Источники п0де0ра материалов аля выступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники п0де0ра материалов аля выступления



Успех публичного выступления определяется в первую оче­редь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме.

В методической литературе определены основные ис­точники, из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним отно­сятся:

Ø официальные документы;

Ø научная, научно-популярная литература;

Ø справочная литература, энциклопедии, энциклопеди­ческие словари, словари по различным отраслям зна­ний, лингвистические словари (толковые, иностранных
слов, орфоэпические, орфографические, синонимов, антонимов, омонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели и т.п.;

Ø художественная литература;

Ø статьи из газет и журналов;

Ø передачи радио и телевидения,

Ø материалы, помещенные в Интернете;

Ø результаты социологических опросов;

Ø собственные знания и опыт;

Ø личные контакты, беседы, интервью;

Ø размышления и наблюдения.

Ø

Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отноше­ние к жизни слушателей или того коллектива, организации, ре­гиона, о котором идет речь. Такой материал оживляет высту­пление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Поиск материалов для ораторской речи требует определен­ного времени, поэтому подготовку к выступлению по возмож­ности надо начинать заранее.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библио­теке. Следовательно, выступающему необходимо уметь поль­зоваться различными каталогами (алфавитным, систематиче­ским, предметным), библиографическими изданиями, справоч­ной литературой. Большую помощь в поиске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время.

Очень важно научиться правильно работать с книгой. Преж­де всего следует определенным образом настроить себя, дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различ­ной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в вы­ступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мне­нием автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступле­ния наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т.д. Подобные установки помогут оратору более целенаправ­ленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-ли­бо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбиниро­ванное чтение — это сплошное чтение одних частей и выбо­рочное — других.

Работу над книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается титульный лист книги. На нем напечатаны название книги, которое дает представление о ее содержании, фамилия автора. Нередко на титульном лис­те дается классификационная характеристика книги (учебник, учебное пособие, справочное пособие, словарь-справочник и др.), позволяющая определить ее назначение.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если за­интересовавшая книга выпущена десять—двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому тре­буется ознакомиться и с новой литературой по интересующе­му вопросу.

На титульном листе указывается также наименование изда­тельства и место издания книги. Следует просмотреть и оглав­ление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Ознакомиться с книгой помогает аннотация, которая поме­щена на обороте титульного листа или в конце книги. В ней кратко рассказывается о содержании книги, говорится о ее на­значении, даются сведения об авторе и т.д.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендует­ся прочитать их. В предисловии рассказывается история напи­сания книги, передается ее краткое содержание, характеризу­ются основные проблемы. В послесловии автор подводит ито­ги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг яв­ляется очень важным моментом в поиске материала для высту­пления. Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить более детально.

В процессе подготовки к выступлению нужно обязатель­но делать соответствующие записи прочитанного. Прав был Д. И. Менделеев, который утверждал, что «найденная, но не записанная мысльэто найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи — это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии. Выписки рекомендуется делать на кар­точках. Желательно, чтобы они были одинакового размера. На каждой карточке делают не более одной записи. В верх­ней части карточки следует указать тему, к которой относит­ся запись, а в нижней — подробно и в определенной после­довательности записать «выходные данные» источника, т.е. фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания.

Конечно, невозможно предложить рекомендации по под­бору материалов для выступления, в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жизни выраба­тываются свои методы и приемы работы. Главное, чтобы они были эффективными.

Разработка плана выступления. Виды планов.

Как показывает практика, речи, написанные без предвари­тельно составленного плана, обычно имеют существенные ком­позиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана вы­ступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладыва­ется в отведенное для выступления время. Поэтому при под­готовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

План — взаимное расположение частей, краткая программа ка­кого-нибудь изложения.

По определению толкового словаря русского языка, план — это взаимное расположение частей, краткая про­грамма какого-нибудь изложения. На разных этапах подго­товки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. Охарактери­зуем их.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охра­не окружающей среды можно говорить о загрязнении возду­ха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтоже­нии лесов, растительности, о защите животного мира и т.д.

 

Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. По­этому важно сразу определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который по­могает более целенаправленно подбирать литературу и выде­лять фактический материал для выступления. Конечно, в про­цессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эф­фективной работе над выступлением. Кроме того, предвари­тельный план помогает оратору отразить собственное реше­ние раскрытия данной темы, его личный подход к освещае­мой проблеме.

Рабочий план. Он составляется после того, как изуче­на литература, обдумана тема, собран фактический матери­ал. При его написании необходимо не только выделить во­просы выбранной темы, но и отобрать из них самые сущест­венные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулиров­ки отдельных положений, указываются примеры, перечисля­ются факты, приводятся цифры, которые будут использова­ны в речи. Составление рабочего плана помогает лучше про­думать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженны­ми фактическим материалом, какие, напротив, не имеют при­меров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т.д. Это дает возможность устранить недостатки в построе­нии речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточня­ется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает воз­можность судить о содержании выступления, его структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предвари­тельного, является то, что он представляет ценность для са­мого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосо­четания и даже отдельные слова.

Основной план. На основе рабочего плана оратору реко­мендуется составить основной план, называющий вопросы, ко­торые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столь­ко для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего ос­новной план сообщается в лекциях, докладах, научных со­общениях и т.п. Слушатели обычно во время таких выступ­лений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуме­стно.

 

По структуре планы бывают простые и сложные.

При составлении плана важно соблюдать основное требо­вание, предъявляемое к нему: он должен быть логически вы­держанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному под­ходит к освещению темы и составляет свой план. Кроме то­го, у оратора могут быть различные варианты плана по дан­ной теме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.011 с.)