Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, к-е оказывают влияние на сем. воспитание.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Личностные ресурсы. Они связаны с составом семьи (полные, неполные, многодетные, многопоколенные). К примеру, если семья неполная, в период дошк. детства сложно идет процесс полной ролевой социализации: для мальчика нет образца мужчины. Его необходимо компенсировать за счет др. родственников или педагогов учреждений доп. образования. Практически то же происходит в семьях с дистанционн. отцовством. Это семьи рыбаков, моряков дальн. плавания, работающих вахтовым методом. В таких семьях ребенок лишь небольш. период времени проводит с двумя родителями. Остальное время – это время ошибок. Со стор. одного из родителей может нагнетаться идеализация образа отсутствующего родителя. Как вариант – устрашение образом отца. Наиб. дискомфортно чувствуют себя мальчики. В результате – психологич. возраст не соответствует паспортному; такие дети склонны к правонарушениям, неадекватн. поведению, зачастую избалованны. Состояние здоровья членов семьи. Если в семье есть серьезно больной человек, то часто все внимание и все семейное взаимодействие переключено на него. Проблемы ребенка остаются в стороне и на потом. Уровень образованности. В большинстве случаев, если родители имеют высокий интеллектуальн. уровень – это фактор положительный. Но нельзя забывать о так называемых двухкарьерных семьях – когда родители заняты собственным профессиональн. ростом, а ребенок остается на попечении бабушек, дедушек или в образоват. учреждениях, куда перемещаются все вопросы воспитания. Материальные ресурсы. Значительные затраты на питание урезают возможности содержательного досуга – приобретение книг, игрушек. Наличие персонального пространства. У подрастающего ребенка должно б. св. игровое, далее – учебное место, так называемый детский уголок. Факт наличия у ребенка св. территории укрепляет в его сознании факт своего бытия в этом мире. Кроме того, ребенок, параллельно с осознанием собственной территории, учится осознавать понятия «мое» - «чужое» (мамино, папино) – «наше». В семье должны б. вещи, которые переходят из поколение в поколение - че-рез них сохраняются сем. традиции, происходит формирование идентичности с семьей. Особенности совр. семьи. Совр. родители, как прав., более образованные. Выявлено, что, чем выше уровень образования родителей, тем лучше учатся дети. Совр. родители – активно работают, у них мало времени на воспитание. Воспитанием занимаются бабушки, дедушки, гувернантки. Совр. родители более требовательны к качеству образоват. услуг в образоват. учреждениях. Увлекаются модн. системами воспитания, психологией. Что плохо – достаточно поверхностно. Сегодня произошло расслоение населения по матер. достатку. И зачастую именно по признаку матер. достатка наблюдается негативн. отношение к воспитаннику в учреждениях образования. Резкое возрастание миграц. процессов привело к тому, что у ребенка не воспитывается стремление быть хозяином на своей земле. Меняется уклад семьи. Если в недалеком прошлом кажд. ребенок был под контролем соседей, односельчан, просто прохожих, сегодня в больших городах ответственность за воспитание детей практически отсутствует у взрослых. Почти исчезли дворовые компании. Произошло разукрепление семьи. Разн. поколения стараются жить отдельно. Конечно, меньше споров о воспитании ребенка, но бытовая неустроенность, разобщенность поколений делают свое негативн. дело. Уменьшается численность семьи, сокращается рождаемость, увеличивается число однодетн. семей. Явно ослаблены отношения между сестрами и братьями. Увеличивается число разводов из-за неустроенности быта. Вместе с тем, в сем. воспитании важно выдержать обе линии – и отца, и матери. Линия матери обеспечивает опыт детей в мире людей. Женские ценности – доброта, внимание к слабым, терпение, снисходительность к недостаткам других, любовь к ближнему. Линия отца – это проекция на мир вещей. Мужск. ценности - дисциплина, порядок, стремление к состязательности, обязательность, ответственность. Личность человека формируется, прежде всего, под влиянием сем. воспитания и тогда приобретает способности к любви, взаимопониманию, уважению. Классические стили сем. воспитания: - авторитарный стиль – взрослые стараются подчинить своему влиянию младших, пресекают детск. инициативу, часто наказывают, жестко контролируют интересы и желания ребенка; коммуникация в семье зависит от взрослого; у ребенка формируется отчуждение, враждебность к окружающему миру; - демократический стиль – тепл. отношения, част. поощрение активности и самостоятельности; взрослые не стараются выглядеть идеальными в глазах ребенка, показывают, что все имеют право на ошибку; в таких семьях существует доверие между взрослыми и детьми; общение выстраивается на диалоге, интересах к мнению ребенка. На практике наблюдаются компромиссные варианты этих стилей. Классификация Арутюнянц. 1 тип. Традиционная патриархальная семья. Тяготеет к авторитарн. типу. Воспитат. воздействие осуществляется сверху вниз. Это воспитание детей в подчинении, непререкаемый авторитет старших. В таких семьях дети хорошо усваивают традиц. нормы, вписываются в коллективн. структуры со строгим подчинением и субординацией. Дети испытывают трудности в формировании собственных семей, безынициативны, легко поддаются внушению, ориентируются на мнение старших. Не гибки в общении. Соблюдают четкие нормы, как должно быть. Трудно приспосабливаются к изменениям. 2 тип. Детоцентрическая семья. Ярко проявилась в 20-м веке. Сконцентрирована на обеспечении счастья ребенка. Воспитание идет от желаний, потребностей, интересов ребенка. В таких семьях у детей формируется очень высокая, неадекватн. самооценка. Велик риск конфликтов с соц. окружением вне семьи. Ребенок оценивает ок-ружающих как враждебных. Таким детям грозит соц. дезадаптация. Наблюдаются проблемы в школе. 3 тип. Супружеская семья. Она же демократическая. Строятся отношения взаимодоверия, принятия автономности каждого. Общение строится на диалоге и учете взаимных интересов. Дем. стиль общения расширяется по мере взросления ребенка. Ребенок растет свободным, ответств., активн., самостоят., эмоционально устойчивым. Проблемы могут возникнуть в коллективах с авторитарн. методами управления, т.к. ребенок не привык подчиняться - стремится высказываться, отстаивать св. мнение. Американский психолог Ллойд Демис проанализировал культуру разн. стран – изучал картины, литературн. произведения. Интересовался характером семейно-родительск. отношений. Он выявил, что с древности до 4-го века нашей эры в семье господствовал оч. жестокий стиль – инфантицидный – стиль детоубийства. Детей приносили в жертву богам – одинаково из бедн. и богат. семей, слабых и больных и здоровых и сильных. Детей убивали, если понимали, что их трудно будет прокормить. Убивали законных и незаконных. Чаще девочек. Ребенок часто становился жертвой насилия в семье. С 4-го по 13-й век существовал оставляющий или бросающий стиль. Количество убийств в эти годы резко сократилось. У ребенка начали признавать наличие души. Вместе с тем, от ребенка старались избавиться – отдать кормилице, в монастырь, слугой в дом богатого человека, отдать в чужую семью в качестве заложника в товарно-денежных отношениях. Но и в своей семье ребенок был окружен холодностью – считалось, что нужно выколачивать из него злое начало. Применялись жесток. наказания. До 17-го века стиль сем. воспитания признан амбивалентным или противоречивым. Признают, что ребенок требует физическ. ухода. Его начинают окружать вниманием. В произведениях искусства появляется образ заботливой матери. Но ребенку отказывают в индивидуальности. В это время господствует концепция tabula rasa - ребенок как чистая доска, на которой можно писать все, что захочешь. В том случае, если ребенок не соответствует задуманному идеалу и проявляет упрямство – его жестоко наказывают. Считалось, что жестокое наказание – в интересах ребенка. До 19 века – навязчивый стиль. Родители стремятся сблизиться с ребенком. Сначала мать нянчит и воспитывает, уговаривает, учит повиноваться. Ребенку навязываются идеалы взрослых. Возникает конфликт по типу «отцов и детей». С 19-го до середины 20-го века сем. воспитание представлено социализирующим стилем. Воспитание не строится т. на подчинении ребенка. Важным признано научить его приспосабливаться к обстоятельствам, направить на нужный путь. Это период так называемого отцовского воспитания. Ребенок мыслится как объект социализации. Со втор. половины 20-го века с тиль сем. воспитания характеризуется как помогающий. Возникает допущение, что родители хуже знают потребности ребенка, чем он сам. Следовательно, нужно помочь ребенку проявить свою индивидуальность. активное участие в воспитании принимают оба родителя. Задача сем. воспитания – это уже не столько дисциплинированность и формирование заданных качеств. Все члены семьи стараются больше общаться, разбираться в конфликтах. Ребенку стараются помочь в познании мира, спокойно относятся к периодам регресса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.008 с.) |