Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инммрвчевое развитие и особенности его нарушенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
h. Обучают на вопрос «где?» отвечать жестом, мимикой, циором. Обучают пониманию названий новых предметов и нПпПщонию старых названий различных предметов одного и ■Гит лее обозначения («собака» резиновая, пластмассовая, II и н и новая, надувная, на картинке и т. д.). 0. Отыскивать, выбирать игрушки по слову «дай» среди Нескольких игрушек. 7. Понимать действия с предметами; учат выполнять по luioity без показа действия с предметами и движения, налимий» которых ребенок знает; по мере надобности пассивно помогают ребенку выполнять задания более четко, прайм III.МО. Н. lice, что привлекает ребенка: предметы, действия, яв-tiHiuui ■— должны быть названы, необходимо сосредоточить itгп ш i и мание. II. Учат отыскивать знакомый предмет, спрятанный под Н ниточек, под коробку. 10.1 [остоянно увеличивают пассивный словарь. ('.подует помнить, что ребенок может понимать задачу, цист пленную перед ним, но в большинстве случаев при тя-*»и и ы х формах заболевания не сможет сделать не только дви-♦иппии, свидетельствующего об этом, но и попытки к нему (II И. Симонова, 1974,1975). В этих случаях следует ориен-Цфопмться на самую легкую попытку движения руки, тела, Мин/копия глаз, звук голоса. Например, для развития пони-Mimnti слов: «дай ручку» можно провести следующее занятии. Протягивая ребенку руку, попросить: «дай ручку», взяв ||ук у ребенка и вложив ее в свою, потрясти, похлопать этой ^уьои, доставляя ребенку удовольствие. Затем, освободив {IVit V. логопед вновь протягивает свою руку к ребенку и про-ИИ г иго: «дай ручку» и так несколько раз подряд. Через не-ftniopoo время логопед просит: «дай ручку», но не протя-1'Нипот при этом руки. Ребенок будет протягивать руку, а щ 'гмжолых случаях, когда двигательное поражение грубо йырпжепо и в руках, ребенок будет делать попытку про-I'MiiV'ii. руку. Так же проводятся игры-занятия по усвоению ппананий других движений и действий. Ипиития по развитию понимания речи проводятся в опре-|ц||инпой последовательности в зависимости от возраста ре-Димми и уровня понимания им речи. 188 К. А. Семенова, Н. М. МахмуДШЩ, Все логопедическое занятие строится в виде игры, К0Т(рая для здорового ребенка и особенно ребенка, страдающе! церебральным параличом, является важнейшим процвов! познания. Музыкально-двигательные игры с детьми с церебральЩ ми параличами приобретают особо важное значение. Мув1 кальные занятия способствуют мышечному расслаблеии! улучшению движений, их плавности и ритмичности, подц| мают эмоциональный тонус ребенка. Музыка способстм^ развитию интонационной выразительности голоса, гулеНЩ лепета, первых слов и речевой активности. Большое место в логопедической работе в этот период 14 нимает артикуляционный массаж и гимнастика не толЫ(| пассивная, но и активная для развития четких артикулшШ онных кинестезии и кинестетического следового образа д*| жений артикуляционных мышц. Артикуляционная гимМЦ стика развивает подвижность губ, языка (упражняйИ| описаны выше). Особенность работы на этом этапе — muki'I мальное привлечение самого ребенка к активному вьшплН1>3 нию задания. Ребенок обучается произвольным движений! на такие инструкции, как: «поцелуй», «плюнь», «подуЦ#| «покашляй», «понюхай», «закрой глаза», «покажи fl.iMHVj «улыбнись», «покажизубки», «пощелкайязыком», «энйрв или открой рот» и т. п. Ребенка учат облизывать губы, пер! нюю, нижнюю, слизывать с уголков губ (для этого ш:пал№1 зуют сироп шиповника, конфеты и т. п.). Бели при этом i мечают отставание или выполнение движения в заданий! направлении языка не в полном объеме, массаж и гиМйЩ тику проводят с гиперкоррекцией этой стороны. В этот период ребенка настойчиво обучают жеванию, куЩ нию. Проводят массаж жевательных мышц, пасеивно-пКТЩЧ но вызывая жевательные движения, учат пассивно-актий! открывать рот. «Схему жевания» вначале отрабатывают U4^| сивно. Ребенку дают хлеб, печенье, яблоко и подталкимйИ(р*| челюсти вверх-вниз в ритме собственных жевательных ДЛЯ* жений ребенка. Проводят специальные упражнения по развитию пршМИ^р вольного голосообразования. Ребенок помещается в рефлекс- ~~ запрещающую позицию — на спине (поскольку первый nfitf ки ребенок произносит в положении на спине). Лопншд I»лрочевое развитие и особенности его нарушений 189 |»ук<>й производит вибрацию грудной клетки, гортани и од-t мииргменно произносит желаемый звук. Все движения Е |и|1Г11ИИ связаны с движениями языка, нёба и нижней че- Щ |щн"ги, поэтому нарушения голоса и артикуляционного ап- щ Иприта у детей с церебральными параличами, а также ар- щ |'икуляционные расстройства отмечаются чаще всего Щ Имосто (К. А. Семенова, 1972). <...> К I 'шшитие звуковой коммуникации должно строиться с уче- щ '»'нм мнкономерностей ее развития в условиях нормального W интшчшеза. f I к»л ьшое внимание уделяется развитию интонационно вы - i мнительных возможностей и включению их в процесс коммун и кации, чем стимулируется потребность речевого общении ребенка со взрослым. На каком бы из этапов доречевого |1нишггия не находился ребенок с детским церебральным па-|ж ничом, работу по развитию речевого общения необходимо Нн'шнпть с овладения интонационной системой языка. 1'пбенок первые б мес. жизни еще не способен воспринимать звуки в их смысловом содержании, но на определимые интонационные оттенки он не только реагирует (й1и'к.11ый, ласковый тон вызывает улыбку, а сердитый — г нЛиду, плач), но и старается воспроизвести их. Общаясь || |и«Гич1ком, необходимо модулировать интонации голоси, тик как он усваивает в первую очередь те виды инто-II н mi и, которые наиболее часто употребляются взрослыми. \\ крике и плаче ребенка можно выделить звуки, близкие И ||н 1111 >мам а, э, оуэ, аэ. Во время занятий стимулируется про-Имнпгшше этих же звуков в период спокойного бодрствовании, интонационно меняется их окраска. Например, показ Мишки сопровождается звуками «а» с глубокой задней ар-|Н1«у.ницией «а» (близкой к рычанию), показ куклы, которую укачивают, сопровождается певучим гласным звуком шип». Отрывистым коротким звуком «а» изображают что-41» нкусное, сладкое. Любой звук, имеющийся у ребенка, ин-ипнщионно окрашенный, в сочетании с выразительной мимикой, служит средством общения и выражения чувств iinnmiica. Становление и вызывание звуков у ребенка, стра-лимшито ДЦП, определяется совокупностью артикуляцион-ны н снойств звуков и постепенностью развертывания возмож-ншчсй речедвигательного анализатора. После появления у 190 К. А. Семенова, Н. М. МахмудОЦ ^ ] ребенка с ДЦП первых голосовых и звуковых реакций прим пают к закреплению их, обозначая действия, явления, разл! ные чувства ребенка, т.е. вводят их в план коммуникаций. <,, А ... Привлекая внимание ребенка к звучанию его голове поощряя его звуковую активность, следует стремиться В1 вать повторение звуков, тем самым стимулируя аутоэхол лию, которая способствует развитию речедвигательного' речеслухового анализаторов. Для развития возможности произнесения звуков и звуй| комплексов по подражанию, то есть развития физиологичв ких эхолалий, мы используем 3 вида упражнений (В. И. БеЛ| тюков, А. Д. Салахов). 1 — у ребенка вызывают ответные эв^ и звукокомплексы, произнося звуки, имеющиеся в его ак$| ве; 2 — логопед произносит звуки, отсутствующие у ребеЩ в произвольном голосообразовании. В этом случае эхолалий 1 гут быть нулевые, но стимулируется звуковая активность ] бенка; 3 — произнесение при игре с ребенком звуков, блиаН! к имеющимся в его активе, доступных для уровня его артиН$ ляционной моторики, способствует обогащению звуковой i тивности ребенка, так как, стараясь повторить звук, ребойв стремится приблизить звучание к эталону, к совпадению Щ ков по акустико-артикуляционным признакам. В процессе этих упражнений логопед помогает ребаииЦ создавая определенные уклады его губ, языка (наприм§| удерживание губ при произнесении звуков о, у). Этот вид от| муляции обогащает звуковой состав, создается «зона бЛ1 жайшего развития» (Л. С. Выготский). Звуки, противсш! тавленные по признаку (носовые — ротовые, звонкие глухие), возникают в норме одновременно и, следователей! вызываются попарно (б — м, д — н, п — б). Звуки, протй! поставленные по признаку твердые — мягкие, смычные ■ щелевые, вызываются порознь. Как в норме процесс yciefff ния звуков определяется постепенностью развития функЩ речедвигательного анализатора, так и у ребенка с ДЦП»Т| процесс связан с уровнем развития речедвигательного йЩ* лизатора. Последовательность вызывания звуков: 1) глп(Ш|$р|| а, у,и(ы — позже всех); 2) различение сонорных (BOconhtJijh и шумных согласных (м — т,б: — в — т, д); 3) раздичииЩ звонких и глухих (н — б: — т — д); 4) различение шфМЯ* ных — фрикативных согласных; 5) различение твердых * <»Мрвчевое развитие и особенности его нарушений ми псих согласных. Мягкие согласные появляются раньше tиирдых; 6) шипящие и свистящие не противопоставлены. i Кпд усвоения звуковой речи подчиняется закономерности; |Miiпития функции речедвигательного анализатора от грубых | артикуляционных дифференцировок ко все более тонким. £ Конкретный звук усваивается постепенно от более легко- I |-н нртикуляционного уклада к более трудному (В. И. Бель-| Фитой). | Н наиболее сложных случаях, когда отсутствует произ- z йпш.иое голосообразование, логопед в первую очередь вызы-Ййот смех ребенка, произвольный кашель. Затем обучает Ирошшесению звука а, для чего пассивно-активно открыва-щ одной рукой рот ребенка, а другой производит вибрирующие движения его грудной клетки и одновременно произносит инук а. С этой же целью на эмоциональном фоне проводит йыкптельные упражнения, направленные на озвученный йыдох. Все звуки вводят в план коммуникаций и обозначении действий, явлений и чувств ребенка (у — машина, а — Иинч ребенка, о — рев медведя, и — улыбка, смех). В этот Црриод продолжается работа над дыханием. Тренируются |1И1'м и глубина дыхания, особое значение уделяется силе и Аиитольности выдоха, которые необходимы для правильно-I'u ракнития экспрессивной речи. Основным принципом в работе должен быть онтогенети-ЧШчси последовательный, поэтапный путь развития речи и цитпллекта. Логопедическая работа с ребенком, страдающим ДМ,П, планируется прежде всего с учетом того уровня до-Иичтин'о развития, на котором находится данный ребенок, инрршсционная работа должна быть комплексной, необ-Шдим постоянный учет взаимоотношений двигательных, ричоимх и психических нарушений в динамике продолжа-||цц«ч'<>ся роста и развития ребенка. Формирование психической активности для обучения новым навыкам звуковой системы речи Дли успешных логопедических занятий необходимо пе-|!«1Т|питать психологическое состояние детей, внушать им #«i и иное стремление к нормализации своей речи. 192 К. А. Семенова, И. М. МахмуДЩ Необходимо оживить «функциональную тенденцй! к совершенствованию речи, которая свойственна детям а Щ расте от 1 года до 5 лет. Известно, что дети раннего возрав не прилагают больших волевых усилий для формировав фонетической системы своей речи, так как у них непроизио! но действует «языковая установка», фиксированная ув1 новка в определенном направлении к речевой деятелънбв| (Д. Н. Узнадзе). Эта естественная в норме «функционалы тенденция» к совершенствованию звучащей речи отсутоТ! ет у детей с врожденными речедвигательными расстройот"! ми из-за затруднений подвижности речевых мышц. «Языковую установку» следует пытаться формирош^| логопеду на специальных психотерапевтических занятй* Главная задача логопеда — быстро и естественно завойй! доверие ребенка, внушить ему недовольство своей рочы© | потребность в ее совершенствовании. Психотерапевтические занятия проводятся индивй| ально, иногда в присутствии интересующих ребенка д#Т| и взрослых. Когда ребенок осознает неудобства имеющ|| ся у него дефектов произношения, ему следует внушать | ренность в возможности исправления речи. Личная активность и потребность совершенствовать pi формируется только в условиях коммуникации в коллвН1 ве. Поэтому после такой перестройки психического coti'VC ния детей логопед совместно с воспитателем отделении Щ жен разъяснить всему коллективу детей стоящие перед ИЙ| задачи по восстановлению произносительных функций. 0| но постоянно поддерживать у детей «языковую установку! Итак, для создания у ребенка произвольной личиоот| активности в перестройке речи необходимы: — речевое воздействие взрослого, стимулирующего о»| деленную деятельность, дающего представление об 0ЖИД1 мом эффекте; — выработка у ребенка потребности в совершенствонМ! своего произношения не только для себя, но и для люби Ml им лиц (родителей, воспитателей, логопеда); — эффект сравнения собственной речи ребенка до ПЦ£ тий и улучшенной речи, а также сравнение динамики ИЯ1 нения речи у его товарищей по занятиям (с помощью мйГМ# тофонных записей); йцимиочовое развитие м особенности его нарушений 193 ^. иключение системы поощрения и наказания, прини-
Мнимой ребенком; постоянное стимулирующее воздействие среды. Й коллективе больных с дизартриями желательно присут-П'Нии детей с хорошей или просто понятной речью. Формирование коллектива детей, у которых одни задачи |4М v м v'" тению произношения — главная цель начального зве- ш Ш ши'оиедической работы. Именно это позволит перевести ft #м»мшн и умения, получаемые детьми на индивидуальных f минтиях, в навыки речи. Академическая манера обучения? й<1«дотей с подобными расстройствами речи неприемлема git мпдгпше ранимости и повышенных возбудимости и тормо- W м о» -т и коммуникативной функции речи у детей с церебраль-Имми параличами. Формирование фонетической системы речи у детей с ди-4* pi риями и анартриями. При формировании новых произ-йнпггольных способностей у детей с анартриями и при нор-Мпшпшции произношения у детей с дизартриями нужно й 11 шм иться сначала ослабить проявления расстройств иннер-иннин речевого аппарата. Рисптиряя возможности движений речевых мышц, мож-йо |>шч;читывать на лучшее спонтанное включение этих ммiни, в артикуляционный процесс, что в свою очередь по-щ.н'И'г качество звуковой системы речи. Ни занятиях следует использовать средства логопедической иичебной физкультуры, массажа. Эти средства нормали-чицич речевой моторики применяются в логопедической Нриктике давно (О. В. Правдина, А. Г. Ипполитова, 1958), нднпио приемы дифференцированного массажа, а также дифференцированной пассивной и активной гимнастики в лого-цшшчоской практике разработаны недостаточно. Мы предла-1икм различные способы проведения массажа, пассивных и йи 1-й иных движений в зависимости от характера неврологиям» их расстройств речевых мышц у данного ребенка. Теоретической предпосылкой для применения этих принцип служат указания М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной-йннирской, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд, В. Б. Бриллиантовой. Приподимкраткое описание основных методов проведения (1ИЧНОПОЙ логопедической работы у детей со спастическим па- 194 К. А. Семенова, Н. М. МахЩ резом, тоническими расстройствами, гиперкинезом, ата| ей. Логопедическая коррекционная работа при спастт ком парезе артикуляционных мышц. Выработку актин произвольных движений лучше производить после масс! и пассивных упражнений лицевой и язычной мускулат^ Массаж лицевой и язычной мускула ту] Перед массажем следует провести консультацию с врачоя лечебной физкультуре или невропатологом о сохранной или отсутствии кожно-мышечной реакции у данного рвб| ка (у ребенка может быть чрезмерная напряженность мы| при прикосновении к лицу ребенка). Сначала выполняется плоскостное поглаживание. Д|1 жения мягкие и едва ощутимые; начинать движение ИИ от подбородка с двух сторон к височным впадинам. ПогД! живание следует производить скользящими движения! рук, сначала едва касающимися кожи, затем легко над! ливающими на мышцы. Более усиленно надавливать места прикрепления мышц и переплетения их. ГлубоМ! поглаживание надо осуществлять в доступных для И1}| лированного действия мышцах: лобной, щечной, четыре! хугольной мышцах верхней и нижней губ, треугольны! подбородочной, круглой мышцах губ, мышцах, отводя 1Ц| губы в стороны. После непрерывного глубокого поглним вания (5—6 движений) нужно переходить к обхватыий! щему непрерывному и прерывистому поглаживанию. Следующий прием — вибрация. Вибрацию можно приЩ водить ручным методом и при помощи механических nf боров-вибраторов: передача тканям мелких быстрых, чЦ дующихся колебательных движений, которые проводите ритмично, одно за другим. Вибрация оказывает глубокое \ разностороннее действие на мышцы, изменяя внутриткниДО вый обмен, вызывает сильное сокращение мышц, улучшМф; трофику тканей, придает им большую упругость. Мио«в11Н| продолжать 8—5 мин. Принципиальной разницы между массажем мышц лйЦЦ и языка нет. При массаже языка важно детальнее мшмифй* вать продольные, вертикальную и поперечную мышцы. ДМИ жения следует осуществлять как по горизонтали, так и Ив вертикали. Особенно надо обращать внимание на мшшаМ Црпхничовое развитие и особенности его нарушений 195 ЧМюстно-подъязычных мышц (которые нащупываются И пивной мускулатуре), а также мышц передней области Й1*»и. грудино-ключично-сосковой мышцы и гортани. Для fg МЛ|мhi,ии на гортани следует захватить ее большим и указа-fV^iiiiiiiM пальцами и производить ритмические колебатель-F Шин диижения в продольном и поперечном направлениях. 111 >и появлении неприятных ощущений и быстрой сонли-Шнкти массаж приостанавливается. Ппссивное формирование артикуляционный и мимических движений. Пассивные упраж-Исиин помогают включить в речевую деятельность новые f*|ty>■ iti.i мышц или увеличить интенсивность мышц ранее Минометных. После массажа можно производить пассивно-йн си иную гимнастику лицевых и язычных мышц. Кпждое пассивное движение логопед делает только после #Ш и, кик ребенок попробует выполнить это движение активен и убеждается в нарушении его выполнения. Предвари-<Ннц.ио надо объяснить и показать ребенку недостатки его ЙИИМи'ПИЙ. IОтравление, объем и траектория пассивных движений VN то, что и активных. Их отличия от активных движений: ||№ми включения и выключения из движений, фиксация, Hit и нити объема, чистота выполнения (относительная) не за-VHi'ii г от ребенка. Все это создает логопед, оформляя схему Дйижсиия, объясняя ее ребенку и требуя от него зрительно-|н контроля. Включение в движение осуществляется толь-Пи ни фоне покоя лицевой и язычной мускулатуры; после Икшои пения движения необходимо повторно ослабить на-Щншмчше мышц. Нельзя начинать повторное движение, доли мышца еще не пришла в состояние расслабления. Ппссивные упражнения осуществляются сериями по Щ Г» диижений. Ребенку предлагается осознать три стадии вислого движения: вход, фиксация, выход. Нужно воспи-♦и fii v робенка потребность повторить упражнение, зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощу-1Иип., напоминать его. Применяются следующие пассивные упражнения: вытя-I и им и и о губ с фиксацией мышц (включение только круглой М1<1111н,ы губ); улыбка, растягивание губ с фиксацией нижний чолюсти; попеременное растягивание каждой стороны 196 К. А. Семенова, Н. М. МахЩ губ с фиксацией противоположной (включение соотвотод ющих мышц, отводящих губы в стороны); спокойное 01 кание губ при вынужденном раскрытии рта; опускание-! вниз поочередно нажатием на соответствующие мышцы^ ведение нижней губы вниз — в стороны (гримаса «прв ния») нажатием на треугольные мышцы; надавливайшН донями на щечные мышцы; выдвигание губ вперед, как | утрированном произнесении звука щ; быстрое смыкая! размыкание губ; круговые движения верхней и нижней ] закрывание глаз, поднятие бровей, нахмуривание их. Активное формирование артикуляци§| ных и мимических д в и ж е н и й. При выполнен активных движений в мимической и язычной мускулат| надо обращать внимание на формирование следуюиЦ качеств: полноту объема движения; точное включв! определенных мышц в выполнение заданного движем! дифференцированность включения артикуляционной МС рики; включение и выполнение без выраженного латент! периода (допустимый латентный период до 2 с); увеличв! (последовательное) времени фиксации определенной артИЯ ляционной позиции; быстрое выключение из движения i нарастания тонуса в соседних и работающих мышцах; ин! сивность выполнения движения; силовое включение в coit| тивление (рывками или плавное) требуемому движению; 01 метричность включения речевых мышц обеих сторон Ц| выполнении требуемого положения. Формируя активные движения, логопед тем самым ф§ мирует качество иннерваторного импульса — быстроту, Щ ность, силу его, а следовательно, создает лучшую базу организации речевых движений во время речевого проц|а Восстановительная работа по нормализации реч§8| моторики — это формирование движений, лучших объему, амплитуде, силовому напряжению, плавное*! симметричности, дифференцированности, скороЩ включения и переключения. При этом ребенку объяоХД ют, каким должно быть каждое движение, и настраи! ют его на определенные произвольные усилия. Избирательно применяя приемы массажа и пассиимвв' гимнастики и вырабатывая дифференцированность вклЮЧ!* ния мышечных групп мимической и язычной мускулатуре) НнвДРочевое развитие и особенности его нарушений й» 111 > 11 од тем самым повышает степень кинестетического кон-♦|нп1)| артикуляционной моторики и, следовательно, диффе-pi*и i i,n рованность и точность произвольного импульса во вре-Ца речевого процесса. Применяются следующие упражнения для управления йидиижностью мышц, необходимой для артикуляционного |t*'i'n тренировки. Упражнения для круговой мышцы губ*. 1) смыкание губ (мЛычное, плотное и очень плотное), челюсти сомкнуты и }tii'it>Mкнуты; 2) прижимание губ к зубам и деснам верхней и ИИ ж мой челюстей; 3) размыкание губ при закрытом и открытом рте; 4) размыкание только средней части губ при сомкну гых углах губ; 5) движение то одного, то другого угла губ без («М'нцшшя их в сторону; 6) медленное вытягивание губ и такое ци» медленное возвращение их в состояние покоя; 7) мгновен-Нш> гмыкание губ с разрывом, типа «поцелуй». I юдьшое значение следует придавать синхронному включим и и> круглой мышцы губ в движение одновременно с на-Мрм (конием щечных мышц. Эта синергия постоянно необхо-$ими и речи, и от ее качеств зависит быстрота и точность щншииссения слов. У пражнения для включения круговой мышцы губ в дви-Фпн и о: 1) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под I упы, щеки надуваются не напряженно); 2) набирание воз-дуни поочередно то под одну губу, то под другую (одна губа фиксирующая, другая — надувающая); 3) целевой губной мы дох (дуть в определенном направлении, что заставляет Придать губам положение симметричного напряжения с оп-|н*ди войной конфигурацией их); 4) выдувание воздуха пооче-|1Идмо каждым углом губ, с фиксацией другого (надувается (ципп расслабленного угла губ, противоположная щечная мы mi цн сильно напрягается); 5) выдувание воздуха с напря-юннммми и расслабленными щеками. Упражнения для верхней квадратной мышцы губы: }) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плакси-й1н< иыражение лица); 2) опускание верхней губы вниз и ни ||\>о|»1. Упражнения для нижней квадратной мышцы губы: %) опускание губы вниз — кнаружи; 2) введение ее внутрь за «умы; И) выворачивание ее кнаружи. 198 К. А. Семенова, И. М. МахЩ ----------------------------------------------------------------------------------------:---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Упражнение для «собачьей» мышцы: оттягивание УР1 рта кверху и кнаружи. Упражнения для мышцы смеха: 1) оттягивание углсш] поочередно кнаружи горизонтально; 2) оттягивание УРЙ рта совместно в стороны. Упражнение для скуловой мышцы: оттягивание углои} кверху (углубление носо-губной складки, образование! щин на коже щек). Упражнение для лобной мышцы: поднимание бровеЙ| I разование продольных морщин. Упражнения для мышц глаз: 1) мигание век; 2) обыЧ! и плотное закрывание глаз. Для тренировки управления подвижностью язычной М| кулатуры проводят*следующие упражнения. Упражнения для подбородочно-язычной мышцы: 1) ] вигание языка вперед (задние пучки); 2) втягивание ЯЯ1 назад, внутрь (передние пучки), следует обращать внимай! на парную антагонистическую деятельность различных локон этой мышцы при смене выдвигания и втягивания Ш ка; 3) сокращение всех мышц — придавливание языка дну ротовой полости с кончиком, отодвинутым от зубй(| дуги и изогнутым книзу; увеличение и уменьшение проСЩ та между спинкой и нёбом. Упражнения для подъязычной мышцы: оттягивание Wfl| ка вниз — назад симметрично с обеих сторон и поочервД! с каждой стороны. Упражнения для шило-подъязычной мышцы: 1) оттяЭД вание языка вверх — в сторону — назад; 2) приподнимай! вверх и прижимание средней части языка к боковым И у б! верхней челюсти; 3) оттягивание корня языка назад — ва§| 4) растягивание и приподнимание кончика вверх. Все эти мышцы не видны, и об их работе можно судить I выполнению перечисленных выше упражнений. Упражнение для поперечной мышцы: суживание tmut и заострение его, одновременное округление его средний' сти в поперечном направлении. Антагонистическим противодействием суживанию моМвФ служить включение шило-подъязычной мышцы, которая растягивает язык в ширину. Нн«*'И»«чввое развитие и особенности его нарушений Упражнения для верхнепродольной мышцы: 1) укорачи-Мйиио языка (ребенок пытается сделать его толще и шире, WTit путь немного назад); 2) выгибание спинки языка в пройми ьн ом направлении и одновременно приподнимание кон-ЧИ1Н1 языка. Упражнения для нижнепродольной мышцы: укорачива-МИ(< «иыка, выгибание его и одновременное загибание кон-Чин»! иниз. УII ражнения для вертикальной мышцы (антагонистически и поперечная мышца): 1) расслабление языка после сужи-нииин; 2) напряжение краев и кончика языка при расплас- Н.1ШПМ1И. Характер действия отдельных мышц при выполнении Перечисленных упражнений зависит не только от участия И титрованных мышц, которые логопед пытается трениро-йить, но и от одновременного действия соседних, их тони-чесиого состояния. После тренировки дифференцированного включения и дни жения многих мышц языка следует переходить к специи м ьным упражнениям, имеющим артикуляционное значен ие: I) дорсальная позиция, необходимая для произнесения мно-ГИн переднеязычных звуков (т, ть, д, дь, с, сь, з, зъ, ц, нь); '»!) альвеолярная позиция без оттягивания кончика язы-1»и. iнеобходимая для произнесения альвеолярных звуков (л, Ьи.р.ръ); И) ннкуминальная позиция с оттягиванием кончика языка, ИепОходимая для произнесения шипящих звуков {щ, ш, ж); •I) присасывание спинки языка к нёбу при выгибании ее, Имеющее значение для произнесения звука ч; ti) смыкание корня языка с нёбом, необходимое для про-ишнч-ония заднеязычных звуков (к, кь, г, гь); (И пыгибание языка с упором кончика в нижние резцы и ритмичное оттягивание и продвигание вперед. 11 < юле упражнений по дифференцированному включению мыши, необходимо переходить к силовым нагрузкам, вызы-мнм и мышцах состояние повышенного напряжения, котором должно перейти в состояние большого расслабления. Для того чтобы артикуляции осуществлялись плавно, точно, ритмично, мышцы должны быть достаточно гибкими, 200 К. А. Семенова, И. М. Махмуд эластичными, сильными. Формированию этих качеств 0| собствует динамическая изотоническая и статическая изо* рическая гимнастика. Изотоническая гимнастика трени| сокращение мышцы, которое сопровождается изменен ива длины. Изометрическая работа более утомительна, так как мышцы, находящейся в состоянии изометрического coMf щения, выходит непрерывный поток импульсов, Hanpail ющихся в нервные центры, которые вследствие этого 6l ро утомляются. Вместе с этим уменьшается приток крй в мышцу. Динамические изотонические упражнения npoi дятся так же, как описанные выше активные движения,! с включением элементов сопротивления вытягиванию и Я! гиванию языка, выдвиганию и раздвиганию губ и т. д. В этих упражнениях логопеду, удерживающему мыщ! важно почувствовать степень и качество активного сопрот! ления ребенка, постоянно привлекая кинестетический К@ троль к этому ощущению самого ребенка. Нужно выэымш у ребенка радостные эмоции. Вслед за включением дифференцированного сопротЩ ления мышц переходят к формированию определенных Щ честв движений при той же нагрузке на мышцы (форм! рование темпа, амплитуды, интенсивности, скороо*! выполнения движений). Следует стремиться на каждом занятии добиваться сицу*] тимых для самого ребенка результатов. Игровая борьба, ШРЙ строенная на сознательном желании ребенка улучшить аявЦ?! двигательные возможности, способствует формиромйЦ0| речедвигательнои активности. Надо стараться воспии в детях ощущение спортивного азарта, стремление ynpl л ять своими движениями для выработки эстетической, Kf)ft*1 сивой, хорошо озвученной и понятной речи. Для создания большей иннервационной активности, Повышения степени кинестетического чувства речевого H8ti парата хорошо использовать задания по перемещения предметов в полости рта (различного размера круглые Щ плоские, легко моющиеся шарики и кружочки, различим^ геометрические фигуры). Управление речевыми артикуляциями осуществляет^ в плане поиска нужных артикуляционных позиций для цр- П^вдрочевое развитие и особенности его нарушений л(|ш нч) оформления звука. Логопед осуществляет постоянный контроль за речедвигательными поисками ребенка, по-Ву жднет ребенка контролировать свое произношение при помощи кинестезии и слуха. Основная цель данного этапа рнПоты — выбрать точное направление артикуляционного движения, приводящего к нормированному произнесению)М1дп согласных, гласных звуков. Мы считаем, что только Последовательное произнесение звукового ряда в системе fid и'о в и слов помогает ребенку выработать механизм авто-ил мт шифрованных артикуляционных действий. Выбор нужный, новых для ребенка артикуляционных движений осу-Имм'тиляется постепенно. Логопедическая коррекционная работа при спастико-|ш годном синдроме в речевой мускулатуре. Перед выбором приемов ЛФК необходимо выяснить положения и движения мыши,, при которых тонус может уменьшиться или увели-читы'я, постоянство и лабильность его, влияние сопротив-||Ш1 о II и пассивного вмешательства на состояние тонуса, влитии- темпа, скорости переключения и объема движения на uoi тшшие тонуса, влияние внешних раздражителей и психического состояния тонуса, его изменение и перераспределим не. Это поможет выбрать наиболее эффективный лечебно компенсаторный комплекс для каждого конкретного мути (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Винарская). <)о ратное развитие тонических расстройств происходит По чоо аффективно на фоне физиотерапевтических процедур И медикаментозного лечения. При подобных нарушениях речевой моторики сохраняется нп:1можность выполнения тех или иных движений губной щ и it i.i мной мускулатуры, однако включение их в систему мосмедовательных иннервации, последовательной смены почеиых артикуляций приводит к нарушению плавного пе-|»ж точения в динамическом процессе. Тонические расстройства могут проявляться в любом от-д»«'ю речевого аппарата — в мимической, язычной, шейной, фонпторной и дыхательной мускулатуре. При данном рас-и рщютве моторики добиваться подвижности речевых мышц mi окно лишь на фоне максимальной расслабленности мышц, ив участвующих непосредственно в движении; расслабление производится с помощью пассивной гимнастики и массажа. 202 К. А. Семенова, И. М. Махмуд* Массаж лицевой, шейной и язычной му кулатуры. Массаж при спастико-ригидном синдроме Л| ше сочетать с элементами пассивной гимнастики* Перед ttj ведением массажа ребенка желательно укладывать (Ь усаживать в удобную позу с учетом рефлекс-запрещающ! положения тела. Массаж следует начинать плоскости м поверхностными поглаживаниями по линии верхних шайн позвонков на задней поверхности. Массаж шеи нужно ни нать с ее боков. Поглаживающие движения надо произнод] сверху вниз по ходу лимфатических сосудов. После масса; шейной мускулатуры нужно переходить к пассивным дни ниям головы (круговые вращения в медленном темпе по совой и против часовой стрелки), затем вновь возвратят к массажу лицевой мускулатуры. При спастико-ригидном синдроме наблюдается болит напряжение как оральной мускулатуры, так и мускуляту| верхнего плечевого пояса. Особенно часто повышен то в мышцах нижней челюсти, корня языка, верхней губы, С татки шейно-тонического рефлекса и несформированноеть биринтного рефлекса на голову всегда вызывают состояи ни ||< вышенного тонуса в речевых мышцах. Поэтому расслаблен следует начинать с мышц шеи и лишь затем переходить к И; емам ЛФК для лицевой и язычной мускулатуры. При тонических расстройствах по типу ригидности ир; меняются несколько иные приемы массажа, чем при nlftpf тическом парезе. В основном хорошо применять шюскон'МЯЦ поверхностное поглаживание, растирание; разминаяио нцд^ производить в более редких случаях. Глубокое обхват!.1HrtJPi щее и прерывистое поглаживание при этих расстройстннх Nil применяется во избежание возможного усиления сншшв даже появления тонического гиперкинеза. Особенно 00141*1 рожно следует использовать «давящие приемы», так ЖЦ часто давление на мышцы может вызвать ответное рофлМН торное повышение тонуса. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ф№ бенка и мгновенно прекращать движения, вызывающи! подобную реакцию. Изменение кинестетической аффвррф тации при логопедической лечебной физкультуре, при тони* ческих расстройствах мгновенно может вызвать отйотм MP физиологические реакции ребенка (ослабление тоиуси, ни ННп'И»»чевое развитие и особенности его нарушений 203 йи 'И'"ие синкинезий, гиперкинезов, повышение тонуса, бо-йииыс ощущения, насильственный смех и т. д.). Приемы вибрации и разминания при спастико-ригидном НИ и д роме не применяются. Ипссивная гимнастика для лицевой и Ц и i.i ■ i н о й мускулатуры. Пассивная гимнастика сво-ЙМ1<'» к воспроизведению всех активных движений с помощи" могопеда и при созданной логопедом большей траектории движения, недоступной для ребенка. Все пассивные ДИижония проводят медленно, ритмичность выполнения их Нйнш'ит от наличия тонического состояния: как только ло-Пии'д почувствует нарастание тонуса, он приостанавливает Й«1чч1 иное движение, пока не появится расслабленное состоим nt< мышц. Логопед побуждает ребенка к кинестетическому и зрительному контролю за собой. *)г11овные пассивные движения: смыкание растянутого рта ji фши-.пцией некоторых точек верхней и нижней квадратных мышц губы; опускание верхней губы с нажатием на точки Н|ш крепления верхней квадратной мышцы, нижней части ♦»MV unnhix мышц; фиксация нижней губы с нажатием на точки i i p и крепления треугольных мышц, чтобы немного припод-ЙИ'Г1< по; медленные вращения с остановками по всей длине Мышцы, отводящей углы губ в стороны, и по длине круговой Мышцы губ; медленное вытягивание языка с одновременным Нйдк иливанием мышц челюстно-подъязычной группы и фикции, и»• и вытянутого языка до состояния напряжения в корне ittH-iiui; вытягивание осуществляется не только по средней Н и i u i и, а по всей линии нижней губы; медленное отодвигание Ййы icii в глубь полости рта (нарастание тонуса пережидается); Ими'и иное загибание кончика языка к средней части в полосой p'i'ii и вне полости рта; прижимание языка ко дну ротовой ни
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.013 с.) |