Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и структура урока естествознания.

Поиск

Большинство методистов в начальной школе выделяют следующие типы уроков естествознания:

1) вводные;

2) предметные;

3) комбинированные;

4) обобщающие.

Каждый тип урока имеет определенную структуру, кото­рая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвяз анных этапов урока.

Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раз­дела или большой темы. По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока. Основные дидактические цели таких уроков следующие:

1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.

2. Сформировать общие представления о содержании учеб­ного материала, который предстоит изучать детям на после­дующих уроках.

3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.

4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). По­ставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.

Вводные уроки могут иметь следующую примерную струк­туру:

1) организация класса;

2) постановка учебных задач;

3) ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике;

4) актуализация имеющихся знаний;

5) формирование новых представлений и понятий;

6) отработка приемов работы с учебником;

7) домашнее задание;

8) итог урока.

Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания на­чального курса естествознания.

Цели предметного урока:

1. Добиться усвоения новых знаний путем непосредствен­ной работы учащихся с объектами природы.

2. Развивать практические умения по проведению простей­ших естественно-научных исследований.

Этот тип урока требует серьезной предварительной под­готовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный материал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их прове­дение.

Предметные уроки имеют следующую примерную струк­туру:

1) организация класса;

2) сообщение темы и постановка учебных задач;

3) актуализация опорных знаний;

4) проведение практической работы;

5) закрепление;

6) домашнее задание;

7) итог урока.

Комбинированные уроки самые распространенные в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливает­ся преемственность с ранее изученным. Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей:

1. Повторить и систематизировать ранее изученный мате-
риал.

2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.

3. Развивать практические умения.

4. Закрепить полученные знания и умения.

На таком занятии можно применять комбинации струк­турных элементов различных типов уроков.

Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.

Цели обобщающего урока:

1. Обобщить и систематизировать знания детей.

2. Отработать полученные умения и навыки.

3. Научиться применять знания и умения в новых ситуа­циях.

4. Установить уровень усвоения программного материала и овладения практическими умениями,

Традиционная структура такого урока следующая:

1) организация класса;

2) обобщение и систематизация знаний по изученной теме;

3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы;

4) использование ЗУНов в новой учебной ситуации;

5) обобщающая беседа;

6) итог урока.

Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда», «КВН» и т.п.) уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России», «Геологические экспедиции по родному краю» и т.п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если бы я был руководителем предприятия» и т.п.). На них реко­мендуется организовывать групповую или индивидуальную самостоятельную работу учащихся.

 

21. Экскурсия по естествознанию. Методические требования к подготовке и проведению естественнонаучных экскурсий.

Экскурсии по естествознанию — это форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить на­блюдения и изучать природные процессы в естественных условиях.

Методические рекомендации к проведению экскурсий были впервые даны А.Я. Гердом. В статье «Об естественно-исторических экскурсиях» он писал: «Экскурсии должны служить дополнением к урокам... должны показать взаимные отношения царств природы. На растительный мир, например, имеет громадное влияние почва и географические условия местности... На всякой экскурсии непременная обязанность преподавателя развивать теплое эстетическое чувство к при­роде. Преподаватель обращает внимание детей на различные ландшафты и наводит их на анализ впечатлений, возбуждае­мых местностью». Анализируя трудности организации экскурсий, А.Я. Герд выделяет главную из них — недостаточность сведений об окружающей природе у самих учителей. Недостаток, имею­щий место и в школе сегодняшнего дня. Экскурсии стали обязательной формой обучения в 1901 г. Большую роль в разработке методики их проведения сыграл Д.Н. Кайгородов. Методические требования к проведению экскурсий были сформулированы Б.Е. Райковым и М.Н. Римским-Корсаковым в книге «Зоологические экскурсии». Вот основные из них:

1. Экскурсия должна быть предварительно подготов­лена.

2. На экскурсии учитель должен говорить только о том, что может показать и не превращать ее в лекцию под откры­тым небом. Всякого многословия, не сопровождающегося изучением объектов следует избегать.

3. Изучаемый объект должен быть, по возможности, не только в руках у учителя, но и у каждого участника экс­курсии.

4. Учитель обязан обеспечить активность участников экс­курсии. Ученики, должны выполнить ряд самостоятельных заданий, а не пассивно следовать за руководителем и слушать его объяснения.

5. Материал экскурсии должен быть закреплен в памяти учащихся последующей его проработкой. В противном случае экскурсия остается незавершенной.

Структура экскурсии:

1. Предварительная подготовка учителя:

— постановка цели и задач экскурсии;

— выбор маршрута и его посещение;

— подбор объектов для наблюдений и исследований;

— разработка заданий для работы учебных бригад;

— определение формы отчетности;

— составление конспекта проведения экскурсии;

— предварительная подготовка учащихся.

2. Проведение экскурсии:

а) вводная часть (перед выходом из школы):

— постановка цели и задач экскурсии перед учащимися;

— раздача учебного оборудования и заданий бригадам;

— инструктаж учащихся — обсуждение правил поведения в природе;

б) основная часть (на месте экскурсии):

— вводная беседа;

— самостоятельная работа бригад;

— отчет о работе на местах;

— обобщающая беседа. Подведение итогов;

в) заключительная часть (в классе):

— обработка собранного материала;

— запись в тетрадь («Дневник наблюдений») результатов наблюдений;

— закрепление материала экскурсии. Подготовках экскурсии начинается примерно за неделю

до ее проведения..

Учитель определяет, тему, цели и посещает место для проведения экскурсии, где выбирает природные объекты для наблюдений и исследований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 4967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.89 (0.009 с.)