Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краеведческий принцип преподавания курса естествознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Краеведческий принцип может быть определён как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познаниями учащихся своего края, с применением знаний в общественно-полезной деятельности. В становлении краеведческого принципа можно выделить 5 этапов: 1 этап – введение в городские училища естествознания как учебного предмета 1786 (зуев). 2 этап – становление родиноведения и отечествоведения в 60 годы 19 века (ушинский, семенов). 3 этап - 1918 - 1931 гг. XX века. Школьное краеведение рассматривается как одно из эффективных средств связи обучения и воспитания с трудом. Введение в школах комплексных программ обучения. (крупская, блонский). 4 этап - 50-70 гг. XX века. В теории и практике школьного краеведения утвердились предметные направления. В теоретических положениях ученых о сущности краеведческого принципа появляются противоречивые суждения: смешивание понятий «краеведение», «краеведческий подход», «краеведческий принцип». (скаткин, клепинина, мельчаков) 1968-учебник наш край, дополнение к учебнику, Кирин. 5 этап —конец 20 века. Краеведческий принцип становится ведущим дидактическим принципом обучения. Стандартизация образования, разработка и внедрение в базисный учебный план национального регионального компонента. Задачи: формирование ярких образов, на основе которых образуются естественно-научные представления понятия. Патриотическое воспитание – становление гражданской позиции. Эстетическое воспитание средствами окружающей природы. Краеведческие разделы есть в программах клепининой «природа и люди», плешакова «наш край часть большой страны». Краеведческий материал вводится в отдельные темы курса виноградовой, поглазовой, «гармония» «перспективная начальная школа», «перспектива». В курсах занкова вахрушева 2100, эльконина-давыдова краеведческого раздела нет. Темы не обособлены, в данном случае краеведение изучается внеурочно (факультативные курсы) план в содержании: край на карте, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, лес, ярусы леса, луг, водоем, растениеводство, животноводство, 5 экскурсий.
5. Экологическое образование младших школьников в процессе преподавания курса естествознания. Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социалъной среде и здоровью. Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Сура-вегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. К компонентам экологической культуры относятся: ■ экологические знания и умения; ■ экологическое мышление; ■ ценностные ориентации; ■ экологически оправданное поведение. Задачи: -доказать что все в природе взаимосвязано, -помочь понять для чего человек должен знать природные связи (чтоб не нарушать их) -научить строить своё поведение на основе знаний о взаимосвязях в природе. Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты. Научно-познавательный аспект воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны. Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека. Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними. Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы. При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений (по А.А. Плешакову). 1-й уровень. Объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними. Этот уровень достигается в 1 классе; Дети узнают о компонентах неживой и живой природы (Воздухе, воде, Солнце, растениях, животных), о простейшей классификаций живых организмов. Учатся распознавать отдельных представителей растительного и животного мира, ухаживать за ними. 2-й уровень. Рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой и внутри живой природы. Эти представления начинают развиваться со 2 класса. Выпускники 4 класса должны уметь объяснять, в чем заключается роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, каково значение растений и животных в природе. Устанавливать следующие взаимосвязи между растениями и животными: ■ по местообитанию-топические (учащиеся должны уметь рассказывать о роли растений в расселении животных); ■ по способу питания-трофические (дети должны научиться составлять простейшие цепи питания); ■ по участию одного вида в распространении другого-форические (младшие школьники должны объяснять, какую роль играют животные в распространении плодов и семян растений). ■ Строительство-фабрические На этом уровне вполне осознанно усваивается информация об охране воздуха, воды, почвы, растений и животных. 3-й уровень. Рассматриваются природные явления и процессы (сезонные изменения в природе, причины смены природных зон с Севера на юг, виды вращения Земли). При этом устанавливаются причинно-следственные связи. Знание экологических связей помогает детям предсказывать последствия воздействия человека на природу (осушение болот, вырубка дуплистых деревьев, уничтожение комаров в тайге и т.п.) 4-й уровень: делать экологические прогнозы. В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает: ■ формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество; ■ формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды; ■ воспитание ценностных ориентации экологического характера; ■ формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам; - ■ участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.
ФГОС по «Окружающему миру». ■ Окружающий мир включает требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре программы; к условиям ее реализации (кадровому, финансовому, учебно-методическому, материально-технической). ■ Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: ■ • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; ■ • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. ■ Основными задачами реализации содержания курса являются: ■ • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; ■ • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; ■ • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; ■ • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. ■ Результаты изучения учебного предмета ■ Личностными результатами изучения окружающего мира в начальной школе является: ■ • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ■ • формирование ценностей многонационального российского общества; ■ • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; ■ • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ■ • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; ■ • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; ■ • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ■ • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ■ • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ■ • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ■ • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ■ • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. ■ Метапредметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются: ■ • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; ■ • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ■ • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; ■ • определять наиболее эффективные способы достижения результата; ■ • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ■ • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ■ • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ■ • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; ■ • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации ■ • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; ■ • готовность слушать собеседника и вести диалог; ■ • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ■ • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ■ • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; ■ • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; ■ • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; ■ • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». ■ Предметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются: ■ • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; ■ • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; ■ • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; ■ • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); ■ • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. ■ Содержание курса: человек и общество ■ Человек и природа ■ Правила безопасной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.252.21 (0.012 с.) |