![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 42. Древнерусское общество в «Повести временных лет»
Народ и власть.Несмотря на значительный общественный вес князя, его власть не была всеобъемлющей. В древнерусском обществе глубоко укоренились традиции народоправства – коллективного общинного управления. Историки называют его вечевым идеалом Вече функционировало во всех крупных городских центрах Древней Руси. Оно ведало вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы. Даже создание судебных сборников не являлось частным делом князя или его ближайшего окружения. Некоторые историки предполагают, что введение новых законов или отмена старых производилась с предварительным обсуждением на вече. То есть, ни одно сколько-нибудь значимое общественное дело не решалось без участия народа. Вечевая власть зорко следила за соблюдением князем условий договора с местным обществом и определяло меру наказания за его нарушение. Именно древлянское вече вынесло князю Игорю в 945 г. приговор: “Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его”. Вечевые собрания проводились и в Киеве. В 968 г., когда Святослав Игоревич воевал в Болгарии Дунайской, киевское вече направило князю резкое требование вернуться в Киев и защитить свою землю от печенегов. В XI-XII вв. городские вече стали все чаще вторгаться в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, они могло пригласить к себе любого князя или указать неугодному “от ворот поворот”. В 1068 г. после поражения киевского князя Изяслава Ярославича от половцев вече приняло решение об его изгнании и приглашении на киевский стол Всеслава Полоцкого, находившегося в Киеве в заточении. Менее чем через год киевлян снова собирались на вече, дабы заручиться помощью Святослава и Всеволода Ярославичей против Изяслава, шедшего с польским войском на Киев. В 1113 г. именно киевское вече, вопреки существовавшему порядку престолонаследия, призвало в Киев на княжение Владимира Мономаха. В 1125 г. на киевский престол был посажен старший Мономашич Мстислав, а после его смерти в 1132 г. киевляне передали власть его брату Ярополку. Нередко бытует представление о вече как неуправляемом собрании, где вопросы решались «криком»: кто кого перекричит. Документы свидетельствуют, что собрания проходили весьма организованно, с соблюдением правил, выработанных вечевой практикой. Обычно вече собиралось на площади перед главным храмом (в Киеве, например, перед Софийским собором). В ожидании его начала горожане вели себя степенно. «Заседанием» руководил князь, митрополит и тысяцкий. Выступить на вече простому человеку можно было лишь с разрешения самого собрания. Некоторые историки допускают существование протокольных записей вечевых решений. Вопрос о вече является дискуссионным в науке. Часть советских историков (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др.) видели в вече собрание феодальных верхов, защищающих свои классовые привилегии. Однако большинство современных исследователей (как, впрочем, и дореволюционных) рассматривают вече как демократический институт, на котором были представлены практически все слои древнерусского общества. Конечно, непременными их участниками была древнерусская знать: князья, бояре, богатые купцы. Нередко они руководили вечевыми собраниями, но навязать свою волю не могли. Народ принимал решения исходя из собственных интересов. Древнерусская знать была вынуждена считаться с волей народа. Подобная ситуация во многом объясняется спецификой военной организации Древнерусского государства. Народное ополчение.Одной из традиционных основ восточнославянского общества, воспринятой Древнерусской государственностью, было существование народного ополчения- прямого вооружения народа. То есть почти все мужчины на Руси были заняты не только в производстве тех или иных материальных благ, но и в военном деле. При этом народные ополченцы – «вои» предстают в Русской Правде не только «оружно», но и «конно», т.е. народное ополчение делились на пешую и конную рать. Вооруженный народ практически на всей территории Древней Руси был организован по десятичной системе. Ее основу составляли сотни – территориально-административные образования и вместе с тем военные единицы. Возглавлявшие их сотники (сотские) являлись не только административными, но и военными чинами. Сотни складывались в тысячу,которая и являлась собственно народным ополчением определенного города и примыкающей к нему округи. Во главе народное ополчение стояли тысяцкие. Как правило, они выбирались из представителей уже прошедших через должности десятских и сотских. Весьма существенным являлось то обстоятельство, что народное ополчение подчинялось не князю, а городскому вече. Именно вече принимало решение о выступлении в поход, которое являлось обязательным для всех. К тем, кто уклонялся от исполнения воинского долга, применялись суровые наказания, хотя в некоторых случаях можно было откупиться деньгами. Основная тяжесть войн, которые вела Русь с внешними врагами ложилась на плечи «воев». Профессиональные воины – княжеские дружинники, составляли лишь незначительную часть древнерусской воинской рати, и в случае серьезной военной опасности выступали как своеобразный штаб, который руководил народным ополчением. В то же время народные ополченцы не были пассивны и во внутренних делах государства. Они составляли основную массу участников вечевых собраний. Именно это обстоятельство и заставляло знать считаться с волей веча. Кроме того «вои» активно участвовали и в межкняжеских спорах, начиная с первых раздоров Святославичей, Владимировичей и Ярославичей (в летописях они выступали как «кияне», «переяславцы», «черниговцы», «новгородцы» и прочие). Таким образом, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства - коллективного общинного управления. Князь не был в полном смысле государем (ни в восточном варианте, ни западном). Большими правами обладало народное собрание. С помощью веча народ влиял на ход всей общественно-политической жизни. Высокая социально-политическая активность населения обусловливалась демократическим характером военной организации, в которой весьма важное место принадлежало народному ополчению. Именно «вои» определяли исход военных столкновений, внешних и внутренних |
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.174.50 (0.009 с.) |