М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова




затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей.

Необходимые для формирования пространственных представлений понятия о «левом» и «правом» развивают­ся на основе сохранного восприятия схемы тела. У детей с церебральным параличом часто отмечаются нарушения схемы тела, особенно они бывают выражены при преиму­щественном поражении левых конечностей. Ребенок с тру­дом воспринимает и запоминает части своего тела, долго путается в определении направления.

На начальных этапах обучения в школе выясняется, как правило, что и другие пространственные представления, та­кие как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», детьми не усвоены. Им трудно бывает сложить из частей целое при складывании различных картинок, при соору­жении построек из кубиков. У некоторых наблюдается про­явление зеркальности при письме, рисовании. Дети затруд­няются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание букв б — д, т — ш, з — е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании.

Нарушения пространственного анализа и синтеза вызы­вают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа на­лево, с середины тетради. При попытках читать они не дер­жат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение про­странственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным операциям.

Пространственные нарушения обычно наиболее выражены у детей со спастической формой церебрального паралича, но могут отмечаться и при других формах заболеваний. Разви­тие пространственных представлений составляет важный раздел подготовки больных детей к школе. Пространствен­ные представления у детей с церебральным параличом вос­питываются в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием. Все перечисленные выше игры-упражнения, а также развитие движения, речи, практичес­кой деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необхо-


Особенности психического развития детей с церебральным параличом 239

димы и специальные последовательные приемы и упражне­ния.

На первом этапе работы у ребенка последовательно форми­руют пространственную дифференциацию самого себя, пред­ставление о схеме тела, представления и ощущения располо­жения и перемещения его тела в пространстве, развивают представления об ориентации в пространстве, о дистанции и интервалах. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конст­руктивной деятельности.

Для развития у ребенка представлений о схеме тела мо­гут быть использованы такие упражнения.

Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб... потрогай стопу, колено...» Затем действие переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». Также формируется представ­ление о правой и левой руках. При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до его носа, глаз, ног и т. д.). Затем все эти упражнения на себе проводятся с зак­рытыми глазами. При выполнении упражнений ребенок на­зывает ту часть тела, которую трогает или показывает.

На следующем этапе эти упражнения проводятся на кук­ле, потом на картине, по рисунку. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, кар­тинке. Постепенно он обучается рисованию изображения на доске, на бумаге и т. д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует.

Путем специальных упражнений у ребенка развивают ориентацию. Эти упражнения также проводятся в несколь­ко этапов.

Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч вправо, влево, вверх». Ре­бенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже прогова­ривает их. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. И на­конец, ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.



М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова


Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят спе­циальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

Важное значение в развитии пространственных пред­ставлений имеют восприятие и воспроизведение формы предметов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, паль­цем обводит их. Затем обводит пальцем квадраты, треуголь­ники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геометрические формы. После таких подготовительных уп­ражнений у ребенка развиваются пространственные пред­ставления в рисовании, конструировании и игровой дея­тельности.

Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются специальные пособия: «почто­вый ящик», различные разрезные картинки, кубики. «По­чтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку с 5 прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной. К нему дается десять объем­ных геометрических фигур, у каждой из которых основания соответствуют по форме одной из прорезей. Ребенку нужно объяснить, что с помощью зрительного восприятия нужно пользоваться «почтовым ящиком».

Начиная с 3 лет ребенка можно научить конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет — учат конструировать из кубиков по образцу. Вначале ребенок использует образец, а затем он делает все самостоятельно, по памяти.

... Руководить игрой ребенка с церебральным параличом очень сложно, и от родителей требуются определенные зна­ния и большое терпение. Как и для всех детей, для больного ребенка очень важна игровая деятельность. Иногда она рез­ко ограничена из-за двигательных нарушений, но даже при тяжелой форме заболевания ребенку может и должен быть предложен широкий вариант игр. Родители должны научить его как самостоятельной игре, так и игре с другими детьми. Это будет иметь очень большое значение для больного ребен­ка, для его адаптации в коллективе сверстников. Нельзя учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают


Особенности психического развития детей с церебральным параличом 241

навыкам счета и письма, эти взаимоотношения формируют­ся в игровой деятельности.

Направляя игру, родители учат ребенка элементарным нравственным нормам поведения, помогают войти в коллек­тив. Первой задачей является приучить ребенка не мешать другим и чтобы ему не мешали. Игры требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопони­мание, взаимопомощь стали привычными формами поведе­ния ребенка. Именно в игре дети получают первый опыт об­щения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения.

Важно развивать у детей и творческое отношение к игре. Творческая игра имеет в своей основе условное преобразова­ние окружающего. Основная задача руководства данной иг­рой состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замыс­ла, развитию его в определенном сюжете. Надо следить за тем, чтобы игра ребенка не представляла простого механи­ческого действия.

Практический опыт детей с церебральным параличом крайне беден. Ребенок может, например, изо дня в день ка­тать машину, сидя за столом. Стоит предложить ему поса­дить пассажира в машину или нагрузить ее кубиками, как игра приобретает определенную целенаправленность, стано­вится творческой. Важно обратить внимание на подбор иг­рушек. Наиболее подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования. Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. — М., 1980. — С. 8—13; 19—34.

9Я-855


Е. Ф. Архипобй

Логопедический массаж

С детьми I и II уровня доречевого развития логопедичвс кий массаж проводится с целью нормализации тонус! мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят диффе* ренцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений, В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечает» ся повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следую-щие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускула» туры методом разглаживания <...>.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, и замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раа, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежед­невно.

Расслабление языка. Расслабление языка и кор­рекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс-заи-рещающие позиции». Для расслабления языка и его корил используется:

1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, кото­рый производят в течение 15 с, вибрирующие движения ука­зательным пальцем под нижней челюстью;

2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с);

3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в тече­ние 15 с языка деревянным шпателем, который накладыва­ется на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С деть­ми, находящимися на II уровне доречевого развития, диф­ференцированный массаж направлен в одних случаях ш расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других —


Логопедический массаж



ми укрепление мышц или подавление гиперкинезов нныка.

Расслабление оральной муску латурыдости- гается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками и направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день.

Расслабление губ предполагает проведение следу­ющих упражнений:

1) поглаживание носо-губных складок от крыльев носа 1С, углам губ;

2) поглаживание верхней и нижней губ к центру;

3) постукивание губ;

4) точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 3—8 раз по нескольку раз а день.

Расслабление мышц шеи. После легких расслаб­ляющих движений по лицевой, губной мускулатуре про-нодят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и а другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслаб­ление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслаб­ление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры про-нодят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и ииычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам — к «периферии».

Укрепление лицевой мускулатуры осуществ­ляется путем проведения следующих упражнений:

1) поглаживание лба от середины к вискам;

2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к у там;

3) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив ука-иительные и средние пальцы обеих рук в нижней части вис­ки, производят спиралевидные движения по скуловой и щеч­ной мышцам к подбородку.


244 Е. Ф. Архипов! I

-------------- —— --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------- Щ. |

После 4—5 легких движений сила движений нарастав? Они становятся надавливающими, но не болезненными и j вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения поч вторяют 8—10 раз по нескольку раз (2—3) в день.

Укрепление губной мускулатуры. С этой щ лью производят поглаживание, растирание, разминание вибрацию губ:

1) от середины верхней губы к углам;

2) от середины нижней губы к углам;

3) поглаживание носо-губных складок к крыльям носа;

4) пощипывание губ.

Движения повторяют 8—10 раз ежедневно по 2—3 раза, Одним из приемов укрепляющего массажа является виб* рация, которая производится ручным методом или при по» мощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, рит­мично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с ИМ" струкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насад* ки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется 2 • § раза, не более 2 минут, через день.

Укрепление язычной мускулатуры. При вя» лости языка проводят массаж с помощью деревянного шпа­теля:

1) продольные мышцы языка массируют путем поглажи­вания его от средней части к кончику;

2) вертикальные мышцы укрепляются с помощью рит­мичного надавливания на язык;

3) на поперечные мышцы воздействуют посредством но» глаживания языка из стороны в сторону.

Движения 1, 2, 3 повторяют 4—6 раз.

Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5—10 с., способствуют активизации мышц языка.

Точечный массаж при гиперкинезах язы­ка:

а) перекрестный точечный массаж в области губ. Ука­зательный палец левой руки помещается в середине левой носо-губной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращд-


—i


Логопедический массаж



тшгьные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. У ка­нительный палец правой руки помещается на правую носо-губную складку, а указательный палец левой руки опус­кается под угол губ слева, и производят вновь те же диижения;

б) указательный палец левой руки располагается в облас­
ти середины носо-губной складки слева, а указательный па­
лец правой руки помещается под угол нижней челюсти спра-
Н1>. Производятся вращательные движения в этих точках.
Иатем движения проводятся на противоположной стороне;

в) указательный палец левой руки располагается в той
же точке, что и при упражнении а и б, или же в точке под
углом губ слева, а указательный палец правой руки фик­
сируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Ус­
тановив пальцы в данных точках, проводят глубокий то­
чечный массаж, затем это же упражнение проводят на
противоположной стороне;

г) при резко выраженных гиперкинезах используются
следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне
носо-губной складки или под углом губ слева, то палец пра-
иой руки занимает точку под внутренним углом правой ло­
патки, и тоже осуществляются, вращательные движения
и данных точках. Затем это упражнение повторяется с про­
тивоположной стороны;

д) при стойких гиперкинезах используют точки, находя­
щиеся под коленкой, и точку в области одной из носо-губ-
11 ых складок и тоже делают точечный перекрестный массаж.
1)ти. упражнения не должны вызывать у ребенка чувства бо­
лезненности, неудобства, дискомфорта. <...>

Упражнения подбираются в зависимости от состояния м ышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут. С детьми, находящимися на III и IV уровнях доречевого развития, логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие аффе-рептации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса и артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкор-ртщией соответствующей стороны — на пораженной



Е. Ф. Архипом


 


стороне большее число движений (10—12). Кроме приемо!^ ручного массажа, используется специальный аппарат — виб*^ ромассаж, насадки применяются соответственно инструкций!:

Apxunoea E. Ф. Коррекционная работа с детьми с ц#' ■ ребральным параличом, доречевой период. — М.-1989. —С. 36—42.


*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.025 с.)