Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 71 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 71



Разумеется, при наличии соответствующих условий не отказываются от получения вибранта. Коррекция звука про­водится традиционными способами, но наиболее часто ис­ходными фонемами служат ж и з.

Смычно-проходные носовые звуки м, н также могут на­рушаться при ринолалии. Это расстройство бывает двух ти­пов: звуки заменяются вокализацией или глоточной смыч­кой или после операции теряют носовой оттенок, когда дети полностью переключаются на ротовой резонанс.

Исправление этих недостатков не вызывает затруднений. Детям предлагают сомкнуть губы, приоткрыть зубы и дли­тельно произносить гласный а, добиваться ощущения виб­рации в носу. Получив таким образом м, просят воспроизве­сти его, зажав язык между зубами. При этом четко слышится межзубный в.

В литературе имеются данные, что при ринолалии воспро­изведение и разборчивость глухих взрывных и фрикативных согласных фонем страдают больше, чем звонких.

Тем не менее обычно начинают исправлять звукопроиз-ношение именно с глухих звуков. Условия занятий в этом случае облегчаются отсутствием одного из компонентов звон­ких фонем — вокализации, что уменьшает носовой резонанс. Работа без голоса позволяет также при необходимости гото­вить и стимулировать звуки, не называя их, что помогает предотвратить проявления действия фиксированной патоло­гической установки.

Подростки, применявшие в прошлом гортанные звуко­образования, при включении фонации при произнесении изолированного звука включают одновременно гортанный звук. Этот симптом не позволяет опираться при постанов­ке на тактильный контроль гортани. Практика подтверж­дает неэффективность данного приема. После операции у подростков с расщелинами наблюдается некоторая диско-ординация органов ротовой полости и гортани, что приво­дит к упреждению или запаздыванию фонации при вызы­вании звонких согласных. Кроме того, при ринолалии не рекомендуется произносить согласные протяжно и утри­рованно, поскольку усиливается напряжение, выдох и уд­линяется время смычки.



И. И. Ермакова


Можно применять два приема озвончения.

Первый эффективен при работе с детьми без голосовых расстройств. Ребенок длительно произносит или поет на ос­новном тоне голоса гласный звук. Во время фонации он дол­жен спокойно, не увеличивая напряжения, но достаточно быстро воспроизвести нужную артикуляцию, не прерывая голосообразования.

Словесная инструкция логопеда может выглядеть пример­но так: «Тяни или пой aa — а, но в середине дотронься нижней губой до верхних зубов». Таким образом ребенок воспроизводит звуки б ж в в интервокальной позиции. Лого­пед одновременно беззвучно выполняет задание, чтобы ре­бенок мог синхронно артикулировать и не затормаживаться на смычках.

Нельзя заранее называть звук, даже его глухую пару. Иначе дети воспроизводят дефектный звонкий или преры­вают фонацию на глухом.

Вызывание звуков б, в, г, д, ж начинают с гласного а. Глас­ный а применяется при вызывании звонких согласных фо­нем, так как широко открытый рот позволяет обучающему­ся наблюдать себя, а расслабленные губы не мешают артикуляции. Произнося звук д, следует коснуться зубами высунутого языка. Работая над звуком ж, останавливаются на следующих моментах: 1) обучающийся тянет звук а и од­новременно поднимает язык «ковшиком»; 2) обучающийся тянет звук а и одновременно поднимает язык «ковшиком», сближает зубы и округляет губы. Разумеется, вызывание звука ж от р проще. Звук г вызывают с механической помо­щью аналогично к, но во время фонации.

Свистящий з целесообразнее стимулировать, пользуясь глас­ным э. Губы при артикуляции последнего чуть раздвинуты в стороны, а опасность включения носового резонанса невели­ка. Ребенка просят слегка высунуть язык и сблизить зубы.

Далее упражняются в произнесении звонких в интерво­кальной позиции между разными гласными, например:

 

эва ова ува ива
эвэ овэ увэ ивэ
эво ово уво иво
эву ову уву иву
эвы овы увы ивы

Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция



Эти сочетания фонируют голосом различной громкости, усиливая первую гласную и заглушая вторую и наоборот. Тем самым постепенно приучаются произносить одну из гласных шепотом, т. е. подготавливаются к изолированно­му произнесению прямых и обратных слогов.

В период упражнений с интервокальной позицией лого-i [ед подбирает слова, в которых нужный звук стоял бы меж­ду гласными. Переходя к произношению слогов, стараются не задерживаться на этом, а быстрее приступать к произне­сению отдельных слов.

Второй прием сложнее, применение его менее желатель­но. Он используется при обучении подростков с нарушения­ми голоса и парезами мягкого нёба. Голос у последних быва­ет глухим, немо дул ированным, гласные звучат напряженно и неестественно.

Применение второго приема подразумевает, что дети уже владеют подачей голоса «в маску». Ребенка просят длитель­но фонировать носовой сонор м, а затем, улыбнувшись, слег­ка высунуть язык, т. е. стремятся воспроизвести сочетание типа мммззз. Подобным образом стимулируют сочетания мммжжж или мммввв.

Подобный способ может быть рекомендован только для вызывания фрикативных звуков. Пользуясь им, работу над звонкими взрывными приходится отодвигать на конец обу­чения.

В случаях выраженной назализации согласной возмож­но сочетание обоих приемов. Тогда «мычание в маску» ис­пользуется для вызывания правильного чистого мягкого го-лосоначала, а потом переходят к гласной, стимулирующей подъем нёбной занавески, например: мммаажжжааа, мммэ-ээжжжэээ. Эти сочетания произносят на одном тоне.

Возможно также применение как исходного и ротового сонора л. Корригируя произношение звонких взрывных и фрикативных согласных, нельзя полностью отождествлять их артикуляцию с артикуляцией глухих. При произнесении последних возможны более замедленные движения, необхо­димо большее напряжение органов артикуляции. Звонкие фонемы звучат чисто, без сдавленного оттенка только при плавных неутрированных переключениях от звука к звуку.



И. И. Ермакова


Значительно облегчает закрепление звонких согласных пение. Петь можно слоги на любые известные обучающимся музыкальные упражнения и фразы. Но начинать мелодию нужно с гласного звука, например: a — за — заза.

Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у де­тей и подростков. — М., 1984. — С. 42—60.


Т. Н. Воронцова

Принципы, методы и система

исследования лиц, страдающих

ринолалией на почве врожденных

расщелин губы и нёба

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздей­ствовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональ­ные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой «системы страдают. Как известно, нарушения речи могут касаться различных ее сторон: фонетики, лексики, грам­матики; могут быть нарушены системы, обеспечивающие речевую функцию: дыхательная система, голосообразова-мие, артикуляционный аппарат и т. д. Это значит, что об­следование ребенка должно быть, с одной стороны, разно­сторонним, а с другой — индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения. Принципиально важное значение имеет применение системного подхода при анализе различ­ных проявлений речевых нарушений. Применение систем­ного подхода предполагает выяснение не только того, ка­кой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова его взаимосвязь с другими компонентами речи, что является причиной нарушения, а что — следствием.

Надо отметить, что использование при обследовании ка­кого-либо одного метода или приема еще не дает возможнос­ти судить о характере нарушения. Лишь использование и (сопоставление результатов исследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на иыявление состояния тех или иных компонентов речи, по­зволяет судить о дефекте и его глубине.

Исследование детей, страдающих ринолалией на почве и рожденных расщелин губы и нёба, базируется на следую­щих принципах.



Т. Н. Воронцова


Принцип КОМПЛЕКСНОСТИ обследования предполага­ет, что каждый ребенок с нёбной патологией должен быть обследован разными специалистами: врачами, педагогами, психологами. Исходя из природы нарушения, можно счи­тать, что у детей с нёбными расщелинами имеется наруше­ние не только структуры, но и функции аппарата речи. Это нарушение выражается в наличии расщелины губы, нёба, укорочении нёба, наличии подслизистого дефекта нёба, в нарушении зубного ряда, прикуса, в некоторых случаях — в укорочении подъязычной связки, в заторможенности нёбных и глоточных рефлексов и т. д. Для выявления этих отклонений и осуществления дальнейшего лечения, а так­же для решения вопроса о сроках логопедического воздей­ствия и его характере ребенок должен быть обследован хи­рургом-стоматологом и ортодонтом.

Врожденные нёбные расщелины нередко приводят к сни­жению слуховой функции и, соответственно, к затруднени­ям слухового восприятия речи, что необходимо знать для правильной организации логотерапии. Кроме того, при нёб­ной патологии часто наблюдается искривление носовой пе­регородки, сужение носовых ходов. Следовательно, ребенок с расщеплением нёба должен быть обследован врачом по бо­лезням уха, горла и носа, т. е. оториноларингологом.

Врожденные расщелины губы, нёба, лица и косметичес­кие дефекты после уранопластических операций часто ока­зывают отрицательное влияние на формирование психики ребенка, на всю личность в целом. Отсюда становится ясным, что в комплексном обследовании ребенка должен участво­вать врач-психоневролог.

Дети с данной патологией нередко растут слабыми, болез­ненными, и для их лечения и решения вопроса о возможно­сти логотерапии необходима консультация с врачом-педи­атром.

Речь детей с врожденными расщелинами, как правило, нарушена, и поэтому в исследовании ребенка с данной пато­логией обязательно принимает участие логопед.

Таким образом, в обследовании детей с нёбной патологи­ей принимают участие специалисты разных профилей. Та­кое комплексное обследование позволяет в дальнейшем реа­лизовать эффективное лечение и нормализацию речевой


Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 77

функции. С принципом комплексности тесно связан второй принцип.

Принцип МНОГОПЛАНОВОСТИ обследования предпола­гает, что обследование данной категории детей должно быть всесторонним. Ребенка необходимо обследовать в разных аспектах: и с точки зрения исследования строения и функ­ции речевого аппарата, интеллекта, речи, систем, обслужи­вающих реализацию речевого акта, и с точки зрения всей психической деятельности.

Речевая деятельность формируется и реализуется в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи появляются не только при нормаль­ном, но и при аномальном развитии. Многоплановость обсле­дования предполагает не только изучение самой речевой патологии, но и раскрытие связей между речевыми наруше­ниями и другими сторонами психической деятельности, вы­яснение компенсаторных возможностей ребенка и т. д. В про­цессе психолого-педагогического обследования выясняется, как проходило раннее общее и речевое развитие ребенка, отно­шение к ребенку окружающих, отношение его самого к своему дефекту; обследуется состояние таких процессов, как память, внимание, мышление, уровень притязаний и т. д. Такой мно­гоплановый подход к изучению патологии дает возможность более точно выявить компенсаторные возможности ребенка и более эффективно дифференцировать методы логопедическо­го воздействия.

Принцип НАПРАВЛЕННОСТИ обследования предусмат­ривает, с одной стороны, анализ процесса возникновения дефекта, с другой — взаимосвязь первичных дефектов и вто­ричных наслоений. В процессе обследования логопед выяв­ляет причины появления нарушения речи, особенности его проявления, причем дает не просто перечисление и описа­ние проявлений нарушения, а объясняет, продуктом каких отклонений предшествующего развития они являются. Для реализации такого направленного причинно-следственного анализа необходимо представлять себе все многообразие ус­ловий, необходимых для формирования функций, в том чис­ле и речевой функции, на каждом этапе ее развития. При обследовании ребенка, страдающего ринолалией, нужно



Т. Н. Воронцова


в первую очередь выявить и проанализировать первичные дефекты, а именно: нарушение артикуляционной моторики, дыхания, голоса и т. д., проанализировать связь между на­рушением артикуляционной моторики, дыхания и наруше­ниями звукопроизношения, нарушением физического слу­ха и фонематическим восприятием и т. д., проанализировать многоступенчатость нарушения той или иной функции. При этом нужно учитывать, что затруднения произношения мо­гут вызвать, как вторичный дефект, ограничение словарно­го запаса, отклонения в формировании грамматического строя речи, задержку речевого развития и т. д. Недоразвитие фонематических процессов в период обучения грамоте может привести к возникновению нарушений письменной речи. Та­ким образом, при ринолалии в результате направленного обследования и анализа полученных данных выявляются первичные дефекты и вторичные наслоения, их взаимо­связь. Такой причинно-следственный анализ аномальных проявлений позволяет видеть в них не просто сумму раз­личных факторов, а закономерную связь, когда один дефект может быть следствием или причиной другого, а два раз­ных проявления дефекта могут иметь своей причиной тре­тье проявление. Принцип направленности обследования предполагает анализ первичных и вторичных дефектов, вы­явление их взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА и ДОЗИ­РОВКИ НАГРУЗКИ при обследовании предполагает необ­ходимость выяснения в первую очередь компенсаторных возможностей данного ребенка, определение зоны его бли­жайшего развития. Касаясь вопроса компенсаторных воз­можностей, надо отметить, что их активизация в некоторых случаях помогает «нейтрализовать» последствия первичных дефектов, т. е. вторичные наслоения, помогает повысить эффективность логотерапии, сократить ее сроки. С другой стороны, отсутствие учета компенсаторных возможностей ребенка, неиспользование их часто усугубляет первичные нарушения, ухудшает результаты логопедической работы.

Нарушение речи тесно связано с личностью конкретного ребенка. Индивидуальный подход в обследовании, т.е. учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования


Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 79

психических процессов у ребенка, выяснить, какую роль играют недостатки речи в судьбе данного ребенка, как они отражаются на его учебе, на взаимоотношениях со взрослы­ми, с детьми. Это особенно важно при обследовании ребен­ка, страдающего ринолалией на почве врожденных расще­лин. Принцип индивидуального подхода предполагает также учет возраста ребенка и всех психо-физиологических особенностей этого возраста.

Время обследования и объем используемого при обследо­вании материала должен соответствовать возрасту и инди­видуальным возможностям ребенка. Если обследование за­тягивается, он утомляется, и результаты наблюдений могут быть значительно ниже реальных. Кроме того, утомляемость может вызвать негативное отношение ребенка к логопеду, ко всему процессу обследования, а в дальнейшем — ко всем логопедическим занятиям.

Принцип НАГЛЯДНОСТИ и ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ об­следования. Обследование ребенка, страдающего ринола­лией, должно проходить интересно, эмоционально, живо, вызывать у него положительные эмоции. При обследова­нии, в зависимости от возраста школьника, используют­ся:

— игрушки, речевые игры, подвижные, дидактические игры и т. д.;

— предметные картинки, сюжетные, тематические и т. д.;

— материал окружающей обстановки, природы.
Применение того или иного вида наглядного материала

зависит от цели его использования и интересов ребенка. Так, например, если нам нужно исследовать состояние об­щей моторики, то это лучше всего сделать в процессе под­вижной игры; если исследуется звукопроизношение, то ра­ционально использовать или логопедические игры, или дидактический материал. Эмоциональность обследования достигается тем, что оно проводится в игровой форме, с ис­пользованием яркого, красочного материала, с частой сме­ной форм деятельности ребенка. Благодаря наглядности и эмоциональности обследования, становится возможным бо­лее тесный контакт исследователя с ребенком, что обеспе­чивает многоплановость обследования и меньше утомляет ученика, особенно первоклассника.



Т. Н. Воронцова


На всех перечисленных принципах строится обследова­ние детей, страдающих ринолалией на почве врожденной нёбной патологии. Реализация обследования на основе дан­ных принципов обеспечивает всестороннее, комплексное исследование ребенка, постановку правильного диагноза, выявление зоны ближайшего развития и дальнейшую эф­фективную логопедическую работу.

Обследование детей с врожденными расщелинами губы и нёба проводится только в форме индивидуального обследо­вания. Это углубленное, часто многократное исследование в условиях логопедического кабинета школы.

В процессе обследования данной категории детей исполь­зуются следующие приемы:

изучение документации (характеристика из детского сада, школы);

изучение анамнестических данных (по истории развития ребенка, путем беседы с родителями);

изучение заключений врачей-специалистов разных про­филей;

исследование самого ребенка в процессе игровой, учебной и других видов деятельности;

исследование ребенка с помощью объективных методов исследования.

Обследование детей с нёбной патологией осуществляется по специальной схеме.

Схема обследования ребенка с врожденной нёбной патологией

I. Анкетные данные

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Возраст. Возраст ребенка необходимо знать для того, чтобы правильно оценить уровень развития и рационально планировать логопедическую работу.

3. Национальность. Обратить внимание на наличие или отсутствие в семье двуязычия, т. к. последнее затрудняет работу над речью.

4. Посещает или посещал ребенок дошкольное или школь­ное учреждения.


Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 81

5. Профессия и место работы родителей в настоящее вре­мя и в прошлом. Необходимо обратить внимание на нали­чие разных «вредностей», которые могли иметь место до рождения ребенка.

II. Данные анамнеза

1. Жалобы больного или его родственников.

2. Наследственность (по прямой и косвенной линии). Нуж­но выяснить, сколько детей в семье, есть ли у других детей или у родителей патология губы и нёба; не встречался ли этот дефект у других родственников обследуемого.

3. Как протекала беременность матери, особенно в первые три месяца, чем болела мать во время беременности?

4. Как проходили роды (быстрые, затяжные), не родился ли ребенок в асфиксии (если асфиксия имела место, то в те­чение какого времени)?

5. Раннее общее развитие ребенка (когда начал держать головку, сидеть, ползать, вставать, ходить).

6. Раннее речевое развитие (было ли гуление, лепет и ка­кой в количественном и качественном отношении; когда по­явились первые слова, фразы, звуки и какие в количествен­ном и качественном плане). Речевая активность.

7. В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство, по поводу какого дефекта (расщелина губы, твердого нёба, мягкого, односторонняя, центральная, субмукозная щель и т. д.) и каковы результаты восстановительной хирургии?

8. Занимался ли с логопедом, где, когда, в течение какого времени и были ли положительные результаты?

9. Отношения ребенка к своему дефекту (речи и внешнего облика). Выяснение этого вопроса имеет очень большое зна­чение, т.к. дети с нёбной патологией часто бывают крайне травмированы дефектами своей речи и внешности, что отра­жается на их характере, поведении, затрудняет логопедичес­кое воздействие.

10. Отношение к ребенку в семье, в детском саду, в школе
и характер воспитания дома (необходимо выяснить, ограни­
чивали ли родители речевое общение ребенка или, наоборот,
стимулировали его. Многие родители считают, что не сле­
дует закреплять назализованную, малопонятную речь малы­
ша и стимулируют «язык жестов», стараются ограничить его



Т. Н. Воронцова


речевую практику, вплоть до хирургического вмешатель­ства).

III. Обследование педиатра

В заключении педиатра должны быть указаны общее со­матическое состояние ребенка и противопоказания, если таковые имеются, к проведению логопедических занятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.041 с.)