Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанр хроникальных информаций
Как правило, речевая структура публицистики несет в себе некоторую оценку, эмоциональность, личностность, но существуют и исключения. К этим исключениям относятся газетные жанры, в которых требуется полная устраненность авторского «я». Такими «обезличенными» жанрами являются хроникальная информация, информационное сообщение, информационная заметка и др. Содержание текстов этих жанров публицистики предельно объективно и, как правило, строится по определенному шаблону. Жанр хроникальных информации официален и требует определенного стандарта. Для текстов такого жанра отбирается лексика, не несущая оценки, обозначающая время, место и действие, особенности действия. Особенно характерны для документальных информационных жанров публицистики устойчивые, стандартизованные глагольно-именные сочетания, сохраняющие окраску официально-делового стиля, например, такие: принять посла, встретить высокого гостя, подписать соглашение об экономическом сотрудничестве между обеими странами, провести назначенные мероприятия, прибыть с официальным (неофициальным) визитом, рассмотреть дело об..., рассмотреть поправку к закону и т.п. Группа подобных глагольно-именных сочетаний, используемых в жанрах хроникальных информации, служит для обозначения определенных явлений действительности и не допускает изменений в смысле компонентов, составляющих эти словесные сочетания. Отбор фонетических средств жанра хроникальных информации реализуется в устной форме на радио и телевидении (например, в передачах «Новости», I «Вести», «Время») и зависит от характера передаваемой информации. Для официальной хроники характерно книжное нейтральное дикторское произношение, важные правительственные сообщения зачитываются диктором или ведущим передачи с торжественной интонацией, для неофициальной хроники возможно чередование типов интонации — от книжной нейтральной до приподнятой. Тексты официальных хроник строго выстроены, языковые средства в них стандартизованы, и поэтому информация, содержащаяся в этих текстах, с легкостью воспринимается адресатами речи. Примером (текста официальной хроники может служить следующее шаблонное построение: Сегодня по приглашению... с официальным визитом прибыл... Главу государства встречали... и другие официальные лица. В ходе встрещчи были затронуты вопросы... и достигнуты соглашения...
Тексты с неофициальной информацией менее стандартны, но в них также отсутствует индивидуальный авторский стиль. Конструирование подобных текстов происходит из готовых стереотипных блоков, в которых используется как оценочная, так и неоценочная специфичная лексика, а также устойчивые глагольно-именные сочетания, словесные формулы, языковые клише и другие речевые стандарты. Жанры с наличием индивидуального авторского присутствия гораздо более многочисленны и разнообразны, чем жанры, полностью «обезличенные». Классификация публицистических жанров с присутствием авторского «я» заключается в степени их субъективности. Специфичной чертой, общей для всех этих жанров, является прямая, авторская оценочность. В отличие от художественной литературы, в которой речевые слои разнообразны (образ автора, образы персонажей, речевой образ рассказчика), сложны во взаимодействии и создают богатый многостилевой материал, публицистика несет в себе, как правило, только один стилистический слой — речь автора. Специфическая черта одноплановости речи в публицистике связана с прямым выражением авторской позиции, с индивидуальностью и личностью автора-публициста, его характером, богатством чувств, эмоций и жизненного опыта. Открытость авторского присутствия «я» обусловливает важнейшую функцию публицистики — воздействующую. Для всех жанров публицистики обязательной особенностью является документальность, подлинность в изображении действительности. Кроме субъективности, открытости автора, на дифференциацию газетных жанров влияет сочетание публицистического стиля с тем или иным функциональным стилем языка. Некоторые отличия в стиле газетных жанров восходят к характеру издающего органа, специализации газеты и тематики содержания публицистического текста. Межстилевые, переходные влияния публицистического и художественного стилей отражаются в таких газетных жанрах публицистики, как очерк, фельетон, репортаж, выступление.
Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени.. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката... Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость. А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон под черными кустами край неба смутно яснеет... Что это? Пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки дерев- ни... Вот, наконец, и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин... И. Тургенев «Лес и степь» Очерк Синтетическим жанром, в котором в равной степени присутствуют и публицистический и художественный стили, является очерк. Очерк представляет прямую противоположность жанрам информативным по степени присутствия в них авторского «я». В классификации публицистических жанров по открытости авторской позиции очерк занимает ведущее место, так как это самый «субъективный» публицистический жанр. Повествование в очерке очень часто ведется от первого лица и свидетельствует о реальном факте, событиях, увиденных конкретным лицом. Даже если в очерке повествование ведется от третьего лица, то все равно читатель чувствует присутствие автора, его оценку событий и эмоциональный настрой. Автор в таких случаях является представителем определенной социальной группы, выражает общую точку зрения людей этой группы. Повествование от первого лица, прямая оценка и анализ автором реального события имеют особое воздействие на читателя. Отбор языковых средств в жанре очерка нацелен на воздействие и выразительность публицистического текста. Экспрессивности, выразительности способствуют обращения к читателю в тексте очерка, использование императивных форм и элементов спора с предполагаемым отношением. Очерк — удачнейшая форма познания жизни и приобщения миллионов к тому, что делается вне доступного их глазу пространства. М. Горький Воздействующему влиянию публицистического текста в немалой ' степени способствует и максимально приближенное к читателю общение автора. В публицистике имеется большой выбор языковых |средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Местоимение «мы» используется вместо местоимения «я», что объединяет автора и читателя. «Ты» вместо «я» используется, когда автор приписывает совершаемые им действия обобщенному лицу. Приближенность автора к читателю выражается также в повелительных наклонениях глаголов, модальных словах и частицах, разговорно-просторечной лексике, монологах с элементами диалога. Отбор лексических средств в жанре очерка происходит по принципу «оценочное». В очерке может присутствовать до 50% оценочных слов от всей суммы слов текста. По характеру использования языковых средств очерк относится к художественно-публицистическим жанрам.
Очерк и художественное произведение объединяет отражение действительности в образах. Отличие заключается в том, что в очерке образы не образуют системы и они гораздо лаконичнее, чем образы ^Художественного произведения. Образы в очерке создаются при помощи использования выразительных средств языка — метафор (враг захлебнулся в крови, черная тень легла на нашу землю; ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, яростью гнева разгромить германские полчища; быстрый ветерок;умирающая природа), эпитетов (чудовищный удар, смертельный враг,бессмертная слава, истекающий кровью немецкий фронт, сурово принял на себя, жестоко приостановили, шаловливые дети, светлые воды), сравнений и др. При помощи олицетворений в очерке создаются конкретные микрообразы, например микрообразы леса, реки, города и деревни. Повышенная эмоциональность, экспрессивность текста несут оценочное, субъективное значение. Позитивная или негативная оценки зависят от характера и темы повествования. В том или ином очерке могут выражаться как восторг и восхищение автора, так и его негодование и возмущение. Стиль очерка может быть информативно-публицистическим. Многостилевая направленность, чередование стилей в тексте являются характерными чертами очеркового жанра. Вследствие этой особенности лексика в очерке представлена разными категориями: разговорной, книжной, высокой, научной лексикой. Грамматические формы, фразеологические сочетания, синтаксические конструкции также отбираются из разных стилистических пластов. Фельетон К художественно-публицистическому газетно-журнальному жанру, основная особенность которого — острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу, также относится фельетон (франц. feuilleton, от feuille — листок). Фельетоны печатались впервые во Франции на отдельных листках (отсюда название). Современный фельетон содержит элементы сатиры и юмора. Репортаж Еще одним жанром, близким к художественному произведению, является репортаж. Репортаж, как и очерк, характеризуют повествование от первого лица и открытое присутствие автора. В репортаже обязательны две черты, отличающие этот жанр: документализм и эмоциональность рассказа. Документализм обусловливает объективную точность и аналитико-обобщенный характер изложения. Лексика при этом отличается отсутствием оценочности и стандартизованностью. Это выражается в использовании прямых значений слов, терминологии определенного круга, книжности речи, в синтаксических конструкциях сравнительно сложного типа.
Эмоциональность рассказа в репортаже передают образность и метафоризм. Образность этого жанра публицистики отличается от образности художественной речи эскизностью и лаконичностью. Широко используются в репортаже лексико-фразеологические и синтаксические средства живой разговорной речи, введение прямой речи, разнообразные языковые средства эмоционального и экспрессивного характера. Часто в репортаже употребляются термины, которые способствуют точности номинации, лаконизму выражения, однозначности и глубине обобщения понятия. Документализм и эмоциональность в репортаже постоянно чередуются, использование номинативных и экспрессивных конструкций и выражений меняется в соответствии с замыслом речи. Как и для других публицистических жанров, для жанра публицистики важна яркая и открытая оценочность. Существуют газетные жанры, представляющие разновидность популярного или научно-публицистического стилей. Отбор языковых средств в них полностью зависит от характера подобной публицистики. В текстах материалов по технике, экономике, медицине и других превалирующее значение имеет специальная лексика, употребляющаяся в прямом значении. Широкое использование специальной лексики в текстах научно-популярных жанров — главная стилеобразующая черта такой публицистики. Многочисленные термины в газетных материалах употребляются без пояснений.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.013 с.) |