Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Риски ройства голоса при ринолалии и их коррекция
мшшлизуется. Все вокальные упражнения выполняют 1<ТШ1. 11тобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, разнить интонацию, упражнения модифицируют: меняют томил ьяость, поют тихо, громко. 11одбор вокальных упражнений должен быть строго дифференцированным для каждого обучающегося, поскольку и ионии участвуют все отделы голосового аппарата, и очень и» ж но, чтобы они работали без всякого напряжения и насинил, вредно отражающихся на голосе. Как указывают В. Г. Мрмолаев и Н. Ф. Лебедева, детский голос требует максимально щадящего отношения, которое должно проявляться в соблюдении следующих требований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не использовать крийние ноты присущего данному возрасту диапазона, петь ни коротких певческих фразах, петь негромко, без напряже-иия. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции. Подбирая вокальные упражнения, следует руководство-ипться схемой средних диапазонов детских голосов. Наибо-ii*t<* легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутшщи звучат в следующих диапазонах (по В. Г. Ермолае-му и И. Ф. Лебедевой, 1970): 3—4 года — ми — соль 5—6 лет — ми — си 7—10 лет — ре — ре 10—14 лет — ми — ре 11 ри правильном выполнении вокальных упражнений носовой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и постепенно совсем исчезает. Желательно петь под аккомпанемент фортепиано, но можно и под магнитофон или с го-носп логопеда. После активизации нёбно-глоточного смыкания, поста-иошси диафрагмально-реберного дыхания и владения умением произносить гласные без носового оттенка голоса пери х (>дят к упражнениям для воспитания навыка правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоси, окончательного снятия носового оттенка. Коррекция И. И. Ермакова звукопроизношения проводится параллельно с фонопедичес-кими упражнениями. С детьми без органических изменений в голосообразую-щем аппарате эти тренировки начинаются с произнесения гласных звуков. Упражняются в произнесении изолированных гласных, а потом их сочетаний, что объясняется ориентацией занятий на дальнейшие тренировки подвижности нёбной занавески. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех.
Упражняясь в произнесении сочетаний гласных, нет необходимости соблюдать приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания. Постановка гласных проводится в порядке а, э, о, у, и с ориентацией на степень подъема и напряженности нёбной занавески. Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая его манере фонации. Логопед же произносит гласные «в маску» — в позиции резонатора, громко, но не напрягаясь, без крика. Довольно трудно дать при этом ребенку доступную инструкцию. Важно обратить его внимание на широкое открывание рта, продвижение кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения раскрытия глотки и правильной ненапряженной фонации. В литературе неоднократно указывалось на уменьшение носового оттенка при фонации в грудном регистре. Однако переводить фонацию в грудной регистр детям до 13 лет не стоит, поскольку подобное голосоведение несвойственно до мутации, нефизиологично и его редко удается ввести в спонтанную речь. Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает достаточно проведения нескольких занятий по обучению правильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражнения для расширения диапазона и увеличения силы голоса. Далее переходят к «мычанию» — протяжному произнесению звука м с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. (Дети иногда склонны после операции заменять носовые м, н ротовыми б, д). Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 55 Выбор фонемы м как исходной при постановке голоса и фонопедической практике определяется ее физиологической основой, удобной для правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, большим импедансом, выраженным резонансом носовой и придаточных полостей, что в итоге активизирует работу голосового аппарата. При произнесении м с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но постепенно звучание удлиняют.
После того как ребенок научится произносить без напряжения фонему м на наиболее удобном и естественном для него тоне голоса, приступают к слитному произнесению открытых слогов со звуком да при опоре на это звучание: ма, мо, му, мэ, мы. Упражняются б—8 раз в день непосредственно после трехкратного короткого произнесения м. Повторяя слоги, выделяют согласный звук, произнося его протяжно. Гласный же звучит коротко. Предварительно объясняют и показывают, что нет необходимости артикулировать фонему а. Достаточно прикрыть губы. Слоги с другими гласными произносят по подобию. Гласные при этом могут звучать редуцированно. Учитывая, что длительная задержка на носовых звуках для страдающих ринофонией нежелательна, переключаются на аналогичные упражнения со звуком л, как только будет освоен удобный и естественный тон фонации. Также являясь сонором, фонема л наиболее сходна по фонации с м из всех ротовых согласных. Затем переходят к попарному произнесению слогов. Упражнение повторяют несколько раз в день. Подобные упражнения выполняют со всеми сонорами и звонкими фрикативными согласными звуками, вводя их в следующей последовательности: да, н, й, л, р, в, з,ж. Если хорошо отработано правильное выполнение упражнения с да, то тренировки с другими согласными звуками обычно не вызывают затруднений, а потому долго задерживаться на них не стоит. Необходимо только уточнить еще раз представление о носовом и ротовом резонансе, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосочетаниях с носовыми и ротовыми фонемами, не повторяя многократно одни и те же сочетания. И. И. Ермаков После закрепления кинестезии переходят к повторении равноударных слогов и слогов с перемещением ударения используя сочетания этих же согласных со всеми гласными Например: мамомэмумы мама — мама — мамама. Громкое, плавное произнесение слогового ряда показывает владение ребенком своим голосом, достаточное для перехода к речевым упражнениям. Начинаются они с произнесения сочетаний из двух слов и спряжений глаголов «в маску» с опорой на согласные м, н, л,р, в, з, ж. Например: Вон Валя, вон мама, вон Нина, вон яма. Вон Вова, вон Мила, вон номер, вон ель. Спряжение служит основой для увеличения количества слов во фразе, которое растет от занятия к занятию. Приводим несколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распространением предложения: Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану. Я мел(а) пол. Я вел(а) Вилю. Я жалею Женю. Я ел(а) малину. Я вылил(а) воду. я живу на восьмом этаже. Распространение фразы проводится постепенно. Например: Я поливал(а). Я поливал(а) левкои. Я поливал(а) левкои водой. Я поливал(а) левкои теплой водой. Я поливал(а) левкои теплой водой из лейки. При правильном выполнении упражнений голос ребенка звучит звонко, громко, без носового оттенка. Далее остается приучить выполнять все логопедические речевые упражнения на правильном голосоведении и ввести этот навык в спонтанную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры.
Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фразы, из которых они построены, должны быть короткими, включать только правильно произнесенные фонемы, в них должно быть достаточное количество соноров и звонких фрикативных согласных. Скороговорки и стихи ребенок вначале повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры. Примерами пригодных для тренировок скороговорок могут служить следующие: Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 57 На мели мы налима ловили. Наловил Валерий два ведра форели. Нил поймал линей: один мал, два длинней. На крыше у Шуры жил журавль Жура. У Маши на кармашке маки и ромашки. Дед Данила делил дыню. Дольку — Диме, дольку — Дине. Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, сохранными кинестезиями и развитым фонематическим слухом, при достаточно длинном и подвижном мягком нёбе к этому моменту коррекционно-воспитательной работы спонтанно переходят на правильное голосоведение в бытовой речи. Им можно приступать к вокальным упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса. Если же ребенок произносит упражнения неправильно — сдавленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует установить причину этого. Ею могут быть снижение речевых кинестезии, расстройство фонематического слуха, тугоухость, ослабление направленной воздушной струи, ограниченное открывание рта, значительное укорочение нёбной занавески или недостаточная ее подвижность. Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с врожденными расщелинами нёба бывают заболевания голосового аппарата. В любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую коррегирующую работу, а затем вернуться к начальным фонопедическим упражнениям. Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче нсего достигнуть вокальными упражнениями. Каждое занятие III и IV этапов начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». При этом меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя постепенно к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличения силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися; 2) обладать легким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 1) мелодия фразы обязательно должна быть построена на
И. И. Ермакове интервалах не мецЬше терции; 5) петь можно только в речевом, диапазоне, т. е. цес^ю следует протранспонировать на основной? тон голоса ооуч^Ю1цегося, поскольку такое пение не вызывает перенапряжен** голосовых складок. Перво врезу^ tiTOgbpI выучить мелодию и фразировку пес ни, научаться бр^Ть дыхание в нужные моменты, ребенок вместе с /согопе^оа^ по1от только мелодию песни на гласные звуки и лишь tiOTOjyj переходят к пению со словами. При не* соблюдении y^a3ajjHoro порядка работы появляются следующие хар KTeP*tbie ошибки: обучающиеся нечетко произно-сят словам оеру-р ^ыхаНие произвольно (иногда разбивая слово на строги), йд^,1ха1от через рот, выдыхают через нос, переходят не* КЛ1о^и^ное дыхание и т. д., т. е. возвращаются к патологически^ HaB:bIKaMj свойственным их дефектной речи. <±го у^лазь1йае>^ на rJ,Q^ чт0 переход к новому виду вокальных упралс нениц вызывает у детей большие затруднения, которые усшживаюц,^ изл(1;енениями слухового восприятия. Переход к nejjjjj^ co словами требует внимания. Только после усвоения фразировки и мелодии песни на гласных обучающиеся смогут СЦ;ОКО£шо сосредоточиться на правильном произнесен: ии c^OB ^^ лении Поэтому подбирают песни со словами на пР0%цецные» звуки. Пение дает возможность отключить BiacHManjjg ^ ^слогового утрированного произнесения, задать ^обходиддый темп. Начинают петь медленно, но вскоре ^^Риб-ЯИж^ют^я к темпу разговорной речи; поют, плавно пере=клюЧаЯсь ^ звука к звуку Не СТ(ШТ браться за изучение нескод^^^ десен одновременно. Это рассеивает внимание ребещ^ 1 ак как о Уча*Огц;иесл еще нагружены постановкой и автоматизацией 3fiy-Kc)Bj т*о занимаются они пением ограниченно — в теэченце ^лжоГО занятия не более 15 минут — по 3-5 минут *з оД1114 ц^ие^# Можно ре^омец^0^ать детям пение начальных двух фраз из песен «МашеЛ1ька-^ша>х (сл. и муз. с. Невельштейна), «Грибок» (муз. М - ^Узсв^ргера, ел. О. Высотской), «Неваляшка» (муз. 3. Леви^юи, cjj. ^ Петровой), «Веселый музыкант» (муз. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Какнатоненькийледок»(нар. в обработке №. Иорданского). Взрослым - «Как ходил-гулял Ванюша» (му~з. и CJl нарОДНые), «Ты, соловушко, умолкни» (муз. М. Глин-аш), «^^ прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухмано-
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.012 с.) |