ТОП 10:

Вопрос 6. Борьба «норманистов» и «антинорманистов» в Русской исторической науке



Концепция Норманизм Антинорманизм
Сторонники А. Шлецер, Г. Миллер, Г. Байер (XVIII век), В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, М. М. Щербатов (XVIII - XIX века) М. В. Ломоносов (XVIII век), И. Е. Забелин (XIX век), С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский (конец XIX - начало XX)
Аргументы · Рассказ летописи достоверен · Русы, варяги есть норманны, то есть германское племя, с более высоким уровнем развития. Они образовали государство у славян · Имена послов в договорах Руси с греками - норманнские · Названия днепровских порогов переводятся с германских языков. · Рассказ летописи - легенда · Варяги-русь - племя не норманнское, их предки - роксаланы, жившие по берегу Черного моря · Варяги на Руси были, но их было мало и государство они создать не могли · Имена послов не германские. · Названия днепровских порогов не имеют смысла в германских языках

В рамках анализа норманской теории важнейшим спорным моментом является вопрос о том, кто такие варяги, которые откликнулись на зов русичей? В историографии проблемы, к сожалению, нет однозначного вопроса на этот вопрос.

По мнению историка И. А. Заичкина варяги - это скандинавы. Историк Х. Ловмяньский придерживается аналогичного взгляда на проблему, но при этом выделяет в варяжской экспансии на Русь два этапа:

  1. Длился до последней четверти X века, - в этот период варяги вели со славянами активную торговлю и выступали в качестве купцов
  2. С последней четверти X века варяги превратились в наемных воинов, которые вели активные боевые действия по территории всей Восточной Европы.

Л. Н. Гумилев тоже считает, что варяг - это профессия - наемник, и причем, не обязательно, норманн. Историк А. Г. Кузьмин, напротив, утверждает, что варяги - это племя на южном берегу Балтийского моря, принадлежащее к вандальской группе племен и к IX веку окончательно ославянившееся. Этимология слова "варяг" восходит к индоевропейскому "вар" (море). Следовательно, варяги, - есть поморяне, и искать их следует не на северном, а на южном берегу Балтийского моря в междуречье Вислы и Одера.

Кстати говоря, славянство варягов многое объясняет:

  1. Почему язык варягов понятен киевлянам без всякого переводчика.
  2. Почему варяги дают славянские названия городам в местах, где славян еще и не было (например, Белоозеро).

Германские ученые, приехавшие в Россию по приглашению русских монархов, были лучше знакомы с зарубежными источниками по истории Руси. Миллер, в частности, строил свою концепцию, основываясь на свидетельствах скандинавских саг, в которых упоминается конунг Рёрик (Рюрик). М. В. Ломоносов, основываясь на русских летописях, доказывал, что Рюрик был не норманном, а славянином.

Норманист Байер первый обратил внимание на легендарность братьев Рюрика - Синеуса и Трувора. Их имена являются, по-видимому, искажением шведских слов:

  • Синеус - sine use - свой род;
  • Трувор - tru war - верная дружина.

Достоверность летописного рассказа о призвании варягов признавалась и русскими историками М. М. Щербатовым, В. Н. Татищевым, Н. М. Карамзиным.

Однако анализ русских летописей выявил и более поздние добавления к старой легенде, сделанные из политической выгоды в последующие века. В XV веке, новгородцы, оказавшись перед реальной угрозой потери своей независимости от московского князя, внесли существенные дополнения в свои летописи. Рюрик теперь был призван в Новгород по совету новгородского старейшины Гостомысла. В XV веке фигура Гостомысла олицетворяла для новгородцев власть посадника, а сам рассказ о призвании варягов служил подтверждению новгородской "старины" - праву города призывать князя-военачальника для защиты города.

В конце XV - в XVI веках, когда княжеской власти Московского государства потребовалось усилить свое влияние, в русские летописи проникла новая версия о Рюрике - теперь уже потомке римского императора Августа, пришедшего в Русскую землю из Пруссии. Россия, претендовавшая на Пруссию и выход к Балтийскому морю еще со времен Ивана Грозного, смело использовала имя Рюрика для обоснования своих претензий на эти земли, как на "отчину" первого русского князя.

Подобные поздние вставки в летописи давали основания антинорманистам считать Рюрика легендарной фигурой.

Свой вклад в разрешение этой проблемы внесли и вспомогательные исторические дисциплины, в частности, археология. Многочисленные раскопки на севере страны дали исследователям богатый материал - скандинавский инвентарь, оружие, могильники, схожие со скандинавскими. Присутствие варягов на Руси можно считать доказанным. Современные антинорманисты стали склоняться к признанию историчности фигуры Рюрика, отождествляя его с Рюриком Ютландским, о котором повествуют скандинавские саги. Б.А. Рыбаков признал, что призвание Рюрика было средством защиты от варяжской дани, когда новгородцы для обороны от одних варягов призвали других на правах князей.

В современной антинорманистике можно выделить две тенденции развития:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.77 (0.003 с.)