Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, к-е оказывают влияние на сем. воспитание.

Поиск

Личностные ресурсы. Они связаны с составом семьи (полные, неполные, многодетные, многопоколенные). К примеру, если семья неполная, в период дошк. детства сложно идет процесс полной ролевой социализации: для мальчика нет образца мужчины. Его необходимо компенсировать за счет др. родственников или педагогов учреждений доп. образования.

Практически то же происходит в семьях с дистанционн. отцовством. Это семьи рыбаков, моряков дальн. плавания, работающих вахтовым методом. В таких семьях ребенок лишь небольш. период времени проводит с двумя родителями. Остальное время – это время ошибок. Со стор. одного из родителей может нагнетаться идеализация образа отсутствующего родителя. Как вариант – устрашение образом отца. Наиб. дискомфортно чувствуют себя мальчики. В результате – психологич. возраст не соответствует паспортному; такие дети склонны к правонарушениям, неадекватн. поведению, зачастую избалованны.

Состояние здоровья членов семьи. Если в семье есть серьезно больной человек, то часто все внимание и все семейное взаимодействие переключено на него. Проблемы ребенка остаются в стороне и на потом.

Уровень образованности. В большинстве случаев, если родители имеют высокий интеллектуальн. уровень – это фактор положительный. Но нельзя забывать о так называемых двухкарьерных семьях – когда родители заняты собственным профессиональн. ростом, а ребенок остается на попечении бабушек, дедушек или в образоват. учреждениях, куда перемещаются все вопросы воспитания.

Материальные ресурсы. Значительные затраты на питание урезают возможности содержательного досуга – приобретение книг, игрушек.

Наличие персонального пространства. У подрастающего ребенка должно б. св. игровое, далее – учебное место, так называемый детский уголок. Факт наличия у ребенка св. территории укрепляет в его сознании факт своего бытия в этом мире. Кроме того, ребенок, параллельно с осознанием собственной территории, учится осознавать понятия «мое» - «чужое» (мамино, папино) – «наше».

В семье должны б. вещи, которые переходят из поколение в поколение - че-рез них сохраняются сем. традиции, происходит формирование идентичности с семьей.

Особенности совр. семьи.

Совр. родители, как прав., более образованные. Выявлено, что, чем выше уровень образования родителей, тем лучше учатся дети.

Совр. родители – активно работают, у них мало времени на воспитание. Воспитанием занимаются бабушки, дедушки, гувернантки.

Совр. родители более требовательны к качеству образоват. услуг в образоват. учреждениях. Увлекаются модн. системами воспитания, психологией. Что плохо – достаточно поверхностно.

Сегодня произошло расслоение населения по матер. достатку. И зачастую именно по признаку матер. достатка наблюдается негативн. отношение к воспитаннику в учреждениях образования.

Резкое возрастание миграц. процессов привело к тому, что у ребенка не воспитывается стремление быть хозяином на своей земле.

Меняется уклад семьи. Если в недалеком прошлом кажд. ребенок был под контролем соседей, односельчан, просто прохожих, сегодня в больших городах ответственность за воспитание детей практически отсутствует у взрослых. Почти исчезли дворовые компании.

Произошло разукрепление семьи. Разн. поколения стараются жить отдельно. Конечно, меньше споров о воспитании ребенка, но бытовая неустроенность, разобщенность поколений делают свое негативн. дело.

Уменьшается численность семьи, сокращается рождаемость, увеличивается число однодетн. семей.

Явно ослаблены отношения между сестрами и братьями. Увеличивается число разводов из-за неустроенности быта.

Вместе с тем, в сем. воспитании важно выдержать обе линии – и отца, и матери. Линия матери обеспечивает опыт детей в мире людей. Женские ценности – доброта, внимание к слабым, терпение, снисходительность к недостаткам других, любовь к ближнему. Линия отца – это проекция на мир вещей. Мужск. ценности - дисциплина, порядок, стремление к состязательности, обязательность, ответственность.

Личность человека формируется, прежде всего, под влиянием сем. воспитания и тогда приобретает способности к любви, взаимопониманию, уважению.

Классические стили сем. воспитания:

- авторитарный стиль – взрослые стараются подчинить своему влиянию младших, пресекают детск. инициативу, часто наказывают, жестко контролируют интересы и желания ребенка; коммуникация в семье зависит от взрослого; у ребенка формируется отчуждение, враждебность к окружающему миру;

- демократический стиль – тепл. отношения, част. поощрение активности и самостоятельности; взрослые не стараются выглядеть идеальными в глазах ребенка, показывают, что все имеют право на ошибку; в таких семьях существует доверие между взрослыми и детьми; общение выстраивается на диалоге, интересах к мнению ребенка.

На практике наблюдаются компромиссные варианты этих стилей.

Классификация Арутюнянц.

1 тип. Традиционная патриархальная семья. Тяготеет к авторитарн. типу.

Воспитат. воздействие осуществляется сверху вниз. Это воспитание детей в подчинении, непререкаемый авторитет старших.

В таких семьях дети хорошо усваивают традиц. нормы, вписываются в коллективн. структуры со строгим подчинением и субординацией.

Дети испытывают трудности в формировании собственных семей, безынициативны, легко поддаются внушению, ориентируются на мнение старших. Не гибки в общении. Соблюдают четкие нормы, как должно быть. Трудно приспосабливаются к изменениям.

2 тип. Детоцентрическая семья. Ярко проявилась в 20-м веке. Сконцентрирована на обеспечении счастья ребенка. Воспитание идет от желаний, потребностей, интересов ребенка.

В таких семьях у детей формируется очень высокая, неадекватн. самооценка. Велик риск конфликтов с соц. окружением вне семьи. Ребенок оценивает ок-ружающих как враждебных.

Таким детям грозит соц. дезадаптация. Наблюдаются проблемы в школе.

3 тип. Супружеская семья. Она же демократическая. Строятся отношения взаимодоверия, принятия автономности каждого. Общение строится на диалоге и учете взаимных интересов.

Дем. стиль общения расширяется по мере взросления ребенка. Ребенок растет свободным, ответств., активн., самостоят., эмоционально устойчивым.

Проблемы могут возникнуть в коллективах с авторитарн. методами управления, т.к. ребенок не привык подчиняться - стремится высказываться, отстаивать св. мнение.

Американский психолог Ллойд Демис проанализировал культуру разн. стран – изучал картины, литературн. произведения. Интересовался характером семейно-родительск. отношений. Он выявил, что с древности до 4-го века нашей эры в семье господствовал оч. жестокий стиль – инфантицидныйстиль детоубийства. Детей приносили в жертву богам – одинаково из бедн. и богат. семей, слабых и больных и здоровых и сильных. Детей убивали, если понимали, что их трудно будет прокормить. Убивали законных и незаконных. Чаще девочек. Ребенок часто становился жертвой насилия в семье.

С 4-го по 13-й век существовал оставляющий или бросающий стиль. Количество убийств в эти годы резко сократилось. У ребенка начали признавать наличие души. Вместе с тем, от ребенка старались избавиться – отдать кормилице, в монастырь, слугой в дом богатого человека, отдать в чужую семью в качестве заложника в товарно-денежных отношениях. Но и в своей семье ребенок был окружен холодностью – считалось, что нужно выколачивать из него злое начало. Применялись жесток. наказания.

До 17-го века стиль сем. воспитания признан амбивалентным или противоречивым. Признают, что ребенок требует физическ. ухода. Его начинают окружать вниманием. В произведениях искусства появляется образ заботливой матери. Но ребенку отказывают в индивидуальности. В это время господствует концепция tabula rasa - ребенок как чистая доска, на которой можно писать все, что захочешь. В том случае, если ребенок не соответствует задуманному идеалу и проявляет упрямство – его жестоко наказывают. Считалось, что жестокое наказание – в интересах ребенка.

До 19 века – навязчивый стиль. Родители стремятся сблизиться с ребенком. Сначала мать нянчит и воспитывает, уговаривает, учит повиноваться. Ребенку навязываются идеалы взрослых. Возникает конфликт по типу «отцов и детей».

С 19-го до середины 20-го века сем. воспитание представлено социализирующим стилем. Воспитание не строится т. на подчинении ребенка. Важным признано научить его приспосабливаться к обстоятельствам, направить на нужный путь. Это период так называемого отцовского воспитания. Ребенок мыслится как объект социализации.

Со втор. половины 20-го века с тиль сем. воспитания характеризуется как помогающий. Возникает допущение, что родители хуже знают потребности ребенка, чем он сам. Следовательно, нужно помочь ребенку проявить свою индивидуальность. активное участие в воспитании принимают оба родителя. Задача сем. воспитания – это уже не столько дисциплинированность и формирование заданных качеств. Все члены семьи стараются больше общаться, разбираться в конфликтах. Ребенку стараются помочь в познании мира, спокойно относятся к периодам регресса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.008 с.)