Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика преподавания естествознания – педагогическая наука. Предмет, задачи и методы исследования МПЕ.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методика преподавания естествознания – педагогическая наука. Предмет, задачи и методы исследования МПЕ. Естествознание — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое. Методика преподавания естествознания — это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета. Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала. Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе. Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. В более узком смысле природа—это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания. Методика призвана решать важные задачи: ■ правильно выделить цели начального естественно-научного образования; ■ определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета; ■ разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания; ■ выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания. Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естествознания. Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе, о которых говорилось выше. Естественные науки предоставляют в распоряжение методиста не только научный материал для построения школьного курса естествознания, но и методы изучения природы. Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания. Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику знаниями из дидактики и теории воспитания. Дидактика разрабатывает теоретические основы обучения. Она выделяет принципы, методы, средства и формы обучения общие для всех школьных предметов. Методика естествознания прошла сложный, неоднозначный, но безусловно, интересный путь развития, являющийся частью исторического пути всей педагогической науки. Поэтому необходимо отметить связь методики с историей педагогики. Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодействие и взаимообогащение. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач. История развития МПЕ. Методика естествознания как наука создавалась трудом ученых-естественников, методистов, учителей. В кратком очерке истории возможно остановиться только на ключевых вехах и наиболее крупных деятелях методики преподавания естествознания. В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было. Первая школа, в которой преподавались сведения из географии, была открыта в Москве при Петре I в 1701 г. В подобной школе, открытой в Петербурге в 1715 г., и в общеобразовательной гимназии, созданной в это же время в Москве, география преподавалась в качестве самостоятельного предмета. XVIII век: С середины XVIII в. в русской педагогике стали появляться высказывания о необходимости естественно-научного образования детей. В 1761 г. у М.В. Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Попытка обосновать ценность ознакомления учащихся с окружающей природой делалась известным русским общественным деятелем начала XVIII века Н.И. Новиковым. В главных училищах по указу Екатерины II вводилось1 преподавание естествознания и географии. Зарождение методики преподавания естествознания связано с именем Василия Федоровича Зуева (1754-1794). В1786 году был напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах. Он назывался «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи...». В.Ф. Зуевым была впервые определена последовательность изучения природы, лежащая в основе современного дидактического правила: «от неживого - к живому». В.Ф. Зуев издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение конторой части книги. Первая половина XIX в По уставу 1804 г. преподавание естествознания было введено во 2 классах малых народных училищ. В1809 г. учебник В.Ф. Зуева начал заменяться учебником A.M. Теряева «Начальные основания ботанической философии...». В 1821 г. в школах появился учебник «Три ботаника», написанный филологом, директором департамента народного просвещения И.И. Мартыновым. В начале XIX века во все средние учебные заведения было введено преподавание географии по учебникам Е.Ф. Зябловского. Школьным уставом 1828 г. естествознание было исключено из программ учебных заведений. Предмет был вновь введен только через 20 лет в кадетских корпусах, а в 1852 г. - в гимназиях. Новым стал порядок изучения курса: зоология - ботаника - минералогия, гораздо менее удобный, чем предложенный В.Ф. Зуевым. Вторая половина XIX в.: Общий подъем мысли в 60-е годы связан отчасти с появлением книги Ч. Дарвина «Происхождение видов». Огромное влияние на развитие этого направления в обучении младших школьников оказал прогрессивный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Знакомство детей с природой К.Д. Ушинский предлагал начинать с изучения своей местности и наблюдений за временами года, чтобы впечатления от чтения книг или сообщений учителя ребенок мог проверить личным опытом. К.Д. Ушинский считал, что исправить такое положение можно введением в российские училища предмета, основанного на чувственном восприятии окружающей природы, - отечествоведения. Огромное влияние оказали идеи К.Д. Ушинского на педагогическую и литературную деятельность Дмитрия Дмитриевича Семенова (1835-1902) - талантливого педагога-географа. Он начал совместную работу с К.Д. Ушинским в 1860 г. Д.Д. Семенов разработал методику проведения экскурсий, составил пособие «Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям» в 6-ти выпусках. В1862 г. вышли три части «Уроков географии» Д.Д. Семенова. Деятельность Д.Д. Семенова способствовала появлению в России учебников, основанных на принципе отечествоведения. Развитие методики естествознания во второй половине XIX в. связано с именем Александра Яковлевича Герда (1841-1888). Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку. Учебник «Мирбожий», написанный А.Я. Гердом для учащихся 2 и 3 классов, состоял из 2-х частей - «Земля, воздух, вода» и «Растения, животные, человек». В 1883 г. Гердом было издано для учителей методическое пособие «Предметные уроки в начальной школе», в котором он предложил методику проведения наблюдений и опытов на уроках естествознания. Вновь вопрос об изучении окружающей Природы начинает обсуждаться в конце XIX в. Этому способствовал журнал «Естествознание и география» XX в. Развитие методики естествознания до 1917 г: В начале XX в. Министерство народного просвещения было вынуждено ввести изучение естествознание до 7 класса средней школы. В 1901 г. в гимназиях действовала программа, составленная профессором лесного института, знаменитым натуралистом Д.Н. Кайгородовым. В основу его программы было заложено изучение природы «по общежитиям» (лес, луг, поле, степь, сад, пруд, река, болото и др.). Программа Кайгородова просуществовала всего один год, но труды ученого послужили толчком к развитию экскурсионного дела. Следует отметить заслугу педагога и в развитии методики проведения фенологических наблюдений. Методику проведения уроков в начальной школе в это время разрабатывал известный методист Леонид Сафонович Севрук (1867-1918). В1902 г. он издал учебник «Начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествознания». Разработкой содержания образования в начале XX в. занимался известный методист-естественник Иван Иванович Полянский (1872-1930). В период с 1901 по 1917 г. особенно ярко проявилась деятельность известного методиста Валериана Викторовича Половцова (1862-1918). Впервые в истории Петербургского университета В.В. Половцов начал читать для студентов лекции по курсу методики естествознания. Они были изданы в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания». Развитие методики естествознания с 1917 по 1931 г В 1918 г. школа была объявлена трудовой. Новая школа ставила задачу усвоения знаний в органической связи с конкретным реальным трудом, практическим участием в местном производстве. Это вызывало широкий интерес к двум методам изучения естествознания- исследовательскому и экскурсионному. Развитие методики естествознания с 1931 по 1959 г В 1931 г. было принято постановление ЦК ВКП(б), по которому Наркомпросу предлагалось создать стабильные программы, «обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний»'. Постановлением ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. в учебный процесс были вновь введены школьные предметы. Основной формой организации учебной работы был признан урок. Главными задачами изучения естествознания были сле-дующие: 1. Исходя из имеющихся у детей представлений о жизни природы, о природных явлениях, уточняя эти представления и борясь с извращениями их религиозного и обывательского характера, расширить кругозор учащихся знаниями новых фактов из живой и неорганической природы. 2. Раскрыть учащимся простейшие закономерности развития в природе в форме, доступной и понятной детям, на базе конкретного материала. 3. Показать яркую картину овладения стихийными силами в природе в процессе социалистического строительства. 4. Разбудить у детей интерес к изучению природы и вооружить их элементарными навыками исследования природных явлений»1 Развитие методики преподавания природоведения с 1959 по 1991 г При составлении первых программ по природоведению ставились задачи: усилить связь обучения с жизнью, больше внимания уделять вопросам современности и краеведения, устранить перегрузку учащихся. Природоведение изучалось только в 4 классе по 3 ч в неделю. В основу курса был положен краеведческий материал. Большое внимание уделялось практическим работам и экскурсиям. Автором программ и учебников по природоведению для 4 класса более 20 лет был Михаил Николаевич Скаткин (1900-1992). Автором программы для 3 класса был методист из Свердловска (ныне Екатеринбург) Леонид Федорович Мелъчаков. В основу программы был положен краеведческий принцип. После знакомства с ближайшим природным и социальным окружением (в темах: «Наш дом», «Наша школа», «Наш город (село)») дети изучали тему «Родной край». Развитие методики естествознания с 1991 года Реформирование школы, начавшееся после распада СССР, потребовало обновления содержания начального естественнонаучного образования и привело к возникновению альтернативных программ для начальной школы. В эти годы на местах стало поощряться создание учителями «авторских программ». 3.Содержание и принципы отбора материала по предметам образовательного компонента «Окружающий мир». Цели изучения предмета. ФГОС по «Окружающему миру». ■ Окружающий мир включает требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре программы; к условиям ее реализации (кадровому, финансовому, учебно-методическому, материально-технической). ■ Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: ■ • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; ■ • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. ■ Основными задачами реализации содержания курса являются: ■ • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; ■ • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; ■ • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; ■ • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. ■ Результаты изучения учебного предмета ■ Личностными результатами изучения окружающего мира в начальной школе является: ■ • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ■ • формирование ценностей многонационального российского общества; ■ • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; ■ • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ■ • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; ■ • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; ■ • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ■ • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ■ • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ■ • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ■ • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ■ • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. ■ Метапредметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются: ■ • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; ■ • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ■ • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; ■ • определять наиболее эффективные способы достижения результата; ■ • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ■ • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ■ • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ■ • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; ■ • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации ■ • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; ■ • готовность слушать собеседника и вести диалог; ■ • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ■ • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ■ • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; ■ • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; ■ • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; ■ • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». ■ Предметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются: ■ • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; ■ • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; ■ • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; ■ • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); ■ • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. ■ Содержание курса: человек и общество ■ Человек и природа ■ Правила безопасной жизни.
Подготовка учителя к уроку. Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматривая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами. Содержание урока и объем представлений и понятий определяется по программе, учебнику и методической литературе. В зависимости от содержания и целей выбирается соответствующая структура урока. Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа. 1. Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их проведения» Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение естествознания и количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы. 2. Непосредственная (текущая) подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тема урока; цели (дидактические, развивающие, воспитательные); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение. Перед уроком необходимо продумать и оформление доски. Начинающий учитель должен писать дословный конспект урока, в который включаются предполагаемые (полные и правильные) ответы детей.
9.Методика образования и развития естественнонаучных понятий. Одной из самых сложных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема образования и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К.Д. Ушинского, М.Н. Скаткина, Н.А. Рыкова, В.М., С.А. Павловича, В.А. Сухомлинского и др. Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня — чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором — процесс мышления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями. У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосредственному восприятию предметов и явлений природы, т.е. чувственному (эмпирическому) уровню познания. Исходным моментом в познании окружающего мира являются ощущения — отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при помощи анализаторов. При этом в соответствующих зонах коры больших полушарий головного мозга возникают очаги возбуждения. Чем больше органов чувств задействовано в процессе познания, тем активнее происходит аналитическая деятельность коры. на втором этапе познания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбуждения в зонах различных анализаторов образуются временные связи. Это служит основой для восприятия, т.е. отражения в коре головного мозга предмета в целом при непосредственном контакте с ним. На этом этапе познания ученик воспринимает уже совокупность свойств предмета. Известняк, например, воспринимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска. Третьим этапом познания является образование представления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хранимого в памяти человека. Физиологической основой представлений является сохранение связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти. Этот этап является мостиком между чувственным и логическим познанием. Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пустыни. любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий. Понятие — форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений. В начальном курсе естествознания формируются, в основном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.
Описание работы учащимися. 6. Обобщения и выводы, решающие познавательную задачу. Изучив и сравнив свойства торфа и угля, дети с помощью учителя приходят к выводу, что уголь дольше пролежал в земле, так как обладает более темным цветом, блеском и твердостью. Он дольше горит и при этом выделяет больше тепла, значит в угле запасено больше солнечной энергии. Учитель подтверждает выводы детей рассказом об образовании этих полезных ископаемых: «Торф образуется при отмирании и неполном разложении болотных растений в условиях повышенной влажности и недостатке кислорода. В образовании торфа участвуют микробы. Этот процесс продолжается от четырех до двенадцати тысяч лет. Мы и сегодня являемся свидетелями продолжающегося процесса образования торфа. Уголь сформировался из торфа под действием высокого давления и температуры много миллионов лет назад. Тогда климат на Земле был теплым и влажным, а растения имели большие размеры». После окончания работы делается вывод: почву нельзя отнести ни к неживой ни к живой природе. Она не обладает свойствами живых организмов, но не может без них существовать. Учитель сообщает, что почву можно рассматривать как промежуточное звено между неживой и живой природой. Иногда результаты практической работы оформляются в виде рисунка. Примером могут служить работы «Органы растения», «Этапы развития растения из семени». Практические работы выделены в каждой естественнонаучной программе для начальной школы и обязательны для проведения. На практических работах развиваются умения детей, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах. К выполнению работ учащихся нужно приучать систематически, постепенно переходя от коротких и несложных по организации опытов к более продолжительным и сложным.
Практические Наблюдения. Практические работы. Исследовательский эксперимент Организационные Составление инструктивных карточек для работы в парах или группах; выполнение работы по плану, отчет о результатах работы; подбор контрольных и опытных образцов для проведения эксперимента и др. Логические Постановка проблемных задач; определение цели и плана работы; выявление свойств изучаемых объектов; сравнение объектов; выводы по результатам работы и т.п. Технические Запись цели и инструкции к работе на доске; раздача лабораторного оборудования; расчленение работы на отдельные операции; фиксация результатов работы в таблице, схеме, зарисовка опыта и др.
17. Структура учебника. Приемы работы с учебниками образовательного компонента «Окружающий мир» для начальной школы.
Урок – основная форма организации обучения. Требования к современному уроку естествознания. Урок — основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени. Главные требования к современному уроку: 1. Общая дидактическая целенаправленность урока. познавательной задачи урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку дидактических, развивающих и воспитывающих целей помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. Иногда познавательная задача формулируется совместно с учащимися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, созданную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию. 2. Достаточная материальная оснащенность. Вреден как недостаток так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения. 3. Концентрация внимания на главном, существенном, на Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведениями, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содержания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выписать на доску тему и то, что дети должны знать и уметь по окончании урока. 4. Систематичность, последовательность, преемственность Учитель должен четко следовать замыслу урока, но в то же время быть готовым быстро перестроить его ход при изменении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические варианты ведения урока. 5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и ин- Учитель должен стремиться к организации учебного труда как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцированными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного материала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе. 6. Оптимальный психологический режим на уроке. интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В современной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности. Нельзя недооценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате. 7. Экономия и рациональное использование времени на Учитель должен правильно определить тип урока и выбрать его рациональную структуру. Грамотный расход времени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе. 8. Восстановление делового равновесия при его нару- В классном коллективе с самого первого урока должны формироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке. 9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контролировать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для самопроверки и взаимопроверки детей. 10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемо- Учитель должен помнить, что любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической единицей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа и встраивать новые понятия в эту систему» формировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание.ычя Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспективные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс естествознания не может быть логичным и целенаправленным.
Методика преподавания естествознания – педагогическая наука. Предмет, задачи и методы исследования МПЕ. Естествознание — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое. Методика преподавания естествознания — это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета. Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала. Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе. Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. В более узком смысле природа—это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания. Методика призвана решать важные задачи: ■ правильно выделить цели начального естественно-научного образования; ■ определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета; ■ разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания; ■ выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания. Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естествознания. Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе, о которых говорилось выше. Естественные науки предоставляют в распоряжение методиста не только научный материал для построения школьного курса естествознания, но и методы изучения природы. Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания. Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику знаниями из дидактики и теории воспитания. Дидактика разрабатывает теоретические основы обучения. Она выделяет принципы, методы, средства и формы обучения общие для всех школьных предметов. Методика естествознания прошла сложный, неоднозначный, но безусловно, интересный путь развития, являющийся частью исторического пути всей педагогической науки. Поэтому необходимо отметить связь методики с историей педагогики. Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодействие и взаимообогащение. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач. История развития МПЕ. Методика естествознания как наука создавалась трудом ученых-естественников, методистов, учителей. В кратком очерке истории возможно остановиться только на ключевых вехах и наиболее крупных деятелях методики преподавания естествознания. В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было. Первая школа, в которой преподавались сведения из географии, была открыта в Москве при Петре I в 1701 г. В подобной школе, открытой в Петербурге в 1715 г., и в общеобразовательной гимназии, созданной в это же время в Москве, география преподавалась в качестве самостоятельного предмета. XVIII век: С середины XVIII в. в русской педагогике стали появляться высказывания о необходимости естественно-научного образования детей. В 1761 г. у М.В. Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Попытка обосновать ценность ознакомления учащихся с окружающей природой делалась известным русским общественным деятелем начала XVIII века Н.И. Новиковым. В главных училищах по указу Екатерины II вводилось1 преподавание естествознания и географии. Зарождение методики преподавания естествознания связано с именем Василия Федоровича Зуева (1754-1794). В1786 году был напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах. Он назывался «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи...». В.Ф. Зуевым была впервые определена последовательность изучения природы, лежащая в основе современного дидактического правила: «от неживого - к живому». В.Ф. Зуев издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение конторой части книги. Первая половина XIX в По уставу 1804 г. преподавание естествознания было введено во 2 классах малых народных училищ. В1809 г. учебник В.Ф. Зуева начал заменяться учебником A.M. Теряева «Начальные ос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 6461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.157 (0.023 с.) |