Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемы постизометрической релаксации жевательных мышцСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Жевательные мышцы. Исходное положение — лежа на спине. Большие пальцы врача располагаются на горизонтальных ветвях нижней челюсти, а II—V пальцы обеих кистей смыкаются на затылочном бугре пациента. Пациенту предлагается смотреть вверх, на фазе вдоха поднять опущенную нижнюю челюсть (экспозиция 5—7 с), на выдохе — смотреть вниз. Врач, пассивно растягивая жевательные мышцы, опускает нижнюю челюсть пациента. 2. Височная мышца. Исходное положение — лежа на спине. Врач располагает I пальцы обеих кистей на горизонтальных ветвях нижней челюсти, а II—V пальцы — на нижних третях вертикальных ветвей нижней челюсти (ближе к углам). На вдохе (при взгляде вверх) пациенту предлагается оттянуть назад выдвинутую вперед нижнюю челюсть, при этом височные мышцы выполняют статическую работу. На выдохе, сопряженном со взглядом пациента вниз, II—V пальцы врача смещают нижнюю челюсть вперед, пассивно растягивая мышцы. 3. Латеральная крыловидная мышца. Исходное положение — лежа на спине. Врач располагает большие пальцы на горизонтальных ветвях нижней челюсти, а II—V пальцы — на поперечных отростках С„—С|М паравертебрально. На вдохе в сочетании со взглядом вверх пациенту предлагается выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оказывая сопротивление усилию врача, — статическое усилие (экспозиция 5—7 с). На выдохе при обращении взгляда пациента вниз врач смещает нижнюю челюсть назад, передавая усилия через свои I пальцы на нижнюю челюсть. Противопоказания к назначению ЛФК: общее тяжелое состояние больного, повышенная температура тела (выше 37,5 °С), острый воспалительный процесс в области поврежденных тканей, усиление болей при физических упражнениях, опасность вторичного кровотечения в связи с нахождением инородного тела вблизи сосудов или после операции на сосудах, недостаточная иммобилизация отломков поврежденной кости, послеоперационный период с наложением отсроченных швов, гнойный процесс. 8.5. Двигательный режим Различают три периода течения заболевания и повреждения челюстно-лицевой области. Первый период — начало и развитие заболевания — характеризуется воспалительными или реактивными воспалительными процессами в поврежденных тканях при значительной интоксикации. По мере стихания острых явлений назначают ЛФК (обычно на 3—7-й день). Рекомендуются физические упражнения для различных групп мышц, не связанных с поврежденными тканями, и дыхательные упражнения (статического и динамического характера). В занятиях широко используют дозированные движения общего характера и специальные — для здоровых мышц, косвенно воздействующие на пораженные органы. Упражнения выполняются в спокойном темпе, число повторений каждого движения 4—8. Продолжительность каждого занятия постепенно увеличивается. При переломах нижней челюсти со 2—3-го дня после шинирования, сохраняя покой челюсти, разрешают упражнения для мимических мышц лица и круговых мышц рта, а также упражнения изометрического характера для мышц, выполняющих движения височно-нижнечелюстного сустава. При одночелюстном шинировании назначают несложные упражнения и для жевательных мышц. При повреждении языка по мере стихания острых явлений воспаления применяют упражнения, предупреждающие развитие спаек языка с окружающими тканями. Задачи ЛФК: • улучшение местного обмена; • способствование рассасыванию кровоизлияний и пост • ускорение процессов восстановления анатомической це • сохранение функции, предупреждение развития грубых • выработка элементарных бытовых двигательных навыков • поддержание общей физической тренированности Второй период — подострый — характеризуется уменьшением или исчезновением патологических симптомов и улучшением общего состояния больного. Задачи ЛФК: • профилактика развития контрактур; • восстановление подвижности височно-нижнечелюстных • восстановление функций различных групп мышц. В занятиях используются специальные упражнения: а) активно-пассивные и активные — для нижней челюсти с б) массаж языком поврежденной слизистой оболочки, преддверия и собственно полости рта с целью уменьшения образования грубых рубцов; в) активные движения мимических мышц и массаж кожных покровов с целью предупреждения Рубцовых образований; г) активно-пассивные движения с использованием резиновых пробок и активные движения для височно-нижнечелюстного сустава; д) упражнения для языка (в случае его повреждения) для Специальные упражнения проводятся на фоне общераз-вивающих упражнений. Третий период характеризуется полным восстановлением функции челюстно-лицевого аппарата. Он соответствует образованию костной мозоли при повреждениях костной ткани и окончанию рубцевания или эпителизации при повреждениях мягких тканей. Задачи ЛФК: • восстановление функции поврежденного органа; • укрепление общего физического состояния больного. В числе средств ЛФК используются физические упражнения в комплексе с физиотерапией. Большое значение при этом имеет лечебно-косметический массаж. В этот период средства ЛФК применяются при контрактурах челюстей (мышечных, нервно-мышечных), рубцовых изменениях в приротовой полости, повреждениях лицевого нерва, его отдельных ветвей или всего ствола, повреждениях языка, шеи. 8.6. Особенности применения массажа в стоматологии Основные приемы массажа — поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и вибрация. Каждый из этих приемов оказывает определенное физиологическое действие. Применяются также вспомогательные приемы, представляющие собой видоизмененные основные (рис.8.7—8.9). Для более эффективного воздействия массажа обычно прибегают к сочетанию нескольких приемов. Массаж лица применяется в двух видах: гигиенический (косметический) и лечебный. Лечебный массаж делится на подготовительный, детальный, заключительный. Подготовительный массаж проводят для освобождения кожи Рис. 8.7. Поглаживание подглазничной области.
Растирание лобных Рис. 8.9. Разминание скуловой области. от слущенного эпителия, выделений потовых и сальных желез, а также для улучшения продвижения венозной крови, лимфы и межтканевой жидкости в массируемой области. Массаж заключается в поглаживании широкими штрихами от центра лица к периферии по ходу вен и лимфатических сосудов. Детальный массаж проводят для отдельных частей лица (верхней и нижней губы, приротовой, подглазничной, суборбитальной области, надбровных дуг и др.). Заключительный массаж применяют в конце процедуры, при этом пользуются отжимающими приемами и приемами, вызывающими прилив крови, и заканчивают похлопываниями и поколачиваниями. Гигиенический (косметический) массаж области лица состоит из подготовительного и заключительного массажа. Движения при массаже в области лица проводятся по массажным линиям, расположенным под прямым углом к естественно образующимся морщинам, это способствует их разглаживанию и поддержанию тургора кожи. Массаж головы и лица складывается из массажа кожи, мышц, области височно-нижнечелюстного сустава, нервов. Отдельно массируют лоб, висок, края глазницы, брови, щеки, нос, губы, подбородок, уши. Массаж состоит из общих поглаживаний по ходу сосудов, которые сочетаются с растираниями и разминаниями. Растирания производятся перпендикулярно массажным линиям. Поглаживание окологлазничной области проводится от внутреннего угла глаза к виску по ходу круговой мышцы глаза. Поглаживание спинки носа проводится II пальцем в направлении от кончика к переносью; обхватывающее поглаживание I и II пальцами. Растирание, например, в подглазничной области выполняется путем захвата ткани между двумя пальцами; там, где есть возможность, растирание соответствующих тканей производят между пальцами и костью, например скуловой, верхнечелюстной, нижней челюстью, лобной костью. В области расположения жевательных мышц растирание, а также разминание должны быть более глубокими, но не переходящими в щипки. В заключение массажа, как правило, применяют общее поглаживание и поколачивание в виде «пальцевого душа» (подушечками пальцев). ▲ Методические рекомендации. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо при выполнении массажа придерживаться определенных правил. Рис. 8.10. Массажные линии в области лица. Массаж должен начинаться мягко и нежно, затем постепенно усиливаться, мягко и нежно заканчиваться. Частота применения отдельных приемов во время массажа может быть неодинаковой. Некоторые приемы следует повторять до 4—5 раз, увеличивая в необходимых случаях силу воздействия. Нельзя начинать массаж энергично и обрывать его внезапно. Массаж лица достаточно проводить через день. В пожилом возрасте рекомендуется массировать лицо не чаще 2 раз в неделю. После массажа в течение 10—15 мин необходим отдых. При проведении процедуры массажист находится позади массируемого. Для получения равномерного и одинаковой силы воздействия на симметричные области лица массаж проводят обеими руками одновременно по направлению кожных линий либо под очень острым углом к ним. Кожные линии на лбу идут от бровей к краю волосяного покрова, их ход совпадает с направлением роста волос на бровях. На висках эти линии располагаются в виде спирали. На носу они имеют направление от кончика носа к его основанию, т.е. к щекам. Вокруг глаз кожные линии направлены в сторону носа. На подбородке, особенно в центре его, они располагаются сверху вниз, на щеках — от боковых поверхностей носа и верхней губы идут назад к уху и вниз к краю нижней челюсти (рис.8.10). Массаж следует комбинировать с другими физическими методами лечения и особенно с активными и пассивными физическими упражнениями, а также с физио- терапевтическими процедурами. Сочетание массажа с тепловыми процедурами усиливает эффективность лечения. Массаж проводят через день или ежедневно. Общее количество сеансов должно быть не менее 20. Глава 9 I ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ 9.1. Физические упражнения при нормальной беременности Беременность вызывает в организме женщины сложную перестройку, которая касается не только половой сферы, но и сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата, эмоционального настроя. Усиливается обмен веществ, изменяется водно-солевой баланс. По мере увеличения объема внутри- и внеклеточной жидкости возрастает нагрузка на кровеносные и лимфатические сосуды, происходит значительное увеличение минутного объема циркулирующей крови (МОК). С ростом матки и плацентарного круга кровообращения увеличивается протяженность сосудистого русла. Так, в конце первой половины беременности через сосудистое русло матки в 1 мин проходит 0,5 л крови, а к концу беременности — до 0,8 л. Сдавление сосудов нижних конечностей и брюшной полости во второй половине беременности приводит к расширению вен нижних конечностей, промежности. С рос i ом плода растягиваются мягкие ткани брюшной полости, диафрагма, за счет снижения напряжения мышц изменяется подвижность ребер, особенно нижних. Тип дыхания изменяется, преобладает верхне- и среднегрудное дыхание. Вышеизложенное позволяет рекомендовать применение средств ЛФК для компенсации и стабилизации тех функций организма, которые при беременности испытывают наибольшие нагрузки. Основная роль в периоде беременности отводится такому средству ЛФК, как гимнастические упражнения. Рекомендуются также ходьба, плавание, упражнения в воде и др. Физические упражнения, всесторонне и благотворно воздействуя на организм, расширяя его физиологические резервы, совершенствуют деятельность всех физиологических систем и органов — нейродинамику, кровообращение, дыхание, пи-
щеварение, выделение, тем самым нормализуя течение беременности. Физические упражнения подготавливают организм к родам, укрепляют брюшной пресс и повышают эластичность промежности, способствуя облегчению и ускорению родового акта. Они положительно воздействуют не только на беременную, но и на состояние плода: активизируют плацентарное кровообращение, увеличивают насыщение крови кислородом, улучшают обменные процессы, нормализуют его тонус и двигательную активность, в какой-то мере предупреждая неправильные положения и тазовые предлежания. При беременности изменениям подвергается и мышечная система. Возрастают нагрузки на брюшной пресс, стопы, позвоночник и длинные мышцы спины. Нередки диастазы прямых мышц живота, играющие определенную роль в возникновении неправильных положений плода, гиперлордоз, вследствие чего возникают боли в поясничной области и нижних конечностях. Осложнения, нередко возникающие при малоподвижном образе жизни беременной, — приращение плаценты, склонность к артериальной гипотензии, первичная и вторичная слабость родовой деятельности, внутриутробная асфиксия плода, гипотоническое кровотечение и др. Систематическое применение физических упражнений способствует нормализации течения беременности, роста и развития плода, облегчению, ускорению и обезболиванию родов, оптимальному течению послеродового периода. Подбор дозированных физических нагрузок в период беременности проводится в строгой зависимости от ее течения, сроков и состояния организма женщины. Для удобства выбора программы физических нагрузок упражнений на основе динамики размеров матки беременность делят на 5 периодов: I - до 16 нед; II - 17-24 нед; III - 25-32 нед; IV - 33-36 нед; V — от 37 нед до родов. При выполнении физических нагрузок в период беременности учитываются следующие правила: • вовлечение в процедуру оздоровительной гимнастики • постепенное увеличение нагрузки; • упражнения специального характера для мышц передней • контроль за ритмом и глубиной дыхания; • учитывается наличие интеркуррентных заболеваний; • необходимо избегать упражнений, сопровождающихся
Таблица 9.1. Физические упражнения во время беременности
8—450
Продолжение табл. 9.1
Методические особенности
Внимание концентрируется на тренировке потуг (расслабление мышц после выдоха, сочетание их с дыханием). Динамические упражнения, стимулирующие кровообращение Противопоказания к назначению физических упражнений: острые инфекционные и воспалительные заболевания, длительная субфебрильная температура невыясненной этиологии, гнойные процессы в любых органах и тканях, эпилепсия, ревматизм в активной фазе, острая и прогрессирующая хроническая сердечнососудистая недостаточность, деструктивные формы туберкулеза, болезни крови, резко выраженное опущение внутренних органов с наличием болей при физических усилиях, схваткообразные боли в животе, острый и подострый тромбофлебит, аневризма брюшной аорты, расхождение лонного сочленения, тяжелые токсикозы беременности (неукротимая рвота, водянка, неф-ропатия, преэклампсическое состояние и эклампсия), внематочная беременность, кровотечение из половых органов различного происхождения (предлежание плаценты, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты и др.), самопроизвольный выкидыш, выраженное многоводие, мерт-ворождения в анамнезе у матерей с резус-отрицательным фактором. 9.2. Физические упражнения в родах Физические упражнения используют в родах с целью стимуляции родовой деятельности и как средство профилактики раннего утомления. Они нормализуют периферическое кровообращение, затрудненное при схватках и потугах, улучшают эмоциональное состояние роженицы. При нормальном течении родового акта упражнения выполняют в первом и втором его периодах. Задачи: нормализация и облегчение родового акта, усиление болеутоляющего эффекта, увеличение кислородного насыщения крови, профилактика внутриутробной гипоксии плода. Противопоказания: дискоординированная родовая деятельность, опасность кровотечения, тяжелые токсикозы, преждевременное отхождение околоплодных вод, угроза гибели или мертвый плод, тяжелая экстрагенитальная патология. Используют простые физические упражнения (общеукрепляющие и дыхательные), приемы самомассажа (поглаживание, растирание, легкая вибрация области поясницы и низа живота). Упражнения выполняют в паузах между схватками и потугами. В первый период родов — движения руками (вверх, в стороны, за голову, круговые — согнутыми и прямыми конечностями); ногами (полуприседая с опорой руками, вперед, назад, в стороны с небольшой амплитудой, подъем на носки); туловищем (повороты, полунаклоны в стороны, вперед, назад и т.п.). Исходные положения: сидя на стуле, лежа на спине; темп медленный, дыхание глубокое, количество поворотов — 4—6 раз. Во втором периоде родов — сгибание и разгибание кистей рук, предплечий, стоп, упражнения на расслабление — потряхивание руками и ногами; дыхательные упражнения. Выполняют в паузах между потугами в исходном положении лежа на спине и на боку, количество повторений 3—4 раза. Следует учесть, что активный отдых эффективен лишь в первые 7—8 ч родовой деятельности. 9.3. Физические упражнения в послеродовом периоде В послеродовом периоде происходит сложная перестройка организма женщины, обусловленная тем, что беременность закончилась родами и женщина вступила в новую фазу репродуктивного периода. Физические упражнения в этом периоде хорошо укрепляют перерастянутые и дряблые мышцы брюшного пресса и тазового дна, связочный аппарат, способствуют инволюции матки, восстановлению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. Особенно велика роль физических упражнений в предупреждении функциональной неполноценности тазового дна, опущения женских половых органов. Регулярные занятия способствуют улучшению лактации, устраняют застойные явления в органах малого таза, брюшной полости, в нижних конечностях и даже в легких, оздоравливают и укрепляют организм родильницы. Задачи: облегчение и ускорение перестройки организма в связи с новым состоянием.
Противопоказания: острый тромбофлебит или мастит, эндометрит, преэклампсия или эклампсия в родах, прогрессирующая недостаточность кровообращения, почек, печени, психоз, угроза кровотечения, выраженная подкожная эмфизема. Особенностями физической культуры в послеродовом периоде являются плавное, постепенное, но неуклонное увеличение физической нагрузки и усложнение методики при улучшении состояния родильницы. Рекомендуют общеукрепляющие и специальные гимнастические и дыхательные упражнения. В первый день после родов все физические упражнения выполняют из исходного положения лежа на спине: шевеление пальцами рук и ног, сгибание — разгибание кистей и стоп, сгибание рук и ног, поднимание рук, круговые движения ими, приподнимание ног и таза, сгибание ног и т.д. В первый же день после родов рекомендуют неоднократно на протяжении дня произвольно сокращать сфинктер прямой кишки. Вся процедура послеродовой Л Г состоит из 12—14 упражнений и продолжается в среднем 20 мин. Кроме того, показан массаж конечностей для улучшения периферического кровообращения. Во второй день после родов родильница может повторить те же упражнения, но их амплитуда увеличивается: в частности, рекомендуют поочередное поднимание ног, скрестные движения ногами и др. Если в родах были разрывы мягких тканей родовых путей, эти упражнения выполняют только тогда, когда они не вызывают неприятных или болезненных ощущений. Полезны круговые движения руками: они способствуют нормализации лактации и активизируют легочную вентиляцию. Со второго дня после родов женщина должна более интенсивно сокращать сфинктер прямой кишки. Для активизации кровообращения в органах малого таза показаны круговые движения бедер наружу (при прямых и согнутых ногах). На третий день после родов большинство физических упражнений выполняют из исходного положения стоя: повороты и наклоны туловища в стороны, круговые движения тазом, полуприседания, движения прямой ногой вперед, в сторону и назад, вставание на носки и др. Процедуры послеродовой гимнастики обычно проводятся через 0,5 ч после кормления ребенка. В последующие дни, когда матка уменьшается в размерах, выполняют разнообразные движения ногами в положении лежа: круговые, скрестные, имитация езды на велосипеде, заведение в противоположную сторону и др. В послеродовом периоде нерациональны упражнения, растягивающие промежность, которые были целесообразны во время беременности. Занятия послеродовой Л Г проводят групповым методом. Индивидуальные процедуры необходимы только при осложненном послеродовом периоде. 9.4. Физические упражнения в пред-и послеоперационном периодах у гинекологических больных Предоперационный период Задачи ЛФК: отвлечение внимания больной от предстоящей операции, психотерапевтическое воздействие, общая подготовка к операции и подготовка операционного поля — уменьшение или устранение застойных явлений в органах малого таза, нижних конечностях, легких; улучшение местного крово- и лимфообращения, повышение эластичности кожи и мышц, обучение женщины физическим упражнениям, управляемому дыханию, расслаблению, самоконтролю, а также тем физическим упражнениям, которые будут применяться в первые часы и дни после операции; предупреждение запоров и задержки мочеиспускания. Средства и методы ЛФК. Выполняют простые общеукрепляющие и специальные гимнастические и дыхательные упражнения из разных исходных положений в зависимости от характера заболевания: при опущении и выпадении половых органов в исходном положении лежа на спине и стоя на четвереньках; при опухолях — в положении лежа на спине. Физическая нагрузка умеренная, исключаются резкие движения, быстрая смена исходных положений. При подготовке к оперативному вмешательству по поводу опухолей необходимо избегать исходных положений и физических упражнений, увеличивающих внутрибрюшное давление. Продолжительность курса определяется продолжительностью предоперационного периода. Занятия проводят малогрупповым методом в женской консультации, при этом можно использовать гимнастические предметы. Послеоперационный период Задачи ЛФК: укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна, профилактика тромбофлебита, послеоперационной пневмонии, устранение запоров и задержки мочеиспускания. Противопоказания к назначению ЛФК: угроза кровотечения из-за сползания лигатуры с крупного сосуда, нарушение свертывающей системы крови, нарастание недостаточности кровообращения, разлитой перитонит, септикопиемия; при остром тромбофлебите допустимы гимнастические упражнения только для верхнего плечевого пояса. Средства и методы ЛФК. Те же, что и после любых хирургических операций. К особенностям относятся раннее начало Л Г — через 2—4 ч после операции (через 2 ч при местном, через 4 ч — при общем обезболивании); включение большого количества дыхательных упражнений; многократные ритмичные движения стопами, сгибание ног в коленных суставах; постепенное, но неуклонное повышение физической нагрузки и ежедневное усложнение методики Л Г; подготовка к вставанию. Выполняют общеукрепляющие и специальные гимнастические и дыхательные упражнения. дистальной последовательности. Например, овладение движениями плечом предваряет контроль над движениями ладони и пальцев. Развитие позы тела также происходит в цефалокаудальной последовательности. Для каждого периода развития ребенка характерна большая двигательная активность, однако лишь после достижения им 3-летнего возраста его можно включать в групповые упражнения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка: она способствует гармоничному развитию мышц всего тела. Через игру ребенок познает окружающий мир, устанавливает контакты со сверстниками. Игра удовлетворяет естественную потребность движения и действия. В индивидуальной работе с детьми, помимо проведения специальных упражнений, необходимо вводить упражнения и для тех мышечных групп и суставов, которые не были непосредственно затронуты заболеванием.
ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПЕДИАТРИИ 10.1. Особенности применения средств реабилитации Реабилитация больного ребенка — тяжелый и сложный процесс, поскольку сфера его психики и моторики находится в постоянном динамическом развитии. Проблема осложняется, когда нарушения носят врожденный характер, потому что в этих случаях психомоторное развитие не может проходить нормально, так как формирование дефекта опережает формирование правильных навыков. В связи с этим эффективный процесс двигательного восстановления должен основываться на знании физиологического двигательного развития ребенка. «Развитие происходит в соответствии с определенными правилами... Каждая его фаза опирается на предыдущую фазу и является подготовкой к последующей фазе» [Вейсс М., 1990]. Так, например, прежде чем ребенок начинает ходить, он должен научиться вставать. Движения новорожденного и в более поздний период развиваются с четкой очередностью, согласно цефалокаудальной последовательности, т.е. в направлении от головы к плечевому поясу, через туловище к тазовому поясу и к нижним конечностям. Двигательное развитие конечностей происходит в проксимально- 10.2. Механизмы лечебного действия средств реабилитации Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению ЛФК, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Эти процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой при упражнениях и играх. Очевидно, физиологические сдвиги, происходящие в организме при мышечных сокращениях, связаны с их энергетическим обеспечением и регулирующими обмен веществ в мышце нервными и гуморальными влияниями. Биохимические и биологические изменения при мышечной работе зависят от количества произведенной работы, анатомо-физиологических особенностей детского организма и своеобразия обменных процессов в нем, а также от исходного состояния ребенка. Принято рассматривать влияние средств ЛФК как стимулирующее (тонизирующее), трофическое, компенсаторное и нормализующее [Добровольский В.К., 1982; Чоговадзе А.В., 1990; Поляев Б.А., 1995]. Механизм стимулирующего действия связан с обеспечением мышечной работы ведущими физиологическими системами: кровообращения, дыхания, выделения, а также регуляцией физиологических процессов нервной и эндокринной системами. Степень количественного включения этих систем определяется при прочих равных условиях количеством мышечной работы. Иными словами, чем больше расход энергии при такой работе, тем больше приток крови к работающим мышцам, тем выше газообмен, уровень окислительно-восстановительных процессов и т.д. Для растущего организма ребенка стимулирующее действие физических упражнений и мышечной работы проявляется не только в этих количественных сдвигах кровообращения дыхания и т.п., но и в создании необходимых условий избыточного анаболизма, без которого невозможен рост протоплазменной массы. Для организма ребенка стимулирующее действие мышечной работы и физических упражнений как ее разновидности является обязательным условием роста и развития. Стимулирующее или тонизирующее действие физических упражнений зависит в первую очередь от количества выполненной мышечной работы, от ее дозировки, не будучи связано с тем, какие именно мышцы эту работу произвели. Благодаря этому требуемый стимулирующий эффект может быть достигнут, даже если часть двигательного аппарата исключена из активной деятельности, например при иммобилизации. Важной стороной влияния средств ЛФК на больного ребенка является механизм нормализующего действия. Он заключается в том, что под влиянием систематически применяемых упражнений постепенно расширяется диапазон функциональных возможностей пораженных патологическим процессом органа или системы. Так, под влиянием физических упражнений увеличивается и достигает нормы амплитуда движений в суставах при некоторых видах контрактур, восстанавливается до физиологической нормы опороспособность при травмах нижних конечностей и т.д. Но особенно ярко нормализующее действие проявляется по отношению к пораженным внутренним органам, функция которых оказывается значительно сниженной и извращенной. Так, при воспалении легких функция внешнего дыхания долго остается измененной даже при отсутствии клинических признаков дыхательной недостаточности. Снижен коэффициент использования кислорода, нарушена равномерность вентиляции, повышена работа дыхания на единицу потребляемого кислорода и т.д. Восстановление и нормализация внешнего дыхания в процессе занятий ЛФК происходят под влиянием биологических закономерностей адаптации к мышечной работе. При этом постепенно происходит экономизация функции дыхания в покое, т.е. снижается имеющаяся гипервентиляция, а максимальные возможности дыхания — его резервы — возрастают. При нормализации функции внутренних органов под влиянием ЛФК мы получаем целенаправленный эффект от частного случая тренировки, когда тренирующее действие физических упражнений начинается не от уровня нормы, как при спортивной тренировке, а от патологически пониженного уровня функции, доводя его до физиологической нормы. Направленное изменение функции внутренних органов происходит не только под влиянием адаптации к мышечной работе, но и благодаря эффекту улучшения нервно-эмоциональной сферы больного ребенка, восстановлению нарушенных ранее взаимоотношений между возбудительным и тормозным процессом, улучшению и нормализации регуляторных процессов в целом. Незаменим и не может быть обеспечен никакими другими средствами лечения положительный эмоциональный эффект воздействия средств ЛФК. Эту сторону действия физических упражнений высоко ценил И.П.Павлов. Влияние физкультурных занятий связано не только с определенным количеством мышечной работы, но и с педагогическим процессом, с психотерапевтическим действием лечебной физкультуры, с радостно-оптимистической обстановкой кабинета или зала, музыкальным сопровождением и т.д. Исследования показали, что лечебный эффект одинаковой по интенсивности и подбору упражнений мышечной работы резко различается при разном эмоциональном состоянии больных детей. Положительные эмоции многократно усиливают эффект физических упражнений. Для терапевтического действия средств физической культуры непосредственно на морфологические проявления патологического процесса очень важно трофическое действие, т.е. действие дозированной мышечной работы на интимные процессы трофики, обеспечивающие влияние физических упражнений на регенерацию, р
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.014 с.) |