Технологии педагогических измерений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии педагогических измерений.



Педагогическое измерение представляется элементарной единицей педагогической диагностики. При этом, предметом педагогического измерения могут быть самые разные показатели и свойства: образованность, воспитанность, обученность учащегося, а также – показатели образовательной среды (качество программ, развивающий потенциал школьной среды и пр.). Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений также являются примерами педагогических измерений, однако, именно индивидуальные показатели результатов образовательной деятельности до сих пор являются основными предметами педагогических измерений.

Выделяются две взаимосвязанные задачи педагогических измерений: учет (качественная функция накопления информации о сделанном) и оценка (внешняя характеристика полученных результатов). При этом различают проверку (измерение внутри продолжающегося педагогического процесса, ориентированная на его коррекцию) и контроль (измерение, осуществляющееся по завершению определенного этапа педагогического процесса).

Основой школьных измерений является общепринятая 5-балльная система оценивания, согласно которой основными формами контроля является письменный или устный ответ, а критериями его оценки – полнота и правильность. Так, за полный и правильный ответ без ошибок и недочетов выставляется оценка «отлично», за полный ответ, сопровождающийся одной ошибкой или двумя незначительными недочетами – «хорошо», за ответ с двумя ошибками или тремя и более недочетами – «удовлетворительно». Эта система содержит множество недостатков: начиная от концептуальных (достаточно сложно разделить ошибку и недочет, получившаяся шкала достаточно «грубая», кроме того, использование 5-балльной системы не стимулирует учащихся к улучшению своих показателей в силу того, что продолжение ответа не может привести к повышению результата, но способно только снизить оценку).

Одним из следствий 5-балльной системы оценивания является понятие неуспеваемости: к неуспевающим относятся все учащиеся, имеющие по одному или нескольким предметам неудовлетворительные отметки. В зависимости от масштабов явления, выделяется эпизодическая, кратковременная и устойчивая неуспеваемость. Существует множество факторов, обусловливающих неуспеваемость: как правило, причины эпизодической и кратковременной неуспеваемости носят ситуативный характер и находятся в социально-психологической сфере (болезнь учащегося, конфликт с учителем, неготовность к уроку и др.). Причины устойчивой неуспеваемости связаны с действием более долгосрочных факторов, в том числе психофизических нарушений (сниженное внимание, истощение нервной системы), наушений зрения и слуха, речевых нарушений (заиканий, дислексии, дисграфии). Существуют и психологические причины, которые могут приводить к неуспеваемости, в том числе: повышенная тревожность, инфантилизм, несоответствие уровня развития ребенка требованиям программы.

Однако, даже формальная успеваемость может скрывать ряд весьма серьезных проблем, являющихся следствием низкой объективности оценок по 5-балльной шкале. Среди них:

· недостаточная определенность предметов контроля (например, оценка знаний и умений имеют разные предметы);

· личностные особенно, характерологические особенности учителя (великодушие или же напротив, психологические комплексы);

· ошибки ореола (учащийся оценивается не за конкретный ответ, а в соответствии с общим представлением о нем, как о «хорошем» или «плохом»);

· ошибки центральной тенденции (учитель предпочитает ставить средние оценки – «удовлетворительно» и «хорошо», избегая «отличных» и «неудовлетворительных» оценок);

· ошибки контраста (после отличного ответа учитель избегает ставить двойку и наоборот).

С научной точки зрения, необъективность имеет две причины: низкая валидность измерения (т.е. процесс и результат измерения не вполне соответствует тому, что в действительности является предметом измерения) и недостаточную надежность (т.е. независимость результата измерения от условий, временных и личностных факторов проверяющего).

Для преодоления этих недостатков 5-балльной системы оценивания разрабатываются альтернативные технологии педагогических измерений показателей обучения. В основе каждой из альтернативных технологий оценивания – дифференциация понятия оценивания (многоэтапного процесса, включающего формулировку требований и критериев, разработку специальных диагностических средств, процедуры педагогических измерений) и отметки (окончательного результата, балла, представляющего количественный или качественный параметр).

Безотметочное обучение. Эта система используется только в начальной школе и представляет собой полный отказ от применения количественных отметок, и использование исключительно поощрительных мер: похвала, вручение знаков отличия (картинок, наклеек). Наиболее перспективным считается безотметочное обучение, при котором учитель постоянно комментирует прогресс учащегося в овладении актуальными видами деятельности.

Тестирование. Тестирование достаточно активно используется в современной системе оценивания на всех уровнях образования. При этом, тест представляет собой структурированный перечень заданий, оценка выполнения которых определяется количеством правильно выполненных. В большинстве тестов используется ограниченный перечень заданий: задания с выбором ответа; задания на установление соответствия между двумя множествами; задания на классификацию, и задания открытой формы (ответ в которые вписывается участником тестирования собственноручно).

Модульно-рейтинговая система. Эта система педагогических измерений появилась в вузах, однако в последние годы, в связи с профилизацией общеобразовательной школы, приобретает популярность и в школе. Ее особенностью является выделение в курсе относительно независимых блоков содержания – модулей, внутри каждого из которых осуществляется формирование определенного набора компетенций – обобщенных умений действия. Оценка за модуль формируется за счет педагогических измерений трех видов: текущих (осуществляемых в течение всего процесса обучения), промежуточных (по результатам освоения каждого модуля) и итоговых (зачет или экзамен по курсу). При этом каждая оценка с соответствующим «весом» участвует в формировании итоговой оценки.

Как правило, текущие и промежуточные оценки обеспечиваются формативными методами (т.е. оценивается уровень развития актуальных видов и способов деятельности; при этом каждый вид деятельности имеет свое балльное выражение), а итоговые оценки обеспечиваются суммативными методами (т.е. полученные результаты в определенном соотношении суммируются).

При выставлении итоговых оценок по курсу, обычно используется следующая схема – от 85% до 100% максимального балла оцениваются «отлично», от 65% до 79% - «хорошо», от 50% до 64% - «удовлетворительно», ниже 50% - «неудовлетворительно», однако эта схема – неуниверсальна и может корректироваться в зависимости от образовательной программы.

К достоинствам модульно-рейтинговой технологии оценивания следует отнести наличие стимулов к упорной самостоятельной работе, снижение доли «случайных» ответов, индивидуализация образовательных траекторий. В то же время, следует учитывать и негативные последствия введения модульно-рейтинговой системы: субъективность и ошибки при начислении баллов преподавателем, возрастание трудозатрат преподавателя. Кроме того, введение модульно-рейтинговой системы в рамках одного предмета, как правило, малоэффективно.

Учебный портфель. Учебный портфель представляет собой обобщенный вариант модульно-рейтинговой технологии, при котором каждое достижение учащегося документируется и представляется на завешающем этапе. Достоинством учебного портфеля является возможность использования самых различных свидетельств и документов (выполненных работ, анкет, отзывов, свидетельств и грамот), но в этом же заключается и проблема объективности оценивания.

Учебный контракт. Одна из наиболее перспективных систем педагогических измерений: представляет собой согласованный график самостоятельной деятельности студента в течение определенного интервала времени (учебный модуль, семестр) и представления промежуточных и окончательных результатов работы. Одновременно, в учебном контракте фиксируются обязательства образовательного учреждения в части предоставления консультаций, информационного обеспечения и пр.

 

Вопросы к семинарским занятиям по модулю 4

1. Что представляют собой педагогические технологии в отношении к целям педагогического процесса и его содержанию? Проведите логический анализ соотношений между этими ключевыми понятиями. Какие виды и типы педагогических технологий вам известны?

2. Как вы понимаете выражение «технологизация образовательного процесса»? В чем причины и следствия этой тенденции?

3. Что общего и чем различаются отдельные технологии, созданные в рамках «педагогики сотрудничества» учителями-новаторами (Амонашвили Ш.А., Волков И.П., Ильин Е.Н., Лысенкова С.Н. Шаталов В.Ф. и др.)? Какие из этих технологий кажутся вам предпочтительными для преподавания профильного предмета? Какие из них вы бы хотели освоить и применять в своей будущей педагогической практике?

4. Каковы основные средства и способы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса? В чем их общность и в чем различие? Какие проблемы и успехи индивидуализации образования в современных условиях?

5. В чем заключаются основные здоровьесберегающие технологии обучения? Какими средствами они пользуются?

6. Какие технологии мониторинга учебных достижений вам известны? Каковы их преимущества и недостатки? Обсудите приобретенный вами опыт оценивания по различным системам – какие проблемы вы в нем видите?

7. В чем особенность роли и функций современного педагога-воспитателя? Какова, в этой связи, специфика воспитательных технологий в условиях современной школы? Что представляет собой ученический коллектив и как происходит его развитие? Как это связано с новыми взаимоотношениями семьи и школы, учителя и родителя?

 

Проектные задания к модулю 4

Задание №1. Конспектирование урока.

Воспользуйтесь открытыми и бесплатными видеозаписями уроков, выложенных в сети Интернет. Для этого в службе www.youtube.com введите поисковый запрос «Конкурс «Учитель года»» либо «Конкурс «Педагог года»» (можно также использовать запросы «Золотые уроки России», «Лучшие уроки» и др.).

Законспектируйте (запишите) один из понравившихся Вам уроков. Перед началом урока зарисуйте расположение учащихся в классе, записи на доске, оцените степень готовности учащихся к уроку.

Для облегчения записи урока, можно разделить лист бумаги на четыре столбца. В первом (узком) столбце записывайте момент начала соответствующего фрагмента (этапа) урока. Во втором столбце фиксируйте то оборудование (включая рисунки и записи на доске), которое в данный момент используется. В третьем столбце записывайте общий смысл высказываний учителя и его местоположение в классе. В четвертом – ответы учащихся и особенности их деятельности.

Можете воспользоваться системой условных обозначений: например, постановку вопроса обозначать «?», ответ – «!», высказывание с опорой на письменный текст - *, высказывание без опоры на письменный текст - **. Одновременно можно использовать и начальные буквы: «И» - имитация деятельности, «А» - аудирование, слушание учителя, «Д» - самостоятельная деятельность, «ИД» - исследовательская деятельность.

Сопоставьте в парах записи – обратите внимание на те фрагменты или ситуации, описание которых в наибольшей степени разнится. Как вы думаете, чем могут быть вызваны эти различия? Попытайтесь предсказать, каковы характерологические и личностные особенности педагога, что является для него принципиальным, а что нет, как строятся его отношения с учащимися, коллегами, членами семьи.

 

Задание №2. Анализ урока.

Просмотрите еще раз видеозапись урока вместе с Вашим конспектом урока и проанализируйте увиденный урок по следующим критериям:

1. Анализ целей урока (оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся; учет при определении целей урока его места в деятельности учащихся; постановка учебных задач перед классом, целенаправленность его деятельности на уроке).

2. Анализ содержания урока (в том числе, наличие психолого-педагогической концепции (идеи, модели урока); полнота и четкость определения понятий; наличие взаимосвязей между концептуальным ядром урока и всеми его элементами; современность и оригинальность содержания урока; актуализация практической деятельности учащихся; выбор и применение учителем разнообразных источников получения учениками знаний; межпредметные связи).

3. Анализ методики проведения урока (соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения; интересные моменты и неудачи в работе учителя; развитие познавательной активности учащихся, наличие элементов исследовательской деятельности; воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы учащихся на уроке; формы и методы проверки знаний учащихся, их соответствие требованиям современного урока; объективность и эффективность оценки знаний, умений и навыков школьников; характер тренировочных упражнений, их вариативность; методика и эффективность использования на уроке наглядности, технических средств обучения; повторение пройденного на протяжении всего урока, логическая связь нового материала с ранее изученным; приемы индивидуализации обучения, использование раздаточного дидактического материала, организация групповой работы школьников на уроке; закрепление материала: работа с учебником, другими источниками, выполнение упражнений, решение задач и т.д.; содержание, дозировка и методика домашнего задания, индивидуализация и дифференциация домашнего задания).

4. Психологический анализ урока (эффективность приемов организации внимания и восприятия на уроке; наличие приемов активизации познавательной и критически-рефлексивной деятельности учащихся; наличие упражнений на развитие устной и письменной речи учащихся; развитие творческого воображения учащихся; оптимальность организации запоминания материала; влияние урока на формирование и развитие личностных качеств учащихся; психологическая атмосфера урока).

5. Общие выводы и предложения по повышению эффективности технологии (в том числе, общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности; достижение цели урока; краткая характеристика основных достоинств и недостатков; предложения по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков; рекомендации учителю по совершенствованию планирования).

 

Задание №3. Технология научно-методического исследования.

Одним из актуальных направлений современной практической педагогики является изучение и обобщение передового педагогического опыта. В этом отношении, сама практика научно-методического исследования выступает в роли «технологии над технологией».

Просмотрите записи 2 – 3 уроков одного и того же учителя (это могут быть посещенные вами уроки в разных классах, либо же видеозаписи нескольких уроков, а также – классных часов, родительских собраний и пр.). Постройте по материалам Ваших записей макет научно-методического исследования, выделив:

1. Тема – что объединяет эти различные уроки, формы деятельности (например, «Развивающие методы на уроке …» либо же «Особенности педагогического взаимодействия учителя …»).

2. Объект исследования – то, что будет описываться в исследовании (педагогический процесс, педагогическая деятельность, формы организации урока и др.).

3. Предмет исследования – то, что будет выявляться (закономерности, особенности, стиль общения, педагогические технологии и др.).

4. Цель исследования – какой результат вы бы хотели получить (выявить возможности совершенствования, определить степень новизны, качественно охарактеризовать опыт и пр.)

5. Задачи исследования – что необходимо сделать для достижения цели (выявить психолого-педагогические основы, определить важнейшие структурно-содержательные особенности, сформулировать модель, исследовать взаимосвязи, сформулировать предложения и пр.)

6. Методы исследования – как будут решаться задачи исследования, в том числе теоретические (анализ литературы, концептуализация, моделирование) и эмпирические (наблюдения, анкетирование).

7. Результаты и выводы. Основным результатом научно-методического исследования должно стать описание (модель) педагогической технологии, деятельности, методики, соответствующая цели исследования. Выводы могут представлять собой оценки педагогического опыта и рекомендации, обращенные как к учителю, так и к студентам, преподавателям по использованию этой методики в системе педагогического образования (включая и педагогическую практику).

Тест рубежного контроля №4

1. Наиболее полным определением понятия «педагогическая технология» можно считать:
A Модель процесса достижения заранее установленных целей образования B Совокупность средств, методов и форм образовательной деятельности
C Инструментальная, техническая часть дидактической системы D Обобщенное описание передового педагогического опыта
2. Какой из критериев НЕ используется для классификации образовательных технологий?
A По философским основаниям B По теоретической концепции усвоения знаний
C По социально-психологическим особенностям учителя D По именам авторов-разработчиков
3. Педагогические технологии по ведущему фактору развития личности делятся на:
A Биогенные и социогенные B Биогенные, социогенные и психогенные
C Суггестивные и нейролингвистические D Светские и религиозные
4. По степени общности, педагогические технологии делятся на:
A Общепредметные, предметные и локальные B Общепредметные, предметные, локальные, модульные и частнометодические
C Общепредметные и предметные D Предметные и модульные
5. Творческий урок и нестандартный урок – это понятия:
A Тождественные B Противоположные
C Близкие D Рядоположенные
6. Урок-брейнринг имеет в своей основе идеи:
A Репродуктивного обучения B Игрового обучения
C Модульного обучения D Развивающего обучения
7. Основное отличие педагогической технологии от методики заключается в:
A Наличии автора B Предсказуемости результатов
C Опытно-экспериментальном обосновании D Научном обосновании
8. Основным отличием проблемного обучения от развивающего является его:
A Ориентация на личность B Ориентация на решение практических задач
C Ориентация на учебную ситуацию и ситуацию развития D Ориентация на личность учителя
9. Понятия «технология обучения», «образовательная технология» и «педагогическая технология» являются:
A Синонимами B Омонимами
C Частично перекрывающимися понятиями D Антонимами
10. Как связаны понятие «инновационные процессы в образовании» и «педагогика сотрудничества»
A Это – синонимы B Это – несвязанные объекты
C Второе – часть первого. D Первое – часть второго

 

Список рекомендуемой литературы по модулю 4

1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., –1991.

2. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Минск: Адукацыя выхованне, 1996. - 328 с.

3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн.для учителя.–М., 1993.

6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999.

7. Серия издательства «Педагогика»: Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки.

8. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей. - М.: Рос. пед. агенство, 1998. - 100 с.

9. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2001.

10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М., 1999.

11. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - М., 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.036 с.)