Краеведческий принцип преподавания курса естествознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краеведческий принцип преподавания курса естествознания.



Краеведческий принцип может быть определён как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познаниями учащихся своего края, с применением знаний в общественно-полезной деятельности.

В становлении краеведческого принципа можно выделить 5 этапов: 1 этап – введение в городские училища естествознания как учебного предмета 1786 (зуев). 2 этап – становление родиноведения и отечествоведения в 60 годы 19 века (ушинский, семенов). 3 этап - 1918 - 1931 гг. XX века. Школьное краеведение рассматривается как одно из эффективных средств связи обучения и воспитания с трудом. Введение в школах комплексных программ обучения. (крупская, блонский). 4 этап - 50-70 гг. XX века. В теории и практике школьного краеведения утвердились предметные направления. В теоретических положениях ученых о сущности краеведческого принципа появляются противоречивые суждения: смешивание понятий «краеведение», «краеведческий подход», «краеведческий принцип». (скаткин, клепинина, мельчаков) 1968-учебник наш край, дополнение к учебнику, Кирин. 5 этап —конец 20 века. Краеведческий принцип становится ведущим дидактическим принципом обучения. Стандартизация образования, разработка и внедрение в базисный учебный план национального регионального компонента.

Задачи: формирование ярких образов, на основе которых образуются естественно-научные представления понятия. Патриотическое воспитание – становление гражданской позиции. Эстетическое воспитание средствами окружающей природы.

Краеведческие разделы есть в программах клепининой «природа и люди», плешакова «наш край часть большой страны». Краеведческий материал вводится в отдельные темы курса виноградовой, поглазовой, «гармония» «перспективная начальная школа», «перспектива». В курсах занкова вахрушева 2100, эльконина-давыдова краеведческого раздела нет. Темы не обособлены, в данном случае краеведение изучается внеурочно (факультативные курсы) план в содержании: край на карте, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, лес, ярусы леса, луг, водоем, растениеводство, животноводство, 5 экскурсий.

 

 

5. Экологическое образование младших школьников в процессе преподавания курса естествознания.

Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспи­тания и развития личности, направленный на формирова­ние системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обес­печивающих ответственное отношение к окружающей природно-социалъной среде и здоровью.

Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологиче­ского образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Сура-вегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологиче­ского образования является становление экологической культуры личности и общества.

К компонентам экологической культуры относятся:

■ экологические знания и умения;

■ экологическое мышление;

■ ценностные ориентации;

■ экологически оправданное поведение.

Задачи: -доказать что все в природе взаимосвязано,

-помочь понять для чего человек должен знать природные связи (чтоб не нарушать их)

-научить строить своё поведение на основе знаний о взаимосвязях в природе.

Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценност­ный, нормативный и деятельностный аспекты.

Научно-познавательный аспект воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.

Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.

Нормативный аспект отражает нормы поведения челове­ка в природе, знакомит с ними, приучает действовать в со­ответствии с ними.

Деятельностный аспект предусматривает усвоение соот­ветствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.

При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений (по А.А. Плешакову).

1-й уровень. Объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними. Этот уровень достигается в 1 классе; Дети узнают о компо­нентах неживой и живой природы (Воздухе, воде, Солнце, растениях, животных), о простейшей классификаций живых организмов. Учатся распознавать отдельных представителей растительного и животного мира, ухаживать за ними.

2-й уровень. Рассматриваются взаимосвязи между нежи­вой и живой природой и внутри живой природы. Эти представления начинают развиваться со 2 класса. Вы­пускники 4 класса должны уметь объяснять, в чем заключает­ся роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, ка­ково значение растений и животных в природе. Устанавливать следующие взаимосвязи между растениями и животными:

■ по местообитанию-топические (учащиеся должны уметь рассказы­вать о роли растений в расселении животных);

■ по способу питания-трофические (дети должны научиться составлять простейшие цепи питания);

■ по участию одного вида в распространении другого-форические (младшие школьники должны объяснять, какую роль играют животные в распространении плодов и семян растений).

■ Строительство-фабрические

На этом уровне вполне осознанно усваивается информация об охране воздуха, воды, почвы, растений и животных.

3-й уровень. Рассматриваются природные явления и про­цессы (сезонные изменения в природе, причины смены при­родных зон с Севера на юг, виды вращения Земли). При этом устанавливаются причинно-следственные связи. Знание эко­логических связей помогает детям предсказывать последст­вия воздействия человека на природу (осушение болот, вы­рубка дуплистых деревьев, уничтожение комаров в тайге и т.п.)

4-й уровень: делать экологические прогнозы.

В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической куль­туры как качества личности включает:

■ формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе чело­век — природа — общество;

■ формирование интеллектуальных и практических уме­ний по изучению, оценке, улучшению состояния окру­жающей среды;

■ воспитание ценностных ориентации экологического характера;

■ формирование мотивов, потребностей, привычек целе­сообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам; -

■ участие в активной практической деятельности по ох­ране окружающей среды.

 

ФГОС по «Окружающему миру».

■ Окружающий мир включает требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре программы; к условиям ее реализации (кадровому, финансовому, учебно-методическому, материально-технической).

■ Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

■ • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

■ • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

■ Основными задачами реализации содержания курса являются:

■ • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

■ • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

■ • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

■ • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

■ Результаты изучения учебного предмета

■ Личностными результатами изучения окружающего мира в начальной школе является:

■ • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

■ • формирование ценностей многонационального российского общества;

■ • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

■ • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

■ • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

■ • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

■ • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

■ • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

■ • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

■ • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

■ • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

■ • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

■ Метапредметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются:

■ • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

■ • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

■ • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

■ • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

■ • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

■ • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

■ • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

■ • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

■ • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

■ • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

■ • готовность слушать собеседника и вести диалог;

■ • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

■ • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

■ • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

■ • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

■ • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

■ • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

■ Предметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются:

■ • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

■ • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

■ • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

■ • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

■ • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

■ Содержание курса: человек и общество

■ Человек и природа

■ Правила безопасной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.70.232 (0.026 с.)