Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 35. Особенности древнерусского общества согласно «Русской правде»
Древнейшей формой совместной жизни и труда являлась община, которая у восточных славянназывалась «миром» или «вервью». Постепенно превратившись из родовой в территориальную, соседскую, она представляла собой село (деревню) и состояла из нескольких семей, каждая из которых вела своё отдельное хозяйство. Земля общины, для обработки и получения продуктов, делилась по жребию между общинниками. Часть семей общинников занималась ремесленничеством: кузнецы, гончары, плотники и др. не только обеспечивали семейные потребности, но часто использовали свою продукцию в качестве товара. Жители соседних общин по ряду причин были слабо связаны друг с другом. Но для заключения браков устраивались «игрища между селами». У каждой верви имелся погост, где проводились религиозные обряды, праздники, торги, сбор дани и повоза 4. Здесь же находилось общее кладбище. На «красном» месте погоста устраивался кон, на котором делались жертвоприношения и произносились клятвы богам. Тут же устанавливались изображения общеплеменных богов. Население общины собиралось вокруг кона на сход для обсуждения важных вопросов, решения по которым принимались «всем миром» и становились «законом» для каждого мирянина. Сход выбирал старосту, а в больших общинах - десятников и сотников. Они выполняли, главным образом, судебные и полицейские и военные функции. Все общинники были связаны круговой порукой - общей ответственностью за выплату дани, за преступления, совершённые на территории общины и т.п. Для защиты от нападений чужеземцев все взрослые мужчины составляли военный отряд, который вливался в общее ополчение земли (княжества). Свободные общинники назывались «люди» или «смерды». Если общинник на договорных началах брал в долг «купу» (в виде зерна, денег и т.п.) у кого-либо, то он становился закупом, который зависел от своего кредиторадо возвращения долга. Невыполнение долгового обязательства превращало закупа в холопа. По своему положению холопы приближались к рабам, т.е. были полностью бесправны. Источниками «обельного» (полного) холопства являлись плен, вынужденная самопродажа в рабство, женитьба на рабыне, а также вступление в наём без специального ряда (договора) с господином.
Таким образом, наряду со свободным населением так же, как и в Европе того времени, в древнерусском обществе, хотя и в значительно меньшем числе, имелись рабы (холопы). В древнейший период были преимущественно пленники, захваченные в военных походах, какой-то процент могли составлять и неплательщики полюдья. Позднее распространилось и долговое холопство. Труд рабов применялся в княжеском и боярском хозяйствах, их «сажали» на землю, включая в служебные категории населения (например, рабы-ремесленники). Из них могли формировать администрацию феодальных хозяйств и военные отряды. Известно, что термин «дворянин» (как, впрочем, и социальная категория, обозначаемая им), тесно связаны с понятиями «двор», «дворня». Смерд, который ушёл из своей родной общины, превращался в изгоя. Изгоями в общинах называли также вольноотпущенных или выкупленных холопов. Изгои не являлись полноправными общинниками. Иногда в общинах, с разрешения схода, поселялись представители других неславянских народов- инородцы (иноземцы). Вокруг больших общин возникали малые верви. В крупных общинах создавались грады (города) -укреплённые центры, где находились княжеский двор, священные реликвии, запасы продовольствия и дома земских бояр, княжеских дружинников, ремесленников и торговцев. После принятия христианства в градах строились церкви, где отправляло религиозную службу белое (приходское) духовенство. С возникновением монастырей появилось черное (монастырское) духовенство. Постепенно вокруг градов образовались поселения смердов - посады. Их жители занимались различной производственной деятельностью, обеспечивая град всем необходимым. В больших городах и посадах возникали концы и улицы, жители которых селились по роду их трудовых занятий. Иногда посад тоже огораживался деревянным частоколом или земляным валом. Вблизи городов иногда основывались особые посёлки, куда князья и бояре приглашали мастеров-ремесленников, предоставляя им ряд привилегий -свобод, отчего и сами села назывались «свободами», или «слободами». Подобные «свободы» привлекали людей: например, о Киеве в XI в. говорили как о городе, куда стекались смерды и беглые холопы.
Часть городов возникла на месте древних племенных погостов и «городищ», а часть была заново построена князьями. Русские города часто носили название их князей-основателей: Киев, Ярославль, Владимир и др. В летописях до XIII в. упоминаются 224 города. С образованием Киевской Руси основным элементом феодального общественного строя становится княжеская (боярская) вотчина. Правящий князь раздавал земельные владения своим детям и приближённым боярам - в «отчину» , т.е. с правом передавать эти земли (вместе с населением) по наследству. Вотчина включала обширную территорию с расположенными на ней крестьянскими мирами и небольшими городами. Её центром был укреплённый княжеский (боярский) двор, который являлся административным центром вотчины. Бояре разделялись на земских и княжеских. Земские бояре -происходили из местных племенных вождей и старейшин, ставших крупными землевладельцами путём освоения новых земель или захвата общинных владений. Они являлись главной силой в народных собраниях, участвовали в выборах князя и входили в его совет. Крупными землевладельцами-феодалами становились и многие дружинники князя, которым он раздавал часть захваченных в результате военных походов земель. Таких дружинников называли «княжи мужи» или «княжи бояре». Они были главными советниками князя по военным вопросам. По-видимому, часть лично зависимых смердов обрабатывала княжескую землю (барщина), часть платила землевладельцу натуральную подать (дань, повоз). Несмотря на то, что основой производства являлся труд смердов, значительную роль в феодальных вотчинах играли холопы. Таким образом, в Х веке родоплеменная организация русских земель окончательно превратилась в территориальную. Возникло большое число городов как центров административного, военного и судебного управления, отделённого от родоплеменной организации. Территории племенных союзов -полян, древлян, волынян, северян и др. становились землями-волостями, в которых, с образованием Киевской Руси, чётко выделились три главных звена управления: князь, дружина, вече.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.005 с.) |