Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии педагогических измерений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогическое измерение представляется элементарной единицей педагогической диагностики. При этом, предметом педагогического измерения могут быть самые разные показатели и свойства: образованность, воспитанность, обученность учащегося, а также – показатели образовательной среды (качество программ, развивающий потенциал школьной среды и пр.). Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений также являются примерами педагогических измерений, однако, именно индивидуальные показатели результатов образовательной деятельности до сих пор являются основными предметами педагогических измерений. Выделяются две взаимосвязанные задачи педагогических измерений: учет (качественная функция накопления информации о сделанном) и оценка (внешняя характеристика полученных результатов). При этом различают проверку (измерение внутри продолжающегося педагогического процесса, ориентированная на его коррекцию) и контроль (измерение, осуществляющееся по завершению определенного этапа педагогического процесса). Основой школьных измерений является общепринятая 5-балльная система оценивания, согласно которой основными формами контроля является письменный или устный ответ, а критериями его оценки – полнота и правильность. Так, за полный и правильный ответ без ошибок и недочетов выставляется оценка «отлично», за полный ответ, сопровождающийся одной ошибкой или двумя незначительными недочетами – «хорошо», за ответ с двумя ошибками или тремя и более недочетами – «удовлетворительно». Эта система содержит множество недостатков: начиная от концептуальных (достаточно сложно разделить ошибку и недочет, получившаяся шкала достаточно «грубая», кроме того, использование 5-балльной системы не стимулирует учащихся к улучшению своих показателей в силу того, что продолжение ответа не может привести к повышению результата, но способно только снизить оценку). Одним из следствий 5-балльной системы оценивания является понятие неуспеваемости: к неуспевающим относятся все учащиеся, имеющие по одному или нескольким предметам неудовлетворительные отметки. В зависимости от масштабов явления, выделяется эпизодическая, кратковременная и устойчивая неуспеваемость. Существует множество факторов, обусловливающих неуспеваемость: как правило, причины эпизодической и кратковременной неуспеваемости носят ситуативный характер и находятся в социально-психологической сфере (болезнь учащегося, конфликт с учителем, неготовность к уроку и др.). Причины устойчивой неуспеваемости связаны с действием более долгосрочных факторов, в том числе психофизических нарушений (сниженное внимание, истощение нервной системы), наушений зрения и слуха, речевых нарушений (заиканий, дислексии, дисграфии). Существуют и психологические причины, которые могут приводить к неуспеваемости, в том числе: повышенная тревожность, инфантилизм, несоответствие уровня развития ребенка требованиям программы. Однако, даже формальная успеваемость может скрывать ряд весьма серьезных проблем, являющихся следствием низкой объективности оценок по 5-балльной шкале. Среди них: · недостаточная определенность предметов контроля (например, оценка знаний и умений имеют разные предметы); · личностные особенно, характерологические особенности учителя (великодушие или же напротив, психологические комплексы); · ошибки ореола (учащийся оценивается не за конкретный ответ, а в соответствии с общим представлением о нем, как о «хорошем» или «плохом»); · ошибки центральной тенденции (учитель предпочитает ставить средние оценки – «удовлетворительно» и «хорошо», избегая «отличных» и «неудовлетворительных» оценок); · ошибки контраста (после отличного ответа учитель избегает ставить двойку и наоборот). С научной точки зрения, необъективность имеет две причины: низкая валидность измерения (т.е. процесс и результат измерения не вполне соответствует тому, что в действительности является предметом измерения) и недостаточную надежность (т.е. независимость результата измерения от условий, временных и личностных факторов проверяющего). Для преодоления этих недостатков 5-балльной системы оценивания разрабатываются альтернативные технологии педагогических измерений показателей обучения. В основе каждой из альтернативных технологий оценивания – дифференциация понятия оценивания (многоэтапного процесса, включающего формулировку требований и критериев, разработку специальных диагностических средств, процедуры педагогических измерений) и отметки (окончательного результата, балла, представляющего количественный или качественный параметр). Безотметочное обучение. Эта система используется только в начальной школе и представляет собой полный отказ от применения количественных отметок, и использование исключительно поощрительных мер: похвала, вручение знаков отличия (картинок, наклеек). Наиболее перспективным считается безотметочное обучение, при котором учитель постоянно комментирует прогресс учащегося в овладении актуальными видами деятельности. Тестирование. Тестирование достаточно активно используется в современной системе оценивания на всех уровнях образования. При этом, тест представляет собой структурированный перечень заданий, оценка выполнения которых определяется количеством правильно выполненных. В большинстве тестов используется ограниченный перечень заданий: задания с выбором ответа; задания на установление соответствия между двумя множествами; задания на классификацию, и задания открытой формы (ответ в которые вписывается участником тестирования собственноручно). Модульно-рейтинговая система. Эта система педагогических измерений появилась в вузах, однако в последние годы, в связи с профилизацией общеобразовательной школы, приобретает популярность и в школе. Ее особенностью является выделение в курсе относительно независимых блоков содержания – модулей, внутри каждого из которых осуществляется формирование определенного набора компетенций – обобщенных умений действия. Оценка за модуль формируется за счет педагогических измерений трех видов: текущих (осуществляемых в течение всего процесса обучения), промежуточных (по результатам освоения каждого модуля) и итоговых (зачет или экзамен по курсу). При этом каждая оценка с соответствующим «весом» участвует в формировании итоговой оценки. Как правило, текущие и промежуточные оценки обеспечиваются формативными методами (т.е. оценивается уровень развития актуальных видов и способов деятельности; при этом каждый вид деятельности имеет свое балльное выражение), а итоговые оценки обеспечиваются суммативными методами (т.е. полученные результаты в определенном соотношении суммируются). При выставлении итоговых оценок по курсу, обычно используется следующая схема – от 85% до 100% максимального балла оцениваются «отлично», от 65% до 79% - «хорошо», от 50% до 64% - «удовлетворительно», ниже 50% - «неудовлетворительно», однако эта схема – неуниверсальна и может корректироваться в зависимости от образовательной программы. К достоинствам модульно-рейтинговой технологии оценивания следует отнести наличие стимулов к упорной самостоятельной работе, снижение доли «случайных» ответов, индивидуализация образовательных траекторий. В то же время, следует учитывать и негативные последствия введения модульно-рейтинговой системы: субъективность и ошибки при начислении баллов преподавателем, возрастание трудозатрат преподавателя. Кроме того, введение модульно-рейтинговой системы в рамках одного предмета, как правило, малоэффективно. Учебный портфель. Учебный портфель представляет собой обобщенный вариант модульно-рейтинговой технологии, при котором каждое достижение учащегося документируется и представляется на завешающем этапе. Достоинством учебного портфеля является возможность использования самых различных свидетельств и документов (выполненных работ, анкет, отзывов, свидетельств и грамот), но в этом же заключается и проблема объективности оценивания. Учебный контракт. Одна из наиболее перспективных систем педагогических измерений: представляет собой согласованный график самостоятельной деятельности студента в течение определенного интервала времени (учебный модуль, семестр) и представления промежуточных и окончательных результатов работы. Одновременно, в учебном контракте фиксируются обязательства образовательного учреждения в части предоставления консультаций, информационного обеспечения и пр.
Вопросы к семинарским занятиям по модулю 4 1. Что представляют собой педагогические технологии в отношении к целям педагогического процесса и его содержанию? Проведите логический анализ соотношений между этими ключевыми понятиями. Какие виды и типы педагогических технологий вам известны? 2. Как вы понимаете выражение «технологизация образовательного процесса»? В чем причины и следствия этой тенденции? 3. Что общего и чем различаются отдельные технологии, созданные в рамках «педагогики сотрудничества» учителями-новаторами (Амонашвили Ш.А., Волков И.П., Ильин Е.Н., Лысенкова С.Н. Шаталов В.Ф. и др.)? Какие из этих технологий кажутся вам предпочтительными для преподавания профильного предмета? Какие из них вы бы хотели освоить и применять в своей будущей педагогической практике? 4. Каковы основные средства и способы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса? В чем их общность и в чем различие? Какие проблемы и успехи индивидуализации образования в современных условиях? 5. В чем заключаются основные здоровьесберегающие технологии обучения? Какими средствами они пользуются? 6. Какие технологии мониторинга учебных достижений вам известны? Каковы их преимущества и недостатки? Обсудите приобретенный вами опыт оценивания по различным системам – какие проблемы вы в нем видите? 7. В чем особенность роли и функций современного педагога-воспитателя? Какова, в этой связи, специфика воспитательных технологий в условиях современной школы? Что представляет собой ученический коллектив и как происходит его развитие? Как это связано с новыми взаимоотношениями семьи и школы, учителя и родителя?
Проектные задания к модулю 4 Задание №1. Конспектирование урока. Воспользуйтесь открытыми и бесплатными видеозаписями уроков, выложенных в сети Интернет. Для этого в службе www.youtube.com введите поисковый запрос «Конкурс «Учитель года»» либо «Конкурс «Педагог года»» (можно также использовать запросы «Золотые уроки России», «Лучшие уроки» и др.). Законспектируйте (запишите) один из понравившихся Вам уроков. Перед началом урока зарисуйте расположение учащихся в классе, записи на доске, оцените степень готовности учащихся к уроку. Для облегчения записи урока, можно разделить лист бумаги на четыре столбца. В первом (узком) столбце записывайте момент начала соответствующего фрагмента (этапа) урока. Во втором столбце фиксируйте то оборудование (включая рисунки и записи на доске), которое в данный момент используется. В третьем столбце записывайте общий смысл высказываний учителя и его местоположение в классе. В четвертом – ответы учащихся и особенности их деятельности. Можете воспользоваться системой условных обозначений: например, постановку вопроса обозначать «?», ответ – «!», высказывание с опорой на письменный текст - *, высказывание без опоры на письменный текст - **. Одновременно можно использовать и начальные буквы: «И» - имитация деятельности, «А» - аудирование, слушание учителя, «Д» - самостоятельная деятельность, «ИД» - исследовательская деятельность. Сопоставьте в парах записи – обратите внимание на те фрагменты или ситуации, описание которых в наибольшей степени разнится. Как вы думаете, чем могут быть вызваны эти различия? Попытайтесь предсказать, каковы характерологические и личностные особенности педагога, что является для него принципиальным, а что нет, как строятся его отношения с учащимися, коллегами, членами семьи.
Задание №2. Анализ урока. Просмотрите еще раз видеозапись урока вместе с Вашим конспектом урока и проанализируйте увиденный урок по следующим критериям: 1. Анализ целей урока (оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся; учет при определении целей урока его места в деятельности учащихся; постановка учебных задач перед классом, целенаправленность его деятельности на уроке). 2. Анализ содержания урока (в том числе, наличие психолого-педагогической концепции (идеи, модели урока); полнота и четкость определения понятий; наличие взаимосвязей между концептуальным ядром урока и всеми его элементами; современность и оригинальность содержания урока; актуализация практической деятельности учащихся; выбор и применение учителем разнообразных источников получения учениками знаний; межпредметные связи). 3. Анализ методики проведения урока (соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения; интересные моменты и неудачи в работе учителя; развитие познавательной активности учащихся, наличие элементов исследовательской деятельности; воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы учащихся на уроке; формы и методы проверки знаний учащихся, их соответствие требованиям современного урока; объективность и эффективность оценки знаний, умений и навыков школьников; характер тренировочных упражнений, их вариативность; методика и эффективность использования на уроке наглядности, технических средств обучения; повторение пройденного на протяжении всего урока, логическая связь нового материала с ранее изученным; приемы индивидуализации обучения, использование раздаточного дидактического материала, организация групповой работы школьников на уроке; закрепление материала: работа с учебником, другими источниками, выполнение упражнений, решение задач и т.д.; содержание, дозировка и методика домашнего задания, индивидуализация и дифференциация домашнего задания). 4. Психологический анализ урока (эффективность приемов организации внимания и восприятия на уроке; наличие приемов активизации познавательной и критически-рефлексивной деятельности учащихся; наличие упражнений на развитие устной и письменной речи учащихся; развитие творческого воображения учащихся; оптимальность организации запоминания материала; влияние урока на формирование и развитие личностных качеств учащихся; психологическая атмосфера урока). 5. Общие выводы и предложения по повышению эффективности технологии (в том числе, общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности; достижение цели урока; краткая характеристика основных достоинств и недостатков; предложения по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков; рекомендации учителю по совершенствованию планирования).
Задание №3. Технология научно-методического исследования. Одним из актуальных направлений современной практической педагогики является изучение и обобщение передового педагогического опыта. В этом отношении, сама практика научно-методического исследования выступает в роли «технологии над технологией». Просмотрите записи 2 – 3 уроков одного и того же учителя (это могут быть посещенные вами уроки в разных классах, либо же видеозаписи нескольких уроков, а также – классных часов, родительских собраний и пр.). Постройте по материалам Ваших записей макет научно-методического исследования, выделив: 1. Тема – что объединяет эти различные уроки, формы деятельности (например, «Развивающие методы на уроке …» либо же «Особенности педагогического взаимодействия учителя …»). 2. Объект исследования – то, что будет описываться в исследовании (педагогический процесс, педагогическая деятельность, формы организации урока и др.). 3. Предмет исследования – то, что будет выявляться (закономерности, особенности, стиль общения, педагогические технологии и др.). 4. Цель исследования – какой результат вы бы хотели получить (выявить возможности совершенствования, определить степень новизны, качественно охарактеризовать опыт и пр.) 5. Задачи исследования – что необходимо сделать для достижения цели (выявить психолого-педагогические основы, определить важнейшие структурно-содержательные особенности, сформулировать модель, исследовать взаимосвязи, сформулировать предложения и пр.) 6. Методы исследования – как будут решаться задачи исследования, в том числе теоретические (анализ литературы, концептуализация, моделирование) и эмпирические (наблюдения, анкетирование). 7. Результаты и выводы. Основным результатом научно-методического исследования должно стать описание (модель) педагогической технологии, деятельности, методики, соответствующая цели исследования. Выводы могут представлять собой оценки педагогического опыта и рекомендации, обращенные как к учителю, так и к студентам, преподавателям по использованию этой методики в системе педагогического образования (включая и педагогическую практику). Тест рубежного контроля №4
Список рекомендуемой литературы по модулю 4 1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., –1991. 2. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Минск: Адукацыя выхованне, 1996. - 328 с. 3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991. 4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. 5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн.для учителя.–М., 1993. 6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999. 7. Серия издательства «Педагогика»: Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки. 8. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей. - М.: Рос. пед. агенство, 1998. - 100 с. 9. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2001. 10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М., 1999. 11. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - М., 2000.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.017 с.) |