Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы и структура урока естествознания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Большинство методистов в начальной школе выделяют следующие типы уроков естествознания: 1) вводные; 2) предметные; 3) комбинированные; 4) обобщающие. Каждый тип урока имеет определенную структуру, которая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвяз анных этапов урока. Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы. По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока. Основные дидактические цели таких уроков следующие: 1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания. 2. Сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках. 3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике. 4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). Поставить несколько новых проблем и оставить их открытыми. Вводные уроки могут иметь следующую примерную структуру: 1) организация класса; 2) постановка учебных задач; 3) ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике; 4) актуализация имеющихся знаний; 5) формирование новых представлений и понятий; 6) отработка приемов работы с учебником; 7) домашнее задание; 8) итог урока. Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания начального курса естествознания. Цели предметного урока: 1. Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы. 2. Развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований. Этот тип урока требует серьезной предварительной подготовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный материал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их проведение. Предметные уроки имеют следующую примерную структуру: 1) организация класса; 2) сообщение темы и постановка учебных задач; 3) актуализация опорных знаний; 4) проведение практической работы; 5) закрепление; 6) домашнее задание; 7) итог урока. Комбинированные уроки самые распространенные в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным. Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей: 1. Повторить и систематизировать ранее изученный мате- 2. Добиться усвоения новых представлений и понятий. 3. Развивать практические умения. 4. Закрепить полученные знания и умения. На таком занятии можно применять комбинации структурных элементов различных типов уроков. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела. Цели обобщающего урока: 1. Обобщить и систематизировать знания детей. 2. Отработать полученные умения и навыки. 3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях. 4. Установить уровень усвоения программного материала и овладения практическими умениями, Традиционная структура такого урока следующая: 1) организация класса; 2) обобщение и систематизация знаний по изученной теме; 3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы; 4) использование ЗУНов в новой учебной ситуации; 5) обобщающая беседа; 6) итог урока. Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда», «КВН» и т.п.) уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России», «Геологические экспедиции по родному краю» и т.п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если бы я был руководителем предприятия» и т.п.). На них рекомендуется организовывать групповую или индивидуальную самостоятельную работу учащихся.
21. Экскурсия по естествознанию. Методические требования к подготовке и проведению естественнонаучных экскурсий. Экскурсии по естествознанию — это форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях. Методические рекомендации к проведению экскурсий были впервые даны А.Я. Гердом. В статье «Об естественно-исторических экскурсиях» он писал: «Экскурсии должны служить дополнением к урокам... должны показать взаимные отношения царств природы. На растительный мир, например, имеет громадное влияние почва и географические условия местности... На всякой экскурсии непременная обязанность преподавателя развивать теплое эстетическое чувство к природе. Преподаватель обращает внимание детей на различные ландшафты и наводит их на анализ впечатлений, возбуждаемых местностью». Анализируя трудности организации экскурсий, А.Я. Герд выделяет главную из них — недостаточность сведений об окружающей природе у самих учителей. Недостаток, имеющий место и в школе сегодняшнего дня. Экскурсии стали обязательной формой обучения в 1901 г. Большую роль в разработке методики их проведения сыграл Д.Н. Кайгородов. Методические требования к проведению экскурсий были сформулированы Б.Е. Райковым и М.Н. Римским-Корсаковым в книге «Зоологические экскурсии». Вот основные из них: 1. Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. 2. На экскурсии учитель должен говорить только о том, что может показать и не превращать ее в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, не сопровождающегося изучением объектов следует избегать. 3. Изучаемый объект должен быть, по возможности, не только в руках у учителя, но и у каждого участника экскурсии. 4. Учитель обязан обеспечить активность участников экскурсии. Ученики, должны выполнить ряд самостоятельных заданий, а не пассивно следовать за руководителем и слушать его объяснения. 5. Материал экскурсии должен быть закреплен в памяти учащихся последующей его проработкой. В противном случае экскурсия остается незавершенной. Структура экскурсии: 1. Предварительная подготовка учителя: — постановка цели и задач экскурсии; — выбор маршрута и его посещение; — подбор объектов для наблюдений и исследований; — разработка заданий для работы учебных бригад; — определение формы отчетности; — составление конспекта проведения экскурсии; — предварительная подготовка учащихся. 2. Проведение экскурсии: а) вводная часть (перед выходом из школы): — постановка цели и задач экскурсии перед учащимися; — раздача учебного оборудования и заданий бригадам; — инструктаж учащихся — обсуждение правил поведения в природе; б) основная часть (на месте экскурсии): — вводная беседа; — самостоятельная работа бригад; — отчет о работе на местах; — обобщающая беседа. Подведение итогов; в) заключительная часть (в классе): — обработка собранного материала; — запись в тетрадь («Дневник наблюдений») результатов наблюдений; — закрепление материала экскурсии. Подготовках экскурсии начинается примерно за неделю до ее проведения.. Учитель определяет, тему, цели и посещает место для проведения экскурсии, где выбирает природные объекты для наблюдений и исследований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 4967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.89 (0.009 с.) |