Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рв1ммройства голоса при ринолалии и их коррекция
Коррекция каждого звука предусматривает: 1) умение вы-Ц&инть его среди других; 2) соотносить с определенной арти-Мулрмой; 3) правильно воспроизводить артикулему; 4) прицепить это умение в потоке связной речи. 1Сшс упоминалось выше, воспитание слуховых дифферен-цнронок предшествует созданию артикуляционного уклада. Приступая к постановке звука, ребенок уже должен уметь шдолять в речи фонему, над которой работает, что не про-тиноречит приему начального обучения артикулеме без на-«ышшия согласного звука. Дотям, не дифференцирующим особенностей собственной!»•»«! i.i на слух, в процесс постановки звука привлекают зри-mn mi ый, тактильный и кинестетический анализаторы. Такими.uoe и зрительное наблюдения не могут постоянно сопро-нождпть бытовую речь. Кинестезии в дальнейшем остаются единственным видом контроля над спонтанной речью. Кро-мм того, кинестетический контроль осуществляется в момент (ни и, и то время как слуховой срабатывает уже после прого-иирнннния. Поэтому соотнесение фонемы с определенной ярти кулемой является очень важным моментом в работе над ниуком. IW >с произведение звука предусматривает образование пре-гряды в нужной зоне, подачу на нее направленной воздушной струи, обеспечение достаточного внутриротового давлении и при необходимости включение фонации. Н< «личина воздушного давления в полости рта не зависит мт произвольного усилия. Она достигается только благодари компенсированному нёбно-глоточному смыканию. При недостаточности последнего давление во рту падает из-за утрч к и воздуха в нос. Любая попытка возместить утечку усилии и i.iM выдохом или сужением глотки и носовых ходов уве-М и •пишет скорость воздушного потока, усиливает носовой н'стрмок и понижает разборчивость речи. Имеется прямая № й и о и мость объема утечки воздуха от размера нёбно-гл оточ-ИпИ Iнедостаточности. Тем не менее успех коррекционно-вос-ннтнтельной работы в значительной мере определяют индивидуальные компенсаторные способности детей. При недостаточности нёбно-глоточного смыкания не фиксируют внимание ребенка на объеме утекающей воздушной струи, а стараются сделать ее максимально бесшумной. И. И. Ермако Этому помогает плавное выполнение всех упражнений бе резких утрированных движений и скандирования.
Приступая к коррекции звуков, проводят проверку дете' на способность к воспроизведению артикуляций и фонем п подражанию, что позволяет выявить наиболее доступны звуки. Вызывая звуки, нужно стараться максимально использо вать уже доступные ребенку движения и фонемы, а не с здавать абсолютно новые модели. Такой подход уменьшав напряжение, облегчает введение звука в слоги и выражав принципы опоры на уже сформированные умения и перехо от простого к сложному для каждого обучающегося. Приемы вызывания согласных описаны в специально педагогической литературе довольно подробно. Однако пр врожденных расщелинах нёба и губы они не всегда подхо дят из-за органических изменений артикуляционного аппа» рата, снижений кинестезии и слуховых дифференцировок/ Особенность всех корригирующих приемов при ринолали" заключается в том, что они должны быть достаточно ощути» мы, не вызывая попутно напряжения артикуляторов, что усиливает утечку воздуха в нос и удлиняет и без того увели*' ченное время смычки. Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных дан* ному ребенку. Выбор метода и упражнений устанавливает* ся строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной ар«тикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают ее под* вижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушв!; ния зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти» постоянное ношение массивного ортодонтического аппарат та осложняют постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Значительные рубцовые изменения уплощают нёб» ный свод и ограничивают открывание рта. Поэтому, стре* мясь к акустической полноценности фонем, можно допуО" кать отклонения в артикуляции. Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на про*; межуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, од» ноударной и пр., т. е. пользоваться звуками-аналогами. Слв" дует отметить, что подготовительные упражнения для; Ранен ройства голоса при ринолалии и их коррекция
Коррекции отдельных звуков могут продолжаться довольно дол го, пока не будет выработан четкий кинестетический сте-реотии. И образовании взрывных фонем самым важным моментом л иляется обеспечение достаточного внутриротового давления для мгновенного прорыва преграды. Утечка воздуха и иос при укорочениях и свищах нёба ведет к раздражению дпплония, и сила звуков ослабляется. 11омимо этой трудности, свойственной всей группе взрыв-ных, коррекцию звуков it, n', б, б' может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами; т, т', д, д' — unci целина альвеолярного отростка и нарушения зубного рндп; к, к', г, г' — выраженное укорочение нёба и свищи на грннице твердого и мягкого нёба. Постановка двугубного п возможна различными способа-ми. Так, при наличии направленной воздушной струи предлагают ребенку похлопать губами во время мягкого ти-мого дутья. При этом слышится шепотное па — па — па. У илпжнение губ создает незначительное залипание и облег-чпет смыкание. Кик исходный прием можно использовать «поплевывание» губами, если ребенок уже научился делать это упражнение с высунутым языком. При длинном подвижном нёбе рекомендуют надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко и иорнался сквозь сомкнутые губы. Затем следует многократное повторение этого движения при постепенном уменыне-н и и объема воздуха во рту с помощью рук и без них. Ребенок фнктически переходит к «поплевыванию» губами. Подуть щеки при нёбно-глоточном несмыкании невозможно. В этом случае зажимают пальцами крылья носа, что-Пы уменьшить утечку воздуха, и учатся легкому «поплевы-ннпию». Затем делают это же упражнение с открытыми крыльями носа. Относительно зажимания крыльев носа в специальной литературе высказываются противоречивые мнения. На наш шн'ляд, применение данного приема целесообразно в период йыиынания звука. До операции он позволяет усилить направлен пую воздушную струю, обеспечить необходимое давление иондуха, в результате чего ребенок ощущает артикулему. И иг, 66 И.И. Ермаков» После операции усиленные таким образом кинестезии луч» ше восстанавливаются. Ребенок понимает, к чему следует, стремиться, учится их воспроизведению и через нескольку дней при достаточной длине нёба повторяет звук, не зажимая крыльев носа. Применяя данный прием, нужно объяснить, что ноздри' берут «в щепоть» левой рукой: большой палец лежит на левой ноздре, четыре других — на правой. Локоть поднят вверх, что позволяет следить за артикуляциями в зеркале.; Зажимая же нос только двумя пальцами (обычно большим и указательным), дети очень сильно сдавливают его и вызывают неприятные ощущения. При укороченном нёбе, когда при разжимании носа дав- ■■ ление падает и звучание резко ослабевает, можно также временно зажимать одну ноздрю. Подушечкой указательного пальца крыло носа слегка прижимают к лицу (не к носовой перегородке). Иногда до операции можно посоветовать положить горизонтально указательный палец на верхнюю губу под нос. Это несколько ограничит утекающий поток воздуха, не изменив формы артикуляторов. Необходимо отметить, что звук п, вызванный похлопыванием губами, легче ввести в прямые слоги, а от «поплевы-, вания» и надувания щек — в обратные.
Можно предложить ребенку дуть и одновременно указа-1 тельным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. При этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы, легкими ритмичными движениями поднимает и опускает ее. В результате слышится многократно звук п. Но, как мы отметили из практики, при применении такой сугубо механической помощи наиболее трудно перейти, к вызыванию изолированного звука и к введению его в слог. Звук от отмечается некоторыми исследователями в числе, наименее разборчивых при ринолалии. Межзубный т лег-, ко получить от «поплевывания» — подготовительного уд-, ражнения I этапа. Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка. Звук то может быть вызван от п. Несколько раз подряд повторяют слоги па — па — па, положив широкий язык на Pflf»i>тройства голоса при ринолалии и их коррекция 67 ИИ миною губу. Затем воспроизводят эти же слоги, улыбаясь, Ч'ГмПы отключить губы от артикуляции. Возможно и изоли-ронпмпое вызывание звука таким образом. Но послоговое Лроишюсение значительно облегчает введение нового звука Й HIKIIUI. Межзубная фонема с также позволяет перейти к т при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык. Пылывание фонемы от уже имеющихся звуков желатель-И«м», поскольку звук произносится менее напряженно и лег-|*о пиодится в слоги и слова. ОПмчно стараются ненадолго затормозить занятия на Мржнубной артикуляции ш, чтобы закрепить при зритель-Ним контроле более сильные ощущения и грубые движения. Переход к призубной артикуляции трудностей не вызывает, дни этого достаточно попросить ребенка воспроизвести тун мри сомкнутых зубах. Инук к при ринолалии либо отсутствует, либо заменяется ИИ t rt»' 111ым паразвуком. Его исправляют традиционно, сдви-гмн переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов та — та — та. 11о мере перемещения языка слог та превращается в тя, ййтем м 1ся и, наконец, в ка. Фонему вводят в другие слоги, Продолжая пользоваться механической помощью. Ребенок tiUMoc гоятельно нажимает на язык указательным пальцем. Неожиданное для обучающегося отведение руки вызывает Нрппилмюе произнесение последующего слова по инерции. Ничем механическая помощь полностью отменяется. Исправление звука невозможно при узком, высоком го-1'ММ1»еком твердом нёбе или при выраженном укорочении Мягкого нёба, когда спинка языка не имеет опоры для смычки. И подобных случаях можно не тормозить глоточную ар-1ниу мнцию звука, поскольку акустически он незначительно огни чается от нормального. Однако предварительно»*ДйДуот опробовать произнесение звука к при контакте кор-NM «iti.iiui с нёбом в различных точках свода, поскольку воз-МНИН11.1 различные комбинации локализации соприкосновений tiiii.uca и нёба. Они зависят от последующего гласного внуки и компенсаторных способностей ребенка.
Фрикативные согласные при врожденных расщелинах НЛЩ» иеего образуются фарингеальным способом (глоточным). И. И, Ермако Эффективность их исправления тесно связана с наличие направленной воздушной струи. При утечке воздуха в НО коррекция также возможна. Но звук получается ослабла ным. По мнению А. Г. Ипполитовой (1955), из фрикативны согласных легче всего проходит постановка звука ф. Для это* го пациент по инструкции или с механической помощь: приближает нижнюю губу к верхним зубам и дует на нее. Звук с исправляют чаще всего традиционным способом» Учат дуть на вату, дуть с просунутым между губами широ«ким языком, дуть на язык между зубами (межзубное с), дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Но дутье при этом должно быть тихим, беззвучным. Особенность коррекции звука с при нёбно-глоточной не» достаточности состоит в невозможности использования уп* ражнений с утрированным дутьем. Если два первых подго*. товительных приема не вызывают заметных трудностей, то как только дети приступают к упражнениям с приоткрыты* < ми губами, почти все они переходят на выдох глоткой. Чтобы предупредить это явление и заранее подготовить, образование желобка на языке, мы рекомендуем дуть через соломинку. Пластмассовая соломинка лежит на середина высунутого языка. Она задвинута на 2—2,5 см за зубы вдоль языка между резцами. Ребенок учится дуть на руку или на,/ пух через соломинку, придерживая ее сначала губами, а по*, том только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта, и ребенок самостоятельно воспроизводит за*, зубное с. Звук с иногда используют в качестве теста для прогнози-рования эффективности постановки согласных. Применение, данного согласного объясняется наибольшей плотностью смыкания нёба и глотки при его артикуляции. Аффриката ц легко получается обычным способом от ели-; яния звуков то и с. Следует только напомнить в этом случае, об артикуляции звука т у нижних резцов. Но ребенок mo-i жет справиться и без напоминания, поскольку любые укат зания на положение языка, на подробности артикуляции делают ее более напряженной. Введение в слова, фразы и даже спонтанную речь межзубных артикуляций используется для усиления кинестетичес- р|й1Н|юИства голоса при ринолалии и их коррекция 69 ftttl'o 11 зрительного контроля при расщелинах альвеолярного flflHii'TKa, затруднении открывания рта, ношении массивных Цррндоптических аппаратов, снижении слуховых дифферен-Цйрипок и выраженной нёбно-глоточной недостаточности. Цннможна постановка и верхней артикуляции.
11провод на зазубную артикуляцию свистящих возможен фнммш при полном отсутствии глоточного призвука. Трудности исправления шипящих связаны с их сложным Й|И'инфляционным укладом. Сближенные зубы препятству-Нгг нрительному контролю. Все элементы артикуляции ши-НИ1Цих приходится изучать отдельно (положение губ, язы-Нм, подача воздушной струи на язык). При постановке звука ш много времени уходит на МЙуичше приподниманию языка в форме «ковшика». Шучающимся также трудно направлять вверх струю •нндухп, продвигая одновременно язык в форме «ковша» в Ми Horn, рта. Вместо направленной воздушной струи дети Циотп переходят на выдох носом. II и! ггому при доступной верхней артикуляции предлагать одновременно дуть на нижние зубы, «подуть» зубами или МИнчшстеть» сквозь зубы. Причем подготовку к дутью нанимают задолго до упражнений в поднимании языка. При наличии проторного звука р наиболее проста поста-Нпмнп:шука ш от его шепотного произнесения при сближений! м нубах и округленных губах. |i]«um ребенку легко удается по подражанию нижняя ар-ftltty.нация звука ш, ее закрепляют и вводят в речь. Показаниями к постановке нижних шипящих можно считать дефекты переднего отдела твердого нёба, массив-Н VH» подъязычную уздечку, отсутствие слуховых дифферен-ННрппок. Дли исправления звука ш достаточно произнести с, округлим губы и оттягивая назад кончик языка. Используя этот H|iHtiM, можно не вызывать изолированный звук, а попытать-»щ ирииу произнести прямые слоги: ся, се, сё, сю, си. Если кончи»» и in,пса отодвинулся, то слышатся соответственно: ща, ще, i«i». "(//. щи. Если ребенок уже владеет четким правильным Ш, то можно вызвать ш и от этого звука. Протяжно произне-Bf и ш — ш, опуская широкий кончик языка вниз. Спинка Цйыка и его корень остаются неподвижными. И. И. Ермакова В тех случаях, когда ребенка затрудняет изменение положения органов артикуляции по инструкции, можно вызвать щ как мягкий вариант ш. Предварительно объясняют, что согласный звук можно произнести строго, твердо, например: м, л, с, а, можно ласково, мягко: м3, л', с'. Затем просят: «Скажи мне строго, твердо ш — ш\ А теперь скажи ласково, мягко...». Аффрикату ч ставят от т' или от слияния т' жщ. Введение ее в слоги начинают с закрытых. Звук х обычно трудностей не вызывает и стимулируется от выдоха или удлиненного произнесения звука к. Звук / получают слиянием гласного сив словах, например: иакоръ вместо «якорь» и т. п. Но отсутствие этой фонемы при рино л алии наблюдается только у детей младше 5 лет. Звук л, особенно его мягкий вариант, оказывается сохранным чаще других согласных. При нарушении его или отсутствии постановка этого звука от ы или а обычно не вызывает затруднений. Нужно только удерживать высунутым суженный «колышком» язык. Протяжное произнесение гласного ы с закушенным языком позволяет вызвать изолированный л, а ритмичное покусывание напряженного высунутого языка во время фонации гласного а стимулирует слоги типа ла — ла — ла. Вибрирующий звук р довольно редко удается поставить при недостаточности нёбно-глоточного смыкания. В этих случаях направленная воздушная струя не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом на силу струи влияет не только длина, но и степень автоматизированности нёбной занавески. Утечка воздуха в носовую полость позволяет получить вибрацию кончика языка только при зажимании крыльев носа. Некоординированные замедленные движения мягкого нёба не позволяют воспроизводить вибрирующий р в потоке речи, хотя имеется возможность его правильного произнесения в изолированных словах. В таких случаях обучают одноударному или проторно-му звуку и вводят его в речь. Эти звуки-аналоги пригодны для воспитания слуховых дифференцировок и обучения грамоте благодаря оригинальности артикуляции и звучания.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.032 с.) |