Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методика проведения практических работ.

Поиск

Практические работы на уроках естествознания призва­ны служить источником новых знаний. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Деятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов:

1. Постановка познавательной задачи (цели работы).

2. Инструктаж по ее выполнению (технический и органи­зационный). Инструкции к практической работе должны быть ясны­ми, четкими, конкретными. Если их нет в учебнике или рабочей тетради, то учитель сам составляет инструктивные карточки.

3. Самостоятельная работа учащихся (по письменным инструкциям или под команду учителя). Самостоятельность детей при выполнении практических работ развивается постепенно. Первые работы разбиваются на мелкие рабочие операции и выполняются под команду учителя, который проделывает опыты одновременно с деть­ми. Этот методический прием синхронизирует работу класса. В последующем ученики проделывают каждый опыт, пред­варительно прочитав вслух инструкции к работе. Учитель руководит работой детей.

4. Фиксация результатов работы (таблица, схема, рису­нок). Фиксация результатов проделанных опытов может прово­диться в процессе работы или по ее окончании. В последнем случае учащиеся воспроизводят результаты по памяти, за­крепляя полученные знания. Результаты проделанных опытов обычно записываются в таблицу. Примером может служить практическая работа в 4 классе по изучению свойств торфа и каменного угля. Перед учащимися ставится цель: определить и сравнить свойства торфа и угля. Ученики работают по следующим заданиям:

1. Какого цвета торф и каменный уголь? Какое ископаемое темнее? Почему?

2. Обладает ли блеском торф? Блестит ли каменный уголь?

3. Исследуйте твердость этих полезных ископаемых с по­мощью предметного стекла.

4. Определите строение топливных полезных ископаемых. Как возраст повлиял на строение этих горных пород?

5. Посмотрите опыт по горению торфа и угля, который покажет вам учитель. Какое из этих полезных ископаемых содержит больше энергии Солнца? Результаты каждого опыта заносятся в табл.

Результаты практических работ могут фиксироваться и в схеме. Примером может служить работа в 3 классе по изу­чению состава и свойств почвы. Перед началом работы ста­вится проблемный вопрос: «К живой или неживой природе можно отнести почву?».

Дети исследуют состав почвы по инструкциям учебника, наблюдают за демонстрацией опытов учителем, читают текст «Что растения берут из почвы» и заполняют схему.

 

Описание работы учащимися.

6. Обобщения и выводы, решающие познавательную задачу.

Изучив и сравнив свойства торфа и угля, дети с помощью учителя приходят к выводу, что уголь дольше пролежал в земле, так как обладает более темным цветом, блеском и твердостью. Он дольше горит и при этом выделяет больше тепла, значит в угле запасено больше солнечной энергии. Учитель подтверждает выводы детей рассказом об образова­нии этих полезных ископаемых: «Торф образуется при отми­рании и неполном разложении болотных растений в услови­ях повышенной влажности и недостатке кислорода. В обра­зовании торфа участвуют микробы. Этот процесс продолжа­ется от четырех до двенадцати тысяч лет. Мы и сегодня яв­ляемся свидетелями продолжающегося процесса образования торфа. Уголь сформировался из торфа под действием высо­кого давления и температуры много миллионов лет назад. Тогда климат на Земле был теплым и влажным, а растения имели большие размеры».

После окончания работы делается вывод: почву нельзя отнести ни к неживой ни к живой природе. Она не обладает свойствами живых организмов, но не может без них суще­ствовать. Учитель сообщает, что почву можно рассматри­вать как промежуточное звено между неживой и живой природой.

Иногда результаты практической работы оформляются в виде рисунка. Примером могут служить работы «Органы растения», «Этапы развития растения из семени».

Практические работы выделены в каждой естественно­научной программе для начальной школы и обязательны для проведения. На практических работах развиваются умения детей, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах. К выполнению работ учащихся нужно приучать систематически, постепенно переходя от коротких и несложных по организации опытов к более продолжитель­ным и сложным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.16 (0.005 с.)