Аудитория как социально- психологическая общность людей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудитория как социально- психологическая общность людей.



В современной научной литературе аудитория определяет­ся как пространственно расположенная группа людей, объеди­ненных интересом к предмету высказывания, а также взаимо­действующих с оратором и друг с другом в процессе воспри­ятия речевого сообщения. Это сложная социально-психологи­ческая общность людей с очень своеобразными особенностя­ми коллективных переживаний.

Хорошее знание аудитории, в которой предстоит высту­пать, умение учитывать ее состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить кон­такт со слушателями, добиться успеха в общении.

Каковы же основные характеристики аудитории оратор­ской речи?

Прежде всего это степень однородности (неоднородно­сти) аудитории. Она определяется социально-демографиче­скими признаками слушателей. К ним относятся: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт и т.п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слуша­телей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, раз­нородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории — количественный состав слушателей. Оратору далеко не безразлично, сколь­ко человек его будет слушать. Поведение людей и их реак­ции в большой и маленькой аудитории различны. Вот что пи­шет по этому поводу Э. Джей в книге «Эффективная презен­тация»: «Главный парадокс аудиторий состоит в том, что чем они больше, тем больше похожи на одного человека. Вместо того чтобы стать более разрозненной, она становится более однородной». Автор подчеркивает, что с людьми в большой аудитории происходят две важные вещи, которых трудно до­биться при других обстоятельствах: они объединяются и соли­даризируются; они единодушно принимают и одобряют чье-либо лидерство.

Когда одну французскую певицу спросили, как она реаги­рует на театр, полный людей, которые пришли послушать ее, она ответила: «Я стараюсь превратить их всех в одного чело­века, затем стараюсь заставить его полюбить меня. Если мне это не удается, я ухожу домой».

Следует иметь в виду, что большая аудитория не предна­значена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней труд­но использовать аргументы, уместные и понятные для всех присутствующих. Некоторые ораторы боятся большой аудито­рии, они начинают сильно волноваться, их охватывает так на­зываемая «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи.

Отличительной особенностью маленькой аудитории являет­ся то, что она не представляет собой единого монолита, чего-то целого. Здесь каждый остается личностью, имеет возмож­ность проявить свою индивидуальность. В маленькой аудито­рии от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непо­средственного диалога, умения вовлечь в разговор всех при­сутствующих. Количество времени, посвященного ответам на вопросы, в определенной мере является показателем успешно­го выступления. Малочисленной аудиторией легче управлять. Но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слуша­телей. Во время выступлений можно наблюдать любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возникает лег­кий шум, и он быстро распространяется по всему помещению. Наш сосед одобрительно кивает выступающему головой, и это определенным образом влияет и на наше поведение, наше от ношение к словам говорящего. В конце зала прозвучала иро­ническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слуша­тели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко про­является при одобрении или неодобрении речи выступающе­го. Почему это происходит? Да потому, что слушатели испы­тывают действие различных психологических механизмов: од­ни слушатели бессознательно повторяют действия окружаю­щих (заражение), другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих (подражание), на третьих оказыва­ют влияние мнение и поведение большинства присутствующих (конформизм). В результате действия этих механизмов в ауди­тории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. По­этому оратору нужно учиться управлять настроением аудито­рии, уметь, если надо, изменить его.

Важная характеристика аудитории — мотив действия слу­шателей. Обычно люди приходят на лекции, собрания, засе­дания, митинги и т.п., руководствуясь определенными сооб­ражениями. Психологи выделили три группы мотивов, кото­рые побуждают к посещению и слушанию выступлений. К пер­вой группе они относят мотивы интеллектуально-познава­тельного плана (приходят, так как интересует тема выступле­ния, хотят расширить свои знания по данной проблеме, выяс­нить неясные вопросы и т.п.), ко второй — мотивы мораль­ного плана (обязаны присутствовать на мероприятии, не хо­тят из-за отсутствия иметь неприятности, писать объяснитель­ные и др.), к третьей — мотивы эмоционально-эстетическо­го плана (нравится оратор, доставляет удовольствие слушать этого лектора и т.д.). Естественно, что с самого начала слуша­тели, находящиеся в зале, по-разному настроены на речь вы­ступающего. Те, кто пришел потому, что их интересует тема выступления, т.е. которые руководствуются интеллектуально-познавательными мотивами, гораздо больше готовы к воспри­ятию речи, чем слушатели, присутствующие по обязанности.

Оратору необходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствую­щим образом строить выступление.

Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до на­чала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его со­общение.

 

 

Лекция № 15, 16.

Подготовка к выступлению: основные этапы. Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

Словесное оформление публичного выступления.

Овладение ораторским искусством — процесс длительный, требующий постоянной работы над собой и большой практи­ки говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.д.). Поэтому важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям, т.е. непрерывный процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, система­тическое риторическое самообразование.

Повседневная подготовка к выступлениям — непрерывный процесс работы оратора над совершенствованием своего рече­вого мастерства, систематическое риторическое самообразова­ние.

Что же представляет собой повседневная подготовка?

Исследователи относят к ней следующие элементы.

Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информа­ции из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литерату­ры. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов — вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показало, что самое большое влияние на них оказали книги.

Создание собственного архива. Человеку, которому при­ходится часто публично общаться, необходимо целенаправлен­но относиться ко всему, что его окружает, находиться, как го­ворят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на за­метку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, ци­тату, изречение и т.п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Сегодня есть воз­можность сделать запись ярких выступлений политических и общественных деятелей государственного и местного масшта­ба, хозяйственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. Конечно, не­возможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание мате­риала во многом облегчит подготовительную работу и сэконо­мит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготов­ку, не окажется возможности поработать перед выступлени­ем в библиотеке, порыться в справочниках, почитать соответ­ствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации материала и активно созда­вать свой архив.

Овладение техникой речи. Основные элементы речевой техники — фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливо­сти в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во вре­мя говорения, четкая дикция, безупречное произношение по­зволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилуч­шим образом донести до слушателей содержание выступле­ния, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Вла­дение техникой речи помогает лучше передать смысловые свя­зи между частями речевого высказывания. Чтобы поддержи­вать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует вы­полнять рекомендованные специалистами упражнения по тех­нике речи.

Повышение культуры устной и письменной речи. Забо­та о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обра­щать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь чет­ко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной ре­чи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом сло­ве будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, кол­лег, родственников, чаще выступать на семинарских и практи­ческих занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т.д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает ре­чевую культуру.

Критический анализ выступлений. Повышению оратор­ского мастерства способствует и критический анализ выступле­ний. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содер­жание речи, но и на форму преподнесения материала, языко­вое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, рече­вые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует об­ращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанав­ливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиден­ных ситуациях, возникающих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может ана­лизировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

Овладение методикой публичного выступления. Орато­ру необходимо приобрести как теоретические, так и методи­ческие знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как под­готовиться к встрече со слушателями, как построить оратор­скую речь, какие приемы управления аудиторией можно ис­пользовать и т.д.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Известно, что все мастерст­во знаменитого Демосфена, вся его сила как оратора были до­быты постоянным, упорным, целеустремленным трудом. Древ­негреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизне­описания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабости, освободился от физических недостатков, мешавших ему произносить речи.

Таким образом, повседневная подготовка повышает про­фессиональный уровень оратора.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных осо­бенностей, от состава аудитории, в которой предстоит высту­пать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учи­тывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобретение (ин­венция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение (диспозиция) — деле­ние речи на вступление, изложение, разработку (доказательст­во своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение (элокуция) — отбор слов и выраже­ний, тропов и риторических фигур; 4) запоминание; 5) произ­несение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению.

Выбор темы и определение целевой установки. Подго­товка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда пред­лагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи явля­ется заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкре­тизировать и уточнить. Однако нередко тему выступления при­ходится выбирать самим.

При самостоятельном же выборе темы желательно учиты­вать следующие рекомендации:

—выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для публич­ного выступления из тех областей знания, в которых имеет­ся теоретическая подготовка или практический опыт. Специа­листы советуют придерживаться полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели;

—выбирать необходимо уместную тему. Известно, что вос­приятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудито­рии может показаться некорректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей. Поэтому при выборе темы важно учиты­вать конкретные обстоятельства, в которых будет произнесе­на речь;

— выбранная тема должна соответствовать интересам ау­дитории. По определению психологов, интерес — это фор­ма проявления познавательной потребности, которая помога­ет личности осознать цели деятельности и способствует озна­комлению с новыми фактами, более полному и глубокому от­ражению действительности. Интересы бывают общественные, профессиональные, партийные, личные и т.п. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие пробле­мы волнуют его слушателей в данный момент, какие пробле­мы для них являются приоритетными.

Когда тема выбрана, следует подумать о ее формулиров­ке. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступ­ления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Название речи должно отве­чать целому ряду требований. Прежде всего тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Длин­ные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Сле­дует избегать и слишком общих названий, так как они требу­ют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда найдутся не­довольные, так как не получат ответа на интересующие их во­просы. Для конкретизации общей формулировки часто прибе­гают к подзаголовкам. Выбранная формулировка непременно должна отражать содержание выступления и обязательно при­влекать внимание слушателей.

Особого внимания требует разработка повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конферен­ций, симпозиумов. Формулировки пунктов повестки дня, те­мы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

Необходимым условием успешной подготовки считает­ся определение цели выступления. По мнению ученых, эф­фективность речи — это степень реализации ее целевой уста­новки, отношение достигнутого результата к поставленной це­ли. А цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не дос­тигнет успеха в ее подготовке и произнесении.

Поль Сопер, известный американский специалист по искус­ству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определе­ния целевой установки ставить перед собой для контроля сле­дующие вопросы:

1.Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

2.Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я за­ручиться достаточными знаниями?

3.Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4.Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5.Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню зна­ний, интересам и установкам слушателей?

Подбор материала, его изучение и анализ. Чтобы подго­товить интересное по содержанию выступление, оратору необ­ходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме.

Собрав необходимый материал, оратор должен его внима­тельно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специа­листов, заключается в том, чтобы выработать собственное от­ношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по то­му или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления. В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. Речи, написанные без предвари­тельно составленного плана, как показывает практика, обыч­но имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от ос­новной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Работа над композицией. После написания плана орато­ру необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают тео­ретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступ­ление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подго­товки к ораторской речи.

Написание текста выступления. Сначала рекомендует­ся написать текст речи начерно, не обращая внимания на сти­листические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, под­бирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т.д. Одним словом, оратор должен хорошо поработать над языком и стилем текста своей речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать спе­циалистам, добиваясь, таким образом, улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь толь­ко в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удер­живается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплиниру­ет оратора, дает возможность избежать повторений, неряшли­вых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь бо­лее уверенной.

Овладение материалом выступления. Это весьма ответ­ственный этап в деятельности оратора. Иногда его называют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, про­думать связь между ними, несколько раз перечитать текст, за­учить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.14 (0.035 с.)