![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. МастюковаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей. Необходимые для формирования пространственных представлений понятия о «левом» и «правом» развиваются на основе сохранного восприятия схемы тела. У детей с церебральным параличом часто отмечаются нарушения схемы тела, особенно они бывают выражены при преимущественном поражении левых конечностей. Ребенок с трудом воспринимает и запоминает части своего тела, долго путается в определении направления. На начальных этапах обучения в школе выясняется, как правило, что и другие пространственные представления, такие как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», детьми не усвоены. Им трудно бывает сложить из частей целое при складывании различных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдается проявление зеркальности при письме, рисовании. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание букв б — д, т — ш, з — е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании. Нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При попытках читать они не держат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение пространственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным операциям. Пространственные нарушения обычно наиболее выражены у детей со спастической формой церебрального паралича, но могут отмечаться и при других формах заболеваний. Развитие пространственных представлений составляет важный раздел подготовки больных детей к школе. Пространственные представления у детей с церебральным параличом воспитываются в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием. Все перечисленные выше игры-упражнения, а также развитие движения, речи, практической деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необхо- Особенности психического развития детей с церебральным параличом 239 димы и специальные последовательные приемы и упражнения.
На первом этапе работы у ребенка последовательно формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, представления и ощущения расположения и перемещения его тела в пространстве, развивают представления об ориентации в пространстве, о дистанции и интервалах. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности. Для развития у ребенка представлений о схеме тела могут быть использованы такие упражнения. Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб... потрогай стопу, колено...» Затем действие переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». Также формируется представление о правой и левой руках. При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до его носа, глаз, ног и т. д.). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. При выполнении упражнений ребенок называет ту часть тела, которую трогает или показывает. На следующем этапе эти упражнения проводятся на кукле, потом на картине, по рисунку. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке. Постепенно он обучается рисованию изображения на доске, на бумаге и т. д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует. Путем специальных упражнений у ребенка развивают ориентацию. Эти упражнения также проводятся в несколько этапов. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч вправо, влево, вверх». Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже проговаривает их. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. И наконец, ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции. М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят специальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.
Важное значение в развитии пространственных представлений имеют восприятие и воспроизведение формы предметов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, пальцем обводит их. Затем обводит пальцем квадраты, треугольники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геометрические формы. После таких подготовительных упражнений у ребенка развиваются пространственные представления в рисовании, конструировании и игровой деятельности. Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются специальные пособия: «почтовый ящик», различные разрезные картинки, кубики. «Почтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку с 5 прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной. К нему дается десять объемных геометрических фигур, у каждой из которых основания соответствуют по форме одной из прорезей. Ребенку нужно объяснить, что с помощью зрительного восприятия нужно пользоваться «почтовым ящиком». Начиная с 3 лет ребенка можно научить конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет — учат конструировать из кубиков по образцу. Вначале ребенок использует образец, а затем он делает все самостоятельно, по памяти. ... Руководить игрой ребенка с церебральным параличом очень сложно, и от родителей требуются определенные знания и большое терпение. Как и для всех детей, для больного ребенка очень важна игровая деятельность. Иногда она резко ограничена из-за двигательных нарушений, но даже при тяжелой форме заболевания ребенку может и должен быть предложен широкий вариант игр. Родители должны научить его как самостоятельной игре, так и игре с другими детьми. Это будет иметь очень большое значение для больного ребенка, для его адаптации в коллективе сверстников. Нельзя учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают Особенности психического развития детей с церебральным параличом 241 навыкам счета и письма, эти взаимоотношения формируются в игровой деятельности. Направляя игру, родители учат ребенка элементарным нравственным нормам поведения, помогают войти в коллектив. Первой задачей является приучить ребенка не мешать другим и чтобы ему не мешали. Игры требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка. Именно в игре дети получают первый опыт общения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения. Важно развивать у детей и творческое отношение к игре. Творческая игра имеет в своей основе условное преобразование окружающего. Основная задача руководства данной игрой состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла, развитию его в определенном сюжете. Надо следить за тем, чтобы игра ребенка не представляла простого механического действия. Практический опыт детей с церебральным параличом крайне беден. Ребенок может, например, изо дня в день катать машину, сидя за столом. Стоит предложить ему посадить пассажира в машину или нагрузить ее кубиками, как игра приобретает определенную целенаправленность, становится творческой. Важно обратить внимание на подбор игрушек. Наиболее подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования. Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка.
Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. — М., 1980. — С. 8—13; 19—34. 9Я-855 Е. Ф. Архипобй Логопедический массаж С детьми I и II уровня доречевого развития логопедичвс кий массаж проводится с целью нормализации тонус! мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят диффе* ренцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений, В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечает» ся повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следую-щие приемы расслабления. Расслабление лицевой и губной мускула» туры методом разглаживания <...>. Движения должны быть легкими, поглаживающими, и замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раа, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно. Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс-заи-рещающие позиции». Для расслабления языка и его корил используется: 1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 с, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью; 2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с); 3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 с языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка. Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях ш расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других — Логопедический массаж ми укрепление мышц или подавление гиперкинезов нныка. Расслабление оральной муску латурыдости- гается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками и направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день. Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:
1) поглаживание носо-губных складок от крыльев носа 1С, углам губ; 2) поглаживание верхней и нижней губ к центру; 3) постукивание губ; 4) точечный массаж губ. Каждое движение повторяется 3—8 раз по нескольку раз а день. Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре про-нодят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и а другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. При выраженной вялости оральной мускулатуры про-нодят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и ииычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам — к «периферии». Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений: 1) поглаживание лба от середины к вискам; 2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к у там; 3) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив ука-иительные и средние пальцы обеих рук в нижней части виски, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. 244 Е. Ф. Архипов! I -------------- —— ■ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------- После 4—5 легких движений сила движений нарастав? Они становятся надавливающими, но не болезненными и j вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения поч вторяют 8—10 раз по нескольку раз (2—3) в день. Укрепление губной мускулатуры. С этой щ лью производят поглаживание, растирание, разминание вибрацию губ: 1) от середины верхней губы к углам; 2) от середины нижней губы к углам; 3) поглаживание носо-губных складок к крыльям носа; 4) пощипывание губ. Движения повторяют 8—10 раз ежедневно по 2—3 раза, Одним из приемов укрепляющего массажа является виб* рация, которая производится ручным методом или при по» мощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с ИМ" струкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насад* ки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется 2 • § раза, не более 2 минут, через день. Укрепление язычной мускулатуры. При вя» лости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя: 1) продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику; 2) вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык; 3) на поперечные мышцы воздействуют посредством но» глаживания языка из стороны в сторону. Движения 1, 2, 3 повторяют 4—6 раз. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5—10 с., способствуют активизации мышц языка. Точечный массаж при гиперкинезах языка: а) перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носо-губной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращд-
—i Логопедический массаж тшгьные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. У канительный палец правой руки помещается на правую носо-губную складку, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же диижения; б) указательный палец левой руки располагается в облас в) указательный палец левой руки располагается в той г) при резко выраженных гиперкинезах используются д) при стойких гиперкинезах используют точки, находя Упражнения подбираются в зависимости от состояния м ышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут. С детьми, находящимися на III и IV уровнях доречевого развития, логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие аффе-рептации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса и артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкор-ртщией соответствующей стороны — на пораженной Е. Ф. Архипом
стороне большее число движений (10—12). Кроме приемо!^ ручного массажа, используется специальный аппарат — виб*^ ромассаж, насадки применяются соответственно инструкций!: Apxunoea E. Ф. Коррекционная работа с детьми с ц#' ■ ребральным параличом, доречевой период. — М.-1989. —С. 36—42. *
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.78 (0.013 с.) |