Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии
Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйди-нова, 1959, 1962; Р. А. Белова, 1965; Bohme, 1966, и др.). Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад (Lepine, 1877; Oppenheim, 1885; Peritz, 1902 и др.), единого определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы относят к дизартриям только те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц. Другие толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы (А. Митронович-Моджеевска, 1965; Bohme, 1966 и др.). Остановимся более подробно на второй точке зрения, поскольку более широкое определение дизартрии имеет важное значение для понимания речевых нарушений у детей с церебральными параличами. Gutzmann в 1911 г., определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформления и недостаточную модуляцию голоса. У детей с церебральными параличами в расстройствах артикуляции наряду с парезами и параличами артикуляционных мышц большое 1 Составитель раздела — Л. Г. Парамонова. 104 К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуг/1 значение имеет апраксия речевой мускулатуры. Эта орал ная апраксия в некоторых случаях может иметь обратимы нейродинамический характер, связанный с задержкой созр вания определенных участков коры головного мозга. Таким образом, наряду с расстройствами артикуляцй при дизартриях обычно имеет место нарушение синхрон" зации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изм_, нения произношения отдельных звуков, приводя к их удЛЙ, нению или укорочению, могут способствовать неправильно расстановке ритмических ударений. Изменение тонуса af тикуляционных мышц приводит к нарушениям динамичвв ких ударений. Патологоанатомические изменения при дизартриях опи* саны многими авторами (Oppenheim, 1885; Л. Н. ШендерО* вич, 1938; В. Слонимская, 1935; Thurel, 1929 и др.) и СВО* дятся к повреждениям коры головного мозга в переднвЩ участке прецентральной извилины, в передней центральной извилине, в girus supramarginalis, повреждениям и недорав* витию пирамидных путей и экстрапирамидной системЫ| лобно-мозжечковых систем и соединяющих их волокон, мое» жечка, ядер черепномозговых нервов в продолговатом мои» ге. В зависимости от локализации поражения клинически! проявления дизартрии будут неодинаковыми.
Большинство авторов у детей с церебральными паралМ' чами различают следующие формы дизартрии: 1) псевдо* бульбарную; 2) экстрапирамидную; 3) мозжечковую; 4) кор»' ковую. Особенностью дизартрии у детей с церебральными парй«личами является их смешанный характер, частое сочетв' ние различных вариантов дизартрии у одного и того Ж| больного. Это связано с тем, что при воздействии вредоноо» ного фактора на развивающийся мозг повреждения нерод«ко имеют распространенный характер, и с тем, что порй» жение одних систем может способствовать недоразвитию И нарушать функционирование других. Поэтому дизартрй" ческие расстройства речи у детей с церебральными парали* чами нередко сочетаются также с общей задержкой роч»' вого развития, с псевдоалалическими и алалическимй проявлениями, недоразвитием слуховой функциональной системы. (Мимические симптомы дизартрии и принципы речевой терапии 105 I (оемотря на то, что дизартрия зависит от раннего орга-ИИЧоского поражения мозга, нельзя рассматривать эту фгфму речевой патологии только как резидуальные про-Йилнчшя. Поражение отдельных звеньев речевой функци-1ЙЙ.М1.М0Й системы в период развития речевой функции Щшподит к сложной дезинтеграции и патологии всех эле-HturroH речевого развития ребенка... Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре Для большинства форм дизартрии характерно изменение Мыитчного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменим ил тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с лови мишщией поражения, так и со сложной дезинтеграцией Ш'иго рефлекторного, двигательного и речевого развития. Ипптому в отдельных артикуляционных мышцах тонус мо-♦МП'Г и и меняться по-разному. Остановимся на отдельных вагинитах нарушения мышечного тонуса при дизартрйях.
Спастичность артикуляционных мышц При спастичности артикуляционных мышц отмечается no-Ион иное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык Й полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кон-М и и i к! выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напря-HHH1I.I. Активные движения в артикуляционной мускулатуре |№НКо ограничены. Спастичность артикуляционных мышц ИМ«и»т место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей •И'мпчпется спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто Hiu имеет место при спастической диплегии. Гипотония артикуляционных мышц I 'и Iютония в артикуляционной мускулатуре наиболее ча-Мо отмечается при мозжечковой форме дизартрии. Г и i ютония в речевой мускулатуре обычно сочетается с ги-Ии'п и i и ей и слабостью скелетных, мимических и жевательных Milium,. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы 106 К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смугт вялые, отсутствует возможность их плотного смыканиЯ|| в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперо! ливация. В отличие от бульбарных нарушений, не отмеч! ется атрофии, фибриллярных подергиваний в языке, глоте ный рефлекс сохранен. Эта форма нарушенного мышечно! тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариа» тах диплегии, осложненных мозжечковой недостаточное)! тью, особенно в первые месяцы жизни ребенка, а также пр! астатически-атонической форме церебрального паралича, Меняющийся тонус артикуляционных мышц Меняющийся тонус артикуляционных мышц обычно им!1 J ет место при гиперкинетической дизартрии. Нарушение то* нуса артикуляционных мышц в этих случаях сочетается 01 их гиперкинезами. Сходная картина отмечается ив скелет» ной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперкИ' нетической форме церебрального паралича. Как уже оказывалось, у детей с церебральными парали» чами нередко отмечается смешанный характер и вариабель» ность нарушений мышечного тонуса как в скелетной, так И в артикуляционной мускулатуре, но во всех случаях имелоо|| определенное соответствие этих нарушений. Поэтому при оценке характера речевого нарушения у ребенка с дизарт* рией необходимо сопоставлять его с особенностями двигв' тельного поражения. Развивая нейрофизиологический подход к проблеме дет* ского церебрального паралича, многие авторы (К. Bobath, В. Bobath, К. А. Семенова, 1964, 1968 и др.) рассматривают двигательную патологию при этом заболевании как прояв» ление филогенетически и онтогенетически более старых по* зиций тела и движений с нарушением мышечного тонуса N сложной дезорганизацией всего двигательного развития (Поэтому некоторые авторы при изучении речевой патологии у детей с церебральными параличами предлагают сопостпи* лять ее с уровнем онтогенетического развития двигательной функциональной системы. <...> Частота дизартрических нарушений речи у детей с цервб* ральными параличами находится в соответствии с тяжесть» двигательного поражения. |цй11Нчнонио симптомы дизартрии и принципы речевой терапии 107 Миипольшая частота дизартрии отмечалась при двойной
ИИм inч'ии и при гиперкинетической форме церебрального рмичп.
Нприду с выраженной зависимостью частоты речевых утопий от тяжести и формы двигательной патологии,,Ц ужо указывалось, имелась тесная связь между клиники ми (формами речевой и двигательной патологии. Эта»1И1<имость наиболее отчетливо проявлялась особенностя-И Клрушений мышечного тонуса в артикуляционной и ске-JHHni(й мускулатуре. Особенности нарушений мышечного fMtVi'ii при дизартриях у детей с церебральными паралича-JH* ннроделяют первый важный принцип речевой терапии ЩЩ* дотой. I, 1'очевая терапия при дизартриях основывается на тес-^ЙМ идииетве с мероприятиями, направленными на развитие 0ВИ1'Птпл1>ных функций. Первым моментом речевой терапии Щянотш необходимость добиться максимального мышечно- Щ |1И1М'.иабления как в артикуляционных, так и в скелетных ЦМ1Нм,их. Для этого, перед тем как приступить к логопедией им понятиям, каждого ребенка оценивают с точки зре-fltitt *"<» уровня двигательного развития. Затем определяют |^»ии'1<'р его мышечного тонуса как в артикуляционной, так Щ Щ ин< нотной мускулатуре и, что особенно важно, устанавливай, пик меняется состояние тонуса в зависимости от поло-ЗДнин тола в пространстве и положения головы по отношении i к туловищу. Затем определяют так называемую |(М»ф нокс-запрещающую позицию». Определение этой позиции попонано на придании такого положения телу и голове Й1ин iv it, которое будет способствовать уменьшению действия ими тинных, задержанных и извращенных рефлекторных ЦУМ. приводящих к повышению мышечного тонуса. Так, ЦйНримор, если в положении на спине патологическое состо-$МИ* ипбиринтного тонического рефлекса вызывает резкое по-Цйннчшо тонуса в разгибателях конечностей с запрокидыванием г» >л овы назад, что приводит к еще большему повышению КИнИночпого тонуса в приводящих мышцах и внутренних ро-##трпн бедер, то для нейтрализации этого патологического ЯйПириитиого рефлекса так называемой рефлекс-запрещаю-Н|йй ноиицией будет: 1) помещение головы ребенка по средней пинии и легкое сгибание ее; 2) помещение рук вперед 108 К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Сму и перекрест их на груди; 3) сгибание ног в коленных Of тавах и легкое отведение их. Эта позиция в таких случ| будет наилучшей для проведения логопедических заня! с детьми. После того, как определена «рефлекс-запрещающая; зиция», переходят к последовательному ее закреплению^ Ограничение подвижности артикуляционных мыщ^
Ограниченная подвижность артикуляционных мышц I висит от измененного мышечного тонуса, параличей щ зов артикуляционной мускулатуры, а также от оралы апраксии. Определенную роль в недостаточной подвижЩ ти артикуляционных мышц могут также играть гиперкЩ зы и атаксия речевой мускулатуры. В результате недостаточной подвижности речевых мык грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно огр| ченной становится подвижность языка. При этом может от! чаться недостаточность подъема языка вверх в полости рта, i может иметь место при парезе или грубом нарушении мыс ного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязыч глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, ши язычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушен! произношение звуков, для которых необходимо движение Я1| ка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизвв ния сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, \ ц, ч,д,тж некоторых других). Иногда наблюдается недоо точность движения языка вниз. Это обычно имеет место: патологическом состоянии ключично-подъязычной, щитов! но-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-яв1 ной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может 1 рушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, u)n Ограничение подвижности языка назад может зависеть l паретичности подъязычно-глоточной, лопаточно-подъяэ1 ной, шило-подъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и которых других мышц, поднимающих язык, за исключена челюстно-подъязычной. При этом нарушается артикуля! некоторых гласных (а, э, о, у), а также некоторых согласиh|| lj (г, к, х) звуков. При парезах мышц языка, изменении их току* са нередко оказывается невозможным изменение конфигур»|« |$МНич*><1кио симптомы дизартрии и принципы речевой терапии 109 ($И намica: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание $Ц№Д и поднятие отдельных его частей, искривление, разно-fH|№iiiii.i(» боковые движения. Все это приводит к нарушению Hf Ипироизношения так называемых язычных звуков, произ-
HHuii и о которых связано с изменением изгиба спинки языка ID, и), иёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т, г, д, р, п). Таким 1)1й11ом, при поражении мышц языка расстраивается звуко-Щ|НН in и мнение большинства звуков. Инрпду с ограниченной подвижностью языка зачастую от-Я№ннтси малая подвижность губ. Ограниченная подвижность |фЙ ипычпо имеет место при патологических состояниях кру- ЩщнН мышцы рта (m. orbicularis oris), mm. risorius, zygo-|8йМи1н, (madratus, levator labii sup., mentalis и др., в резуль-♦fcfH чего становятся невозможными или ограниченными ЦМ'Гнгипнние губ трубочкой, растягивание углов рта, а также {^ПМ'ик днижения, которые меняют размер и форму преддве-
N рта, оЕ^азывая тем самым влияние на резонирование всей И той полости. При поражении мышц губ страдает главным Истины произношение губных звуков (б, п, м, в, ф). <...> Пераничейная подвижность мягкого нёба в результате
мжшиш нёбных мышц (мып1ц, натягивающих мягкое и, мышц, поднимающих его, нёбно-глоточных и нёбно-SlM'i и м х мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мш и,м мягкого нёба иннервируются двигательными веточ-01 Ми Hiii.i4.Ho-r лоточного и блуждающего нервов. Некоторое ЙЧистио и иннервации нёбной мускулатуры принимают так-Р# тройничный и лицевой нервы. В зависимости от уровня (|И|1Нто|1ия указанных нервов, их путей или ядер различа-рУ ИИ и i.i й и центральный парез мышц мягкого нёба.
При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает но-(KtlHiH оттенок («открытая гнусавость»). Иногда, наоборот, IfjHWMapium спастичность нёбных мышц может способство-
Ч'Ь мппилению «закрытой гнусавости». При поражении уедающего нерва «открытая гнусавость» и артикуляци-ЦИНып расстройства нередко сочетаются с хрипотой и афо-ЦйМН н«м|едствие частичного или полного нарушения функ- ЩЩ\ ни утренних мышц гортани. Мы ражённые артикуляционные расстройства определяют ЙИфпМ нажный принцип речевой терапии дизартрии — раз-винм" ричевых артикуляций. В процессе работы над артику- К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин ляцией так же, как и при работе над общей моторикой, важным принципом является фактор тактильно-дроприоцептив-ного раздражения, развитие статико-динамического ощущения, четких артикуляционных кинестезии и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключением других анализаторов (особенно зрительного и тактильного). Известно, что последний играет большую роль в кинестетическом восприятии, поэтому перед началом работы над артикуляцией проводят легкий массаж артикуляционной мускулатуры, применяя легкие похлопывания по щекам, поглаживания, легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти. Проводят поглаживающие движения губ. Если при сосании, жевании отмечается отставание какой-либо стороны лицевой мускулатуры или в покое выражена явная лицевая асимметрия, массаж и гимнастику проводят с гиперкоррекцией этой стороны (т. е. на пораженной стороне большее число раз). Большое место в работе при дизартриях занимает артикуляционная гимнастика. Приводимые ниже некоторые указания по проведению артикуляционной гимнастики даны с использованием методических приемов, разработанных 3. И. Тельновой (1940), О. В. Правдиной (1949), А. Г. Иппо-литовой (1959) и другими авторами. Работу рекомендуется начинать с обучения ребенка проглатыванию слюны. Для этого производят массаж жевательных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движения и закидывая голову ребенка назад, просят его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом. Затем ребенка учат произвольному закрыванию рта за счет пассивно-активных движений нижней челюсти. Вначале эти упражнения проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней челюстью, под подбородком, другая кладется на голову ребенка; путем легкого надавливания и сближения рук челюсти ребенка смыкаются. Там, где позволяют степень и характер двигательного поражения, эти же движения производят при помощи рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнастику по тренировке этих движений под счет и по команде: «открой рот, закрой».
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.02 с.) |