Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова
затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей. Необходимые для формирования пространственных представлений понятия о «левом» и «правом» развиваются на основе сохранного восприятия схемы тела. У детей с церебральным параличом часто отмечаются нарушения схемы тела, особенно они бывают выражены при преимущественном поражении левых конечностей. Ребенок с трудом воспринимает и запоминает части своего тела, долго путается в определении направления. На начальных этапах обучения в школе выясняется, как правило, что и другие пространственные представления, такие как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», детьми не усвоены. Им трудно бывает сложить из частей целое при складывании различных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдается проявление зеркальности при письме, рисовании. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание букв б — д, т — ш, з — е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании. Нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При попытках читать они не держат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение пространственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным операциям. Пространственные нарушения обычно наиболее выражены у детей со спастической формой церебрального паралича, но могут отмечаться и при других формах заболеваний. Развитие пространственных представлений составляет важный раздел подготовки больных детей к школе. Пространственные представления у детей с церебральным параличом воспитываются в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием. Все перечисленные выше игры-упражнения, а также развитие движения, речи, практической деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необхо- Особенности психического развития детей с церебральным параличом 239 димы и специальные последовательные приемы и упражнения.
На первом этапе работы у ребенка последовательно формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, представления и ощущения расположения и перемещения его тела в пространстве, развивают представления об ориентации в пространстве, о дистанции и интервалах. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности. Для развития у ребенка представлений о схеме тела могут быть использованы такие упражнения. Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб... потрогай стопу, колено...» Затем действие переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». Также формируется представление о правой и левой руках. При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до его носа, глаз, ног и т. д.). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. При выполнении упражнений ребенок называет ту часть тела, которую трогает или показывает. На следующем этапе эти упражнения проводятся на кукле, потом на картине, по рисунку. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке. Постепенно он обучается рисованию изображения на доске, на бумаге и т. д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует. Путем специальных упражнений у ребенка развивают ориентацию. Эти упражнения также проводятся в несколько этапов. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч вправо, влево, вверх». Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже проговаривает их. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. И наконец, ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции. М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят специальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.
Важное значение в развитии пространственных представлений имеют восприятие и воспроизведение формы предметов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, пальцем обводит их. Затем обводит пальцем квадраты, треугольники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геометрические формы. После таких подготовительных упражнений у ребенка развиваются пространственные представления в рисовании, конструировании и игровой деятельности. Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются специальные пособия: «почтовый ящик», различные разрезные картинки, кубики. «Почтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку с 5 прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной. К нему дается десять объемных геометрических фигур, у каждой из которых основания соответствуют по форме одной из прорезей. Ребенку нужно объяснить, что с помощью зрительного восприятия нужно пользоваться «почтовым ящиком». Начиная с 3 лет ребенка можно научить конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет — учат конструировать из кубиков по образцу. Вначале ребенок использует образец, а затем он делает все самостоятельно, по памяти. ... Руководить игрой ребенка с церебральным параличом очень сложно, и от родителей требуются определенные знания и большое терпение. Как и для всех детей, для больного ребенка очень важна игровая деятельность. Иногда она резко ограничена из-за двигательных нарушений, но даже при тяжелой форме заболевания ребенку может и должен быть предложен широкий вариант игр. Родители должны научить его как самостоятельной игре, так и игре с другими детьми. Это будет иметь очень большое значение для больного ребенка, для его адаптации в коллективе сверстников. Нельзя учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают Особенности психического развития детей с церебральным параличом 241 навыкам счета и письма, эти взаимоотношения формируются в игровой деятельности. Направляя игру, родители учат ребенка элементарным нравственным нормам поведения, помогают войти в коллектив. Первой задачей является приучить ребенка не мешать другим и чтобы ему не мешали. Игры требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка. Именно в игре дети получают первый опыт общения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения. Важно развивать у детей и творческое отношение к игре. Творческая игра имеет в своей основе условное преобразование окружающего. Основная задача руководства данной игрой состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла, развитию его в определенном сюжете. Надо следить за тем, чтобы игра ребенка не представляла простого механического действия. Практический опыт детей с церебральным параличом крайне беден. Ребенок может, например, изо дня в день катать машину, сидя за столом. Стоит предложить ему посадить пассажира в машину или нагрузить ее кубиками, как игра приобретает определенную целенаправленность, становится творческой. Важно обратить внимание на подбор игрушек. Наиболее подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования. Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка.
Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. — М., 1980. — С. 8—13; 19—34. 9Я-855 Е. Ф. Архипобй Логопедический массаж С детьми I и II уровня доречевого развития логопедичвс кий массаж проводится с целью нормализации тонус! мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят диффе* ренцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений, В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечает» ся повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следую-щие приемы расслабления. Расслабление лицевой и губной мускула» туры методом разглаживания <...>. Движения должны быть легкими, поглаживающими, и замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раа, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно. Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс-заи-рещающие позиции». Для расслабления языка и его корил используется: 1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 с, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью; 2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с); 3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 с языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка. Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях ш расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других — Логопедический массаж ми укрепление мышц или подавление гиперкинезов нныка. Расслабление оральной муску латурыдости- гается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками и направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день.
Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений: 1) поглаживание носо-губных складок от крыльев носа 1С, углам губ; 2) поглаживание верхней и нижней губ к центру; 3) постукивание губ; 4) точечный массаж губ. Каждое движение повторяется 3—8 раз по нескольку раз а день. Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре про-нодят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и а другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. При выраженной вялости оральной мускулатуры про-нодят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и ииычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам — к «периферии». Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений: 1) поглаживание лба от середины к вискам; 2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к у там; 3) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив ука-иительные и средние пальцы обеих рук в нижней части виски, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. 244 Е. Ф. Архипов! I -------------- —— ■ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------- После 4—5 легких движений сила движений нарастав? Они становятся надавливающими, но не болезненными и j вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения поч вторяют 8—10 раз по нескольку раз (2—3) в день. Укрепление губной мускулатуры. С этой щ лью производят поглаживание, растирание, разминание вибрацию губ: 1) от середины верхней губы к углам; 2) от середины нижней губы к углам; 3) поглаживание носо-губных складок к крыльям носа; 4) пощипывание губ. Движения повторяют 8—10 раз ежедневно по 2—3 раза, Одним из приемов укрепляющего массажа является виб* рация, которая производится ручным методом или при по» мощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с ИМ" струкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насад* ки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется 2 • § раза, не более 2 минут, через день. Укрепление язычной мускулатуры. При вя» лости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя: 1) продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику;
2) вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык; 3) на поперечные мышцы воздействуют посредством но» глаживания языка из стороны в сторону. Движения 1, 2, 3 повторяют 4—6 раз. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5—10 с., способствуют активизации мышц языка. Точечный массаж при гиперкинезах языка: а) перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носо-губной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращд- —i Логопедический массаж тшгьные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. У канительный палец правой руки помещается на правую носо-губную складку, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же диижения; б) указательный палец левой руки располагается в облас в) указательный палец левой руки располагается в той г) при резко выраженных гиперкинезах используются д) при стойких гиперкинезах используют точки, находя Упражнения подбираются в зависимости от состояния м ышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут. С детьми, находящимися на III и IV уровнях доречевого развития, логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие аффе-рептации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса и артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкор-ртщией соответствующей стороны — на пораженной Е. Ф. Архипом
стороне большее число движений (10—12). Кроме приемо!^ ручного массажа, используется специальный аппарат — виб*^ ромассаж, насадки применяются соответственно инструкций!: Apxunoea E. Ф. Коррекционная работа с детьми с ц#' ■ ребральным параличом, доречевой период. — М.-1989. —С. 36—42. *
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.025 с.) |