Риски ройства голоса при ринолалии и их коррекция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риски ройства голоса при ринолалии и их коррекция





мшшлизуется. Все вокальные упражнения выполняют

1<ТШ1.

11тобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, раз­нить интонацию, упражнения модифицируют: меняют то­мил ьяость, поют тихо, громко.

11одбор вокальных упражнений должен быть строго диф­ференцированным для каждого обучающегося, поскольку и ионии участвуют все отделы голосового аппарата, и очень и» ж но, чтобы они работали без всякого напряжения и наси­нил, вредно отражающихся на голосе. Как указывают В. Г. Мрмолаев и Н. Ф. Лебедева, детский голос требует максималь­но щадящего отношения, которое должно проявляться в со­блюдении следующих требований: петь только в соответству­ющем возрасту диапазоне, при пении не использовать крийние ноты присущего данному возрасту диапазона, петь ни коротких певческих фразах, петь негромко, без напряже-иия. Эти требования основаны на анатомических и физиоло­гических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.

Подбирая вокальные упражнения, следует руководство-ипться схемой средних диапазонов детских голосов. Наибо-ii*t<* легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутшщи звучат в следующих диапазонах (по В. Г. Ермолае-му и И. Ф. Лебедевой, 1970):

3—4 года — ми — соль 5—6 лет — ми — си 7—10 лет — ре — ре 10—14 лет — ми — ре

11 ри правильном выполнении вокальных упражнений носовой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и постепенно совсем исчезает. Желательно петь под акком­панемент фортепиано, но можно и под магнитофон или с го-носп логопеда.

После активизации нёбно-глоточного смыкания, поста-иошси диафрагмально-реберного дыхания и владения уме­нием произносить гласные без носового оттенка голоса пе­ри х (>дят к упражнениям для воспитания навыка правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоси, окончательного снятия носового оттенка. Коррекция



И. И. Ермакова


звукопроизношения проводится параллельно с фонопедичес-кими упражнениями.

С детьми без органических изменений в голосообразую-щем аппарате эти тренировки начинаются с произнесения гласных звуков. Упражняются в произнесении изолирован­ных гласных, а потом их сочетаний, что объясняется ориен­тацией занятий на дальнейшие тренировки подвижности нёбной занавески. Количество гласных в сочетаниях посте­пенно увеличивается до трех.

Упражняясь в произнесении сочетаний гласных, нет не­обходимости соблюдать приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания. По­становка гласных проводится в порядке а, э, о, у, и с ори­ентацией на степень подъема и напряженности нёбной за­навески.

Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая его манере фонации. Логопед же произносит гласные «в мас­ку» — в позиции резонатора, громко, но не напрягаясь, без крика. Довольно трудно дать при этом ребенку доступную инструкцию. Важно обратить его внимание на широкое от­крывание рта, продвижение кончика языка вперед к ниж­ним резцам, на ощущения раскрытия глотки и правильной ненапряженной фонации.

В литературе неоднократно указывалось на уменьшение носового оттенка при фонации в грудном регистре. Однако переводить фонацию в грудной регистр детям до 13 лет не стоит, поскольку подобное голосоведение несвойственно до мутации, нефизиологично и его редко удается ввести в спон­танную речь.

Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает дос­таточно проведения нескольких занятий по обучению пра­вильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все пос­ледующие упражнения для расширения диапазона и увели­чения силы голоса.

Далее переходят к «мычанию» — протяжному произне­сению звука м с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. (Дети иногда склонны после операции заменять носовые м, н ротовыми б, д).


Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 55

Выбор фонемы м как исходной при постановке голоса и фонопедической практике определяется ее физиологичес­кой основой, удобной для правильной фонации. Она отлича­ется незначительной напряженностью, большим импедансом, выраженным резонансом носовой и придаточных полостей, что в итоге активизирует работу голосового аппарата. При произнесении м с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но постепенно звучание удлиняют.

После того как ребенок научится произносить без напря­жения фонему м на наиболее удобном и естественном для него тоне голоса, приступают к слитному произнесению от­крытых слогов со звуком да при опоре на это звучание: ма, мо, му, мэ, мы. Упражняются б—8 раз в день непосредствен­но после трехкратного короткого произнесения м.

Повторяя слоги, выделяют согласный звук, произнося его протяжно. Гласный же звучит коротко. Предварительно объясняют и показывают, что нет необходимости артикули­ровать фонему а. Достаточно прикрыть губы. Слоги с други­ми гласными произносят по подобию. Гласные при этом мо­гут звучать редуцированно.

Учитывая, что длительная задержка на носовых звуках для страдающих ринофонией нежелательна, переключают­ся на аналогичные упражнения со звуком л, как только бу­дет освоен удобный и естественный тон фонации. Также яв­ляясь сонором, фонема л наиболее сходна по фонации с м из всех ротовых согласных.

Затем переходят к попарному произнесению слогов. Уп­ражнение повторяют несколько раз в день.

Подобные упражнения выполняют со всеми сонорами и звонкими фрикативными согласными звуками, вводя их в следующей последовательности: да, н, й, л, р, в, з,ж. Если хорошо отработано правильное выполнение упражнения с да, то тренировки с другими согласными звуками обычно не вызывают затруднений, а потому долго задерживаться на них не стоит. Необходимо только уточнить еще раз представ­ление о носовом и ротовом резонансе, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосочетаниях с носовыми и ротовыми фонемами, не повторяя многократно одни и те же сочетания.



И. И. Ермаков


После закрепления кинестезии переходят к повторении равноударных слогов и слогов с перемещением ударения используя сочетания этих же согласных со всеми гласными Например: мамомэмумы мамамамамамама.

Громкое, плавное произнесение слогового ряда показыва­ет владение ребенком своим голосом, достаточное для пере­хода к речевым упражнениям. Начинаются они с произнесе­ния сочетаний из двух слов и спряжений глаголов «в маску» с опорой на согласные м, н, л,р, в, з, ж. Например:

Вон Валя, вон мама, вон Нина, вон яма.

Вон Вова, вон Мила, вон номер, вон ель.

Спряжение служит основой для увеличения количества слов во фразе, которое растет от занятия к занятию. Приво­дим несколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распространением предложения:

Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану.

Я мел(а) пол. Я вел(а) Вилю. Я жалею Женю.

Я ел(а) малину. Я вылил(а) воду. я живу на восьмом этаже.

Распространение фразы проводится постепенно. Напри­мер:

Я поливал(а). Я поливал(а) левкои. Я поливал(а) лев­кои водой. Я поливал(а) левкои теплой водой. Я поливал(а) левкои теплой водой из лейки.

При правильном выполнении упражнений голос ребенка звучит звонко, громко, без носового оттенка. Далее остается приучить выполнять все логопедические речевые упражне­ния на правильном голосоведении и ввести этот навык в спон­танную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких коротких скороговорок и стихов с опорой на со­норы.

Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фра­зы, из которых они построены, должны быть короткими, включать только правильно произнесенные фонемы, в них должно быть достаточное количество соноров и звонких фри­кативных согласных. Скороговорки и стихи ребенок внача­ле повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произно­сит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры. Примерами пригодных для тренировок скороговорок могут служить сле­дующие:


Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 57

На мели мы налима ловили.

Наловил Валерий два ведра форели.

Нил поймал линей: один мал, два длинней.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

Дед Данила делил дыню. ДолькуДиме, долькуДине.

Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, со­хранными кинестезиями и развитым фонематическим слу­хом, при достаточно длинном и подвижном мягком нёбе к этому моменту коррекционно-воспитательной работы спон­танно переходят на правильное голосоведение в бытовой речи. Им можно приступать к вокальным упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса.

Если же ребенок произносит упражнения неправильно — сдавленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует установить причину этого. Ею могут быть снижение речевых кинестезии, расстройство фонематического слуха, тугоу­хость, ослабление направленной воздушной струи, ограни­ченное открывание рта, значительное укорочение нёбной за­навески или недостаточная ее подвижность. Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с врожденны­ми расщелинами нёба бывают заболевания голосового аппа­рата. В любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую коррегирующую работу, а затем вернуть­ся к начальным фонопедическим упражнениям.

Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче нсего достигнуть вокальными упражнениями. Каждое занятие III и IV этапов начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». При этом меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя постепенно к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличения силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися; 2) обладать легким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 1) мелодия фразы обязательно должна быть построена на


И. И. Ермакове

интервалах не мецЬше терции; 5) петь можно только в речевом, диапазоне, т. е. цес^ю следует протранспонировать на основной? тон голоса ооуч^Ю1цегося, поскольку такое пение не вызывает перенапряжен** голосовых складок.

Перво врезу^ tiTOgbpI выучить мелодию и фразировку пес ни, научаться бр^Ть дыхание в нужные моменты, ребенок вместе с /согопе^оа^ по1от только мелодию песни на гласные звуки и лишь tiOTOjyj переходят к пению со словами. При не* соблюдении y^a3ajjHoro порядка работы появляются следу­ющие хар KTeP*tbie ошибки: обучающиеся нечетко произно-сят словам оеру-р ^ыхаНие произвольно (иногда разбивая слово на строги), йд^,1ха1от через рот, выдыхают через нос, пе­реходят не* КЛ1о^и^ное дыхание и т. д., т. е. возвращаются к патологически^ HaB:bIKaMj свойственным их дефектной речи. <±го у^лазь1йае>^ на rJ,Q^ чт0 переход к новому виду вокаль­ных упралс нениц вызывает у детей большие затруднения, ко­торые усшживаюц,^ изл(1;енениями слухового восприятия.

Переход к nejjjjj^ co словами требует внимания. Только после усвоения фразировки и мелодии песни на гласных обу­чающиеся смогут СЦ;ОКО£шо сосредоточиться на правильном произнесен: ии c^OB ^^ лении Поэтому подбирают песни со словами на пР0%цецные» звуки. Пение дает возможность от­ключить BiacHManjjg ^ ^слогового утрированного произне­сения, задать ^обходиддый темп. Начинают петь медленно, но вскоре ^^Риб-ЯИж^ют^я к темпу разговорной речи; поют, плавно пере=клюЧаЯсь ^ звука к звуку Не СТ(ШТ браться за

изучение нескод^^^ десен одновременно. Это рассеивает внимание ребещ^

1 ак как о Уча*Огц;иесл еще нагружены постановкой и ав­томатизацией 3fiy-Kc)Bj т*о занимаются они пением ограни­ченно — в теэченце ^лжоГО занятия не более 15 минут — по 3-5 минут *з оД1114 ц^ие^#

Можно ре^омец^0^ать детям пение начальных двух фраз из песен «МашеЛ1ька-^ша>х (сл. и муз. с. Невельштейна), «Гри­бок» (муз. М - ^Узсв^ргера, ел. О. Высотской), «Неваляшка» (муз. 3. Леви^юи, cjj. ^ Петровой), «Веселый музыкант» (муз. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Какнатоненькийледок»(нар. в обработке №. Иорданского). Взрослым - «Как ходил-гулял Ванюша» (му~з. и CJl нарОДНые), «Ты, соловушко, умолкни» (муз. М. Глин-аш), «^^ прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухмано-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.012 с.)