К циническая картина при расщелинах нёба 31 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К циническая картина при расщелинах нёба 31



По Коузину (Coursin, 1950), в Ланкастере, штат Пенсиль-ип пия, в специальной клинике для лечения расщелин нёба обоспечена комплексная работа хирургов, зубных врачей, ортодонтистов, логопедов и психиатров.

По данным Маргарет Уоррен (Warren, 1958), в 25 штатах (!сжерной Америки имеются специальные коллективы для обслуживания детей с расщелинами лица и нёба. Буриан (llurian, 1955) и Совак (Sovak, 1957) из Чехословакии пред­лагают специально учитывать детей с расщелинами лица и нёба.

Дубов М. Д. Врожденные расщелины нёба. — М., 1960.—С. 35—46.


А. Г. Ипполитова

Логопедические занятия

при ринолалии в дооперационном периоде

Логопедические занятия с детьми при врожденной расщет лине нёба принято начинать после пластической операции нёба, занятия же в дооперационном периоде, к сожалению, до сих пор не вошли в практику. Между тем тяжелая опера­ция в полости рта производится обычно сравнительно поздно (в 7—8 лет), а нередко откладывается и на более поздние пе­риоды жизни, наиболее часто из-за того, что далеко не везде есть специалисты-хирурги, которые делают эти операции. По данным М. Д. Дубова (1961), в Советском Союзе ежегод­но рождается свыше пяти тысяч детей с расщелиной губы и нёба; оперируются ежегодно только несколько сотен детей.

Гнусавая малопонятная речь оказывает большое отрица­тельное влияние на развитие ребенка. Ринолалики тяжело переживают свой дефект. У многих из них с раннего возрас­та развивается повышенная застенчивость, раздражитель­ность. Обучение в школе из-за плохой речи часто задержи­вается до 8—9 лет и не всегда успешно заканчивается.

У нормального ребенка при физиологическом дыхании вдох осуществляется через нос. Таким образом, в легкие по­ступает воздух, согревшийся в хоанах, он не раздражает сли­зистых оболочек дыхательного тракта и предохраняет ребен­ка от простуды.

У ринолалика даже при односторонней, полной или час­тичной, расщелине вдох осуществляется активнее через рас­щелину, т. е. через рот, а не через нос. Врожденная расщели­на способствует «порочному приспособлению», а именно неправильному положению языка, его корня, причем остает­ся свободным лишь кончик языка, который оттянут в сред­нюю часть полости рта (корень языка чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновременно и глоточное пространство. Кончик языка находится на дне рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда.).


Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде 33

Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает собой расщелину.

Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, ••а мые жизненные функции стабилизируют положение чрез­мерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направля­ется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой пыдох в речевом акте и создает гнусавость.

Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка питормаживает движения всего языка. В результате осуществ­ление нужных движений языка для артикуляции речевых зву­ков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхатель­ная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смы­чек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных усло-|1ия приводят ребенка к тяжелому косноязычию. Чтобы улуч-|ц ить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовле­кая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы.

Иногда в речи ринолалика имеются отдельные звуки, близкие к норме, но отсутствие хорошего ротового выдоха при произнесении их создает сильный носовой оттенок. Та­ким образом, у ринолаликов неправильны все звуки речи. Их следует обучать всему заново, чтобы не сталкиваться с имеющимся у них неправильным динамическим стереоти­пом произношения того или иного звука.

У ринолаликов в дооперационном периоде возможно вос-

11 итание правильной артикуляции всех речевых звуков не-
смотря на то, что утечка воздуха через носовые отверстия
а какой-то степени имеет место.

Навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после операции и тем облегчают дальнейшую работу и уко­рачивают ее сроки.

Занятия следует возобновлять возможно раньше — на

1 2 —15 день после операции, когда ринолалик находится еще
п стационаре, в клинических условиях по поводу операции.

Не излагая подробно методики логопедической работы и дооперационном периоде, можно сформулировать несколь-

,' II K4.S



А. Г. Ипполитова


ко основных принципов, лежащих в ее основе; они не теря­ют своего значения и в послеоперационном периоде.

I. При врожденных расщелинах нижний и средний раз;
делы речевого аппарата (дыхательный и голосовой) остают­
ся сохранными. Дефектным является только часть верхне­
го отдела речевого аппарата (отсутствие нёба или его
недостаточность).

В работе с ринолаликами и будет главным — перенесение центра тяжести при вызывании звуков на здоровые отделы речевого аппарата с возможно меньшей нагрузкой на дефек­тное нёбо (в верхнем отделе).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

II. При исправлении речи у ринолаликов следует избе­
гать грубых артикуляционных упражнений (высовывание
языка, отведение высунутого языка в сторону, подъем кон­
чика языка на верхнюю губу и т. п.), чтобы не утяжелять
впоследствии произвольные движения, необходимые при
закреплении артикуляций отдельных звуков. Тренируют­
ся только движения, необходимые для произнесения того
или иного звука, причем необходимо следить, чтобы ребе­
нок выполнял показанное движение легко, 'без напряже­
ния, которое может передаваться на другие группы мышц
речевого аппарата. Например, при подъеме кончика язы­
ка вверх для вызывания звука ш ребенок часто напрягает
сильно губы, жевательные мышцы и тем самым затруд­
няет движения языка, делает его весь напряженным, ма­
лоподвижным. В данном случае ребенку предлагают вы­
полнять движения языка вверх спокойней, легче, не
настаивают на немедленном выполнении этого движения
полностью.

III. Необходимо широко использовать физиологическое
взаимодействие мышечных групп речевого аппарата, т. е. их
взаимосвязанность и взаимозависимость. Например, нужно
переместить язык несколько в глубь рта. Для этого механи­
ческим путем выдвигают углы рта вперед. При отодвигании
углов рта в стороны язык приближается вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привле­чением зрительного контроля (работа перед зеркалом).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.006 с.)