Логико-композиционное построение ораторской речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логико-композиционное построение ораторской речи



 

Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосход­стве стратегии и тактики». Действительно, история знает нема­ло примеров, когда великие полководцы, умело разработав стратегию и тактику военных действий, одерживали победу над численно превосходящей армией противника. Как и сра­жение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели.

Для успешного публичного выступления- недостаточно изу­чить литературу по выбранной теме, найти интересные сведе­ния, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последова­тельности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать вни­мание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Композиция речи — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему высту­плению как единому целому.

Слово «композиция» восходит к латинскому «compositio», которое означает «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства под композицией речи по­нимается построение выступления, соотношение его отдель­ных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наря­ду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова: построение, структура.

Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносят­ся между собой части выступления, какое место занимает от­дельная часть по отношению ко всему выступлению. Если со­отношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

В одном из учебных пособий по риторике приводится та­кой пример. Оратор выступал с информационным сообщение на тему «Зимние Олимпийские игры». Естественно, что ауди­тория предполагала услышать рассказ о происходящих в то время Олимпийских играх, о результатах последних соревно­ваний, ознакомиться с именами новых чемпионов. Однако это­го не произошло. В течение восьми минут оратор делал вступ­ление — говорил об истории Олимпийских игр. На изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось со­общить очень мало. И, хотя оратор интересно рассказал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как ожидания их не оправдались. Из-за неправильного по­строения речи, нарушения соотношения между частями высту­пления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логи­ка развития темы».

«Для успеха речи, — писал выдающийся юрист и общест­венный деятель XIX века А. Ф. Кони в статье «Советы лекто­ра», — важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное по­стоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слу­шать».

 

Конечно, не существует универсальных правил построе­ния публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед орато­ром, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать орато­ру и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем ос­новные из них.

Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления — значимость, вес, убедительность ар­гументов и доказательств должны постепенно нарастать, са­мые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства — распределение ма­териала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии — умение достигать поставленной це­ли наиболее простым, рациональным способом, с минималь­ной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступле­ния считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

Вступление

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтере­совать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слуша­телей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запо­минается то, что дается в начале или конце сообщения. В пси­хологии это объясняется действием закона первого и послед­него места, так называемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи.

Задача выступления — подвести слушателей к восприятию данной темы.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значе­ние ее для данной аудитории, формулируется цель выступле­ния, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — под­готовить слушателей к восприятию данной темы.

Известно, что слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются различными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема вы­ступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: явля­ясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа с самого начала готова слушать оратора, слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разговари­вать, разгадывать кроссворды и т.д.). Но ведь оратору необ­ходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить рабо­тать всех слушателей, в том числе и нежелающих слушать. А это, бесспорно, нелегко сделать. Поэтому во введении осо­бое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так на­зываемому зачину.

«Привлечь (завоевать) внимание слушателей — первый от­ветственный момент в речи лектора, самое трудное дело», — писал А. Ф. Кони. Он учил лекторов, что первые слова долж­ны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей. В статье «Со­веты лектора» автор приводит несколько примеров таких не­обычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним. В многочисленной литературе по риторике приводится немало подобных образцов захватывающих всту­плений из практики выдающихся ораторов, мастеров слова, опытных лекторов.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с ин­тересного примера, пословицы и поговорки, крылатого вы­ражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глуб­же осмыслить высказанное положение. Так, один из лекто­ров, выступающий по проблемам молодежи, удачно использо­вал прием парадоксального цитирования для создания опреде­ленного эмоционального настроя слушателей, для подготовки аудитории к восприятию своих идей. Обратившись к аудито­рии, он прочитал такие цитаты:

 

1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважа­ет стариков.

2.Я утратил всякие надежды относительно будущего на­шей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возь­мет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3.Наш мир достиг критической стадии. Дети уже больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4.Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколе­ние сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу куль­
туру.

Когда часть слушателей аплодисментами поддержала вы­сказанные мнения, так как они совпали с их собственными оценками современной молодежи, лектор назвал имена ав­торов цитат. Первая заимствована у Сократа (470—399 гг. до н. э.), вторая — у Гесиода (720 г. до н. э.), третье изре­чение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. at, четвертая обнаружена на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона, возраст горшка — свы­ше 3000 лет.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает вниматель­но слушать и рассказ о каких-либо значительных событи­ях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме высту­пления.

Эффективное средство завоевания внимания слушате­лей — вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей. Показательна в этом отношении пер­вая речь Цицерона против Луция Сергия Катилины, римского политического деятеля, обвинявшегося в подготовке заговора с целью захвата власти. Свое выступление знаменитый оратор начал с постановки целой обоймы вопросов: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как дол­го еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться дерзостью, не знаю­щей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни страх, охватив­ший народ, ни присутствие всех честных людей, ни выбор это­го столь защищенного места для заседания сената, ни лица и взоры все присутствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже из­вестен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твое­му мнению, не знает, что делал ты последней, что предыду­щей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? О, времена! О, нравы!»

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходи­мо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немалых усилий. Писатель Ю. Трифонов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений. Поиски необычного начала он называет «мучительнейшим временем». По его сло­вам, «начальные фразы должны дать жизнь вещи».

Следует иметь в виду, что каждое выступление требует сво­его, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленно­сти, и эмоциональный настрой самого оратора.

Главная часть

Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивают ус­пеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое вы­ступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их вни­мание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наи­более ответственной является главная часть ораторского вы­ступления.

В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их пра­вильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблю­дать основное правило композициилогическую по­следовательность и стройность изложения материала. М. М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утвер­ждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, се­мя другой».

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать матери­ал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого по­ложения, какие ораторские приемы использует с целью при­влечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти мето­ды сформировались на базе многовековой ораторской практи­ки, описаны в различных риторических пособиях, активно ис­пользуются современными ораторами. Кратко охарактеризу­ем основные их них.

Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положе­ния, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в вы­ступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хоро­шо известно слушателям. Это способствует лучшему понима­нию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала во­круг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступаю­щий переходит от общего рассмотрения центрального вопро­са к более конкретному и углубленному его анализу.

 

Ступенчатый метод — последовательное изложение од­ного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в.хроноло­гической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течени­ем времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудито­рию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном на­правлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, ис­пользуемых для утверждения выдвинутых положений и воздей­ствия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, пси­хологические — к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опро­вергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные до­воды, как правило, используются в конце рассуждения.

Как бы ни было интересно выступление, внимание со вре­менем притупляется, и человек перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее плани­ровать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.

Каждому оратору следует иметь представление и о возмож­ных недостатках в композиции публичного выступления, что­бы избежать их при подготовке. Основная из них — наруше­ние логической последовательности в изложении материа­ла. К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие до­казательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Оратору не следует освещать много вопросов в своем вы­ступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возмож­ности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им пробле­мы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов.

Публичное выступление не должно содержать факты, при­меры и т.п., не относящиеся к обсуждаемому предмету. Необ­ходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в кратко­сти времени, в течение которого она произносится, а в отсут­ствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь зву­чит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной.

К недостаткам композиции относится и шаблонное, тра­фаретное построение речи. Сатирики И. Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев» великолепно высмеяли трафа­рет митинговой речи середины двадцатых годов.

Таковы основные требования, предъявляемые к построе­нию главной части речи. Однако ораторское искусство — де­ло творческое, поэтому универсальных правил здесь не суще­ствует. Все зависит от самого оратора.


 


Заключение

Важной композиционной частью любого выступления явля­ется заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец вен­чает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напро­тив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. До­вольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было дос­таточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать. Плохо, если оратор закан­чивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступле­ния. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от глав­ных положений речи.

В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи.

Каким же должно быть заключение?

Известно, что в процессе восприятия ораторской речи дей­ствует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заклю­чении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключе­нии подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

А. Ф. Кони в статье «Советы лекторам» писал: «Конецразрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слу­шатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обя­зательно), что дальше говорить нечего».

Продумывая заключение, особенно тщательно надо по­работать над последними словами выступления, так назы­ваемой концовкой. Если первые слова оратора должны при­влечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Именно такую роль играют заключи­тельные слова в четвертой речи Цицерона против Луция Сер­гия Катилины: «Итак, обдуманно и смело, как вы вели себя с самого начала, выносите постановление о самом существо­вании своем и римского народа, о своих женах и детях, об алтарях и домашних очагах, о святилищах и храмах, о до­мах и зданиях всего Рима, о нашей державе и свободе, о благополучии Италии, о государстве в целом. У вас есть кон­сул, который без колебаний подчинится вашим постановлени­ям и, пока будет жив, сможет их защитить и сам за них по­стоять».

Последние слова оратора должны мобилизовать слушате­лей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Ес­ли речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносит­ся высоким тоном, эмоционально.

В заключение следует подчеркнуть, что всякое выступле­ние как творческий акт в деятельности оратора требует сво­его завершения, своего последнего аккорда.

 

Словесное оформление публичного выступления.

При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Это давний спор, своими корнями уходящий в глубо­кую древность.

Античные теоретики ораторского искусства считали писа­ние единственно верным способом подготовки речей. Цице­рон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать, потому что «кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой спо­собность даже без подготовки говорить, как по писаному». А римский ритор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писа­ния можно достигнуть легкости речи».

Многие опытные ораторы, известные политические и су­дебные деятели, теоретики красноречия последующих вре­мен, тоже считали, что речи должны быть предварительно написаны.

Конечно, писать текст выступления — дело нелегкое. По­этому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем создание тек­ста активизирует мыслительную деятельность оратора, позво­ляет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выра­зить свои мысли. Работая над текстом, оратор имеет возмож­ность литературно обработать его, подобрать наиболее уме­стные слова и выражения, исключить стилистические шеро­ховатости, использовать средства речевой выразительности и т.д. К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написан­ный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами и внести коррек­тивы в соответствии с высказанными мнениями и замечания­ми. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность в оратора, помогает ему справиться с волнением перед вы­ступлением и в процессе самой речи. Поэтому стоит прислу­шаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от на­чала до конца.

Однако после написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего было бы вый­ти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, так как отсутствует жи­вой контакт между оратором и аудиторией.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. И в отдельных случаях это оправдано. Когда приходится выступать с убе­ждающей речью на митинге, с приветствием на торжествен­ном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести предва­рительно подготовленный и заученный текст. Если речь не­большая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщени­ем, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он тре­бует от него большого напряжения и усилий воли. У орато­ра могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал в памяти, сильное волнение, неожиданный шум в за­ле и т.д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Сначала необходимо хорошо осмыс­лить и освоить написанную речь. Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т.е. подчеркнуть ос­новные положения речи, пронумеровать освещаемые вопро­сы, выделить фамилии, названия, статистические данные, нача­ло и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т.п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Мечтой многих ораторов остается умение выступать перед слушателями без всяких записей. Это высший класс мастер­ства публичного выступления. Специалисты называют следую­щие «стадии» работы над выступлением, которые приводят к свободному изложению материала:

1.Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2.Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т.п.

3.План с цитатами и т.п.

4.Речь без опоры на текст.

 

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть воз­можность для предварительной подготовки выступления. Ино­гда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированные вы­ступления, как правило, хорошо воспринимаются аудиторией. Устанавливается живой, непосредственный контакт со слуша­телями.

Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда мо­жет уложиться в отведенное время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбеж­ны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, порой неточными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

Импровизация возможна только на базе больших предва­рительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может ро­диться только у человека, который имеет большой запас зна­ний и владеет необходимыми риторическими навыками и уме­ниями. Удачный экспромт — это результат постоянной рабо­ты оратора над собой, итог долгих размышлений, награда за большой многолетний труд.

Прекрасным оратором-импровизатором своего времени был А. В. Луначарский. На вопрос, как это ему удается так легко выступать, он ответил фразой, которая стала афориз­мом: «Я готовился к этому всю жизнь».

 

 

Лекция № 17.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 4253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.043 с.)