ТОП 10:

Вопрос 51. Владимиро-Суздальская Русь в княжение Юрия Долгорукова и Андрея Боголюбского



Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории нашей страны, составив основу будущей российской государственности. Вместе с тем именно здесь уже в домонгольский период произошли значительные социально-политические изменения, унаследованные затем Московским государством.

1. Природные условия. Колонизация. Землевладение

Ростово-Суздальская (позднее - Владимиро-Суздальская) земля располагалась на Северо-Востоке Руси и отделялась от Приднепровья мощной полосой леса. Население Северо-Востока составляли кривичи и вятичи. Эта территория находилась вдали от традиционно важнейшего торгового пути "из Варяг в Греки" . На большей части Северо-Востока преобладали подзолистые почвы, только в так называемом владимирском "ополье" - черноземовидные. Большая часть территории была покрыта лесом. Обилие лесов позволило долго сохранять подсечное земледелие. Поэтому частное землевладение появилось лишь на рубеже XI и XII вв. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Землевладельцы русского Северо-Востока были в гораздо большей степени связаны с княжеской властью, нежели со своими земельными владениями.

В XI в. на Северо-Восток в массовом порядке переселялись жители Южной Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли.

2. Княжение Юрия Долгорукого

По разделу Руси Ярославом Мудрым Северо-Восток отошел Всеволоду, затем - Владимиру Мономаху. Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли стал сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем столицей княжества вместо древнейшего на Северо-Востоке города Ростова стал Суздаль. Юрий упорно боролся за киевский великокняжеский престол со своим племянником Изяславом и с черниговскими князьями. Именно за стремление распространить свою власть на далекий Киев он получил прозвище "Долгорукий". С Юрием связано первое летописное упоминание о Москве (1147 г.), куда он приглашал своего союзника. Однако ученые не признают Юрия основателем Москвы, полагая, что поселение на месте Москвы существовало еще в Х в. В 1155 г. Юрий стал киевским князем и оставался им до смерти в 1157 г.

3. Княжение Андрея Боголюбского.Особенности политической жизни Северо-Восточной Руси

Наследником Юрия на Северо-Востоке стал его сын Андрей Боголюбский. Он вернулся на север еще при жизни отца, стремясь избежать постоянных на юге усобиц. Андрей взял с собой икону Богоматери, написанную по преданию Св. Лукой, автором одного из четырех Евангелий. Впоследствии эта икона (Богоматерь Владимирская) стала важнейшей религиозной святыней Северо-Востока и Московской Руси. Андрей перенес столицу из Суздаля во Владимир. Это объяснялось тем, что в старых городах - Ростове и Суздале - власть князя ограничивало вече, а в молодом "пригороде" Владимире веча не было. Своей резиденцией Андрей сделал укрепленный замок Боголюбово неподалеку от Владимира, по которому и получил прозвище Боголюбский.

Стремясь укрепить собственную власть, Андрей изгнал из Владимиро-Суздальской земли старших дружинников своего отца и стал опираться на лично преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во взаимоотношениях князя и дружины. Если в период Киевской Руси дружинники были вассалами князя, то теперь бояре Северо-востока, получавшие от князя свои земельные владения, становятся его слугами . Так было положено начало процессу становления княжеского единовластия и деспотизма.

При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Андрей фактически самовластно распоряжался не только на Северо-Востоке, но и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, подверг его жестокому разграблению и посадил на киевский престол своего младшего брата Глеба, а сам остался во Владимире. Это свидетельствовало о падении роли Киева среди русских городов. После смерти Глеба на киевском престоле находились смоленские князья, получившие великое княжение также по воле Андрея. Правда, позднее Андрей рассорился с ними и пытался изгнать их из Киева, но неудачно. Отношения с младшими князьями Андрей также стремился строить не на основе вассалитета, а на основе подданничества (служебничества).

Пытаясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей пытался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха.

После смерти Ярослава Мудрого ростово-суздальскими землями владели его сын Всеволод и внук Владимир Мономах, после которого удел, в свою очередь, перешел к одному из его младших сыновей, Юрию Долгорукому. Именно при этом князе, в XII в., Суздальская земля стала независима от Киева.

Свое прозвище Юрий Долгорукий получил из-за постоянных попыток протянуть руки к Киеву и Новгороду, другим русским землям. В 1155 г. он, наконец, стал великим киевским князем. Но, всем своим сердцем стремясь на "золотой стол", он не забывал и об интересах Суздальской земли.

Юрий Долгорукий начинает укреплять западные и юго-западные рубежи своего удела. Примерно в одно время, в середине XII в., он возводит первый деревянный Кремль на реке Москве. В 1147 г. князь пригласил своего союзника Святослава Черниговского погостить в новой княжеской крепости – Москве. Как известно, летописная запись об этом и стала первым упоминанием о существовании будущей столицы России. Затем он строит крепость Дмитров для контроля над реками Дубной и Яхромой, запирает устье Волжской Нерли городом Константином (Кснятин). На узле водных дорог – озере Клещине (Плещеево озеро) – воздвигает новый город Переяславль-Залесский, куда из города Клещина было перенесено административное управление краем и переведен гарнизон, возросший в соответствии с новыми задачами.

Кроме этих крепостей, князь основал еще несколько городов: Юрьев Польской, Звенигород, Микулин, Городец.

После смерти Юрия Владимировича Суздальская земля перешла к его сыну Андрею Боголюбскому. В отличие от родителя, тот не любил Киев и предпочитал жить в родной для него суздальской земле. В 1156 г. Андрей, оставив Вышгород, без родительского благословения вернулся в Суздальскую землю. Тогда же он увез с собой из вышгородского Богородичного женского монастыря знаменитую икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Эта икона впоследствии стала почитаться как величайшая русская святыня.

После смерти отца Андрей принял власть в Суздале и Ростове, но не поехал в эти старые города, а сделал стольным городом Владимир.

Особенностью Суздальской земли было то, что старое боярство, но традиции стоявшее во главе вечевого представительства, было сосредоточено в древних городах Ростове и Суздале. Но новый князь в своей политике опирался не на них, а на преданных лично ему младших дружинников и массы пришлого населения с юга, которые еще не попали в зависимость к суздальским боярам и больше зависели от княжеской администрации.

Уже с 1157 г. Андрей Юрьевич начал сосредотачивать власть в своих руках. Он изгнал из Русской земли в Византию своих младших братьев и племянников. "Се же сотвори, желая быть самовладцем в Суздальской и Ростовской земле", – объяснил эти действия князя летописец. Тогда же Андрей провозгласил столицей быстро растущий Владимир-на-Клязьме, который населяли в основном переселенцы из Южной Руси. В нем строятся новые укрепления, возводятся церкви, в том числе белокаменный Успенский храм, сооружаются, в подражание Киеву, Золотые и Серебряные ворота.

Свою власть князь Андрей стремился распространить на все русские земли, продолжая в этом смысле начинания отца. Только руки Андрея Юрьевича простерлись куда дальше отцовской длани. Помимо привычного юга, устремления владимирского князя требовали подчинения всех соседних областей, включая новгородские, рязанские и смоленские земли, Волжскую Булгарию.

Именно при Андрее Боголюбском древний Киев, захваченный и разграбленный его войсками в 1169 г., теряет старейшинство, уступая другим княжеским столицам.

Пытаясь подчинить своей воле не только соседей-князей, но и собственное боярство, Андрей Боголюбский вступил с ним в конфликт. Свое отношение местная знать продемонстрировала ему в 1173 г, когда Андрей задумал новый поход на Волжскую Булгарию. В Городце на Волге в устье Оки был назначен сбор войску и боярским дружинам. Но князь напрасно ожидал своих слуг: путь им был "не люб", и они, не выказывая прямого неповиновения, нашли хитроумный способ уклониться от нежелательного похода: "идучи не идяху" (идучи, не шли к своему князю).

Конфликт разрастался и уже в следующем 1174 г. привел к убийству князя боярами-заговорщиками. 28 июня 1174 г. 20 его недругов-бояр, среди которых были Петр и Яким Кучковичи, княжеский ключник Анбал и жена самого князя Улита Степановна (Кучковна), ворвались в резиденцию Андрея в Боголюбом (ныне Боголюбово) и убили его.

После смерти Андрея Боголюбского во Владимирской земле начались усобицы между его сводными братьями, поддержанными черниговскими князьями и племянниками, на стороне которых был рязанский князь Глеб. Усобица во многом стала следствием действий самого Андрея, который, став великим князем, изгнал мачеху и ее сыновей Василька, Мстислава, Михалка (Михаила) и Всеволода.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.009 с.)