Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 42. Древнерусское общество в «Повести временных лет»
Народ и власть. Несмотря на значительный общественный вес князя, его власть не была всеобъемлющей. В древнерусском обществе глубоко укоренились традиции народоправства – коллективного общинного управления. Историки называют его вечевым идеалом Вече функционировало во всех крупных городских центрах Древней Руси. Оно ведало вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы. Даже создание судебных сборников не являлось частным делом князя или его ближайшего окружения. Некоторые историки предполагают, что введение новых законов или отмена старых производилась с предварительным обсуждением на вече. То есть, ни одно сколько-нибудь значимое общественное дело не решалось без участия народа. Вечевая власть зорко следила за соблюдением князем условий договора с местным обществом и определяло меру наказания за его нарушение. Именно древлянское вече вынесло князю Игорю в 945 г. приговор: “Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его”. Вечевые собрания проводились и в Киеве. В 968 г., когда Святослав Игоревич воевал в Болгарии Дунайской, киевское вече направило князю резкое требование вернуться в Киев и защитить свою землю от печенегов. В XI-XII вв. городские вече стали все чаще вторгаться в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, они могло пригласить к себе любого князя или указать неугодному “от ворот поворот”. В 1068 г. после поражения киевского князя Изяслава Ярославича от половцев вече приняло решение об его изгнании и приглашении на киевский стол Всеслава Полоцкого, находившегося в Киеве в заточении. Менее чем через год киевлян снова собирались на вече, дабы заручиться помощью Святослава и Всеволода Ярославичей против Изяслава, шедшего с польским войском на Киев. В 1113 г. именно киевское вече, вопреки существовавшему порядку престолонаследия, призвало в Киев на княжение Владимира Мономаха. В 1125 г. на киевский престол был посажен старший Мономашич Мстислав, а после его смерти в 1132 г. киевляне передали власть его брату Ярополку. Нередко бытует представление о вече как неуправляемом собрании, где вопросы решались «криком»: кто кого перекричит. Документы свидетельствуют, что собрания проходили весьма организованно, с соблюдением правил, выработанных вечевой практикой. Обычно вече собиралось на площади перед главным храмом (в Киеве, например, перед Софийским собором). В ожидании его начала горожане вели себя степенно. «Заседанием» руководил князь, митрополит и тысяцкий. Выступить на вече простому человеку можно было лишь с разрешения самого собрания. Некоторые историки допускают существование протокольных записей вечевых решений.
Вопрос о вече является дискуссионным в науке. Часть советских историков (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др.) видели в вече собрание феодальных верхов, защищающих свои классовые привилегии. Однако большинство современных исследователей (как, впрочем, и дореволюционных) рассматривают вече как демократический институт, на котором были представлены практически все слои древнерусского общества. Конечно, непременными их участниками была древнерусская знать: князья, бояре, богатые купцы. Нередко они руководили вечевыми собраниями, но навязать свою волю не могли. Народ принимал решения исходя из собственных интересов. Древнерусская знать была вынуждена считаться с волей народа. Подобная ситуация во многом объясняется спецификой военной организации Древнерусского государства. Народное ополчение. Одной из традиционных основ восточнославянского общества, воспринятой Древнерусской государственностью, было существование народного ополчения - прямого вооружения народа. То есть почти все мужчины на Руси были заняты не только в производстве тех или иных материальных благ, но и в военном деле. При этом народные ополченцы – «вои» предстают в Русской Правде не только «оружно», но и «конно», т.е. народное ополчение делились на пешую и конную рать. Вооруженный народ практически на всей территории Древней Руси был организован по десятичной системе. Ее основу составляли сотни – территориально-административные образования и вместе с тем военные единицы. Возглавлявшие их сотники (сотские) являлись не только административными, но и военными чинами. Сотни складывались в тысячу, которая и являлась собственно народным ополчением определенного города и примыкающей к нему округи. Во главе народное ополчение стояли тысяцкие. Как правило, они выбирались из представителей уже прошедших через должности десятских и сотских.
Весьма существенным являлось то обстоятельство, что народное ополчение подчинялось не князю, а городскому вече. Именно вече принимало решение о выступлении в поход, которое являлось обязательным для всех. К тем, кто уклонялся от исполнения воинского долга, применялись суровые наказания, хотя в некоторых случаях можно было откупиться деньгами. Основная тяжесть войн, которые вела Русь с внешними врагами ложилась на плечи «воев». Профессиональные воины – княжеские дружинники, составляли лишь незначительную часть древнерусской воинской рати, и в случае серьезной военной опасности выступали как своеобразный штаб, который руководил народным ополчением. В то же время народные ополченцы не были пассивны и во внутренних делах государства. Они составляли основную массу участников вечевых собраний. Именно это обстоятельство и заставляло знать считаться с волей веча. Кроме того «вои» активно участвовали и в межкняжеских спорах, начиная с первых раздоров Святославичей, Владимировичей и Ярославичей (в летописях они выступали как «кияне», «переяславцы», «черниговцы», «новгородцы» и прочие). Таким образом, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства - коллективного общинного управления. Князь не был в полном смысле государем (ни в восточном варианте, ни западном). Большими правами обладало народное собрание. С помощью веча народ влиял на ход всей общественно-политической жизни. Высокая социально-политическая активность населения обусловливалась демократическим характером военной организации, в которой весьма важное место принадлежало народному ополчению. Именно «вои» определяли исход военных столкновений, внешних и внутренних
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.072 с.) |