Методика проведения фенологических наблюдений с младшими школьниками. Методика работы с «Дневником наблюдений». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения фенологических наблюдений с младшими школьниками. Методика работы с «Дневником наблюдений».



Сезонные изменения в жизни растений и животных (рас­пускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т.п.) на­зывают фенологическими явлениями.

В обязательном минимуме содержания начального обра­зования рекомендуется проводить регулярные наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе.

Проведение фенологических наблюдений является необ­ходимым условием изучения курса естествознания. Наблю­дения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в подготовительном курсе познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации ре­зультатов наблюдений. Фенологические наблюдения содержат много ценных пе­дагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблю­дательности, памяти, логического мышления детей —ка­честв, необходимых при изучении естественных наук.

Для организации наблюдений за сезонными явлениями в при­роде учителю нужно знать основные правила их проведения.

1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он должен быть расположен недалеко от школы или от места жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. Поэтому одни и те же фенологические явления (например, зацветание че­ремухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на окраине, в южной и северной части города.

2. Выбранный участок по своему рельефу и составу расти­тельности должен быть характерным для окружающей ме­стности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников, растущих по соседству друг с другом и в достаточном коли­честве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках сезонных изменений условия, в которых находятся растения (освещенность солнцем, возвышенный или низменный уча­сток), и их возраст.

3. Определите названия деревьев, кустарников и травяни­стых растений вашего участка. Это могут быть: тополь чер­ный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, ши­повник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие распространенные растения. По каждому виду ведите отдель­ные записи.

4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осе­нью 2-3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений зависит от их частоты.

5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими жи­вотными проводите в полной тишине. Не берите животных в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого орга­низма вне условий его существования.

6. Наступление того или иного фенологического явления соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это по­может вам установить закономерности в развитии неживой и живой природы.

7. Все записи происходящих в природе явлений делайте в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную дату их наступления.

8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с ро­дителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.

В классе должен быть «Фенологический уголок», который чаще всего имеет следующие рубрики:

а) наблюдения за погодой (на месяц);

б) план фенонаблюдений (за неживой природой, растения-
ми, животными);

в) народный календарь;

г) «Это интересно» (занимательные сведения о природных
объектах и явлениях);

д) «Подумай, наблюдай, ответь» (вопросы и задания с кон­вертом для ответов детей). Сведения, помещенные в этих рубриках Должны обновляться каждую неделю.

«Дневники наблюдений над природой и трудовой деятель­ностью человека» для учащихся 1-4 классов были созданы Е.А. Валериановой, а впоследствии — З.А. Клепининой и Г.Н. Аквилевой. Их основу составляют задания для наблю­дений в природе, сгруппированные по сезонам. План наблю­дений соответствует традиционному построению программ по природоведению. Внутри сезона задания распределены согласно определенной логике: сначала даны задания для наблюдений за неживой природой, затем — за растениями, за животными и, наконец, за трудом людей. Такой порядок отражает естественные взаимосвязи в природе. В каждом сезоне есть таблицы наблюдений за погодой (облачностью, осадками, температурой, ветром). Для фиксации таких на­блюдений в дневнике приводятся условные знаки, обозна­чающие погодные явления.

Кроме этого в дневнике поя­вились таблицы со значением средних сроков наступления тех или иных фенологических явлений. Итоги наблюдений подводятся на «Минутке календа­ря» — особом этапе каждого урока естествознания -- по плану:

1) характеристика погоды за неделю;

2) анализ сезонных изменений в неживой природе;

3) фенологические явления в жизни растений и жи­вотных;

4) установление причинно-следственных связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

5) участие детей в сезонных работах и природоохранной деятельности.

В конце каждого месяца подводятся итоги Наблюдений за месяц, а в конце сезона — за сезон.

Для более красочного и образного описания фенологиче­ских явлений на «Минутках календаря» могут использовать­ся натуральные и изобразительные наглядные пособия, стихи, народные приметы и др. Этот этап обычно занимает 3-5 мин и проводится в начале урока.

В начале учебного года «Минутки календаря» проводит учитель, постепенно подключая к анализу цогоды и сезонных изменений в природе «дежурных фенологов». К концу 1 класса дети сами поДводят итоги наблюдений, учатся под­бирать дополнительный материал для проведения «Минуток календаря».

«Дежурные фенологи» назначаются на неделю, в течение которой заполняют общеклассный «Фенологический уго­лок». Это дает возможность всем учащимся контролировать правильность личных наблюдений. В течение сезона каждый ученик должен побывать в роли «дежурного фенолога».

Очень важен контроль учителя за выполнением заданий «Дневника наблюдений». Ежемесячно проводится их фрон­тальная проверка и выставляются оценки

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.70.232 (0.006 с.)