Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словесные методы обучения естествознанию.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К словесным методам относятся способы овладения новыми знаниями, источником которых служит устное или письменное слово. В начальной школе применяются следующие словесные методы: рассказ, беседа, учебная дискуссия и работа с книгой. Рассказ — это последовательное повествовательное изложение учебного материала. Перед рассказом обязательна постановка познавательной задачи: разделить рассказ на смысловые части; придумать вопрос к рассказу; составить план текста. В дидактике термин «рассказ» относят не ко всем случаям повествовательного изложения материала, а только к тем, где идет речь о событиях, развертывающихся во времени. · рассказа-повествование (нужна наглядность, о событиях которые разворачиваются про уральские горы) · Описание деталей, явлений, расположенных в пространстве. Схему построения описания определяет аналитический прием расчленения целого на части. (описание строения животного) · Объяснение — изложение учебного материала, связанного с ответами на вопросы «Как?», «Почему?». Под объяснением понимается словесное истолкование существенных свойств изучаемых объектов, закономерностей рассматриваемых явлений. (Знаете ли вы, почему растения в лесу расположены ярусами?) Во время объяснения учитель должен: ■ четко формулировать проблему; ■ использовать примеры, аргументирующие выдвинутые положения; ■ устанавливать причинно-следственные связи; ■ применять приемы сравнения, сопоставления изучаемых объектов и явлений; ■ логично излагать изучаемый материал. · Доказательство — утверждение, подкрепленное фактами. Примером может служить рассказ по теме «Охрана поверхности». Методические требования к рассказу: ■ научность, доступность, логичность; ■ постановка познавательных задач, нацеливающих детей на восприятие нового материала; ■ использование образных примеров, демонстрация наглядных пособий; ■ стилистически грамотное изложение, без искажения слов и их неправильного употребления, отсутствие фактических ошибок; ■ выделение главного и формулировка основных понятий; ■ установление значимых для данной возрастной категории учащихся связей с жизнью. Беседа — метод обучения, включающий диалог учителя и учащихся, проводимый по заранее продуманным вопросам. По дидактическим целям выделяют: 1. Вводную (вступительную) беседу. На ней актуализируются опорные знания, необходимые для изучения новой темы. 2. Беседу — сообщение новой темы. Одной из форм такой беседы является эвристическая беседа (от слова «эврика» —«открываю»). Во время нее вопросы учителя должны подводить детей к маленьким «открытиям». 3. Обобщающую беседу. На ней систематизируются знания детей, устанавливаются причинно-следственные связи между новыми и уже сформированными представлениями и понятиями. Требования: Как можно реже следует задавать вопросы: ■ в неопределенной форме. Например: «Что вы можете сказать о погоде?» ■ заключающие в себе уже готовый ответ. Например, «Торф — это полезное ископаемое?»; ■ требующие односложных ответов «да» или «нет». Например: «Можно ли разорять птичьи гнезда?»; ■ двойные или тройные. Например: «Какие растения и животные обитают в тундре?». Вопрос вначале задается всему классу, дается время на обдумывание, а затем вызывается один ученик. Остальные дети дополняют ответ. Учитель обобщает ответы учащихся. Грамотное применение беседы на уроках, устраняет пассивное восприятие излагаемого учителем материала, повышает активность класса. Учебная дискуссия основана на обмене взглядами по определенной проблеме. Возможны дискуссии по темам: «Человек — это сын или покоритель природы?», «Должен ли человек уничтожать насекомых— вредителей леса?» «Нужно ли осушать болота?» и др. Этот метод в последние годы все чаще применяется в начальной школе. Грамотно проведенная дискуссия имеет большое образовательное значение. Она учитдетей формулировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других. При организации учебных дискуссий рекомендуется соблюдать определенные правила: ■ учащиеся должны взаимодействовать лицом — к лицу; ■ выслушивать мнения товарищей; ■ обосновывать свои высказывания; ■ критиковать идеи, а не личность. Требование: проблема формируется заранее до урока и дается время на литературу. Хорошо разделить на группы и дать разную литературу, чтоб были разные взгляды.
Работа с учебной книгой Письменным источником знаний, необходимым для организации учебной деятельности младших школьников, является книга. Развитие умений работы с учебной книгой особенно актуально для предметов естественно-научного цикла. С помощью книг по естествознанию дети должны учиться: · самостоятельно работать с учебной и справочной литературой; · наблюдать и проделывать опыты; · фиксировать результаты наблюдений и опытов; · осуществлять самоконтроль за результатами самостоятельной работы. На каждом уроке учитель должен планировать работу с учебником. Она может быть различного характера. 1. Перед изучением нового раздела учитель знакомит детей с его содержанием в учебнике и главными задачами изучения. 2. Чтение учебного текста (полное или выборочное) с целью решения определенной познавательной задачи или ответов на вопросы. 3. Составление плана учебной статьи и пересказ по плану.. 4. Работа с терминами. 5. Организация самостоятельной групповой или парной работы с текстом. 6. Использование инструкций учебника для проведения наблюдений и практических работ. 7. Работа с иллюстрациями. 8. Работа с географическими картами. 9. Ответы на вопросы, помещенные после основного текста. 10. Выполнение заданий, помещенных в учебнике. Опыт показывает, что правильно спланированная работа с учебником существенно повышает емкость урока, активизирует познавательную деятельность младших школьников, от нее зависит качество выполнения домашних заданий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.163.82 (0.009 с.) |