Практические методы обучения естествознанию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические методы обучения естествознанию.



Эти методы предусматривают приобретение новых знаний учащимися посредством самостоятельной работы. К практическим методам относятся наблюдения, практические работы, исследовательский эксперимент.

Наблюдение — это планомерное, целенаправленное чув­ственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания.

Учитель должен провести предварительную работу по подготовке наблюдений;

■ определить цель наблюдения;

■ выбрать объект;

■ разработать задания и познакомить с ними учащихся;

■ подобрать необходимое оборудование;

■ познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов.

Основные правила проведения наблюдений были сформу­лированы немецким педагогом А. Любеном, сторонником «индуктивного метода» обучения, основанного на наблюде­ниях и опытах. Он советовал учителям:

1. Начинать наблюдения с естественных тел родины и кончать телами отдаленных стран.

2. Выбирать по преимуществу тела, характерные по своему строению или другим особенностям, познакомить детей с те­лами, имеющими практическое значение.

3. Начинать наблюдения с тел природы наиболее доступ­ных для ребенка.

4. Выбирать тела так, чтобы ученик видел в каждом курсе нечто целое, а в следующем — развитие предыдущего.

5. Начинать с наблюдений за отдельными телами, а потом подводить детей к обобщению.

6. Давать учащимся естественные тела в руки, чтобы они рассматривали их собственными глазами, сами описывали и группировали.

7. Возобновлять сделанные наблюдения как можно чаще.

Приучать детей к самостоятельному изучению и наблю­дению природы.

По продолжительности наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные. Кратковременные могут проводиться на экскурсии или на уроке при работе с разда­точным материалом. Длительные в основном выполняются во внеурочное время.

Например, к длительным относятся фенологические наблю­дения за изменением окраски листьев и листопадом у конкрет­ных деревьев.

Наблюдения тесно связаны с практическими работами.

Практические работы на уроках естествознания призва­ны служить источником новых знаний. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Деятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов:

1. Постановка познавательной задачи (цели работы).

2. Инструктаж по ее выполнению (технический и органи­зационный).

3. Самостоятельная работа учащихся (по письменным инструкциям или под команду учителя).

4. Фиксация результатов работы (таблица, схема, рису­нок).

5. Описание работы учащимися.

6. Обобщения и выводы, решающие познавательную задачу.

Инструкции к практической работе должны быть ясны­ми, четкими, конкретными. Если их нет в учебнике или рабочей тетради, то учитель сам составляет инструктивные карточки.

К долговременным и сложным по организации относится исследовательский эксперимент. В начальной школе он при­меняется как метод обучения довольно редко.

Исследовательский эксперимент чаще всего использу­ется во внеурочной и внеклассной кружковой работе.

Проведение эксперимента требует тщательной подготовки, При этом учитель должен помнить:

1. В экспериментальном исследовании важную роль игра­ет предварительная гипотеза, т.е. предположение, выдви­гаемое для объяснения тех явлений, которые предполагается изучать посредством эксперимента.

2. Для проведения исследования необходимо иметь кон­трольный и экспериментальный экземпляры исследуемых объектов.

3. Важным отличием эксперимента от обычного наблюде­ния является вариация условий наблюдения. В природе на один объект воздействует широкий спектр условий. В экспе­риментальном Опыте по возможности устраняются те явле­ния, которые маскируют изучаемый процесс и вводятся факторы его усиливающие.

4. При постановке эксперимента необходимо руководство­ваться методом единственного различия условий проведения контрольного и экспериментального опытов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 3040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.143.154 (0.005 с.)