Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К, А. Семенова, Н. М. Махмудова
путем рефлекторного повторения — физиологической эхо-лалии (И. А. Сикорский). Многократные кинестетические афферентации, соответствующие артикулированию звуков лепета, постепенно упрочиваются и в сочетание со слуховой афферентацией воспринимаемых звуков способствуют тому, что звуки лепета постепенно формируются в элементарные временные связи, которые укладываются в определенные сложные комплексы, одновременные и последовательные — симультанные и сукцессивные (Л. А. Орбели, 1948). В период лепета у ребенка совершенствуется общая моторика и моторика рук, развиваются предметные целевые действия, которые характеризуются тенденцией к повторению. После 5 мес. формируются зрительные дифференцировки (ребенок узнает свою мать). К этому времени появляются и четкие слуховые дифференцировки — узнавание голоса матери, различение его тона. Ребенок прислушивается к обращенной речи, смотря на рот говорящего, и начинает издавать звуки. В процессе такого элементарного речевого общения с ребенком большое значение имеет неоднократное зрительное подкрепление повторно называемого предмета, что способствует упрочению понимания словесного обозначения предмета. Уже к 7—8 мес. при правильном воспитании ребенок начинает устанавливать связь некоторых слрв с определенными предметами или действиями, то есть возникает первичное понимание речи. Ребенок понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «дай ручку», «где папа», «нельзя», «ладушки» и т. п. Это соответствует II уровню понимания обращенной речи — 6—10 мес. (Р. Е. Левина, 1972). К концу года ребенок начинает понимать названия отдельных предметов, игрушек, действий в конкретной ситуации. Эмоции ребенка становятся дифференцированными, он стремится к эмоционально-речевому контакту, появляется большой интерес к игрушкам, ко всему окружающему. Начинают усложняться и предметные действия. Действия направлены на определенный результат, связанный с изменением объекта (звучание, движение). В это время появляются любимые игрушки. Ребенок выпуска- Предречевое развитие и особенности его нарушений 151 ет из рук один предмет, захватывает другой, рассматривает и т. д.
В 7 мес. ребенок манипулирует предметами без помощи взрослого. Развивается подражательная способность, в действия включается память (Р. Я. Лехтман-Абрамович, 1960). Нарушения доречевого развития у детей с детским церебральным параличом Доречевое развитие у детей с церебральным параличом происходит по тем же этапам, что и у здорового. Но длительность доречевого периода у больного может увеличиваться до нескольких лет в зависимости от тяжести поражения центральной нервной системы. Доречевой период у здорового заканчивается к 12 мес., у детей с церебральным параличом может длиться до 3—5 лет и более. Особенности I этапа доречевого развития у детей с детским церебральным параличом. Доречевое развитие начинается с первого крика новорожденного. У ребенка с детским церебральным параличом часто отсутствует крик при рождении или же он слабый, недостаточно продолжительный и быстро истощаемый. В дальнейшем не формируется интонационной выразительности крика. При оценке состояния артикуляционного аппарата таких детей в период ново-рожденности обращается внимание на особенности строения этого аппарата. У большинства детей отмечаются дефекты в строении твердого нёба: высокое, узкое «готическое» или уплощенное. Почти во всех случаях можно наблюдать асимметрию лица, сглаженность носо-губных складок. Форма языка и его положение в полости рта неправильные. Язык у ребенка с церебральным параличом часто бывает очень толстый, без выраженного кончика, напряженный, оттянутый кзади. Нередко можно видеть язык, «вываливающийся» из полости рта. Уже в первые дни жизни отмечаются беспокойство и тремор языка. Такой язык почти не принимает участия в -актах сосания и глотания. Существенные изменения наблюдаются и в состоянии мышечного тонуса губ, языка и всей мимической мускулатуры. Язык может быть очень вялым, распластанным на дне полости рта или же напряжен и «чашечкой» поднят кверху. К. А. Семенова, Н. М. Махмудова Губы из-за изменения их тонуса плохо смыкаются, вялые и не участвуют в сосании. Молоко в этих случаях вытекает из одного или обоих углов рта. При напряженности губной мускулатуры ребенок не может оформить губы для принятия соска, не может вытянуть их вперед. Все эти нарушения отражаются на процессе вскармливания. Почти всегда отмечаются псевдобульбарные симптомы: поперхивания, тихий голос, повышенное слюноотделение и т. д. В особо тяжелых случаях наблюдается длительное угнетение врожденных безусловных рефлексов (сосательного, глотательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного), поэтому многих детей в первые дни жизни кормят через зонд. У детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича в возрасте 1,5 мес. почти невозможно выявить зрительное и слуховое сосредоточение.
Характерным для новорожденных с церебральной патологией является кратковременность бодрствующего состояния, постоянно прерываемого сном или отрицательными эмоциональными реакциями. Улыбка появляется с большим опозданием, часто она недифференцированная, неадекватная. Нередко можно отметить патологию и со стороны дыхания: оно поверхностное, аритмичное; цианоз при кормлении. Иногда наблюдается асинхронность дыхания, сосания и глотания. Ребенок не может сосать и дышать одновременно, давится, поперхивается. При этом молодо вытекает через нос ребенка. В тяжелых случаях появляется стридор. Особенности формирования II этапа доречевого развития у детей с церебральными параличами. Этот период характеризуется значительной выраженностью патологических проявлений. Прежде всего усиливается псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в выраженных нарушениях сосания, глотания, дыхания, крика. Нарушение актов сосания и глотания может быть обусловлено парезом мышц губ, языка, дискоординацией движения этих мышц и дыхательной мускулатуры, а также тоническим спазмом мышц языка в связи с влиянием на них лабиринтного тонического рефлекса (К. А. Семенова, 1972). При обследовании артикуляционного аппарата ребенка с церебральной патологией уже на этом этапе можно отметить нарушение мышечного тонуса всего артикуляционно- Предречевое развитие и особенности его нарушений го аппарата, проявляющееся в паретичности, спастичности, дистонии, гиперкинезах и треморе языка. Наряду с этим отмечаются выраженные нарушения крика, который может быть очень тихим, монотонным, фрагментарным. Его характер не приобретает интонационной выразительности. Слабый и непродолжительный крик свидетельствует о выраженной псевдобульбарнои симптоматике и имеет определенное прогностическое значение в патологии доречевого развития. Мимика лица остается маловыразительной, нередко можно отметить асимметрию лица, сглаженность одной из носо-губных складок, опущение угла рта и перекос рта в здоровую сторону при попытке к улыбке. Нарушение функции мышц языка приводит к тому, что образуется его патологическая форма, без выраженного кончика. Такая форма препятствует сосательному движению. Язык занимает в полости рта неправильное положение, при котором он может быть напряжен и утолщен в области корня, при этом всей своей массой язык оттягивается кзади. В других случаях можно видеть увеличенный и утолщенный язык, заполняющий всю ротовую полость или даже выступающий из полости рта и не конфигурирующийся при сосательном движении. Не менее часто можно отметить значительную вялость языка, при которой он распластан на дне полости рта и почти совсем не участвует в акте сосания, так как не принимает соответствующей формы для обхвата соска.
Такое многообразие и различие патологии в артикуляционном аппарате, а особенно в языке, имеет определенное диагностическое значение для выявления в последующем детского церебрального паралича с выраженной задержкой доречевого и речевого развития. В возрасте 1,5—3 мес. у ребенка с церебральной патологией неблагоприятными прогностическими симптомами являются нарушения крика, дыхания в сочетании с длительным отсутствием врожденных безусловных рефлексов либо, наоборот, с резким их усилением. Появление этих рефлексов (поискового, ладонно-рото-головного, хоботкового, губного) в возрасте после 3 мес. является симптомом, указывающим на возможность возникновения оральных синкинезий и автоматизмов, которые задерживают и затрудняют реализацию произвольных движений артикуляционного аппарата. К. А, Семенова, Н. М. Махмудова В тех случаях, когда усиленно звучат безусловные поисковые рефлексы, имеющие расширенную зону вызывания, произвольные движения губами запаздывают или не появляются (у здорового ребенка они формируются с 2 мес, когда ребенок начинает гулить). Наряду с отсутствием выразительности крика у ребенка с церебральным параличом в этот период не возникает и характерных для этого возраста первых согласных, заднеязычных звуков, характеризующих гуление. По данным К. А. Семеновой, качественное видоизменение крика и появление гуления совпадает с развитием моторики, а именно с началом становления установочного лабиринтного рефлекса с головы на шею, первых попыток ребенка изменить положение тела, приподнять, удержать голову в положении на животе, что создает новые условия для дыхания, фонации и артикуляции. Ввиду того, что у ребенка с церебральным параличом задерживается двигательное развитие, а также наблюдается нарушение артикуляционного аппарата, голоса и дыхания, своевременное развитие гуканья, а затем и гуления невозможно и задерживается на несколько месяцев, а в особо тяжелых случаях и до нескольких лет. Одной из основных причин, задерживающих появление гуления, является нарушение тонуса языка, выражающееся в спастичности его корня, при которой произвольное приподнимание задней части спинки языка затруднено, в результате чего у ребенка отсутствуют заднеязычные звуки.
У ребенка с формирующимся церебральным параличом на II этапе доречевого развития отмечается отставание ориентировочных реакций. Если здоровый ребенок к 3 мес. успевает пройти уже два этапа в развитии ориентировочных реакций, то ребенок с церебральной патологией едва достигает первого этапа либо эти реакции не формируются. I этап ориентировочной реакции (в норме 1-й мес.) характеризуется притормаживанием общих движений при зрительных или слуховых раздражителях, II — появлением двигательного компонента, то есть на оптический и слуховой раздражители ребенок поворачивает глаза и голову в соответствующую сторону. По данным К. А. Семеновой, это совпадает с развитием лабиринтного установочного и на- Предречевое развитие и особенности его нарушений 155 чалом становления цепного шейного выпрямительного рефлекса. Так как у детей с церебральной патологией задерживается развитие этих рефлексов, а также наблюдается нарушение сенсорного восприятия, то формирование ориентировочных реакций, которые в норме хорошо выражены уже к 5 мес, задерживается у ребенка с детским церебральным параличом на многие месяцы. Одной из существенных причин задержки формирования ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка с церебральным параличом является недостаточность зрительного восприятия. Последнее обусловлено не столько нарушением зрения (Э. Л. Басова, 1977), сколько невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У детей с церебральными параличами довольно часто отмечается недостаточность ориентировочных реакций на слуховые раздражители. У некоторых детей, наоборот, отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель и вместо ориентировочной реакции возникают защитные реакции, вздрагивание (рефлекс Моро). Так как в этот период у детей с церебральной патологией не формируется ориентировочно-исследовательской деятельности, задерживается развитие сенсорного восприятия, то и эмоциональный контакт невозможен, не развиваются характерные для этого возраста в норме первые положительные эмоции. У таких детей эти эмоции бывают связаны только с удовлетворением их органических потребностей (состояние сытости, сухие пеленки и т. п.). Внешние раздражители вызывают у них отрицательные эмоции и защитно-оборонительные реакции. Описанная патология свойственна детям с наиболее тяжелыми формами церебрального паралича. В менее тяжелых случаях может формироваться зрительное и слуховое восприятие, соответственно возрасту развиваются эмоции, но на фоне некоторого благополучия отчетливо может проявляться патологическая симптоматика двигательного развития и артикуляционного аппарата. 156 К. А. Семенова, Н. М. Махмуд Методические рекомендации по коррекционно-логопедической работе
с детьми, страдающими церебральными параличами, на ранней стадии болезни Принципы логопедической работы. Основным прии пом в работе является онтогенетически последователь поэтапный путь развития функций. Логопедическая работа зависит не столько от возра ребенка, сколько от того уровня доречевого развития(котором находится данный ребенок (Е. М. Мастюкова, 18? 1972). Необходимо раннее начало работы (с первых недель Ж ни), так как нарушение предречевого развития приводив только к патологии речи, но и к вторичной задержке р психических функций. Педагого-логопедическая работа должна быть комшш ной и направлена на следующее: — коррекцию кормления, стимуляцию оральных рефд сов в первый период жизни; — развитие сенсорного восприятия (зрительного cocpl точения и прослеживания, слухового внимания, простр ственной локализации звуков и двигательно-кинестетич ких ощущений); зрительно-моторной координации манипулятивной деятельности рук; — нормализацию тонуса органов артикуляции, подии ние оральных автоматизмов и гиперкинезов; — развитие подвижности органов артикуляции; — выработку речевого дыхания и голоса; — создание предпосылок к интеллектуальной деятель сти (внимание, память); — стимуляцию звуковой и речевой активности, форм рование игровой деятельности; — понимание речи. Особенностью логопедической работы является то, Ц коррекция нарушенных функций должна проводиться и И pax и игровых занятиях. MfitMMiM'ieaoe развитие и особенности его нарушений 157 Методические рекомендации
на I этапе доречевого развития V ч итывая то, что с первых дней жизни под влиянием пато-ЦМГИчппсих тонических рефлексов у ребенка могут формиро-|М п<щ порочные установки рук, ног, положения туловища и fit tin и i.i (кривошея), положения языка, подбираются индиви-£¥й щ.ио для каждого ребенка положения тела, в которых то-iJH'iнекие патологические рефлексы не проявляются или $|И mi ил лютея минимально. Эти положения тела, носящие ^ финтите «рефлекс-запрещающие позиции», необходимо f И|1Илп'Г1. ребенку для проведения логопедического занятия (И Побит, 1967; Е. Ф. Архипова, 1978 и др.). |*||(|»,п('кс-запрещающие позиции (варианты): I • 11оза эмбриона». В положении на спине приподнима ; Щжнодлт к животу; в этой позе производят плавные нока-ЧН ми и ил до 6—10 раз, добиваясь возможно большего мышеч-Hlilii расслабления. У Hi i оложении на спине под шею ребенка подкл адывает- '-. $Щ им л и к, позволяющий несколько приподнять плечи и от- у gftli v'i'i> голову назад, ноги при этом согнуты в коленях. II II положении на спине голова с обеих сторон фиксиру- 4 1111 с >ложении на боку ребенок помещается в «позу эмб-(Wiiimi.. b, И положении на животе под грудь ребенка подклады-§ЙНП ипдик, а ягодицы фиксируют поясом с грузом (К. Бо-ЙЙ1, 1005,1967). Иыбраи адекватную позу для проведения логоиедическо-|т» ииилтия, проводят дифференцированные приемы масса-Щй нртикуляционных мын1Ц, направленные на нормализа-НМЮ тонуса мышц и стимуляцию проприоцептивных нщущгжий, способствующих возможности развития кинес-4ЧМ и ч tic кого восприятия (К. А. Семенова, 1972). В первые не-дми жиими ребенка, как правило, не отмечается значитель-ын и ом i.i i пенного тонуса в артикуляционных мышцах. Лишь и нпнцу 1-го мес. тонус в артикуляционной мускулатуре 158 К. А. Семенова, Н. М. МахмЩ нарастает и целесообразно использовать следующие приИ массажа для ее расслабления: — движения в направлении от середины лба к вискам) j — от бровей к волосистой части головы; — вниз от линии лба, по глазам, щекам и мышцам Ш1 — от мочек уха по щекам и крыльям носа; — по верхней губе от угла рта к середине; — по нижней губе от угла рта к середине; — собирание губ в «трубочку»; — поставив указательные пальцы обеих рук в углы растягивать губы ребенка в «улыбку»; — движение от углов рта по носо-губным складкам к KJ льям носа, обнажая верхнюю губ; — поставив пальцы на углы губ, опускать нижнюю гув обнажая десны. Движения должны быть легкими, поглаживающие проводиться в медленном темпе. Каждое движение повто| ется 5—7 раз и не превышает 3 мин. Часто у ребенка с детским церебральным параличом мечается гиперчувствительность лицевой и артикуляции ной областей, и стимуляция этих зон вызывает неприятЩ| ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего I шечного тонуса не только в мышцах лица, но и всего Щ ребенка. Расслабление языка и коррекция патологической фор! языка проводится после общего расслабления в позе рефлп запрещающей позиции. Для расслабления языка, его KOJ используют точечный массаж в области подчелюстной ЯМ| производят легкие давящие круговые движения указатЩ ным пальцем под нижней челюстью, а также двумя укв| тельными пальцами обеих рук под углами нижней челюв (К. А. Семенова, 1972). Следующим приемом, направлоищ на расслабление языка, является легкое похлопываний,' глаживание, вибрация самого языка деревянным однори! вым шпателем, который накладывается на кончик языК| При отсутствии или недостаточной выраженности рефл! сов орального автоматизма стимуляцию оральных рефЛ| сов производят непосредственно перед едой; каждый рофлМЦ: вызывается не более 2—3 раз, так как его активность пЩ дальнейшей стимуляции резко падает; данное корригируй» Црвдмвчввов развитие и особенности его нарушений 159 щ/м и«^действие проводится только в случае снижения бе-gyt< иомнорефлекторной активности. Иыиывая поисковый рефлекс, раздражают щеку в облас-■•|М углов рта ваткой, соской, пальцем и, не получив ответви реакции в виде поворота головы и движения губ в сторо-jlҐ рпидражителя, пассивно мягко поворачивают голову и фМнщшот губы в соответствующее раздражителю направлении, то есть подготавливают к сосанию. Дни стимуляции хоботкового рефлекса похлопывают по (Мфидипе верхней губы и помогают вытянуть губки вперед,. ДОирая их двумя пальцами (указательным и большим) в «хо-Й(Н«hi», - рефлекс подготовки сосания. 1'индражением ладони в области большого пальца (возвы-(Ирнии) вызывается ладонно-рото-головной рефлекс Бабки- * 0И| ни растеризующийся сгибанием головы и открыванием ^tfl it гторону раздражителя. При недостаточной выражен-^мгти итого рефлекса одновременно с раздражением ладони ": М'ИПпют голову и открывают рот ребенку, помещая указа-■'■ *mi i • и i >i й палец под нижнюю губу. у При нарушении глотательного рефлекса пытаются, выз-'; |Н1М иго вышеназванные рефлексы, стимулировать мышцы | Цм||нп языка и заднюю стенку глотки, капая на них из пи-? UWU и 'гнилым молоком или сладкой водой, учитывая то, что |(|мри«>д иоворожденности глотание предшествует сосатель-$нм V рофлексу, а изменения в схеме глотания и сосания начинаются с 12 нед. (Е. М. Мастюкова, 1973). (!<>гптельный рефлекс стимулируется непосредственно | момонт кормления и после стимуляции указанных выше рцфпшссов. Собирая губы ребенка вокруг соска матери или |$М*н и г бутылочкой, ритмично сжимают их и одновременно Ищи ил икают небольшую порцию молока. При возможнос-1Й (чн'ииия, но слабости губной мускулатуры рекомендуется И^ндирживать губы ребенка, облегчая ему тем самым про-|цн>1' гопшия. Через некоторое время это становится при-Цычммм для ребенка и пассивная помощь матери и логопе-£й иш'тоиенно уменьшается по мере укрепления мышц f)^i ип уляционного аппарата. Ннжпым фактором регуляции процесса кормления являет-МН итрогая последовательность при подготовке к кормлению (иАймки, постоянство позы и места кормления, что укрепляет 160 К. А. Семенова, Н. М. МшхЩ пищевые безусловные рефлексы: поиск груди, открыв рта, сосательные движения. Стимуляция указанных рефлексов способствует не ко нормализации процесса кормления, но и подготавлй возможность развития первых голосовых реакций, a Hi и произвольных, сложных, дифференцированных дв ний, необходимых для произнесения речевых звуков. Наряду с нормализацией процесса кормления вам* разделом логопедической работы на I этапе является циональное общение и сенсорное воспитание (Е. М. тюкова, 1970, 1972; Т. А. Андреева, Е. Ф. Трутнева, 1|! Е. Ф. Архипова, 1978 и др.). Для развития эмоционально-положительных реаИ! необходимо ласково разговаривать с ребенком, испольауЦ моменты общения. Первая улыбка — проявление радостного состоят впервые возникает в ответ на разговор взрослого, когд§ бенок реагирует на комплексное воздействие голоса, МК! ки, ласкового поглаживания разговаривающего с ним II] лого. Для того чтобы вызвать улыбку ребенка, мат* логопед должны наклониться к его лицу, стараясь поЙ; его взгляд и придавая голосу певучий оттенок. Для развития зрительного сосредоточения и просле»!! ния оптического объекта ребенку с церебральным пар чом необходимо предъявлять адекватный оптиЧ§в объект, учитывая его зрительные возможности. Занятия по развитию и укреплению моторики глаз, й же согласованных и координированных движений глав ловы при наличии у ребенка тенденции к мышечному и жению и проявлению патологических тонических рефли необходимо начинать с расслабления, придания ребенку из поз рефлекс-запрещающей позиции, например, «ПОШЦ бриона». Затем ребенок располагается перед взрослым i чем лицо взрослого должно быть освещено и вызывать р бенка длительное зрительное внимание. Лицо взрой медленно двигается перед глазами ребенка, ведя за собой взор. Следует наблюдать за тем, чтобы ребенок не поп оптический объект из поля зрения.
В качестве предъявляемого материала может слуЩ игрушка с мягким очертанием силуэта, но интенош Ц|$Ц|шчопоо развитие и особенности его нарушений 161 (§81»Iиной окраски (красная, оранжевая), размером 7—10,.§И> Н" ч'гому времени укрепляются зрительно-слуховые свя-|, и поэтому при истощении интереса ребенка к игрушке *.И нтчиется звуковой компонент. Цяимо подобных занятий является не только развитие "ирмки. глаз и согласованности движений глаз и головы, И дифференцировка движений глаз и головы. 11 ри формировании зрительной фиксации необходимо учи- ,:ййTii, что зрительное сосредоточение в возрасте 1 мес. луч- Hiiiiii.i иается при предъявлении на расстоянии 0,5—1 м от $щл д it несущегося в медленном темпе предмета. Наилучшая IHi'iiiuni возникает на лице взрослого, а затем уже на иг- Mihuik. Дин формирования слухового внимания ребенка можно ЦНнпп.нпнать период, когда он находится в эмоционально-Н$|1М i Mil» ильном состоянии, период несильного плача и общих римфндочных движений ребенка. В эти моменты взрослый Щ&Н ниинотся к ребенку, ласково разговаривает с ним, потря-|ЙМ*и»т погремушкой, успокаивает и привлекает его внимании Ипу ковые раздражители, предлагаемые ребенку, следу-(И1 ййрьировать, привлекая внимание ребенка к нерезким $Яуимм таким, как звучание погремушки, легкое посту-Цйннпип одной игрушки о другую. Вслед за этим дают более fftttMUoo ивучание, например звук пищащей игрушки, рез-ЙиН инук пластмассового шара. К принтерным для новорожденных с церебральной па-|НЛ'Ниой является кратковременность состояния бодр-^йп на п и я, постоянно прерываемого сном или отрицатель-ItMMM эмоциональными реакциями. В связи с этим Ц^мипходит замедление, а при отсутствии стимулирующих (Нфммрилтий — прекращение перехода от пассивного бод-рннпнмния к активному. Активное же бодрствование ННкдспшляет собой необходимую базу для нормального МИ*,Д1,<1,|0НОГ0> речевого и психического развития ребенка, щ тик же для формирования коммуникативных связей ре-Ймиии с окружающим. Следует стремиться постоянно к создании! периодов активного бодрствования, хотя бы кратковременный к начале.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.058 с.) |