VII. Логопедическое обследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Логопедическое обследование



1. Строение и функция артикуляционного аппарата. Строение:

а) длина нёбной занавески (логопед шпателем пытается
довести задний край мягкого нёба до задней стенки глотки,
придерживая высунутый язык ребенка марлевой салфет­
кой);

б) форма нёбного свода (обращается внимание на слиш­
ком высокий, готической формы свод нёба или, наоборот, на
слишком низкий, несформированный нёбный свод. И пер­
вый, и второй варианты будут отрицательно сказываться на
формировании звукопроизношения);

в) наличие послеоперационных рубцов в области твердого,
мягкого нёба, задней и боковых стенок глотки, губы, нали­
чие незаращений нёба, послеоперационных свищей, щелей;

г) аномалии прикусов (прогения, прогнатия, открытый
передний или боковой прикус, аномалии зубного ряда);

д) аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид и
характер, сформированность губы после хейлопластики);

е) патология в строении языка (укорочение подъязычной
связки, слишком толстый или тонкий язык и т. д.).

Функция:

а) подвижность мягкого нёба;

б) наличие нёбно-глоточного смыкания, его вид и харак­
тер (пассивное, активное, функциональное смыкание нёбной
занавески с задней стенкой глотки);

в) подвижность губ, положение и подвижность языка (его
спинки, корня и кончика), нижней челюсти;

г) состояние мимической мускулатуры, наличие сопут­
ствующих движений.


/

84 Т. И. Ворон ц

Строение и функция артикуляционного аппарата исс дуется логопедом независимо от полноты заключения вр ча-стоматолога.

2. Состояние дыхательной функции:

а) дыхание в покое: тип дыхания, его глубина и сила. X
рактеристика цикла физиологического дыхания;

б) речевое дыхание: его тип, сила, продолжительное
речевого выдоха, наличие утечки воздуха через нос при ф
нации.

3. Состояние голосовой функции:

а) сила звучания голоса (предлагается произнесение глав
ных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голос
шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, по
степенно усиливая или ослабляя голос);

б) высота голоса (произнесение гласных звуков, слогоИ|
слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы
в различных диапазонах). При выборе этих упражнений вое»
гда нужно учитывать возраст ребенка, его голосовые возмож«
ности;

в) тембр голоса (обращается внимание на степень назали»
зации при изолированном произнесении звуков, а такж|
в речевом потоке, на модуляции голоса, его звонкость, по»
летность, красоту звучания).

4. Состояние звукопроизношения.

При исследовании звукопроизношения обращается внй" мание на фонетические и фонетико-фонематические дефвК* ты (одновременно фиксируются отсутствующие, заменяв» мые, искаженные, спутываемые звуки).

5. Четкость, внятность, качество дикции, состояние мв* лодико-интонационной стороны речи (громкость, разборчи* вость речи, ее эмоциональность, выразительность).

6. Состояние фонематического слуха (необходимо провв» рять особенно в тех случаях, когда отмечается сниженМ физического слуха).

7. Общее развитие ребенка в момент обследования, состо* яние интеллекта (например, наличие обобщающих понй" тий).

8. Состояние словаря. Исследуя словарь ребенка, нужно обследовать активный и пассивный словарный запас в ко» личественном и качественном отношении; необходимо обра*


Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалиеи 85

1'hti, внимание на сформированность слоговой структуры Клип (нет ли перестановок слогов, звуков, их опускания, до-Пнклопия лишних).

U. Состояние грамматического строя речи. I О. Обследование чтения и письма (на состояние чтения и письма необходимо обратить внимание особенно в тех слу-Нм и к, когда у ребенка наблюдается нарушение фонематичес­ки к процессов).

VIII. Психологическое обследование

Психологическое обследование предполагает исследова­ние состояния внимания, памяти, мышления, уровня при-чииппий. При психологическом обследовании необходимо нпрптить внимание на возможные психогенные наслоения, нимншшые с тем, что ребенок, страдающий ринолалиеи на ним не нёбной патологии, нередко бывает травмирован своей (доимо и дефектами внешности.

IX. Объективные методы исследования

Для дифференциальной диагностики, для знания структу­ры дефекта, эффективного планирования и успешной реали-ми ции всей логопедической работы необходимо всестороннее, комплексное обследование ребенка с нёбной патологией, что Йрноиможно осуществить без использования объективных методов исследования. При изучении детей с данной патоло­гией применяются следующие методы исследования.

Рентгенография. Для изучения анатомо-физиологическо-1м состояния аппарата речи, получения более объективных Дйипыко структурных и функциональных особенностях нёба И глотки применяется метод рентгенографии. Как известно, йнмхимические особенности и функциональное состояние мистпо-мышечного аппарата речи как до, так и после опера-НИИ уранопластики многообразны, т. е. мягкое нёбо может Пмт1> длинным и подвижным, глоточная мускулатура раз-цитой или, наоборот, нёбная занавеска короткой, далеко от­тяни цей от задней стенки глотки при фонации. В то же вре­мя дли полной нормализации речи очень важно определить длину и подвижность мягкого нёба, состояние глоточной Мускулатуры, возможность пассивного, активного или фун­кционального смыкания нёбной занавески с задней стенкой


86 Т. Н. Воронца

глотки. При обследовании детей с нёбной патологией во можность пассивного смыкания нёбной занавески с заднв стенкой глотки определяется с помощью инструмента; а тивного — визуально при фонации ребенком гласного зву ка «а». Движение мягкого нёба и характер его смыкания задней стенкой глотки при фонации других гласных зву ков и согласных полностью скрыты от исследователя. Пр наблюдении за движениями мягкого нёба видна лишь ег нижняя поверхность. Роль глоточной мускулатуры в рф чеобразовании, место велофарингального контакта таки образом определить не удается. Поэтому для изучения под», вижности мягкого нёба, активности глоточной мускулату ры, характера нёбно-глоточного смыкания используется метод рентгенографии. Применение этого метода позволя» ет более полно и объективно изучить структурные и функ"| циональные особенности речевого аппарата и более целв1 направленно организовать весь процесс коррекции речи, g также объективно оценить его результаты.

Метод спектрального анализа. Для исследования голосо«вой функции, нарушенной как в первые годы жизни ребеН' ка (нарушение тембра голоса), так и в более старшем возрас те (голос нарушен по всем параметрам: по тембру, высоте И силе), применяется метод спектрального анализа. Записан* ные на магнитофоне звуки, произносимые обследуемыМ| подвергаются спектральному анализу на спектрометре. При дальнейшем анализе акустического спектра из числовых данных составляются таблицы в виде графиков. Гиперназа" лизация, как правило, характеризуется ослаблением основ» ного тона и первых двух формант и появлением в спектр§ особых пиков в области низких частот или дополнительных «формант назализации» (300—500 гц и выше 1000 гц). Кро«ме того, отмечается сдвиг спектральной огибающей в сторо«ну низких частот, снижение высокой певческой форманты и нечеткость выражения всех формантных областей за счет увеличения ширины полосы формант.

Применение метода спектрального анализа помогает боле§ объективно оценить степень назализации при обследовании t в процессе занятий, а также проверить эффективность при* менения тех или иных методов и приемов логопедической работы.


принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 87

М«тод аудиторского анализа или «речевой артикуля­ции *. (' целью изучения характера нарушения звуковой сто-^нмы речи лиц, страдающих ринолалией, разборчивости их jlHMn, применяется метод аудиторского анализа или речевой 'ГИ1суляции. Изучение фонетического оформления речи (И^м методом проводится с помощью слоговых таблиц. 06-ЦЛодуомый проговаривает слоги различной сложности, а HiVii пи аудиторов записывает их в соответствующие бланки. ||о окончании обследования вычисляется общий процент Нрмиильно воспринятых элементов речи. Коэффициентом ЫйиОпрчивости служит величина, определяемая отношенн­ом числа правильно воспринятых звуков к общему числу Н|1Ш11Шосенных звуков. Последующий, более подробный фо­нетический анализ позволяет установить характер искаже­нии отдельных звуков и групп звуков, вывести закономер-HtMt'rii их замен.

Применение метода аудиторского анализа позволяет выя­вись факторы, влияющие на разборчивость речи; определить НйИОолее нарушенные группы звуков; характер их замен и нмепкчшй; недоразвитие лексико-семантического уровня. Кроме того, метод аудиторского анализа позволяет более цА*м*1С'ги.вно оценить результаты логопедической работы.

Мотод рентгенотомографии. Для решения вопроса кор-jltHnuiH речи очень важно изучение положения органов!«м»и, направленность движений языка при фонации (осо-Пниио ого кончика, спинки и корня), формы резонаторных Милостей, степень раскрытия рта. С этой целью применя­йся м(vi-од рентгенотомографии. В процессе анализа томог-|1нмм необходимо обратить внимание на высоту твердого Ийпп, расстояние от мягкого нёба до задней стенки глотки,»И!и1нч11> раскрытия рта, положение языка, его подъем, pae­on ниш о от резцов до кончика языка, величину ротового (ищопптора в переднем, среднем и заднем отделах, расстоя-Hiiii от корня языка до задней стенки глотки. Как известно, И моются два характерных для детей с ринолалией артику-ии пион пых уклада, резко отличающихся друг от друга и ит нормы: при фонации вся масса языка либо оттянута на-цмд. опинка и корень языка резко подняты вверх, во мно-|'И и случаях вплоть до смыкания с нёбом, корень языка ги­пертрофирован, а оттянутый к середине ротовой полости



Т. Н. Воронц


кончик ограничен в движениях. Такое положение набл дается примерно в 70—75% случаев. Второе положенй язык занимает относительно низкую позицию, то есть ко чик языка находится у нижних резцов, а спинка только еле ка приподнята. В первом варианте расстояние между спи кой языка и мягким нёбом уменьшается в два раза, а объ надставной трубы увеличивается за счет носовой полости. В втором варианте ротовой резонатор почти одинаков по вс своей длине, за исключением небольшого сужения в зад не отделе, что дает меньшую (чем в первом варианте) назалй зацию. С помощью метода рентгенотомографии можно уо тановить и другой немаловажный факт: формирована звуков происходит при почти неизменном положении тел языка (корня и задней части спинки) и незначительных! но многообразных изменениях положения кончика язь!» ка, что позволяет ребенку различать звуки собственной речи, дифференцировать их.

Таким образом, с помощью метода рентгенотомографи можно исследовать положение языка по отношению к пао* сивным и активным органам артикуляции, основные типй артикуляционных укладов различных фонем, соотношении резонаторных полостей, что в дальнейшем позволяет бол§| эффективно организовать логотерапию.

Метод спирометрии. Как известно, дыхательная функ* ция детей с врожденной нёбной патологией нарушена (1 первые годы жизни менее, в более старшем возрасте — ПО всем параметрам). С целью изучения дыхательной функций применяется метод спирометрии. Измерения проводятся О закрытыми и с открытыми носовыми ходами, с закрытием правых, а затем левых носовых ходов. Это позволяет опре» делить величину выдыхаемого воздуха, его объем, наличие патологии в носовой полости.

Применение перечисленных методов исследования по* зволяет:

более углубленно изучить структуру дефекта при ринош лалии;

точнее диагностировать нарушение и реализовать диффе«ренциальную диагностику;

наметить наиболее эффективные пути нормализации речи данной категории детей-школьников.


Шмцины и система исследования лиц, страдающих ринолалией 89

\\ исключение нужно отметить, что описанная система ^'.Ш'дошшия детей, страдающих ринолалией на почве врож-^Мн и i.i х нёбных расщелин, базирующаяся на ряде специаль­ны н принципов, дает возможность реализовать всесторон-" Ц#Р, комплексное исследование, предполагающее изучение (Н'|»У1П'уры дефекта, а также индивидуальных отклонений | фикическом, психическом и речевом развитии. Данная си-(И'имм обследования позволяет выявить зону ближайшего {Мнмития, наметить пути наиболее эффективной организа­ции логопедического обучения и объективной оценки его ре-йущ.титов.

Коррекционно-развивающая направленность обуче­ния и воспитания детей с нарушениями речи: Меж­вузовский сборник научных трудов. — М., МШИ им. В. И. Ленина, 1987. — С. 18—30.


Т. В. Волосове

Некоторые методы

и приемы логопедической работы

с детьми (от 1,5 до 3 лет),

страдающими ринолалией

Для успешного коррекционного воздействия на ребенк страдающего ринолалией, необходимо раннее развитие р| чевых навыков в период формирования речи. Система уп< ражнений, которую мы использовали для работы с детьми* ринолаликами, разработана на основании общеприняты в отечественной логопедии схем (А. Г. Ипполитова, И. И| Ермакова, Т. Н. Воронцова). Также нами использовались материалы зарубежных авторов. Опыт показывает, что эти приемы можно успешно использовать как в домашних уо«ловиях, так и в условиях стационара или специальной груп* пы детского учреждения.

В своей работе мы руководствовались тем, что:

— необходимо использовать каждую возможность в теч#» ние дня для стимулирования речевой деятельности ребенка» например: во время прогулки, в игре и т. п.;

— нужно как можно больше разговаривать с ребенком;

— при общении с малышом произношение всех член01 семьи и воспитателей детского сада должно быть внятным И четким;

— важно учитывать уровень индивидуального развитии каждого ребенка.

Логопедические занятия с ребенком включали следующи! разделы:

— выработка направленной струи воздуха;

— дыхательные упражнения; формирование ротового выдоха;

— упражнения для губ и языка;

— отработка гласных звуков;

— визуальные упражнения на ориентацию;

— упражнения на акустическую дифференциацию.


f

UllHiiipuio методы и приемы логопедической работы с детьми... 31

Ни жно было, чтобы все занятия с ребенком проводил близ- Щщ® д,и и него человек (мать, отец, воспитатель-логопед детс-|t()|ii учреждения). Упражнения проводились в игровой фор-tftt, Him принуждения. Учитывая возрастные особенности Ц§Ч'0И и нозрасте 1 г. 6 мес. до 3 лет, наши занятия отлича­лись от работы с 5—7-летними детьми, т. е. они проводились (Ы «MtO.M юдения некоторых организационных моментов. Эти £ |н<жншшя включались непосредственно в режимные мо-MttiiTui, it распорядок всего дня.

Пи пример, в заданиях для ребенка в возрасте от 2 лет 3 Mw. до 2 лет 6 мес. Сразу после сна проводились упражне­нии ни низуальную ориентацию: показывались и назывались Чисти лица: уши, нос, глаза, рот. При этом выводились но-НЫ11 понятия: кончик носа, верхняя губа, нижняя губа. Во И|М1 м и у мывания ребенку показывались части лица перед зер­ни ним. Задавался вопрос: «Где нос?» и т. д. Вместе с ребен­ком риссматривалось отражение в зеркале и показывались ЧИ1 ■ fit,и и ца. Во время утренней прогулки делались дыхатедь-ЯМ«упражнения: согревали руку ребенка так, чтобы он no­il у ист но нал поток воздуха. Потом ребенок проделывал то же Мм< м<, i к) самостоятельно. После прогулки вместе с малышом дошили на зеркало, показывали ему, как оно запотевает. Сличили упражнение делает взрослый, затем такое же уп-|1йжи<ч1ие делает ребенок, но самостоятельно. Упражнение ||ижно сопровождать произношением слогов ха, хо, ху.

Но иремя обеда вырабатываем направленный поток воз-И¥*и. Дуем на ложку с едой, предлагая сделать то же самое риПишсу. Следим за ротовым выдохом. Во второй половине flMii, ио иремя полдника, делаем гимнастику для губ и язы­ки > круговые движения языком, облизывая при этом губы, Н ин|нчи>е или фруктовое пюре просим слизать с губ. Такое умри немение можно выполнять перед зеркалом.

Но иремя вечерних игр выполняем задания на акуетигчес-К{Н<> дифференциацию звуков: различаем несколько разных Щукин. Ребенку показываем дудочку, а затем играем на ней; Кннжи.пшем погремушку и гремим ею; показываем барабан И стучим, по нему. Затем закрыв ребенку глаза, спрашива­ем «К'шсой музыкальный инструмент он услышал?» Ма-мыш должен показать. Затем предлагаем ребенку самому Нмдуть и дудочку, отрабатывая при этом направленный по-



Т. В. Волосош


ток воздуха и следим за утечкой воздушной струи через но При этом упражнении можно использовать игру «Вдувай: в ворота»: вдувать ватные шарики в ворота из кубиков. П степенно уменьшая расстояние между стойками ворот.

Перед сном выполняются упражнения на визуальную ор ентацию: показать части лица и тела перед зеркалом (выпо нять также, как и утром). Затем упражнения на гласные зв ки: повторять гласные о, у. Рассматриваем книжку картинками: «УУУ» — как холодно! «УУУ» — гудит пар ход. «ООО» ■ — какая высокая башня! Проделывая эти упраж нения, важно следить за артикуляцией малыша и обрати внимание на то, что «у» бывает излишне назальным. Необхо димо использовать каждую возможность в общении с ребеи ком для тренировки этих гласных.

Опыт использования данных приемов логопедическо* работы с маленькими детьми, страдающими ринолалией| показывает, что в целом эффективность коррекционно-BOi питательной работы значительно повышается.

Межвузовская научная конференция. Актуалыщ! проблемы дефектологии. Тезисы докладов. — Мц> МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. — С. 9—12.

 


Т. В. Волосовец

Юс питание и развитие речи у детей Щ «рожденными расщелинами губы

И нёба

■» <■... Родители могут способствовать нормальному разви-Dtili |нк| и, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при мол-||И(ИИ1>м уходе за ним.

1'пчь ребенка формируется постепенно и в каждый момент Ц «чипонления родители могут помочь быстрее и правильнее (ОДкдпп. ею, получив обстоятельную консультацию логопеда.

Предлагаемая нами система совместной работы логопеда Щ родителей предполагает психологическое взаимодействие МвЖДУ обеими сторонами, что возможно лишь в том случае, IMM родители будут точно выполнять все инструкции лого-ttPMHi организовывать занятия с детьми в форме игры, про-

|

}МДИп. нанятая по 25—30 минут не реже 3—4 раз в неделю.)Ч0Н1| нижно не прерывать занятия.

Ч тооы предотвратить патологическое положение языка, | {жимом возрасте (до года) рекомендуется укладывать ре-JbtiHit и положение, стимулирующее удержание кончика jMMitn кик можно ближе к зубам. Это возможно при лежа-ЦНМ ни животе или на боку.

Кроме произношения, при ринолалии страдает фонема-ЩЧИокий слух (способность воспринимать на слух звуки

К

»!и, различать их между собой и обобщать в словах). Это |м жнется на лексико-грамматическом строе речи, на чте­нии и письме.

Снимание дефекта, реакция окружающих на речь вызы-|Ййп у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, ска-ЯМИиптел на формировании его психики. Эти психологичес­кий наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют МНУШипия речи. Не устраненные в детском возрасте рече- ЩЫ¥ проблемы могут препятствовать выбору профессии, ме-|Нй'П> и работе и повседневной жизни.

Однако своевременные медицинские и педагогические '§ЙЙДиНстпия могут полностью или частично ликвидировать


94 Т. В. Волосовец

ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздей­ствия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей.

С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к раз­личным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком.

На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: ааа, агу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого нёба, следует давать питье маленькими глотками.

С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начи­нается повторение отдельных слогов и звуков. С шести ме­сяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подража­тельность.

К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т. д.). С ребенком нужно говорить, только правиль­но артикулируя, не искажать звуки, не «сюсюкать», всячес­ки поощрять общение ребенка с окружающими людьми.

В первые годы жизни ребенка проводится операция —^
пластика губы. В послеоперационном периоде родителям
необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пла­
стичности, подвижности, развития объема движений. Пред­
лагается ряд упражнений, которые родители должны про­
водить с ребенком ежедневно: *

— поднимать и опускать верхнюю губу;

— стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;

— ввести палец между верхней губой и зубами, оттяги­вая губу вперед;

— вибрировать пальцем верхнюю губу;

— постукивать около рубцов подушечками пальцев;

— щипать пальцами;

— взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разми­нать пальцами рубец.


Воспитание и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 95

Движения губ усиливаются путем обучения малыша губ­ным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произ­носит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и раз­мыкаются: а — п,па, ба, папа, баба, мама.

Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные зву­ки: а, э, о, ы, у, и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.

Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с. помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине», при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике».

Используемые приемы массажа: поглаживание, вибра­ция, слабый «пальцевой душ».

Поглаживание лба осуществляется концами 2—3-го паль­цев, направление движения — от средней линии лба к вис­кам.

Поглаживание носа осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется концами 2 —3-го пальцев, направление — от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей.

Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.

Массажные движения необходимо сочетать с артикуля­ционной гимнастикой:

— круговые движения языком в преддверии полости рта;

— набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая иоду под губами;

— «пальцевой душ» — постукивание около рубцов поду-11 [ечками пальцев;

— «щипки пальцами» — легкое пощипывание околоруб-цовых областей.

Для этого можно применять игры на звукоподражание, но время которых взрослые привлекают внимание ребенка к. ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцвет­ных бумажек и т. п.



Т. В. ВОЛО


От простых дыхательных игр-упражнений постеп надо переходить к выработке выдоха через рот с включГ ем голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, I дывая определенный смысл в каждый произносимый в Примеры таких упражнений:

— как гасят огонек? (ф-) — верхние зубы касаются ней губы;

— как гудит пароход? (ы-);

— как гудит паровоз? (у-);

— какой ты большой? (о-);

— как шумит ветер? (е-) — верхние зубы касаются и ней губы;

— как звенит комарик? (з-) — губы в улыбке, зубы в те, язык упирается в нижние зубы, выход холодной стр

— как шипит змея? (и*-) — язык поднят в форме чаии за верхние зубы;

— как жужжит жук? (ж-) — губы слегка вытянуты ред, струя воздуха теплая.

Игры-упражнения следует проводить с ребенком, Hi доедая ему, а постепенно приучая его к занятиям.

В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка ис ляется несколькими сотнями слов. В этот период мо приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, свя ее с игровыми элементами.

Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй ма ' взрыву губами по типу звука п; вибрационному движв губ, похожему на кучерское Пррр.

После трех лет наступает самый ответственный пер В это время необходимо подготовить нёбную занавеску к но-глоточному смыканию, по возможности предотврат дистрофию мышц глотки, стремиться к перемещению Я ка вперед, опусканию его корня и укреплению кончика, тивизировать движения губ и щек, отработать диафрагм ное дыхание, выработать нормальную воздушную стр предупредить смешение звуков в устной речи.

Перемещение языка вперед в значительной степ определяет эффект всех занятий. Оно создает условия постановки правильных звуков, понижения носов оттенка, нормализации речевого дыхания. Одновремц приступают к упражнениям для активизации на


НИ1 ямио и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 97

Рт'йиу.млционного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, Ц'Киго нёба; проводится массаж при мышечном напряжении!),ипити рта, носа и щечно-скуловой области. Нппопок 3,5—4 лет готов к систематическим занятиям с Ц'ииодом независимо от того, была ли у него проведена пла-'.ффИнн и оба или нет.

Мели иозможность заниматься с логопедом отсутствует, (итоли самостоятельно выполняют следующие задания. Упражнения для опускания корня языка и укрепления ЦИНчика:

широкий язык спокойно лежит на нижней губе «ло-

попорот языка вправо — влево к уголкам губ, челюсть ЯННиднижна;

попорот языка в стороны до упора кончика языка в каж-jUVMi сторону щеки, рот открыт, челюсть неподвижна;

покусывание языка зубами по всей его поверхности, HtM'tnи(Ч1 но высовывая его и снова втягивая;

иылизывание тарелок всей поверхностью языка;

oft лизать верхнюю губу широким языком сверху вниз;

рот открыт, движение широкого языка по нёбу к верх­ним иуПам и назад к глотке;

снизывание капель кончиком языка вогнутой поверх- щтн\ ложек;

почесывание кончика языка о верхние зубы;

iini>есчитывание зубов, упираясь в каждый;

проталкивание языка сквозь стиснутые зубы. Упражнения для губ и щек:

надувание обеих щек одновременно;

надувание щек попеременно;

нтмгивание щек в ротовую полость между зубами;

«улыбка» — губы улыбаются так, что видны верхние и НЯЖНис зубы;

губы вытягиваются вперед трубочкой;

опускание и поднятие (поочередное и одновременное) Шириной и нижней губ;

удержание мелких предметов губами;

иыилевываыие губами семечек, риса, гороха;

имплевывание подобных предметов зубами с кончика «иыкп.

Й Км



Т, В. Вола


Упражнения для нижней челюсти:

— открывание и закрывание рта — плавно и медле открывать и закрывать рот под счет 5; кончик языка н~ дится у нижних зубов;

— опускание нижней челюсти;

— имитация жевания;

 

— движение нижней челюсти вправо — влево. Активизация мышц мягкого нёба и глотки:

— позевывание;

— глотание капелек воды, слюны;

— полоскание горла;

— резко, отрывисто произносить: ааа, ээ —
аэ
аэаэ, эаэаэа.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (в полняются с закрытым ртом):

— опускание головы вниз;

— запрокидывание головы назад;

— поворот головы вправо — влево;

— наклоны головы вправо — влево;

— руки в замок на затылке, отклонение головы наащ; с сопротивлением рук;

— сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, накл ны головы вперед с сопротивлением рук;

— ладони к ушам, наклоны головы в стороны с сопротй!» лением рук;

— доставание мягкого нёба кончиком языка.
Одновременно с артикуляционными упражнениями про»

водится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо об чить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увелЦ чить жизненный объем легких, регулировать скороот* выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и умен* шается носовой оттенок голоса.

Сначала ребенка надо обучить направленному дуть. У детей, заменяющих дутье усиленным выдохом из гло? ки, вызывают нужное движение от поплевывания. Ребеной слегка высовывает кончик языка между губами, а зат§* старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вп#»' ред, а кончик высунут минимально, что вынуждает сил*» ■ нее напрягать губы и создает более тонкие движения. У it* ражнение повторяют б—8 раз подряд 3—4 раза в деиьг


ЦИТйнио и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 99

ДОтой, приспособившихся к глоточному и гортанному 1И it ношению, «поплевывание» может сопровождаться ЦЩшжсчшем мышц лица, шеи, даже движением передней itWH глотки, создающим звук, сходный с к. Для тормо­шим итого движения прибегают к беззвучному поплевы-1Н1П и иыплевыванию мелких крошек. Замедляя и про-. AJteHiiii поплевывание, получают легкое дутье и переходят я упражнениям для отработки длительного выдоха, диф-фирщщированного дыхания через рот и нос, приобретения фЩшкои диафрагмального типа дыхания. Рмкомендуются следующие упражнения:

тренировать ровный, медленный выдох на пламя свечи; надувание мыльных пузырей через трубочку; струей выдыхаемого воздуха с помощью трубочки под-ЦИ|мни1Шть непрерывное бурление жидкости;

упражнения с комочками ваты, пухом, полосками бу-КИНН,

нежа на спине, правая ладонь на груди, левая на живо- Щ медленный спокойный вдох через нос на два счета, gtMuiM' слегка приподнят; удлиненный выдох через рот на 1|Р|ыро счета (губы вытянуты трубочкой), левой рукой на-ЛйИминнл на переднюю стенку живота;

ндох и выдох производится через нос; ндох через нос, выдох через губы трубочкой; пдох через рот, выдох через нос; ндох и выдох через рот. Голосовые упражнения:

иишотное длительное произношение гласных и соглас-НМч и их сочетаний:

А АЭ- ЭА- АЭИ- А-Э-

|> АИ- ЭИ- АОИ- А-И-

t) АО ЭО- АУИ- АО-

h' АУ- ЭУ- АИО- А-У-

иптом включается громкое и длительное произношение Мнимых и их сочетаний (см. выше):

А-Э-И-А-О-И-А-У-И-А-И-О-



Т. В. Волосовец


При произношении звукосочетаний постоянно фиксиру­ется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, кон­тролируется утечка воздуха через нос, корень языка при произношении гласных должен быть опущен вниз, кончик языка продвинут к нижним резцам.

Вокальные упражнения поются по подражанию. Они на­чинаются с пения мелодии на один гласный звук (а, э, о,у). В начале гласные поются связно, плавно. Затем поется гам­ма (с постепенным увеличением тонов), что вырабатывает; ровность, певучесть, гибкость голоса.

Все перечисленные упражнения не следует выполнять j подряд. Каждое занятие должно состоять из нескольких уп- | ражнений по развитию дыхания, активизации мышц язы- j ка, губ и т. д., причем дыхательные упражнения быстро I утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэто­му их обязательно надо чередовать с другими. Не надо по­вторять дыхательные упражнения более 4-х раз подряд. Луч­шие речевые результаты у детей наступают при применении коротких (по 5—15 минут) по времени, но частых упражне­ний (7—8 раз в день).

Вся работа над речью строится родителями на воспитании сознательного овладения теми упражнениями, которые из­ложены выше.

Родители должны убедить ребенка в необходимости их выполнения, а также вселить в ребенка уверенность в полной ликвидации его недостатка. Только длительный доопераци-онный период дает возможность осуществить подготовку к полной перестройке речи и полностью исправить ее в значи­тельно короткий срок после проведения операции.

В послеоперационном периоде в условиях стационара к занятиям приступают на 13—14 сутки после того, как на защитную пластинку положена масса, формирующая свод твердого нёба. В это время речь ребенка ухудшается из-за отечности, болезненности в полости рта.

На занятиях данного периода рекомендовано проводить следующие упражнения:

— полоскать горло 7—8 раз в день;

— пить маленькими глотками;

— резко отрывисто произносить гласные: ааа, ээ — э;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.148 с.)