Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словесные методы обучения естествознанию.

Поиск

К словесным методам относятся способы овладения новы­ми знаниями, источником которых служит устное или пись­менное слово.

В начальной школе применяются следующие словесные методы: рассказ, беседа, учебная дискуссия и работа с кни­гой.

Рассказ — это последовательное повествовательное изло­жение учебного материала. Перед рассказом обязательна постановка познавательной задачи: разделить рассказ на смысловые части; придумать вопрос к рассказу; составить план текста.

В дидактике термин «рассказ» относят не ко всем случаям повествовательного изложения материала, а только к тем, где идет речь о событиях, развертывающихся во времени.

· рассказа-повествование (нужна наглядность, о событиях которые разворачиваются про уральские горы)

· Описание деталей, явлений, расположенных в простран­стве. Схему построения описания определяет аналитический прием расчленения целого на части. (описание строения животного)

· Объяснение — изложение учебного материала, связанно­го с ответами на вопросы «Как?», «Почему?». Под объясне­нием понимается словесное истолкование существенных свойств изучаемых объектов, закономерностей рассматри­ваемых явлений. (Знаете ли вы, почему растения в лесу расположены яру­сами?)

Во время объяснения учитель должен:

■ четко формулировать проблему;

■ использовать примеры, аргументирующие выдвинутые положения;

■ устанавливать причинно-следственные связи;

■ применять приемы сравнения, сопоставления изучае­мых объектов и явлений;

■ логично излагать изучаемый материал.

· Доказательство — утверждение, подкрепленное факта­ми. Примером может служить рассказ по теме «Охрана по­верхности».

Методические требования к рассказу:

■ научность, доступность, логичность;

■ постановка познавательных задач, нацеливающих детей на восприятие нового материала;

■ использование образных примеров, демонстрация на­глядных пособий;

■ стилистически грамотное изложение, без искажения слов и их неправильного употребления, отсутствие фактических ошибок;

■ выделение главного и формулировка основных понятий;

■ установление значимых для данной возрастной катего­рии учащихся связей с жизнью.

Беседа — метод обучения, включающий диалог учителя и учащихся, проводимый по заранее продуманным во­просам.

По дидактическим целям выделяют:

1. Вводную (вступительную) беседу. На ней актуализируются опорные знания, необходимые для изучения новой темы.

2. Беседу — сообщение новой темы. Одной из форм такой беседы является эвристическая беседа (от слова «эврика» —«открываю»). Во время нее вопросы учителя должны подводить детей к маленьким «открытиям».

3. Обобщающую беседу. На ней систематизируются знания детей, устанавливаются причинно-следственные связи меж­ду новыми и уже сформированными представлениями и по­нятиями.

Требования: Как можно реже следует задавать вопросы:

■ в неопределенной форме. Например: «Что вы можете сказать о погоде?»

■ заключающие в себе уже готовый ответ. Например, «Торф — это полезное ископаемое?»;

■ требующие односложных ответов «да» или «нет». На­пример: «Можно ли разорять птичьи гнезда?»;

■ двойные или тройные. Например: «Какие растения и животные обитают в тундре?».

Вопрос вначале задается всему классу, дается время на обдумывание, а затем вызывается один ученик. Остальные дети дополняют ответ. Учитель обобщает ответы учащихся.

Грамотное применение беседы на уроках, устраняет пас­сивное восприятие излагаемого учителем материала, повы­шает активность класса.

Учебная дискуссия основана на обмене взглядами по оп­ределенной проблеме. Возможны дискуссии по темам: «Человек — это сын или по­коритель природы?», «Должен ли человек уничтожать насеко­мых— вредителей леса?» «Нужно ли осушать болота?» и др.

Этот метод в последние годы все чаще применяется в начальной школе. Грамотно проведенная дискуссия имеет большое образовательное значение. Она учитдетей формулировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других. При организации учебных дискуссий рекомендуется соблюдать определенные правила:

■ учащиеся должны взаимодействовать лицом — к лицу;

■ выслушивать мнения товарищей;

■ обосновывать свои высказывания;

■ критиковать идеи, а не личность.

Требование: проблема формируется заранее до урока и дается время на литературу. Хорошо разделить на группы и дать разную литературу, чтоб были разные взгляды.

 

Работа с учебной книгой

Письменным источником знаний, необходимым для организации учебной деятельности младших школьников, является книга.

Развитие умений работы с учебной книгой особенно акту­ально для предметов естественно-научного цикла. С помощью книг по естествознанию дети должны учиться:

· самостоятельно работать с учебной и справочной литературой;

· наблюдать и проделывать опыты;

· фиксировать результаты наблюдений и опытов;

· осуществлять самоконтроль за результатами самостоятельной работы.

На каждом уроке учитель должен планировать работу с учебником. Она может быть различного характера.

1. Перед изучением нового раздела учитель знакомит детей с его содержанием в учебнике и главными задачами изучения.

2. Чтение учебного текста (полное или выборочное) с целью решения определенной познавательной задачи или ответов на вопросы.

3. Составление плана учебной статьи и пересказ по плану..

4. Работа с терминами.

5. Организация самостоятельной групповой или парной работы с текстом.

6. Использование инструкций учебника для проведения наблюдений и практических работ.

7. Работа с иллюстрациями.

8. Работа с географическими картами.

9. Ответы на вопросы, помещенные после основного текста.

10. Выполнение заданий, помещенных в учебнике.

Опыт показывает, что правильно спланированная работа с учебником существенно повышает емкость урока, активи­зирует познавательную деятельность младших школьников, от нее зависит качество выполнения домашних заданий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.163.82 (0.009 с.)