Жанр хроникальных информаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр хроникальных информаций



Как правило, речевая структура публицистики несет в себе некоторую оценку, эмоциональность, личностность, но существуют и исключения. К этим исключениям отно­сятся газетные жанры, в которых требуется полная устраненность ав­торского «я». Такими «обезличенными» жанрами являются хрони­кальная информация, информационное сообщение, информацион­ная заметка и др. Содержание текстов этих жанров публицистики предельно объективно и, как правило, строится по определенному шаблону. Жанр хроникальных информации официален и требует опреде­ленного стандарта.

Для текстов такого жанра отбирается лексика, не несущая оцен­ки, обозначающая время, место и действие, особенности действия.

Особенно характерны для документальных информационных жан­ров публицистики устойчивые, стандартизованные глагольно-именные сочетания, сохраняющие окраску официально-делового стиля, например, такие: принять посла, встретить высокого гостя, подпи­сать соглашение об экономическом сотрудничестве между обеими странами, провести назначенные мероприятия, прибыть с официаль­ным (неофициальным) визитом, рассмотреть дело об..., рассмотреть поправку к закону и т.п.

Группа подобных глагольно-именных сочетаний, используемых в жанрах хроникальных информации, служит для обозначения определенных явлений действительности и не допускает изменений в смысле компонентов, составляющих эти словесные сочетания. Отбор фонетических средств жанра хроникальных информации реализуется в устной форме на радио и телевидении (например, в передачах «Новости», I «Вести», «Время») и зависит от характера передаваемой информации. Для официальной хроники характерно книжное нейтральное диктор­ское произношение, важные правительственные сообщения зачитываются диктором или ведущим передачи с торжественной интонацией, для неофициальной хроники возможно чередование типов интонации — от книжной нейтральной до приподнятой.

Тексты официальных хроник строго выстроены, языковые сред­ства в них стандартизованы, и поэтому информация, содержащаяся в этих текстах, с легкостью воспринимается адресатами речи. Примером (текста официальной хроники может служить следующее шаблонное построение: Сегодня по приглашению... с официальным визитом прибыл... Главу государства встречали... и другие официальные лица. В ходе встрещчи были затронуты вопросы... и достигнуты соглашения...

Тексты с неофициальной информацией менее стандартны, но в них также отсутствует индивидуальный авторский стиль. Конструирование подобных текстов происходит из готовых стереотипных блоков, в которых используется как оценочная, так и неоценочная специфичная лексика, а также устойчивые глагольно-именные сочетания, словесные формулы, языковые клише и другие речевые стандарты.

Жанры с наличием индивидуального авторского присутствия го­раздо более многочисленны и разнообразны, чем жанры, полностью «обезличенные».

Классификация публицистических жанров с присутствием автор­ского «я» заключается в степени их субъективности. Специфичной чертой, общей для всех этих жанров, является прямая, авторская оценочность. В отличие от художественной литературы, в которой речевые слои разнообразны (образ автора, образы персонажей, речевой образ рассказчика), сложны во взаимодействии и создают богатый много­стилевой материал, публицистика несет в себе, как правило, только один стилистический слой — речь автора. Специфическая черта одноплановости речи в публицистике связана с прямым выражением авторской позиции, с индивидуальностью и личностью автора-пу­блициста, его характером, богатством чувств, эмоций и жизненного опыта. Открытость авторского присутствия «я» обусловливает важ­нейшую функцию публицистики — воздействующую.

Для всех жанров публицистики обязательной особенностью явля­ется документальность, подлинность в изображении действительности.

Кроме субъективности, открытости автора, на дифференциацию газетных жанров влияет сочетание публицистического стиля с тем или иным функциональным стилем языка. Некоторые отличия в сти­ле газетных жанров восходят к характеру издающего органа, специа­лизации газеты и тематики содержания публицистического текста.

Межстилевые, переходные влияния публицистического и худо­жественного стилей отражаются в таких газетных жанрах публици­стики, как очерк, фельетон, репортаж, выступление.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба.

Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стек­лянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени.. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката... Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость. А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон под черными кустами край неба смутно яснеет... Что это? Пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки дерев-

ни... Вот, наконец, и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый

белой скатертью, горящую свечу, ужин...

И. Тургенев «Лес и степь»

Очерк

Синтетическим жанром, в котором в равной степени присут­ствуют и публицистический и художественный стили, является очерк. Очерк представляет прямую противоположность жанрам информа­тивным по степени присутствия в них авторского «я». В классифика­ции публицистических жанров по открытости авторской позиции очерк занимает ведущее место, так как это самый «субъективный» пу­блицистический жанр.

Повествование в очерке очень часто ведется от первого лица и свидетельствует о реальном факте, событиях, увиденных конкретным лицом. Даже если в очерке повествование ведется от третьего лица, то все равно читатель чувствует присутствие автора, его оценку собы­тий и эмоциональный настрой. Автор в таких случаях является пред­ставителем определенной социальной группы, выражает общую точ­ку зрения людей этой группы.

Повествование от первого лица, прямая оценка и анализ автором реального события имеют особое воздействие на читателя.

Отбор языковых средств в жанре очерка нацелен на воздействие и выразительность публицистического текста.

Экспрессивности, выразительности способствуют обращения к чи­тателю в тексте очерка, использование императивных форм и элемен­тов спора с предполагаемым отношением.

Очерк — удачнейшая форма познания жизни и приобщения миллионов к тому, что делается вне доступного их глазу пространства.

М. Горький

Воздействующему влиянию публицистического текста в немалой ' степени способствует и максимально приближенное к читателю общение автора. В публицистике имеется большой выбор языковых |средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Местоимение «мы» используется вместо местоимения «я», что объединяет автора и читателя. «Ты» вместо «я» используется, когда автор приписывает со­вершаемые им действия обобщенному лицу.

Приближенность автора к читателю выражается также в повелительных наклонениях глаголов, модальных словах и частицах, разго­ворно-просторечной лексике, монологах с элементами диалога.

Отбор лексических средств в жанре очерка происходит по принципу «оценочное». В очерке может присутствовать до 50% оценочных слов от всей суммы слов текста.

По характеру использования языковых средств очерк относится к художественно-публицистическим жанрам.

Очерк и художественное произведение объединяет отражение действительности в образах. Отличие заключается в том, что в очерке образы не образуют системы и они гораздо лаконичнее, чем образы ^Художественного произведения.

Образы в очерке создаются при помощи использования выразительных средств языка — метафор (враг захлебнулся в крови, черная тень легла на нашу землю; ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, яростью гнева разгромить германские полчища; быстрый ветерок;умирающая природа), эпитетов (чудовищный удар, смертельный враг,бессмертная слава, истекающий кровью немецкий фронт, сурово принял на себя, жестоко приостановили, шаловливые дети, светлые воды), сравнений и др. При помощи олицетворений в очерке создаются кон­кретные микрообразы, например микрообразы леса, реки, города и деревни. Повышенная эмоциональность, экспрессивность текста не­сут оценочное, субъективное значение. Позитивная или негативная оценки зависят от характера и темы повествования. В том или ином очерке могут выражаться как восторг и восхищение автора, так и его негодование и возмущение.

Стиль очерка может быть информативно-публицистическим. Мно­гостилевая направленность, чередование стилей в тексте являются ха­рактерными чертами очеркового жанра. Вследствие этой особенно­сти лексика в очерке представлена разными категориями: разговор­ной, книжной, высокой, научной лексикой. Грамматические формы, фразеологические сочетания, синтаксические конструкции также от­бираются из разных стилистических пластов.

Фельетон

К художественно-публицистическому газетно-журнальному жанру, основная особенность которого — острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу, также относится фельетон (франц. feuilleton, от feuille — листок). Фельетоны печатались впервые во Фран­ции на отдельных листках (отсюда название). Современный фельетон содержит элементы сатиры и юмора.

Репортаж

Еще одним жанром, близким к художественному произве­дению, является репортаж. Репортаж, как и очерк, характеризуют по­вествование от первого лица и открытое присутствие автора.

В репортаже обязательны две черты, отличающие этот жанр: документализм и эмоциональность рассказа.

Документализм обусловливает объективную точность и аналитико-обобщенный характер изложения. Лексика при этом отличается отсутствием оценочности и стандартизованностью. Это выражается в использовании прямых значений слов, терминологии определенного круга, книжности речи, в синтаксических конструкциях сравнитель­но сложного типа.

Эмоциональность рассказа в репортаже передают образность и метафоризм. Образность этого жанра публицистики отличается от образности художественной речи эскизностью и лаконичностью.

Широко используются в репортаже лексико-фразеологические и синтаксические средства живой разговорной речи, введение прямой речи, разнообразные языковые средства эмоционального и экспрес­сивного характера.

Часто в репортаже употребляются термины, которые способству­ют точности номинации, лаконизму выражения, однозначности и глубине обобщения понятия.

Документализм и эмоциональность в репортаже постоянно чере­дуются, использование номинативных и экспрессивных конструкций и выражений меняется в соответствии с замыслом речи.

Как и для других публицистических жанров, для жанра публици­стики важна яркая и открытая оценочность.

Существуют газетные жанры, представляющие разновидность популярного или научно-публицистического стилей. Отбор языко­вых средств в них полностью зависит от характера подобной публи­цистики.

В текстах материалов по технике, экономике, медицине и других превалирующее значение имеет специальная лексика, употребляю­щаяся в прямом значении. Широкое использование специальной лекси­ки в текстах научно-популярных жанров — главная стилеобразующая черта такой публицистики. Многочисленные термины в газетных ма­териалах употребляются без пояснений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.013 с.)