Оратор, его знания, навыки и умения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оратор, его знания, навыки и умения



Слово «оратор» появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова «огаге», что в переводе означает «говорить».

Владимир Иванович Даль, объясняя слово оратор в «Тол­ковом словаре живого великорусского языка», подбирает к нему близкие по значению слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Все они подчеркивают, что оратор — это человек, умеющий говорить красно, т.е. красиво, образно, выразительно.

Оратор (лат. «orator» — «огаге» — говорит тот, кто произ­носит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром красноречия.

В современном русском литературном языке слово ора­тор многозначно. Так, толковые словари отмечают следую­щие его значения: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов); 2) лицо, произ­носящее речь, выступающее, говорящее в собрании; 3) чело­век красноречивый, обладающий даром произносить речи. По­этому в художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в раз­ных значениях. В теории ораторского искусства слово «ора­тор» используется как термин. В этом случае оно имеет толь­ко одно значение — оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин «оратор» не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор и др.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особен­ности, которые влияют на стиль речи, проявляются в мане­ре выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства из­давна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа. К первому он относил орато­ров «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжествен­ностью выражений». По его словам, это ораторы «решитель­ные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии го­товые трогать и обращать сердца». Ко второму типу, по клас­сификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдер­жанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняю­щие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи». Третий тип ораторов Цицерон ха­рактеризовал так: «... средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых...»

В современной литературе по ораторскому искусству так­же выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства — логика рассуж­дений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмо­циональностью.

Конечно, деление ораторов на типы в определенной ме­ре условно, но имеет под собой научную основу. Академик И. П. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности — художе­ственного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее. Когда гово­рят о разных типах ораторов, то учитывают, какая сторона речи у человека преобладает — эмоциональная или логическая.

Основные характеристики аудитории ораторской речи:

• однородность (неоднородность);

• количественный состав;

чувство общности;

• мотив действия слушателей.

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и ло­гичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмо­циональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слу­шателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью, ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение. Речи оратора должны быть направлены на дос­тижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начи­танным, осведомленным в области науки и техники, литерату­ры и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубе­жом, и т.п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Толь­ко в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удаст­ся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную опера­цию наилучшим образом.

К основным навыкам оратора относятся следующие:

• навык отбора литературы;

• навык изучения отобранной литературы;

• навык составления плана;

• навык написания текста речи;

• навык самообладания перед аудиторией;

• навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

• самостоятельно подготовить выступление;

• доходчиво и убедительно излагать материал;

• отвечать на вопросы слушателей;

• устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

• применять технические средства, наглядные пособия
и т.д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у вы­ступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отве­денное для выступления время и не успевает высказать основ­ные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мас­терство выступающего зависит от его индивидуальных особен­ностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Что­бы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как мож­но чаще выступать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.006 с.)