Методические приемы обучения естествознанию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы обучения естествознанию.



Методический прием — это элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учи­теля и учащихся в процессе обучения. Методические приемы применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение. Наиболее удачная классификация методических приемов была предложена Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунекой.В зависимости от методических функций ими выделены организационные, логические и технические приемы. К организационным приемам относятся действия учите­ля, направляющие внимание, восприятие и формы органи­зации работы учеников. Например, на практической работе учитель должен определить, будут ли ученики работать индивидуально, в парах или группами, раздать оборудова­ние и объяснить, на какой странице учебника есть задания к практической работе, показать образец таблицы или схе­мы, с помощью которой будут фиксироваться результаты работы и т.п.

К техническим приемам можно отнести использование определенного.лабораторного оборудования, составление инструктивных карточек, расчерчивание таблиц для прак­тических работ, команды учителя, помогающие синхронно выполнить отдельные операции, фиксация результатов ра­боты и т.п.

Логические приемы помогают развивать мыслительную деятельность учащихся. К ним можно отнести постановку цели или проблемы и планирование хода практической ра­боты вместе с учащимися. Использование заданий, помо­гающих проанализировать свойства природных объектов, сравнить их, классифицировать, сделать выводы и обоб­щения.

Каждый метод раскрывается многими и разными по ха­рактеру методическими приемами. Их выбор зависит от педагогического мастерства учителя, от его твор­ческих способностей. Учитель может изобретать нетрадици­онные приемы или трансформировать уже известные с целью повышения эффективности учебного процесса.

Особенности каждой группы методических приемов пока­жем на примере практических методов обучения.

Словесные методы:

1. Беседа, учебная дискуссия

Организационные приемы: составление плана, ответы по плану, подготовка вопросов отвечающему, организация класса на проблемную дискуссию.

2. Рассказ:

Логические: постановка проблемных вопросов, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей, сравнение, выявление общих и отличных признаков, обобщение и выводы, приведение примеров.

3. Работа с книгой

Технические: записи на доске, составление плана статьи, нахождение ответов в книге, запись терминов в словарь.

Наглядные:

1. Демонстрация опытов, аудиовизуальных пособий

Организационные приемы: помещение объектов на предметный столик; создание фона; пользование экраном, наблюдение по плану, подготовка заданий для наблюдений.

2. Демонстрация натуральных, искусственных и изобразительных наглядных пособий

Логические: постановка учебной задачи, анализ результатов опыта, моделирование природных процессов, сравнение природных объектов, обобщение и выводы

3. Моделирование

Технические Создание моделей на магнитной доске; подбор и установка лабораторного обору­дования; зарисовка опыта в тетрадь; де­монстрация фильма без дикторского тек­ста; остановка кадра; использование про­екционных приборов и т.д.

Практические

Наблюдения. Практические работы. Исследовательский эксперимент

Организацион­ные Составление ин­структивных кар­точек для работы в парах или груп­пах; выполнение работы по плану, отчет о результа­тах работы; под­бор контрольных и опытных образ­цов для проведе­ния эксперимента и др.

Логические Постановка проблемных за­дач; определе­ние цели и пла­на работы; выявление свойств изучае­мых объектов; сравнение объ­ектов; выводы по результатам работы и т.п.

Технические Запись цели и ин­струкции к работе на доске; раздача лабораторного оборудования; расчленение рабо­ты на отдельные операции; фикса­ция результатов работы в таблице, схеме, зарисовка опыта и др.

 

17. Структура учебника. Приемы работы с учебниками образовательного компонента «Окружающий мир» для начальной школы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.03 с.)