Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы диэартрических нарушений речи
Таким образом, в восстановительной работе при диэартрических расстройствах уделяется основное внимание кинезо-терапии, т. е. лечению движениями, специально организованными и направленными для формирования необходимых а фферентаций. Какие же основные приемы может применять логопед в воспитании артикуляторных движений, а также мимической активности? Это приемы лечебного дифференцированного массажа, а также пассивных и активных движений. Все приемы лечебной артикуляторной гимнастики проводятся на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, назначаемого врачом, после совместного обследования и обсуждения речедвигательного статуса ребенка. Только в этом случае можно рассчитывать на совместный анализ динамических изменений артикуляторного пракси-са ребенка, на эффект восстановительного обучения. Остановимся на основных особенностях каждого раздела. Массаж имеет большое значение в активизации необходимых афферентных импульсов, которые усиливаются или тормозятся в процессе его проведения. Массаж представляет собой лечебный метод, при котором используется механическая энергия, сообщаемая покровным тканям и мышцам в виде трения, давления, толчков, различно проводимыми способами. При спастическом парезе массаж применяется для улучшения сократительной функции отдельных групп мышц. Усиливая кровообращение, массажные движения вызывают гиперемию капиллярную и тем самым улучшают трофику тканей. Основная цель массажных приемов при этом синдроме (спастический парез) — повышать рецепторную активность, что в свою очередь вызывает возникновение в концевых чувствительных нервных волокнах импульсов, достигающих по центростремительным путям соответствующих центров головного мозга с последующей регуляцией на определенные афферентные — двигательные — импульсы. При спастическом парезе используются в основном два приема: поглаживание, точечная вибрация, а в некоторых случаях разминание. Мышцы после проведения этих приемов становятся более работоспособными. Поэтому логопеду необходимо знать анатомию лицевых и язычных мышц с целью подачи дифферен- И. И. Панченко, Л. А. Щербакова цированной афферентации (мышцы глазной щели, ротовой щели, последние по их функции делятся на мышцы, суживающие и расширяющие ротовую щель и глазную; жевательные мышцы; внешние и внутренние мышцы языка).
При спастико-ригидном синдроме полезно проводить плоскостное поверхностное поглаживание в отличие от применения плоскостного глубокого и обхватывающего поглаживания при спастическом парезе. Если при последнем синдроме эти два приема оправданы, то при синдроме спастико-ригидном они могут принести только вред, так как любое силовое давление вызывает в мышце ответное повышение тонуса. Основной целью проведения массажа при спа-стико-ригидной дизартрии является успокаивающее действие на концевые нервные и вегетативные окончания, заложенные в коже и мышце. Поэтому характер и длительность массажных воздействий обязательно должны проду-мываться строго индивидуально совместно с врачом по лечебной физкультуре или невропатологом. Прием растирания применяется очень осторожно, логопед должен постоянно чувствовать обратную реакцию мышцы и вовремя прекратить прием, если мышца начинает более сильно стягиваться или появится отдаленное (в других группах мышц) повышение тонуса. Растирание применяется с целью растягивания сократившихся тканей при контрактурах, для понижения нервной возбудимости, уменьшения болей. Особенно полезны растирания одним пальцем в местах выхода нервов. Приемы разминания и вибрации не следует применять при работе с этой формой дизартрии, так как они способствуют нарастанию тонуса. При гиперкинетическом синдроме нормализация речевой мускулатуры осуществляется в большей степени приемами активных и пассивных движений, чем приемами массажа. Массажные приемы ограничиваются в этих случаях поверхностным плоскостным поглаживанием, движения очень легки. Поглаживаются мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковые мышцы туловища по ходу лимфатических сосудов. При атактических синдромах, так же, как и при спастическом парезе, применяются те же массажные приемы для нормализации афферентации. Одним из самых основных Основные формы дизартрических нарушений речи
приемов кинезотерапии буквально при любых синдромаль-ных дефектах речевой моторики является лечение пассивными движениями. Систематические, регулярно проводимые пассивные движения поддерживают на нужное время формирование новых навыков возбуждения проприорецепторов, что вызывает стимуляцию соответствующих двигательных импульсов. Создание правильного положения мышцы с учетом выпадения функции позволяет понизить рефлекторную возбудимость, или снизить тонус, или затормозить насильственное движение, а также увеличить объем движения, время фиксации и активность развиваемого движения. Пассивные движения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определенных мышц (логопед должен знать всегда — каких). Пассивные движения снимают нейродинамические наслоения в картине речедвигательно-го дефекта и создают кинестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука. При пассивных движениях логопед специально создает новую схему движения, большую по объему или правильную по позиции и траектории. Обязательным является создание новой схемы на нормализованном фоне покоя. Необходимо зафиксировать на несколько секунд эту позу, дать ребенку ее осознать, параллельно объяснить ее смысл, суметь выключить и через несколько секунд вновь сформировать. При спастико-ригид-ных синдромах пассивные и массажные движения чередуются, при спастико-паретических — проводятся изолированно, при гиперкинетических — в зависимости от формы гиперкинеза. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Так же, как и для активных движений, важно выполнить «вход» в движение, его фиксацию и «выход» из движения — покой. Пассивные движения осуществляются в разном объеме, темпе и временном интервале в зависимости от формы синдрома, особенно важно помнить о временной дозировке проведения приема при спастико-ригидном и гиперкинетическом синдроме. Лечение активными движениями является более результативным после проведения вышеперечисленных приемов массажа, пассивных движений. Применение активных движений также должно быть основано на данных невролого-логопе- 5 Я-855 И. И. Панченко, Л. А. Щербакова дического обследования, иначе все приемы теряют нужную адресацию, нет должной эффективности. Главная цель активных движений — проторение и закрепление новых связей, целесообразных именно для данного больного. <...> Все методические приемы коррекции должны применяться с учетом патогенетического анализа в каждом отдельном случае речевого дефекта согласно намеченной классификации. В логопедической работе с ребенком создавались каждый раз определенные виды движений, которые активизировали деятельность речевого аппарата. Мы считаем очень важным обстоятельством, когда получаемый результат после проведения упражнений (пусть даже минимальный сдвиг) доводится до сознания ребенка сразу же, чтобы он почувствовал, как у него изменилось качество выполнения движений в лучшую сторону, лишь после этого можно ожидать эмоционального участия самого ребенка в последующих занятиях. Положительный сдвиг после приемов кинезотерапии говорит о значительном участии в структуре речевого дефекта нейродинамического компонента, который поддается лечебно-логопедическому воздействию.
Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1975. — С. 20; 22—28; 30; 35—39. Л. А. Данилова Система психолого-логопедических упражнений при реабилитации детей с церебральным параличом Восстановительные мероприятия у детей ясельного возраста <...> Первый год жизни. "У новорожденного необходимо развивать сенсорные процессы (зрительные, слуховые, осязательные). Ребенка приучают внимательно всматриваться в лицо разговаривающего с ним, следить за красочными, блестящими игрушками. С 1-го месяца ребенка учат фиксировать взглядом неподвижные предметы и следить за их движением. Желательно, чтобы мать, педагог, медсестра, логопед были одеты в однотонные, но яркие платья. У малыша необходимо развивать умение прислушиваться к звукам речи, пению, звучанию игрушки. Период бодрствования рекомендуется после кормления. При выявлении парезов в мимической мускулатуре следует проводить соответствующий массаж поглаживанием, особенно во время купаний, временами приподнимать опущенный угол рта. С первых же дней мать должна подобрать для новорожденного в период кормления наиболее удобную для него позу и так регулировать процесс сосания, чтобы захлебывание пищей сводилось к минимуму. На 4-м месяце детей учат различать «своих» и «чужих», поворачивать голову на звук погремушки, на голос зовущего, невидимого для ребенка. Необходимо с ним постоянно разговаривать, поддерживать гуление, лепет, а также голосовые реакции и совместно с ним петь гласные звуки «ааа»... Привлекать внимание ребенка нужно, находясь на стороне пораженных конечностей. Следят, симметрично ли участвуют обе половины лица в плаче, смехе и еде, при асимметрии производят соответ- Л. А. Данилова ствующий массаж (поглаживание) парализованных мышц по нескольку раз в день. Общение со взрослыми должно все время создавать радостное настроение у ребенка и вызывать двигательные и голосовые реакции. Его приучают находить взглядом тот или иной предмет, учат отыскивать игрушку или предмет, находящийся на обычном месте (в 7 мес. — «где кукла?», «где часы?»). На этом этапе происходит обучение игровым движениям («ладушки»), делай ручкой «до свидания», «здравствуй», при этом воспитатель все время включает в игру больную ручку.
С 6 месяцев интенсивно развивается пассивный словарь ребенка, его учат показывать части тела, одежды, мебель, предметы домашнего обихода. Особое внимание обращают на пораженные конечности, вкладывают игрушку в больную руку, заставляют этой рукой толкать и двигать игрушку, это движение должно формироваться сопряженно с действиями руки воспитателя. В возрасте от 9 до 12 месяцев продолжаются занятия по развитию пассивного словаря. Малышей учат различать имена взрослых, название частей тела, одежды, игрушек, приучают выполнять простые просьбы: открывать и закрывать коробочку, вкладывать туда игрушку, собирать и разбирать матрешку. Продолжают упражнения по развитию голосовых реакций. Ребенка учат имитировать гудок паровоза, мычание коровы. В этот период надо интенсивно развивать дыхание: учить дуть на пламя свечи, на ватку, пушинки, на полоски разноцветной папиросной бумаги, укрепленные на перилах кроватки перед глазами ребенка. Если малыш в этот период из-за своего заболевания еще не сидит, то часы бодрствования он должен обязательно проводить в специально сконструированном для него стуле, к которому прикрепляется откидной столик. Второй год жизни. Продолжают занятия по развитию импрессивной речи (пассивного словаря). Ребенку детализируют названия одежды, мебели, посуды, некоторых животных и растений. В пассивном и активном словаре появляются обобщающие понятия (одежда, мебель, животные, игрушки). Учат подбирать по подобию два основных цвета, различать и подбирать по подобию резко контрастные формы: шар, Система психолого-логопедических упражнений при реабилитации... 133 кубик, кирпич. В этот период малыш начинает разбирать и собирать пирамидку. Развиваются пространственные представления, начинает формироваться конструктивная деятельность, идет строительство из кирпичиков — ворота, паровозик, лестница, мебель. Конструирование рекомендуется проводить из ярких кирпичиков, в основном должен доминировать желтый, оранжевый, зеленый и красный цвета. Игры по развитию дыхания приобретают разнообразный характер: надувание резиновых игрушек, шаров, пускание мыльных пузырей. Кроме того, развивается звукоподражание крикам животных и птиц. Существенным моментом для развития познавательной активности и подготовки к звукопроизношению являются игры с элементами театрализации. Приводим некоторые варианты таких игр: кормление куклы, укладывание ее спать, звукоподражание петушку, собачке, птичке, утке, чтение потешек. Для развития способности к обобщению используют выбор игрушки (из 3—5) и подбор парных картинок. В процессе ручной деятельности необходимо следить за тем, чтобы ребенок пользовался обеими руками: как здоровой, так и пораженной. Для обогащения его словаря взрослым следует облекать в словесную форму все действия и движения ребенка.
Третий год жизни. Продолжается развитие способности детей понимать речь окружающих. Ребенка учат узнавать на картинках домашних животных и их детенышей, наблюдать птиц, знать их названия и кормить их, а также различать и правильно называть растения, некоторые овощи (морковь, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, апельсин и т. д.). На этом этапе жизни малыши постигают довольно сложные дифференцировки, они определяют по внешнему виду и называют несколько видов транспорта (автомобили легковые, грузовые, автобусы, трамвай, троллейбус, сани), дифференцируют детали (кабина, руль, колесо, окно, дверь). В играх значительно возрастают элементы драматизации и, кроме того, увеличивается удельный вес ручных действий (проводятся игры: «кукла убирает комнату», «выкупаем куклу», «кто что ест»). л. А. Дани Воспитатель подбирает игры, способствующие форм! ванию познавательной деятельности: а) для развития зрительного восприятия цвета и фо| б) для формирования количественных представлени! в) для определения величины и толщины — болыш г) для развития пространственных представлений и || Особое внимание следует обратить на употребление голов, подобрать упражнения на дифференцировку coil шенного и несовершенного вида. Четвертый год жизни. Дети учатся правильно ] зывать предметы обстановки, вещи личного обихода. В ' тыре года ребенок должен уметь определять и соответстм! но называть качества предметов, овощей, ягод (цвет, форя вкус, величина). В этом возрасте идет дифференцировка некоторых и| странственных и временных представлений и появляютй слова, обобщающие эти понятия: «сегодня», «завтрМ «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко».! новременно формируются представления о предложных i ношениях. С малышами проводятся занятия по выполнен! действий, связанных с пониманием предлогов «в», «tfll «под». Фиксируют внимание на временной последовптвЛ ности, периоды суток связываются с определенными режк| ными моментами: утро — завтрак; день — обед, игры, nj гулки; вечер — ужин; ночь — сон. На этом этапе интенсивно развиваются ручные дейстнК! детям дают заводные игрушки, учат собирать башенку иг» 8«6 колец, раскладывать отдельно большие и маленькие шар| ки, собирать разнообразные матрешки, коробочки, шары, ciMft* чала из 3—4, потом из 5—6 частей. Ребенок должен ум«'1Чг складывать целое из 4 частей (кубики, разрезные картинки) К уметь считать до 2—3. Учат различать и называть сущестМН' IliUtt i им* психолого-логопедических упражнений при реабилитации... 135 ^W»> детали некоторых предметов: у стула — ножки, спияка, |ЩД1«ни«; у платья — рукава, воротник; у рубашки — ворот-ЙЙИ, рукава, застежки. Дети должны определять по велычи-Цц, ишшачению и названию некоторые сходные предметы:»Цц»илки глубокая, мелкая; столовая и чайная ложка; чашка, фтйпии; стул, табуретка, кресло; ботинки, туфли, валенки, Itl'l'M, галоши. Обучают дифференцировать и называть жгра- {Htin.no целый ряд пространственных понятий: широкий — уииии, низкий — высокий, длинный — короткий, а также #|мииоппых: периоды суток — утро, вечер, ночь. В этом в-о»зра-И'1*» МШ11.ГШ должен знать возраст, имя, фамилию, адрес. I'и и питие восприятия формы и пространственных хсред-ИЧ им ионий сочетается с ручными действиями (рисование, щщ\\и\ шарика, клубочка, баранок, ягодок и т. д.). Система занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) Развитие пространственных представлений- I Определение основных пространственных (предложим н) отношений на конкретных предметах. Ребенок тжо ин-1*11* унции переставляет предметы в указанных направлени-it* (• поставь куклу за домик, перед домиком, около, в дом» M д.). И, Название основных пространственных отношений на Ирнш'тпой картине. It, I'шшитие конструктивного праксиса(«построй воротики, ЯН мнми дорожку, перед воротиками поставь машину» и: т. д.). 1*. I 'шшитие пространственных отношений в изобразительном деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование ЩЛ купи ков). и, Тренировка памяти на пространственные отно-щения. Анилин картины по памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ по памяти о распо-Лшмоиии предметов в пространстве (кукла за домикотл, дере-io мо|.юд домом). Тренировка следовых проб конструктивного Щжмгисп («посмотри, запомни и построй такую же ершгуру, мннмотри, запомни и расставь фигуры в таком же порядке»). Л. А. Данилова Упражнения по развитию осязания 1. Тренировка по определению фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при предварительном показе (лоскутки материала одной формы и одной величины, кубики различной фактуры, но одинаковой величины). 2. Определение фактуры и формы реальных предметов без предварительного показа («волшебный мешочек»: бутылочка стеклянная, катушка деревянная, шарик металлический). 3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел: а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и б) одинаковой формы и толщины, но разной величины в) одинаковой величины и толщины, но разной формы Развитие этой способности формируется поэтапно: I этап — узнавание объемных фигур на ощупь после пред II этап — узнавание объемных фигур одинаковой факту III этап — узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления; IV этап — узнавание плоских фигур на ощупь без показа; V этап — узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, VI этап — узнавание формы и фактуры предмета на ощупь VII этап — различение предметов одинаковой формы и фак Развитие временных представлений 1. Определение последовательности времен года, уточнение на картинках и при словесном описании отличительных признаков каждого сезона. Система психолого-логопедических упражнений при реабилитации... 137 2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах. 3. Отработка понятий «старше — младше». Для формирования обобщений проводятся упражнения по развитию обобщения методом исключения (игра «четвертый лишний»). 1-й этап — перед ребенком раскладываются 4 предмета, объединенные между собой определенными свойствами (например: яблоко, груша, слива, пирамидка), и ставится задача исключить лишний предмет. 2-й этап — исключение лишних предметов по картине (например, девочка делает уроки, на столе — все необходимые принадлежности и один или 2 предмета лишних, ненужных для выполнения уроков). Для развития понимания причинно-следственных отношений используется игра — отгадывание: что плавает, а что тонет? Перед детьми ставят таз с водой и самые разнообразные предметы, сделанные из металла, целлулоида и дерева. В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные связи. Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции позволяют значительно развить несфор-мированные функции и подготовить ребенка к восприятию программы общеобразовательной школы. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — Л., 1977. — С. 45—52.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.045 с.) |