трудов., физ., умств., игров. пространство * школа – инициатор социокультурн. изменений (изучать жизнь и участвовать в ней в целях ее преобразования) * условия орг-ции трудов. воспитания: - труд должен б. интересен для детей; - труд должен иметь для детей личн. и общественн. значимость; - труд д.б. направлен на развитие сил и способностей детей; - труд д. развивать у детей деловые связи и партнерск. отношения
Антон Семенович Макаренко 20-е гг. 20 в. * соц. условия – поиск эффективн. путей борьбы с беспризорностью * Трудовая колония им. Горького, Детская трудовая коммуна им. Дзержинского * особенность – диалектическ. взаимосвязь целей и средств воспитания * гуманизм воспит. воздействия – «Как можно больше требования к ч-ку и как можно больше уважения к нему» * коллективн. характер воспитания * наличие системы «перспективн. линий» - ближних, средних и дальних целей, делающих жизнь воспитанников осмысленной, наполненной ожиданиями «завтрашней радости» * наличие параллельного действия – влияние на личность оказывает не т. педагог, но и коллектив на основе общественн. мнения * вовлеченность детск. колл-ва в интересн., содержательн. общественно полезн. труд, способный приносить радость и гордость за достигнутые результаты * организация досуговой деят-сти на основе разнообразн. кружков по интересам (хоровой, драматическ., спортивно-военн., шахматно-шашечн., танцевальн., литературн., политграмоты, сказок) Сферой пед. деят-сти А.С. Макаренко стало воспитание несовершеннолетн. правонарушителей, молодых людей с уголовным прошлым, не привыкших к сознательн. продуктивн. труду. Целью восп. усилий А.С. Макаренко обозначил формирование личностн. качеств патриота, ч-ка дисциплинированного, трудолюбивого, полноценн. члена общества. Можно определить направленность его пед. работы на такие компоненты общ. культуры личности, как патриотизм, мужество, развитые чувства долга и чести, осознание достоинства, организационн. навыки, дисциплинированность, стойкость, позитивн. мышление. Осн. пед. условием стало посильное применение собственн. возможностей воспитанников в реальн. промышл. производстве. Такой труд особ. важности требовал и формировал аккуратность и точность, старательность, самодисциплину и ответственность за рез-ты всего коллектива. Гл. принципом пед. системы А.С. Макаренко стал принцип гуманизма - вера в творческ. силы воспитанников. Центр. идея – воспитание в коллективе и через коллектив: «… нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива». Коллектив, в его определении, - это «соц. живой организм», объединение людей для достижения общ. целей в общ. труде, характеризующееся системой полномочий и ответственности. Именно в таком объединении возможно формирование обществ. мнения как регулирующего и дисциплинирующ. фактора. Принципом воздействия на личность А.С. Макаренко называл принцип параллельн. действия, т.е. такого воздействия на коллектив воспитанников, к-е вызывает требование коллективн. и индивидуальн. ответственности. Др. принципы – «завтрашн. радости» и «система перспективн. линий» - действуют через развитие у воспитанника осознания перспективн. путей будущего успеха. Огр. значение А.С. Макаренко придавал личности педагога – руководителя коллектива воспитанников – как образцу выс. обществен. и индивидуальн. культуры.
Василий Александр. Сухомлинский 40-70-е гг. 20 в. Актуальн. вопросы внедрения в практику восп. работы с молодежью отношений гуманизма, уважения к личности рассматривались и осуществлялись в пед. деят-сти В.А. Сухомлинского. Больш. роль в становлении общ. культуры личности он отводил формированию таких компонентов, как гражд. и моральн. зрелость и соц. активность, участие в орг-ции и самоорг-ции жизнедеят-сти молодежн. коллектива на разн. этапах развития, ответственность и сознательн. отношение к труду. Среди сторон гармоническ. воспитания и развития ч-ка выделял идейное, умствен., нравств., физ., труд., эстетическ. воспитание. Цель воспитания по В.А. Сухомлинскому – это всесторонн. развитие, нравств. совершенство. Ценное нравств. качество – устремленность в будущее. К компонентам общ. культуры он относит так же самоуважение и достоинство, интерес к духовн. жизни любого ч-ка. В.А. Сухомлинскому принадлежит наиб. полн. разработка определения компонентов так наз. азбуки чел. культуры или – программа моральн. привычек. В программу входят: умение доводить люб. дело до конца и выполнять его т. хорошо, не перекладывать св. обязанности на других и не пользоваться плодами труда др. людей; помощь старым, слабым и одиноким; согласование своих желаний с моральным правом на их удовлетворение, способность не причинять заботы и боли др. людям вследствие реализации собственных потребностей; умение мужественно, открыто и откровенно признавать собственн. недостатки и предосудит. поступки. В.А. Сухомлинский обогащает пед. теорию, в частности, определениями воспитания: «в шир. смысле – это многогран. процесс постоянн. духовн. обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»; «воспитание – это воспитание культуры потребностей, духовн. запросов, желаний». Определяет сущность культуры пед. процесса как научное предвидение. Выведение воспитанника в субъектн. позицию, настраивание его на внутр. духовн. работу и собств. желание «быть хорошим» - называет способностью быть воспитываемым. Подчеркивает важность целенаправл. формирования общ. культуры личности: «… без всеобщ. образованности, грамотности, культуры невозможно создать всесторонне развит. ч-ка». На первый план пед. условий становления общекультурн. качеств воспитанников В.А. Сухомлинский выдвигает знание возрастн. психологии, чутк. и внимат. отн-ние к моральн. качествам молод. людей, воспитание чести и достоинства. Гл. условием называет искренность и добрый настрой педагогов, самоотверженность в деле воспитания, возрастающую ответственность педагогов в плане формирования духовн. культуры, зависимость воздействия на личность воспитанников от продуманности, целенаправленности пед. средств. В.А. Сухомлинский настаивает на единении духовн. жизни педагога и воспитанников – идеалов, стремлений, интересов, переживаний – как выражении процесса воспитания в целом. Связующей нитью педагогов и воспитанников называет «искренние желания: желание воспитанника стать лучше и желание педагога видеть воспитанника лучшим, чем он есть сейчас». В области формирования трудолюбия как важнейш. черты моральн. облика приоритеты В.А. Сухомлинского относятся к осмыслению труда, его значению в процессе духовн. (интеллектуальн., эмоц., волев.) жизни молод. ч-ка. Сопутствующими компонентами трудов. воспитания определяет развитие волевой сферы - старательности, способностей, укрепление характера, дисциплинированности. Пед. условием формирования ценностн. отношения к труду называет воспитание на трудов. успехе чувства личного достоинства воспитанников, реализацию в труде возможностей проявления эмоц. и моральн. качеств, осознание созидат. роли и общественной значимости собственных усилий. В.А. Сухомлинский говорит о роли коллектива как воспитывающ. силы, богатства индивидуальностей. Правильн. орг-цией воспитания считает такую орг-цию, при к-й каждый мог бы раскрыть «себя именно в той деят-сти, к-я в наибольш. мере соответствует его задаткам». Определяет свободу личности как гармоничн. сочетание личн. и обществен. интересов и идеалов, к-е определяют поведение, нравств. облик ч-ка, оптимистичн. мышление. Одной из наиб. важных задач в формировании общей культуры ч-ка называет воспитание скромности, умеренности, умения отказаться от духовн. или матер. благ во имя др. людей.
Владимир Абрамович Караковский школа 825 Москва 70-е гг. 20 в. – наше время Этапы становления системы 1.(1977—1981) — диагностика пед. и ученическ. коллективов, их деят-сти, взаимоотн-ний школы с социумом. 2.(1981—1986) —стабилизация системы, чётко оформляются структурн. компоненты, созданы органы самоуправления. 3.(1986—1988) — Развитие восп. системы. Решения противоречий между учебн. и внеучебн. деят-стью посредством изменения ведущ. видов деят-сти. 4.(с 1991 года) — отработка дальнейш. перспективн. направлений развития восп. системы. Ведущ. идеей системы явл-ся ориентация на личность школьника, его интересы и способ-сти. Пед. концепция опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции пед. воздействий, необходимости коллективн. творчества. Для всего общешк. кол-тива характерно отчетлив. чувство «мы» по отн-нию к шк. Кр. администрации шк. и пед. совета (в к-м иногда участвуют и старшеклассники) существует ещё и большой совет (2-4 раза в год), включающий в себя представителей от всех классов, начиная с шестых. Постоянн. и времен. органы самоуправления: советы дела, совет «сборовск. комиссаров», дежурн. командиры классов. Неофиц. сторона отн-ний в школе оч. сложна. Больш. роль в силу св. авторитета играет директор. Он чаще вс. выступает в роли генератора нов. идей, от него же, как прав., исходят оценки тех или ин. событий. Однако существуют ещё три силы, существенно влияющие на жизнь школы: 1) администрация школы и небольш. группа ближайш. единомышленников, разделяющих с В. А. Караковским ответственность за судьбу ВС (авторск. группа); в ряде случаев высказывают мнение, противоположн. мнению директора; 2) остальной пед. коллектив, способный при необх-сти противостоять и директору, и авторск. группе; 3) лидирующая группировка старшеклассников, в той или ин. мере отражающая интересы всего ученическ. коллектива. Общ. стиль взаимоотн-ний регулируется разветвлен. системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересован. обсуждение детских проблем, доброжелательн. отношение к кажд. ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик. Дети и кл. руководители отмечают, что для них наиб. важным является свободн. общение др. с др. вне урока и даже вне подготовки какого-н. внеурочн. дела. Ровный стиль отношений господствует и в ученическ. среде. В сфере деят-сти прочно утвердился творческ. подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор — это те самые главные качества, к-е необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе. Существенной хар-кой системы В. А. Караковского является использование коммунарск. методики, или методики коллективн. творческ. деят-сти. Гл. функциональн. узлом системы явл-ся весен. коммунарск. сбор, к-й проводится во время весен. каникул, - комплекс коллективно-творческ. дел, проводимых в условиях выс. интенсивности, с обязат. выездом участников за пределы города. Сбор, занимая по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, явл-ся самой яркой школьн. традицией, самым сильн. средством объединения, создания чувства «мы»; служит функциональн. основой, к-я в значит. степ. формирует структуру системы. Общешк. ключев. дела вносят в жизнь школы опред. ритм, организац. упорядоченность и тем самым создают важн. структурн. образования системы, каждое из к-х решает и свои специфич. задачи. Напр., творческ. учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в нов. впечатлениях, в свободн. общении; дидактическ. театр как часть Праздника знаний активизирует познават. интересы, дает возможность самоутвердиться школьн. интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическ. самовыражении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.003 с.)