Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VII. Логопедическое обследование
1. Строение и функция артикуляционного аппарата. Строение: а) длина нёбной занавески (логопед шпателем пытается б) форма нёбного свода (обращается внимание на слиш в) наличие послеоперационных рубцов в области твердого, г) аномалии прикусов (прогения, прогнатия, открытый д) аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид и е) патология в строении языка (укорочение подъязычной Функция: а) подвижность мягкого нёба; б) наличие нёбно-глоточного смыкания, его вид и харак в) подвижность губ, положение и подвижность языка (его г) состояние мимической мускулатуры, наличие сопут / 84 Т. И. Ворон ц Строение и функция артикуляционного аппарата исс дуется логопедом независимо от полноты заключения вр ча-стоматолога. 2. Состояние дыхательной функции: а) дыхание в покое: тип дыхания, его глубина и сила. X б) речевое дыхание: его тип, сила, продолжительное 3. Состояние голосовой функции: а) сила звучания голоса (предлагается произнесение глав б) высота голоса (произнесение гласных звуков, слогоИ| в) тембр голоса (обращается внимание на степень назали»
4. Состояние звукопроизношения. При исследовании звукопроизношения обращается внй" мание на фонетические и фонетико-фонематические дефвК* ты (одновременно фиксируются отсутствующие, заменяв» мые, искаженные, спутываемые звуки). 5. Четкость, внятность, качество дикции, состояние мв* лодико-интонационной стороны речи (громкость, разборчи* вость речи, ее эмоциональность, выразительность). 6. Состояние фонематического слуха (необходимо провв» рять особенно в тех случаях, когда отмечается сниженМ физического слуха). 7. Общее развитие ребенка в момент обследования, состо* яние интеллекта (например, наличие обобщающих понй" тий). 8. Состояние словаря. Исследуя словарь ребенка, нужно обследовать активный и пассивный словарный запас в ко» личественном и качественном отношении; необходимо обра* Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалиеи 85 1'hti, внимание на сформированность слоговой структуры Клип (нет ли перестановок слогов, звуков, их опускания, до-Пнклопия лишних). U. Состояние грамматического строя речи. I О. Обследование чтения и письма (на состояние чтения и письма необходимо обратить внимание особенно в тех слу-Нм и к, когда у ребенка наблюдается нарушение фонематически к процессов). VIII. Психологическое обследование Психологическое обследование предполагает исследование состояния внимания, памяти, мышления, уровня при-чииппий. При психологическом обследовании необходимо нпрптить внимание на возможные психогенные наслоения, нимншшые с тем, что ребенок, страдающий ринолалиеи на ним не нёбной патологии, нередко бывает травмирован своей (доимо и дефектами внешности. IX. Объективные методы исследования Для дифференциальной диагностики, для знания структуры дефекта, эффективного планирования и успешной реали-ми ции всей логопедической работы необходимо всестороннее, комплексное обследование ребенка с нёбной патологией, что Йрноиможно осуществить без использования объективных методов исследования. При изучении детей с данной патологией применяются следующие методы исследования.
Рентгенография. Для изучения анатомо-физиологическо-1м состояния аппарата речи, получения более объективных Дйипыко структурных и функциональных особенностях нёба И глотки применяется метод рентгенографии. Как известно, йнмхимические особенности и функциональное состояние мистпо-мышечного аппарата речи как до, так и после опера-НИИ уранопластики многообразны, т. е. мягкое нёбо может Пмт1> длинным и подвижным, глоточная мускулатура раз-цитой или, наоборот, нёбная занавеска короткой, далеко оттяни цей от задней стенки глотки при фонации. В то же время дли полной нормализации речи очень важно определить длину и подвижность мягкого нёба, состояние глоточной Мускулатуры, возможность пассивного, активного или функционального смыкания нёбной занавески с задней стенкой 86 Т. Н. Воронца глотки. При обследовании детей с нёбной патологией во можность пассивного смыкания нёбной занавески с заднв стенкой глотки определяется с помощью инструмента; а тивного — визуально при фонации ребенком гласного зву ка «а». Движение мягкого нёба и характер его смыкания задней стенкой глотки при фонации других гласных зву ков и согласных полностью скрыты от исследователя. Пр наблюдении за движениями мягкого нёба видна лишь ег нижняя поверхность. Роль глоточной мускулатуры в рф чеобразовании, место велофарингального контакта таки образом определить не удается. Поэтому для изучения под», вижности мягкого нёба, активности глоточной мускулату ры, характера нёбно-глоточного смыкания используется метод рентгенографии. Применение этого метода позволя» ет более полно и объективно изучить структурные и функ"| циональные особенности речевого аппарата и более целв1 направленно организовать весь процесс коррекции речи, g также объективно оценить его результаты. Метод спектрального анализа. Для исследования голосо«вой функции, нарушенной как в первые годы жизни ребеН' ка (нарушение тембра голоса), так и в более старшем возрас те (голос нарушен по всем параметрам: по тембру, высоте И силе), применяется метод спектрального анализа. Записан* ные на магнитофоне звуки, произносимые обследуемыМ| подвергаются спектральному анализу на спектрометре. При дальнейшем анализе акустического спектра из числовых данных составляются таблицы в виде графиков. Гиперназа" лизация, как правило, характеризуется ослаблением основ» ного тона и первых двух формант и появлением в спектр§ особых пиков в области низких частот или дополнительных «формант назализации» (300—500 гц и выше 1000 гц). Кро«ме того, отмечается сдвиг спектральной огибающей в сторо«ну низких частот, снижение высокой певческой форманты и нечеткость выражения всех формантных областей за счет увеличения ширины полосы формант. Применение метода спектрального анализа помогает боле§ объективно оценить степень назализации при обследовании t в процессе занятий, а также проверить эффективность при* менения тех или иных методов и приемов логопедической работы. принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 87 М«тод аудиторского анализа или «речевой артикуляции *. (' целью изучения характера нарушения звуковой сто-^нмы речи лиц, страдающих ринолалией, разборчивости их jlHMn, применяется метод аудиторского анализа или речевой 'ГИ1суляции. Изучение фонетического оформления речи (И^м методом проводится с помощью слоговых таблиц. 06-ЦЛодуомый проговаривает слоги различной сложности, а HiVii пи аудиторов записывает их в соответствующие бланки. ||о окончании обследования вычисляется общий процент Нрмиильно воспринятых элементов речи. Коэффициентом ЫйиОпрчивости служит величина, определяемая отношенном числа правильно воспринятых звуков к общему числу Н|1Ш11Шосенных звуков. Последующий, более подробный фонетический анализ позволяет установить характер искажении отдельных звуков и групп звуков, вывести закономер-HtMt'rii их замен.
Применение метода аудиторского анализа позволяет выявись факторы, влияющие на разборчивость речи; определить НйИОолее нарушенные группы звуков; характер их замен и нмепкчшй; недоразвитие лексико-семантического уровня. Кроме того, метод аудиторского анализа позволяет более цА*м*1С'ги.вно оценить результаты логопедической работы. Мотод рентгенотомографии. Для решения вопроса кор-jltHnuiH речи очень важно изучение положения органов!«м»и, направленность движений языка при фонации (осо-Пниио ого кончика, спинки и корня), формы резонаторных Милостей, степень раскрытия рта. С этой целью применяйся м(vi-од рентгенотомографии. В процессе анализа томог-|1нмм необходимо обратить внимание на высоту твердого Ийпп, расстояние от мягкого нёба до задней стенки глотки,»И!и1нч11> раскрытия рта, положение языка, его подъем, paeon ниш о от резцов до кончика языка, величину ротового (ищопптора в переднем, среднем и заднем отделах, расстоя-Hiiii от корня языка до задней стенки глотки. Как известно, И моются два характерных для детей с ринолалией артику-ии пион пых уклада, резко отличающихся друг от друга и ит нормы: при фонации вся масса языка либо оттянута на-цмд. опинка и корень языка резко подняты вверх, во мно-|'И и случаях вплоть до смыкания с нёбом, корень языка гипертрофирован, а оттянутый к середине ротовой полости Т. Н. Воронц кончик ограничен в движениях. Такое положение набл дается примерно в 70—75% случаев. Второе положенй язык занимает относительно низкую позицию, то есть ко чик языка находится у нижних резцов, а спинка только еле ка приподнята. В первом варианте расстояние между спи кой языка и мягким нёбом уменьшается в два раза, а объ надставной трубы увеличивается за счет носовой полости. В втором варианте ротовой резонатор почти одинаков по вс своей длине, за исключением небольшого сужения в зад не отделе, что дает меньшую (чем в первом варианте) назалй зацию. С помощью метода рентгенотомографии можно уо тановить и другой немаловажный факт: формирована звуков происходит при почти неизменном положении тел языка (корня и задней части спинки) и незначительных! но многообразных изменениях положения кончика язь!» ка, что позволяет ребенку различать звуки собственной речи, дифференцировать их.
Таким образом, с помощью метода рентгенотомографи можно исследовать положение языка по отношению к пао* сивным и активным органам артикуляции, основные типй артикуляционных укладов различных фонем, соотношении резонаторных полостей, что в дальнейшем позволяет бол§| эффективно организовать логотерапию. Метод спирометрии. Как известно, дыхательная функ* ция детей с врожденной нёбной патологией нарушена (1 первые годы жизни менее, в более старшем возрасте — ПО всем параметрам). С целью изучения дыхательной функций применяется метод спирометрии. Измерения проводятся О закрытыми и с открытыми носовыми ходами, с закрытием правых, а затем левых носовых ходов. Это позволяет опре» делить величину выдыхаемого воздуха, его объем, наличие патологии в носовой полости. Применение перечисленных методов исследования по* зволяет: более углубленно изучить структуру дефекта при ринош лалии; точнее диагностировать нарушение и реализовать диффе«ренциальную диагностику; наметить наиболее эффективные пути нормализации речи данной категории детей-школьников. Шмцины и система исследования лиц, страдающих ринолалией 89 \\ исключение нужно отметить, что описанная система ^'.Ш'дошшия детей, страдающих ринолалией на почве врож-^Мн и i.i х нёбных расщелин, базирующаяся на ряде специальны н принципов, дает возможность реализовать всесторон-" Ц#Р, комплексное исследование, предполагающее изучение (Н'|»У1П'уры дефекта, а также индивидуальных отклонений | фикическом, психическом и речевом развитии. Данная си-(И'имм обследования позволяет выявить зону ближайшего {Мнмития, наметить пути наиболее эффективной организации логопедического обучения и объективной оценки его ре-йущ.титов. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи: Межвузовский сборник научных трудов. — М., МШИ им. В. И. Ленина, 1987. — С. 18—30. Т. В. Волосове Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми (от 1,5 до 3 лет), страдающими ринолалией Для успешного коррекционного воздействия на ребенк страдающего ринолалией, необходимо раннее развитие р| чевых навыков в период формирования речи. Система уп< ражнений, которую мы использовали для работы с детьми* ринолаликами, разработана на основании общеприняты в отечественной логопедии схем (А. Г. Ипполитова, И. И| Ермакова, Т. Н. Воронцова). Также нами использовались материалы зарубежных авторов. Опыт показывает, что эти приемы можно успешно использовать как в домашних уо«ловиях, так и в условиях стационара или специальной груп* пы детского учреждения.
В своей работе мы руководствовались тем, что: — необходимо использовать каждую возможность в теч#» ние дня для стимулирования речевой деятельности ребенка» например: во время прогулки, в игре и т. п.; — нужно как можно больше разговаривать с ребенком; — при общении с малышом произношение всех член01 семьи и воспитателей детского сада должно быть внятным И четким; — важно учитывать уровень индивидуального развитии каждого ребенка. Логопедические занятия с ребенком включали следующи! разделы: — выработка направленной струи воздуха; — дыхательные упражнения; формирование ротового выдоха; — упражнения для губ и языка; — отработка гласных звуков; — визуальные упражнения на ориентацию; — упражнения на акустическую дифференциацию.
UllHiiipuio методы и приемы логопедической работы с детьми... 31 Ни жно было, чтобы все занятия с ребенком проводил близ- Щщ® д,и и него человек (мать, отец, воспитатель-логопед детс-|t()|ii учреждения). Упражнения проводились в игровой фор-tftt, Him принуждения. Учитывая возрастные особенности Ц§Ч'0И и нозрасте 1 г. 6 мес. до 3 лет, наши занятия отличались от работы с 5—7-летними детьми, т. е. они проводились (Ы «MtO.M юдения некоторых организационных моментов. Эти £ |н<жншшя включались непосредственно в режимные мо-MttiiTui, it распорядок всего дня. Пи пример, в заданиях для ребенка в возрасте от 2 лет 3 Mw. до 2 лет 6 мес. Сразу после сна проводились упражнении ни низуальную ориентацию: показывались и назывались Чисти лица: уши, нос, глаза, рот. При этом выводились но-НЫ11 понятия: кончик носа, верхняя губа, нижняя губа. Во И|М1 м и у мывания ребенку показывались части лица перед зерни ним. Задавался вопрос: «Где нос?» и т. д. Вместе с ребенком риссматривалось отражение в зеркале и показывались ЧИ1 ■ fit,и и ца. Во время утренней прогулки делались дыхатедь-ЯМ«упражнения: согревали руку ребенка так, чтобы он noil у ист но нал поток воздуха. Потом ребенок проделывал то же Мм< м<, i к) самостоятельно. После прогулки вместе с малышом дошили на зеркало, показывали ему, как оно запотевает. Сличили упражнение делает взрослый, затем такое же уп-|1йжи<ч1ие делает ребенок, но самостоятельно. Упражнение ||ижно сопровождать произношением слогов ха, хо, ху. Но иремя обеда вырабатываем направленный поток воз-И¥*и. Дуем на ложку с едой, предлагая сделать то же самое риПишсу. Следим за ротовым выдохом. Во второй половине flMii, ио иремя полдника, делаем гимнастику для губ и языки > круговые движения языком, облизывая при этом губы, Н ин|нчи>е или фруктовое пюре просим слизать с губ. Такое умри немение можно выполнять перед зеркалом. Но иремя вечерних игр выполняем задания на акуетигчес-К{Н<> дифференциацию звуков: различаем несколько разных Щукин. Ребенку показываем дудочку, а затем играем на ней; Кннжи.пшем погремушку и гремим ею; показываем барабан И стучим, по нему. Затем закрыв ребенку глаза, спрашиваем «К'шсой музыкальный инструмент он услышал?» Ма-мыш должен показать. Затем предлагаем ребенку самому Нмдуть и дудочку, отрабатывая при этом направленный по- Т. В. Волосош ток воздуха и следим за утечкой воздушной струи через но При этом упражнении можно использовать игру «Вдувай: в ворота»: вдувать ватные шарики в ворота из кубиков. П степенно уменьшая расстояние между стойками ворот. Перед сном выполняются упражнения на визуальную ор ентацию: показать части лица и тела перед зеркалом (выпо нять также, как и утром). Затем упражнения на гласные зв ки: повторять гласные о, у. Рассматриваем книжку картинками: «УУУ» — как холодно! «УУУ» — гудит пар ход. «ООО» ■ — какая высокая башня! Проделывая эти упраж нения, важно следить за артикуляцией малыша и обрати внимание на то, что «у» бывает излишне назальным. Необхо димо использовать каждую возможность в общении с ребеи ком для тренировки этих гласных. Опыт использования данных приемов логопедическо* работы с маленькими детьми, страдающими ринолалией| показывает, что в целом эффективность коррекционно-BOi питательной работы значительно повышается. Межвузовская научная конференция. Актуалыщ! проблемы дефектологии. Тезисы докладов. — Мц> МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. — С. 9—12.
Т. В. Волосовец Юс питание и развитие речи у детей Щ «рожденными расщелинами губы И нёба ■» <■... Родители могут способствовать нормальному разви-Dtili |нк| и, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при мол-||И(ИИ1>м уходе за ним. 1'пчь ребенка формируется постепенно и в каждый момент Ц «чипонления родители могут помочь быстрее и правильнее (ОДкдпп. ею, получив обстоятельную консультацию логопеда. Предлагаемая нами система совместной работы логопеда Щ родителей предполагает психологическое взаимодействие МвЖДУ обеими сторонами, что возможно лишь в том случае, IMM родители будут точно выполнять все инструкции лого-ttPMHi организовывать занятия с детьми в форме игры, про-
}МДИп. нанятая по 25—30 минут не реже 3—4 раз в неделю.)Ч0Н1| нижно не прерывать занятия. Ч тооы предотвратить патологическое положение языка, | {жимом возрасте (до года) рекомендуется укладывать ре-JbtiHit и положение, стимулирующее удержание кончика jMMitn кик можно ближе к зубам. Это возможно при лежа-ЦНМ ни животе или на боку. Кроме произношения, при ринолалии страдает фонема-ЩЧИокий слух (способность воспринимать на слух звуки
»!и, различать их между собой и обобщать в словах). Это |м жнется на лексико-грамматическом строе речи, на чтении и письме. Снимание дефекта, реакция окружающих на речь вызы-|Ййп у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, ска-ЯМИиптел на формировании его психики. Эти психологический наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют МНУШипия речи. Не устраненные в детском возрасте рече- ЩЫ¥ проблемы могут препятствовать выбору профессии, ме-|Нй'П> и работе и повседневной жизни. Однако своевременные медицинские и педагогические '§ЙЙДиНстпия могут полностью или частично ликвидировать 94 Т. В. Волосовец ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздействия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей. С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком. На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: а — а — а, а — гу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого нёба, следует давать питье маленькими глотками. С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начинается повторение отдельных слогов и звуков. С шести месяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подражательность. К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т. д.). С ребенком нужно говорить, только правильно артикулируя, не искажать звуки, не «сюсюкать», всячески поощрять общение ребенка с окружающими людьми. В первые годы жизни ребенка проводится операция —^ — поднимать и опускать верхнюю губу; — стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы; — ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед; — вибрировать пальцем верхнюю губу; — постукивать около рубцов подушечками пальцев; — щипать пальцами; — взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец. Воспитание и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 95 Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и размыкаются: а — п,п — а, б — а, па — па, ба — ба, ма — ма. Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: а, э, о, ы, у, и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны. Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с. помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине», при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике». Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый «пальцевой душ». Поглаживание лба осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление движения — от средней линии лба к вискам. Поглаживание носа осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от кончика носа к переносице. Поглаживание щечной области осуществляется концами 2 —3-го пальцев, направление — от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей. Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании. Массажные движения необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой: — круговые движения языком в преддверии полости рта; — набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая иоду под губами; — «пальцевой душ» — постукивание около рубцов поду-11 [ечками пальцев; — «щипки пальцами» — легкое пощипывание околоруб-цовых областей. Для этого можно применять игры на звукоподражание, но время которых взрослые привлекают внимание ребенка к. ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцветных бумажек и т. п. Т. В. ВОЛО От простых дыхательных игр-упражнений постеп надо переходить к выработке выдоха через рот с включГ ем голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, I дывая определенный смысл в каждый произносимый в Примеры таких упражнений: — как гасят огонек? (ф-) — верхние зубы касаются ней губы; — как гудит пароход? (ы-); — как гудит паровоз? (у-); — какой ты большой? (о-); — как шумит ветер? (е-) — верхние зубы касаются и ней губы; — как звенит комарик? (з-) — губы в улыбке, зубы в те, язык упирается в нижние зубы, выход холодной стр — как шипит змея? (и*-) — язык поднят в форме чаии за верхние зубы; — как жужжит жук? (ж-) — губы слегка вытянуты ред, струя воздуха теплая. Игры-упражнения следует проводить с ребенком, Hi доедая ему, а постепенно приучая его к занятиям. В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка ис ляется несколькими сотнями слов. В этот период мо приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, свя ее с игровыми элементами. Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй ма ' взрыву губами по типу звука п; вибрационному движв губ, похожему на кучерское Пррр. После трех лет наступает самый ответственный пер В это время необходимо подготовить нёбную занавеску к но-глоточному смыканию, по возможности предотврат дистрофию мышц глотки, стремиться к перемещению Я ка вперед, опусканию его корня и укреплению кончика, тивизировать движения губ и щек, отработать диафрагм ное дыхание, выработать нормальную воздушную стр предупредить смешение звуков в устной речи. Перемещение языка вперед в значительной степ определяет эффект всех занятий. Оно создает условия постановки правильных звуков, понижения носов оттенка, нормализации речевого дыхания. Одновремц приступают к упражнениям для активизации на НИ1 ямио и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 97 Рт'йиу.млционного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, Ц'Киго нёба; проводится массаж при мышечном напряжении!),ипити рта, носа и щечно-скуловой области. Нппопок 3,5—4 лет готов к систематическим занятиям с Ц'ииодом независимо от того, была ли у него проведена пла-'.ффИнн и оба или нет. Мели иозможность заниматься с логопедом отсутствует, (итоли самостоятельно выполняют следующие задания. Упражнения для опускания корня языка и укрепления ЦИНчика: широкий язык спокойно лежит на нижней губе «ло- попорот языка вправо — влево к уголкам губ, челюсть ЯННиднижна; попорот языка в стороны до упора кончика языка в каж-jUVMi сторону щеки, рот открыт, челюсть неподвижна; покусывание языка зубами по всей его поверхности, HtM'tnи(Ч1 но высовывая его и снова втягивая; иылизывание тарелок всей поверхностью языка; oft лизать верхнюю губу широким языком сверху вниз; рот открыт, движение широкого языка по нёбу к верхним иуПам и назад к глотке; снизывание капель кончиком языка вогнутой поверх- щтн\ ложек; почесывание кончика языка о верхние зубы; iini>есчитывание зубов, упираясь в каждый; проталкивание языка сквозь стиснутые зубы. Упражнения для губ и щек: надувание обеих щек одновременно; надувание щек попеременно; нтмгивание щек в ротовую полость между зубами; «улыбка» — губы улыбаются так, что видны верхние и НЯЖНис зубы; губы вытягиваются вперед трубочкой; опускание и поднятие (поочередное и одновременное) Шириной и нижней губ; удержание мелких предметов губами; иыилевываыие губами семечек, риса, гороха; имплевывание подобных предметов зубами с кончика «иыкп. Й Км Т, В. Вола Упражнения для нижней челюсти: — открывание и закрывание рта — плавно и медле открывать и закрывать рот под счет 5; кончик языка н~ дится у нижних зубов; — опускание нижней челюсти; — имитация жевания;
— движение нижней челюсти вправо — влево. Активизация мышц мягкого нёба и глотки: — позевывание; — глотание капелек воды, слюны; — полоскание горла; — резко, отрывисто произносить: а — а — а, э — э — Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (в полняются с закрытым ртом): — опускание головы вниз; — запрокидывание головы назад; — поворот головы вправо — влево; — наклоны головы вправо — влево; — руки в замок на затылке, отклонение головы наащ; с сопротивлением рук; — сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, накл ны головы вперед с сопротивлением рук; — ладони к ушам, наклоны головы в стороны с сопротй!» лением рук; — доставание мягкого нёба кончиком языка. водится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо об чить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увелЦ чить жизненный объем легких, регулировать скороот* выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и умен* шается носовой оттенок голоса. Сначала ребенка надо обучить направленному дуть. У детей, заменяющих дутье усиленным выдохом из гло? ки, вызывают нужное движение от поплевывания. Ребеной слегка высовывает кончик языка между губами, а зат§* старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вп#»' ред, а кончик высунут минимально, что вынуждает сил*» ■ нее напрягать губы и создает более тонкие движения. У it* ражнение повторяют б—8 раз подряд 3—4 раза в деиьг ЦИТйнио и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 99 ДОтой, приспособившихся к глоточному и гортанному 1И it ношению, «поплевывание» может сопровождаться ЦЩшжсчшем мышц лица, шеи, даже движением передней itWH глотки, создающим звук, сходный с к. Для тормошим итого движения прибегают к беззвучному поплевы-1Н1П и иыплевыванию мелких крошек. Замедляя и про-. AJteHiiii поплевывание, получают легкое дутье и переходят я упражнениям для отработки длительного выдоха, диф-фирщщированного дыхания через рот и нос, приобретения фЩшкои диафрагмального типа дыхания. Рмкомендуются следующие упражнения: тренировать ровный, медленный выдох на пламя свечи; надувание мыльных пузырей через трубочку; струей выдыхаемого воздуха с помощью трубочки под-ЦИ|мни1Шть непрерывное бурление жидкости; упражнения с комочками ваты, пухом, полосками бу-КИНН, нежа на спине, правая ладонь на груди, левая на живо- Щ медленный спокойный вдох через нос на два счета, gtMuiM' слегка приподнят; удлиненный выдох через рот на 1|Р|ыро счета (губы вытянуты трубочкой), левой рукой на-ЛйИминнл на переднюю стенку живота; ндох и выдох производится через нос; ндох через нос, выдох через губы трубочкой; пдох через рот, выдох через нос; ндох и выдох через рот. Голосовые упражнения: иишотное длительное произношение гласных и соглас-НМч и их сочетаний: А АЭ- ЭА- АЭИ- А-Э- |> АИ- ЭИ- АОИ- А-И- t) АО ЭО- АУИ- АО- h' АУ- ЭУ- АИО- А-У- иптом включается громкое и длительное произношение Мнимых и их сочетаний (см. выше): А-Э-И-А-О-И-А-У-И-А-И-О- Т. В. Волосовец При произношении звукосочетаний постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, контролируется утечка воздуха через нос, корень языка при произношении гласных должен быть опущен вниз, кончик языка продвинут к нижним резцам. Вокальные упражнения поются по подражанию. Они начинаются с пения мелодии на один гласный звук (а, э, о,у). В начале гласные поются связно, плавно. Затем поется гамма (с постепенным увеличением тонов), что вырабатывает; ровность, певучесть, гибкость голоса. Все перечисленные упражнения не следует выполнять j подряд. Каждое занятие должно состоять из нескольких уп- | ражнений по развитию дыхания, активизации мышц язы- j ка, губ и т. д., причем дыхательные упражнения быстро I утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать с другими. Не надо повторять дыхательные упражнения более 4-х раз подряд. Лучшие речевые результаты у детей наступают при применении коротких (по 5—15 минут) по времени, но частых упражнений (7—8 раз в день). Вся работа над речью строится родителями на воспитании сознательного овладения теми упражнениями, которые изложены выше. Родители должны убедить ребенка в необходимости их выполнения, а также вселить в ребенка уверенность в полной ликвидации его недостатка. Только длительный доопераци-онный период дает возможность осуществить подготовку к полной перестройке речи и полностью исправить ее в значительно короткий срок после проведения операции. В послеоперационном периоде в условиях стационара к занятиям приступают на 13—14 сутки после того, как на защитную пластинку положена масса, формирующая свод твердого нёба. В это время речь ребенка ухудшается из-за отечности, болезненности в полости рта. На занятиях данного периода рекомендовано проводить следующие упражнения: — полоскать горло 7—8 раз в день; — пить маленькими глотками; — резко отрывисто произносить гласные: а — а — а, э — э — э;
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.148 с.) |