Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ишюпные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 41Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Г>. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики. Итп гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. И системе упражнений по развитию артикуляционного пракейса главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости. Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не и нляющихся основой артикуляции каких-либо звуков (иысовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют про-ишюльным движениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков. Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок мыподнял показанное движение легко, без напряжения, так к и it напряжение может иррадировать на другие группы м i.1111 ц речевого аппарата. Дополнительные артикуляционные упражнения можно применять только в строго дифференцированном плане и только в необходимых случаях. Все они должны быть есте-етменными, физиологичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в случа-11х комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дииартрий, которые могут сопутствовать ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для развития движения необходимых групп мышц, тренируются движения дли преодоления односторонней слабости языка и т. д. Упражнения строго дифференцируются с учетом необходимости и полезности каждого из них. Итак, при проведении гимнастики артикуляционного аппарата следует обращать м 11 и мание на то, что все тренируемые движения должны слу-жить формированию определенных артикуляционных укладом речевых звуков. (>. При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; не следует фиксировать и пи мание ребенка на звуке с привлечением слухового контроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного про- А. Г. Ипполитова изношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает. 7. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично — родителями под руководством логопеда. На первых 10—15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом. После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей. После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок произносит под контролем логопеда. Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложняясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются в форме диалога в новых для ребенка условиях. В соответствии с изложенными принципами нами разработана методика обучения правильной речи больных с ри-нолалией в дооперационный и послеоперационный периоды. Система занятий, изложенная в методике, оправдала себя в практической работе. Она проста и физиологична, не утомительна для ребенка, значительно облегчает труд логопеда и сокращает срок логопедических занятий. В основу работы положены занятия по формированию правильного речевого дыхания и одновременного построения правильных артикулем. Логопедическая работа в дооперационном периоде Дооперационное логопедическое воздействие при открытой ринолалии до недавнего времени почти не применялось, о возможности его применения говорилось очень осторожно. Занятия проводились в основном с оперированными больными. При операции анатомический дефект частично или полностью устраняется, но нужного эффекта для речи чаще всего не возникает. Поздние сроки осуществления операции уранопластики, недостаточная эффективность ее влияния на совершенство- Ншшнные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 43 паи не речи, длительность логопедического воздействия поспи операции и ряд других причин привели к необходимости ннроемотра сроков логопедического воздействия после операции и заставили искать плодотворные пути логопедической работы до операции. Мели исходить из того, что дефект речи при ринолалии обусловлен не только наличием расщелины, но и неправиль-н 1.1 м положением языка в полости рта и нарушением взаи-модойствия мышц всего артикуляционного аппарата, то можно предположить, что компенсация двух последних дефектов (неправильного положения языка в полости рта и и «рушения взаимодействия мышц артикуляционного аппа-|тта) возможна до операции и обеспечит предпосылки для улучшения речи. Таким образом, еще до операции можно создать предпосылки для формирования правильной речи. Логопедическое воздействие в дооперационном периоде осуществляется в условиях наличия анатомического дефекта у больных, часто имеющих также определенные психологические особенности. 11 оэтому в работе учитываются формирование правильной речи и коррекция развития личности. Формирование правильной речи (работа над произноше-н ном) у ринолалика складывается из воспитания направленного ротового выдоха в сочетании с одновременным созданном полноценных артикулем речевых звуков. Процесс и о mi одического воздействия делится на два периода. Подготовительный период. Основная цель занятий этого периода — формирование itpaпильного речевого дыхания параллельно с освоением арен кулем. 11ериод можно условно разделить на два этапа: а) формирование речевого дыхания при дифференциации мдоха и выдоха через нос и рот; П) формирование длительного ротового выдоха при peanut ни щи артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков. Л. Формирование речевого дыхания. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается А. Г. Ипполитова формированием только длительного ротового выдоха. (I этап работы). В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений. Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание. В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание. С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыхательные упражнения. Цель этих упражнений — в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражнения закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осуществить выдох: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к слоговым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обеспечит правильное речевое дыхание. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 45 Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха. Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контролируется движением ватки, положенной на гладкую поверхность бумаги или ладони, поднесенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корригировать это направление в соответствии с указаниями логопеда. Такой выдох, ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха. Мы не считаем нужным проводить какие-либо специальные упражнения по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание мягких резиновых игрушек и т. п.), часто применяемые в логопедической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию. Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе. Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта. Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае). Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи. Б. Развитие орального праксиса. Параллельно с работой по развитию диафрагмапьного дыхания проводится гимнастика А. Г. Ипполитовб артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков (II этап работы). На четкость речи в большой мере влияет характер произ* ношения гласных звуков. С них и начинается специфическая гимнастика, в процессе которой тщательно прослеживается уклад органов произношения для каждого гласного звука. Особое внимание уделяется положению кончика языка, который на первых порах необходимо удерживать у нижних резцов при подготовке артикулем всех гласных звуков. Этот прием позволяет увеличить объем ротовой полости и тем самым обеспечить возможности для прохождения воздушной струи через рот. Изменение положения губ при артикуляции гласных, благодаря мышечной взаимосвязанности, естественным путем приведет язык к правильному положению для каждого отдельного звука. Гимнастика начинается с изучения артикуляции гласных звуков. В подготовительном периоде главная задача состоит в организации ротового выдоха, поэтому все артикуляционные упражнения осуществляются без включения голоса., Ребенок еще не знает, что выполняемые им упражнения являются артикулемами гласных звуков. В это время логопеду представляется возможность уточнять и улучшать уклад \ артикулем. Формируемые артикуляции запоминаются ри-нолаликом кинестетически, устанавливаются условнореф-; лекторные связи между артикулемой и ее рисунком, и он начинает свободно воспроизводить шепотом звук, ориенти-, руясь на рисунок. Объяснения логопеда знакомят ребенка с точным положением органов произношения, с направлением воздушной струи через рот. При формировании артикулем следует обращать внимание на выполнение упражнений без напряжения и предупреждать появление синкинезий лицевых и мимических мышц. При развитии орального праксиса нужно предусмотреть I Принцип избирательной артикуляционной гимнастики | допускает применение дополнительных артикуляционных < упражнений (не создающих непосредственно артикулем ре-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.009 с.) |