Наглядные методы обучения естествознанию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наглядные методы обучения естествознанию.



Это способы овладения учебным материалом, при котором новые знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов.

Наглядные пособия должны использоваться на всех уроках по изучению окружающего мира, но это не означает, что все занятия проводятся с применением наглядных методов обу­чения. Наглядность может служить иллюстрацией к расска­зу учителя для усиления его образности, но источником знаний в этом случае все же остается слово учителя.

При проведении урока наглядными методами именно де­монстрация опытов, экранных пособий, натуральных объек­тов, таблиц служит источником знаний учащихся.

Опыт показывает, что наиболее целесообразно к нагляд­ным методам обучения отнести:

■ демонстрацию наглядных и аудиовизуальных по­собий;

■ демонстрацию опытов;

■ моделирование.

При использовании наглядных методов обучения требу­ется соблюдение определенных методических условий. Рас­смотрим важнейшие из них.

Методические требования к фронтальной демонстрации наглядных пособий:

1. Демонстрируемый объект должен быть виден всему классу.

2. Пособие должно находиться перед глазами детей только во время демонстрации. В противном случае внимание учащихся будет рассеяно.

3. Не следует показывать много пособий одновременно. Объем внимания младших школьников — 3-4 объекта.

4. В элементарном курсе лучше избегать микроскопа и слишком сложных препаратов и рисунков.

5. С помощью вопросов внимание детей направляется на главные, существенные признаки демонстрируемого пособия.

Часто детям дается план описания природного объекта. Например, при демонстрации чучела или изображения животного учитель просит описать его по плану:

1) К какой группе относится это"животное (насекомое, пресмыкающиеся, птица, млекопитающее)?

2)Размеры и окраска тела.

3) Особенности внешнего строения.

4) Способ передвижения.

5) Образ жизни: чем питается животное, где селится, как спасается от врагов, как приспособилось к жизни зимой?

6. После демонстрации наглядных пособий делаются обобщения и выводы.

При индивидуальной и групповой демонстрации раздаточ­ный материал может быть у каждого ребенка или у группы (пары) учащихся.

Методические требования к демонстрации учебных фильмов

1. Содержание фильма должно быть связано с темой уро­ка.

2. Фильм просматривается учителем до урока, выбирают­ся фрагменты для показа на уроке, составляются вопросы к беседе по содержанию фильма.

3. Определяется время и место фильма на уроке.

4. До просмотра перед детьми ставится познавательная задача, которая должна быть решена в процессе анализа содержания фильма.

5. В ряде случаев учитель может заранее познакомить учащихся с натуральными объектами, которые будут демонстрироваться в фильме.

6. При необходимости сосредоточить внимание учащихся на отдельных кадрах, учитель может выключить дикторский текст и прокомментировать кадры сам.

 

Методика организации и проведения демонстрационных опытов

На уроках естествознания невозможно обойтись без демон­страции опытов и их результатов. Учитель показывает такие опыты с природными объектами, которые дети не могут про­вести сами ввиду их сложности или опасности. Это опыты, связанные с нагреванием или требующие использования химических реактивов.

При подготовке демонстрационного опыта учитель дол­жен: выполнить следующие условия:

■ проверить наличие оборудования и его техническое состояние;

■ определить количество и качество веществ, которые будут использованы в опыте;

■ провести опыт заранее, чтобы устранить неполадки и определить его продолжительность;

■ составить вопросы, задания и комментарии к просмот­ру опыта учащимися.

Во время проведения демонстрационного опыта необходи­мо соблюдать следующие условия:

■ перед проведением опыта учитель ставит познаватель­ную задачу;

■ опыт проводится на предметном столике;

■ необходимо строго соблюдать правила техники безопас­ности;

■ оборудование собирается на глазах у детей. При этом учитель дает название и объясняет назначение каждого прибора;

■ во время демонстрации опыта учитель комментирует свои действия.

■ после проведения опыта анализируются полученные результаты, делаются обобщения и выводы.

Для закрепления полученных наглядным методом пред­ставлений демонстрационный опыт схематично зарисовыва­ется в тетрадь.

Моделирование — это метод обучения, который предпо­лагает создание моделей и работу сними. Моделирование в широком смысле слова — это замена действий с реальными предметами действиями с их образцами, моделями, муляжа­ми, макетами, а так же с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п.

Учителю важно тщательно подготовится к работе по мо­делированию.

1. Сделать сами модели.

2. Спланировать, на каких этапах урока будет использо­ваться метод моделирования.

3. Определить степень самостоятельности учащихся при работе с моделями.

Выяснить, как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.186.30 (0.009 с.)