Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Him шшдические занятия при ринолалии в дооперационном периоде 35
Описанный способ получения правильных артикуляций помогает ребенку ощущать и осознавать движение и соответствующее ему напряжение той или иной группы мышц и дифференцировать их между собой. IV. До закрепления правильной артикуляции не следует фи ксировать внимание ребенка на звуке для того, чтобы станин привычная артикуляция его не мешала закреплению миопь появившегося правильного произношения. После закрепления произношения звука его вводят в слова и фразы, которые ребенок проговаривает под контролем логопеда. Объем расщелины не должен смущать логопеда, ибо самостоятельная речь детей с полной двусторонней расщелиной характеризуется четкими гласными звуками; их речь Пол ее понятна для окружающих, чем речь детей с неполной и рожденной расщелиной или с субмукозной щелью. Доопе-рпционные занятия при полной расщелине дают более эффективные результаты и в логопедической практике. Встречаются случаи ринолалии, осложненные явлениями дизартрии или оральной апраксии. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1963. Вып. П. — С. 102—104. Н. И. Серебровс Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период <...> При планировании работы мы учитывали не только то, что в процессе занятий улучшается подвижность мягкого нёба, задней стенки глотки, сокращается расстояние между ними, но и то, что намного сократить это расстояние нам не удастся. Не приходится пока в этом вопросе рассчитывать на помощь хирургов, которые много сделали в ураностафи-лопластике, понимая, что главная их цель — создать условия проведения коррекции речи, и в большинстве случаев добились положительных результатов. Вопрос о сужении носоглотки вставал в их практике, проводились операции, но они не дали положительных результатов. Следовательно, при проведении логопедических занятий мы должны были хорошо оценивать имеющиеся возможности ребенка и создавать наилучшие условия для коррекционной работы. Прежде всего для коррекции речи необходимо было разрабатывать подвижность мягкого нёба и задней стенки глотки, чтобы расширить проход для речевой струи воздуха в ротовую полость. Но решение вопроса постановки голоса без гнусавого оттенка и вызывания звуков ставило перед нами задачу использования еще каких-то дополнительных возможностей артикуляционного аппарата, чтобы еще более уменьшить проход воздуха в нос и увеличить проход его через рот.
Это обеспечивалось, во-первых, правильным положением языка (опущенная спинка и кончик языка, лежащий у зубов). Из литературы известно, что необходимость приспосабливаться к порочным анатомическим условиям развивает язык в мощности и объеме... Очень часто при этом язык смещается назад к задней стенке глотки, может быть, этим усиливая препятствия воздушному столбу. Вытягиванием языка вперед мы уменьшаем объем корня и спинки языка и расширяем тем самым проход воздуха в рот. Этот прием хорошо разработан у А. Г. Ипполитовой. Ии опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период 37 Во-вторых, есть еще одно немаловажное обстоятельство, ообл юдение которого помогало нам сделать внутренний про-нод в ротовую полость шире, чем в носовую. Большинство дотей-ринолаликов говорят сквозь зубы, почти не открывая рто. В своей работе мы требовали от детей, чтобы они широко открывали рот на всех гласных звуках, особенно при про-ишюшении звуков у, и, утрируя опускание нижней челюсти, так как это наиболее трудные звуки. Утрированное, ч от кое раскрытие рта давало нам более широкий проход воздуха в рот и более четкое сужение глотки. Известно, что и речи полость рта и полость глотки находятся в обратной шншсимости друг от друга: чем шире ротовая полость при произнесении звука, тем уже глотка. Следовательно, хорошую речевую воздушную струю обес-ночивало напряжение мягкого неба и задней стенки глотки, опущенная спинка языка и широко открытый рот. Нашей подачей было спрограммировать действия учеников, научить робят тому, что помогает создать условия для получения хорошего речевого выдоха. Обучение и обыгрывание этих условий в разных группах детей проводилось по-разному, но ч от кое и последовательное требование соблюдения их было одинаковым и обязательным во всех группах. Постепенно I юбенок сам начинал понимать, что ему легче говорить, при-дорживаясь этих правил, и начинал их вводить в самостоя-тольную речь.
При соблюдении всех этих правил мы постоянно контро-л и ровали направление воздушной струи в рот. Нашим контролером-помощником в этих упражнениях служил маленький кусочек ваты, который при произнесении любого звука ипш пациент пытался сдуть. Кусочек ваты использовался на iioox занятиях, от первого до последнего, и с каждым разом при тщательном соблюдении необходимых условий воздушной речевая струя становилась все лучше и лучше. Как уже было ранее сказано, в своей работе с детьми-ри-полалйками мы придерживались принципа одновременной отработки дыхания, голоса и артикуляций. Отработку дыхания проводили не на упражнениях-играх по сдуванию бумажек, надуванию игрушек и т. д., а на речевой гимнастике по вызыванию звуков. Упражнения-игры на развитие дыхания не требуют особых знаний со стороны проводящего их, Н. И. Серебровг они не программируют поведение ребенка, а всецело построены на эмоциональном интересе и служат теми упражнениями, которые мы поручаем родителям, воспитателям до начала коррекционной работы или во время ее. На занятиях старались учить детей соблюдать те условия, при которых получается хорошая воздушная речевая струя, и с первых упражнений ребята должны были напрягать мягкое небо, держать кончик языка у зубов, широко открывать рот и воздушной струей сдувать ватку. Одновременно с тренировкой речевого дыхания проводилась работа над голосом. Чем лучше было поставлено речевое дыхание, тем чище становился голос. Несколько слов об артикуляционных упражнениях. В большинстве своем дети-ринолалики не нуждаются в глобальном развитии мышц языка, так как обследования показали, что движения языка у них свободные. Однако в силу условий язык был лишен возможности развить тонкие дифференцированные движения для речи. Таким образом, если при обследовании артикуляционного аппарата не отмечалось наличие парезов, мы не делали упражнений для развития подвижности языка, а ежедневно проводили речевую зарядку (вызывание звуков), при которой необходимо наличие правильного речевого выдоха и голоса. Вызывание звуков проводилось по схеме А. Г. Ипполито-вой. Это позволило нам, во-первых, ежедневно проводить речевую зарядку. Во-вторых, дало возможность индивидуально подходить к каждому ребенку. Если при обследовании речи было отмечено, что фонематический слух ребенка не нарушен, то вызывали все звуки речи, при этом особенно заостряли внимание на тех звуках, которые хорошо получились в изолированном положении, и начинали их отрабатывать в слогах, словах, текстах. За время автоматизации ранее вызванного звука в речевой зарядке появлялись другие чистые звуки, которые включались в отработку. В-третьих, некоторые звуки, вызванные в речевой зарядке по схеме, часто не требовали особенной работы по автоматизации, а самостоятельно вводились в речь. По нашим наблюдениям, это относится особенно к звукам л, ч. Вызывание звука по схеме совсем не предполагало только индивидуальную работу. Наоборот, мы предпочитали
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.005 с.) |