Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 71
Разумеется, при наличии соответствующих условий не отказываются от получения вибранта. Коррекция звука проводится традиционными способами, но наиболее часто исходными фонемами служат ж и з. Смычно-проходные носовые звуки м, н также могут нарушаться при ринолалии. Это расстройство бывает двух типов: звуки заменяются вокализацией или глоточной смычкой или после операции теряют носовой оттенок, когда дети полностью переключаются на ротовой резонанс. Исправление этих недостатков не вызывает затруднений. Детям предлагают сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить гласный а, добиваться ощущения вибрации в носу. Получив таким образом м, просят воспроизвести его, зажав язык между зубами. При этом четко слышится межзубный в. В литературе имеются данные, что при ринолалии воспроизведение и разборчивость глухих взрывных и фрикативных согласных фонем страдают больше, чем звонких. Тем не менее обычно начинают исправлять звукопроиз-ношение именно с глухих звуков. Условия занятий в этом случае облегчаются отсутствием одного из компонентов звонких фонем — вокализации, что уменьшает носовой резонанс. Работа без голоса позволяет также при необходимости готовить и стимулировать звуки, не называя их, что помогает предотвратить проявления действия фиксированной патологической установки. Подростки, применявшие в прошлом гортанные звукообразования, при включении фонации при произнесении изолированного звука включают одновременно гортанный звук. Этот симптом не позволяет опираться при постановке на тактильный контроль гортани. Практика подтверждает неэффективность данного приема. После операции у подростков с расщелинами наблюдается некоторая диско-ординация органов ротовой полости и гортани, что приводит к упреждению или запаздыванию фонации при вызывании звонких согласных. Кроме того, при ринолалии не рекомендуется произносить согласные протяжно и утрированно, поскольку усиливается напряжение, выдох и удлиняется время смычки. И. И. Ермакова Можно применять два приема озвончения. Первый эффективен при работе с детьми без голосовых расстройств. Ребенок длительно произносит или поет на основном тоне голоса гласный звук. Во время фонации он должен спокойно, не увеличивая напряжения, но достаточно быстро воспроизвести нужную артикуляцию, не прерывая голосообразования.
Словесная инструкция логопеда может выглядеть примерно так: «Тяни или пой a — a — а, но в середине дотронься нижней губой до верхних зубов». Таким образом ребенок воспроизводит звуки б ж в в интервокальной позиции. Логопед одновременно беззвучно выполняет задание, чтобы ребенок мог синхронно артикулировать и не затормаживаться на смычках. Нельзя заранее называть звук, даже его глухую пару. Иначе дети воспроизводят дефектный звонкий или прерывают фонацию на глухом. Вызывание звуков б, в, г, д, ж начинают с гласного а. Гласный а применяется при вызывании звонких согласных фонем, так как широко открытый рот позволяет обучающемуся наблюдать себя, а расслабленные губы не мешают артикуляции. Произнося звук д, следует коснуться зубами высунутого языка. Работая над звуком ж, останавливаются на следующих моментах: 1) обучающийся тянет звук а и одновременно поднимает язык «ковшиком»; 2) обучающийся тянет звук а и одновременно поднимает язык «ковшиком», сближает зубы и округляет губы. Разумеется, вызывание звука ж от р проще. Звук г вызывают с механической помощью аналогично к, но во время фонации. Свистящий з целесообразнее стимулировать, пользуясь гласным э. Губы при артикуляции последнего чуть раздвинуты в стороны, а опасность включения носового резонанса невелика. Ребенка просят слегка высунуть язык и сблизить зубы. Далее упражняются в произнесении звонких в интервокальной позиции между разными гласными, например:
Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция Эти сочетания фонируют голосом различной громкости, усиливая первую гласную и заглушая вторую и наоборот. Тем самым постепенно приучаются произносить одну из гласных шепотом, т. е. подготавливаются к изолированному произнесению прямых и обратных слогов. В период упражнений с интервокальной позицией лого-i [ед подбирает слова, в которых нужный звук стоял бы между гласными. Переходя к произношению слогов, стараются не задерживаться на этом, а быстрее приступать к произнесению отдельных слов.
Второй прием сложнее, применение его менее желательно. Он используется при обучении подростков с нарушениями голоса и парезами мягкого нёба. Голос у последних бывает глухим, немо дул ированным, гласные звучат напряженно и неестественно. Применение второго приема подразумевает, что дети уже владеют подачей голоса «в маску». Ребенка просят длительно фонировать носовой сонор м, а затем, улыбнувшись, слегка высунуть язык, т. е. стремятся воспроизвести сочетание типа мммззз. Подобным образом стимулируют сочетания мммжжж или мммввв. Подобный способ может быть рекомендован только для вызывания фрикативных звуков. Пользуясь им, работу над звонкими взрывными приходится отодвигать на конец обучения. В случаях выраженной назализации согласной возможно сочетание обоих приемов. Тогда «мычание в маску» используется для вызывания правильного чистого мягкого го-лосоначала, а потом переходят к гласной, стимулирующей подъем нёбной занавески, например: мммаажжжааа, мммэ-ээжжжэээ. Эти сочетания произносят на одном тоне. Возможно также применение как исходного и ротового сонора л. Корригируя произношение звонких взрывных и фрикативных согласных, нельзя полностью отождествлять их артикуляцию с артикуляцией глухих. При произнесении последних возможны более замедленные движения, необходимо большее напряжение органов артикуляции. Звонкие фонемы звучат чисто, без сдавленного оттенка только при плавных неутрированных переключениях от звука к звуку. И. И. Ермакова Значительно облегчает закрепление звонких согласных пение. Петь можно слоги на любые известные обучающимся музыкальные упражнения и фразы. Но начинать мелодию нужно с гласного звука, например: a — за — за — за. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984. — С. 42—60. Т. Н. Воронцова Принципы, методы и система исследования лиц, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой «системы страдают. Как известно, нарушения речи могут касаться различных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики; могут быть нарушены системы, обеспечивающие речевую функцию: дыхательная система, голосообразова-мие, артикуляционный аппарат и т. д. Это значит, что обследование ребенка должно быть, с одной стороны, разносторонним, а с другой — индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения. Принципиально важное значение имеет применение системного подхода при анализе различных проявлений речевых нарушений. Применение системного подхода предполагает выяснение не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова его взаимосвязь с другими компонентами речи, что является причиной нарушения, а что — следствием.
Надо отметить, что использование при обследовании какого-либо одного метода или приема еще не дает возможности судить о характере нарушения. Лишь использование и (сопоставление результатов исследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на иыявление состояния тех или иных компонентов речи, позволяет судить о дефекте и его глубине. Исследование детей, страдающих ринолалией на почве и рожденных расщелин губы и нёба, базируется на следующих принципах. Т. Н. Воронцова Принцип КОМПЛЕКСНОСТИ обследования предполагает, что каждый ребенок с нёбной патологией должен быть обследован разными специалистами: врачами, педагогами, психологами. Исходя из природы нарушения, можно считать, что у детей с нёбными расщелинами имеется нарушение не только структуры, но и функции аппарата речи. Это нарушение выражается в наличии расщелины губы, нёба, укорочении нёба, наличии подслизистого дефекта нёба, в нарушении зубного ряда, прикуса, в некоторых случаях — в укорочении подъязычной связки, в заторможенности нёбных и глоточных рефлексов и т. д. Для выявления этих отклонений и осуществления дальнейшего лечения, а также для решения вопроса о сроках логопедического воздействия и его характере ребенок должен быть обследован хирургом-стоматологом и ортодонтом. Врожденные нёбные расщелины нередко приводят к снижению слуховой функции и, соответственно, к затруднениям слухового восприятия речи, что необходимо знать для правильной организации логотерапии. Кроме того, при нёбной патологии часто наблюдается искривление носовой перегородки, сужение носовых ходов. Следовательно, ребенок с расщеплением нёба должен быть обследован врачом по болезням уха, горла и носа, т. е. оториноларингологом. Врожденные расщелины губы, нёба, лица и косметические дефекты после уранопластических операций часто оказывают отрицательное влияние на формирование психики ребенка, на всю личность в целом. Отсюда становится ясным, что в комплексном обследовании ребенка должен участвовать врач-психоневролог. Дети с данной патологией нередко растут слабыми, болезненными, и для их лечения и решения вопроса о возможности логотерапии необходима консультация с врачом-педиатром. Речь детей с врожденными расщелинами, как правило, нарушена, и поэтому в исследовании ребенка с данной патологией обязательно принимает участие логопед.
Таким образом, в обследовании детей с нёбной патологией принимают участие специалисты разных профилей. Такое комплексное обследование позволяет в дальнейшем реализовать эффективное лечение и нормализацию речевой Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 77 функции. С принципом комплексности тесно связан второй принцип. Принцип МНОГОПЛАНОВОСТИ обследования предполагает, что обследование данной категории детей должно быть всесторонним. Ребенка необходимо обследовать в разных аспектах: и с точки зрения исследования строения и функции речевого аппарата, интеллекта, речи, систем, обслуживающих реализацию речевого акта, и с точки зрения всей психической деятельности. Речевая деятельность формируется и реализуется в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи появляются не только при нормальном, но и при аномальном развитии. Многоплановость обследования предполагает не только изучение самой речевой патологии, но и раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, выяснение компенсаторных возможностей ребенка и т. д. В процессе психолого-педагогического обследования выясняется, как проходило раннее общее и речевое развитие ребенка, отношение к ребенку окружающих, отношение его самого к своему дефекту; обследуется состояние таких процессов, как память, внимание, мышление, уровень притязаний и т. д. Такой многоплановый подход к изучению патологии дает возможность более точно выявить компенсаторные возможности ребенка и более эффективно дифференцировать методы логопедического воздействия. Принцип НАПРАВЛЕННОСТИ обследования предусматривает, с одной стороны, анализ процесса возникновения дефекта, с другой — взаимосвязь первичных дефектов и вторичных наслоений. В процессе обследования логопед выявляет причины появления нарушения речи, особенности его проявления, причем дает не просто перечисление и описание проявлений нарушения, а объясняет, продуктом каких отклонений предшествующего развития они являются. Для реализации такого направленного причинно-следственного анализа необходимо представлять себе все многообразие условий, необходимых для формирования функций, в том числе и речевой функции, на каждом этапе ее развития. При обследовании ребенка, страдающего ринолалией, нужно Т. Н. Воронцова в первую очередь выявить и проанализировать первичные дефекты, а именно: нарушение артикуляционной моторики, дыхания, голоса и т. д., проанализировать связь между нарушением артикуляционной моторики, дыхания и нарушениями звукопроизношения, нарушением физического слуха и фонематическим восприятием и т. д., проанализировать многоступенчатость нарушения той или иной функции. При этом нужно учитывать, что затруднения произношения могут вызвать, как вторичный дефект, ограничение словарного запаса, отклонения в формировании грамматического строя речи, задержку речевого развития и т. д. Недоразвитие фонематических процессов в период обучения грамоте может привести к возникновению нарушений письменной речи. Таким образом, при ринолалии в результате направленного обследования и анализа полученных данных выявляются первичные дефекты и вторичные наслоения, их взаимосвязь. Такой причинно-следственный анализ аномальных проявлений позволяет видеть в них не просто сумму различных факторов, а закономерную связь, когда один дефект может быть следствием или причиной другого, а два разных проявления дефекта могут иметь своей причиной третье проявление. Принцип направленности обследования предполагает анализ первичных и вторичных дефектов, выявление их взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА и ДОЗИРОВКИ НАГРУЗКИ при обследовании предполагает необходимость выяснения в первую очередь компенсаторных возможностей данного ребенка, определение зоны его ближайшего развития. Касаясь вопроса компенсаторных возможностей, надо отметить, что их активизация в некоторых случаях помогает «нейтрализовать» последствия первичных дефектов, т. е. вторичные наслоения, помогает повысить эффективность логотерапии, сократить ее сроки. С другой стороны, отсутствие учета компенсаторных возможностей ребенка, неиспользование их часто усугубляет первичные нарушения, ухудшает результаты логопедической работы. Нарушение речи тесно связано с личностью конкретного ребенка. Индивидуальный подход в обследовании, т.е. учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 79 психических процессов у ребенка, выяснить, какую роль играют недостатки речи в судьбе данного ребенка, как они отражаются на его учебе, на взаимоотношениях со взрослыми, с детьми. Это особенно важно при обследовании ребенка, страдающего ринолалией на почве врожденных расщелин. Принцип индивидуального подхода предполагает также учет возраста ребенка и всех психо-физиологических особенностей этого возраста. Время обследования и объем используемого при обследовании материала должен соответствовать возрасту и индивидуальным возможностям ребенка. Если обследование затягивается, он утомляется, и результаты наблюдений могут быть значительно ниже реальных. Кроме того, утомляемость может вызвать негативное отношение ребенка к логопеду, ко всему процессу обследования, а в дальнейшем — ко всем логопедическим занятиям. Принцип НАГЛЯДНОСТИ и ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ обследования. Обследование ребенка, страдающего ринолалией, должно проходить интересно, эмоционально, живо, вызывать у него положительные эмоции. При обследовании, в зависимости от возраста школьника, используются: — игрушки, речевые игры, подвижные, дидактические игры и т. д.; — предметные картинки, сюжетные, тематические и т. д.; — материал окружающей обстановки, природы. зависит от цели его использования и интересов ребенка. Так, например, если нам нужно исследовать состояние общей моторики, то это лучше всего сделать в процессе подвижной игры; если исследуется звукопроизношение, то рационально использовать или логопедические игры, или дидактический материал. Эмоциональность обследования достигается тем, что оно проводится в игровой форме, с использованием яркого, красочного материала, с частой сменой форм деятельности ребенка. Благодаря наглядности и эмоциональности обследования, становится возможным более тесный контакт исследователя с ребенком, что обеспечивает многоплановость обследования и меньше утомляет ученика, особенно первоклассника. Т. Н. Воронцова На всех перечисленных принципах строится обследование детей, страдающих ринолалией на почве врожденной нёбной патологии. Реализация обследования на основе данных принципов обеспечивает всестороннее, комплексное исследование ребенка, постановку правильного диагноза, выявление зоны ближайшего развития и дальнейшую эффективную логопедическую работу. Обследование детей с врожденными расщелинами губы и нёба проводится только в форме индивидуального обследования. Это углубленное, часто многократное исследование в условиях логопедического кабинета школы. В процессе обследования данной категории детей используются следующие приемы: изучение документации (характеристика из детского сада, школы); изучение анамнестических данных (по истории развития ребенка, путем беседы с родителями); изучение заключений врачей-специалистов разных профилей; исследование самого ребенка в процессе игровой, учебной и других видов деятельности; исследование ребенка с помощью объективных методов исследования. Обследование детей с нёбной патологией осуществляется по специальной схеме. Схема обследования ребенка с врожденной нёбной патологией I. Анкетные данные 1. Фамилия, имя ребенка. 2. Возраст. Возраст ребенка необходимо знать для того, чтобы правильно оценить уровень развития и рационально планировать логопедическую работу. 3. Национальность. Обратить внимание на наличие или отсутствие в семье двуязычия, т. к. последнее затрудняет работу над речью. 4. Посещает или посещал ребенок дошкольное или школьное учреждения. Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 81 5. Профессия и место работы родителей в настоящее время и в прошлом. Необходимо обратить внимание на наличие разных «вредностей», которые могли иметь место до рождения ребенка. II. Данные анамнеза 1. Жалобы больного или его родственников. 2. Наследственность (по прямой и косвенной линии). Нужно выяснить, сколько детей в семье, есть ли у других детей или у родителей патология губы и нёба; не встречался ли этот дефект у других родственников обследуемого. 3. Как протекала беременность матери, особенно в первые три месяца, чем болела мать во время беременности? 4. Как проходили роды (быстрые, затяжные), не родился ли ребенок в асфиксии (если асфиксия имела место, то в течение какого времени)? 5. Раннее общее развитие ребенка (когда начал держать головку, сидеть, ползать, вставать, ходить). 6. Раннее речевое развитие (было ли гуление, лепет и какой в количественном и качественном отношении; когда появились первые слова, фразы, звуки и какие в количественном и качественном плане). Речевая активность. 7. В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство, по поводу какого дефекта (расщелина губы, твердого нёба, мягкого, односторонняя, центральная, субмукозная щель и т. д.) и каковы результаты восстановительной хирургии? 8. Занимался ли с логопедом, где, когда, в течение какого времени и были ли положительные результаты? 9. Отношения ребенка к своему дефекту (речи и внешнего облика). Выяснение этого вопроса имеет очень большое значение, т.к. дети с нёбной патологией часто бывают крайне травмированы дефектами своей речи и внешности, что отражается на их характере, поведении, затрудняет логопедическое воздействие. 10. Отношение к ребенку в семье, в детском саду, в школе Т. Н. Воронцова речевую практику, вплоть до хирургического вмешательства). III. Обследование педиатра В заключении педиатра должны быть указаны общее соматическое состояние ребенка и противопоказания, если таковые имеются, к проведению логопедических занятий.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.041 с.) |