Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические этапы формирования практической педагогики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на то, что формирование практической педагогики, в современном смысле слова, происходит не ранее второй половины XIX века, исторический путь становления практической педагогики заслуживает отдельного внимания. Изначально практическая педагогика возникает как рабство, обращенное к ребенку, но зависящее от хозяина-рабовладельца. Весьма существенный вклад в становление письменной педагогической традиции, внес полуторатысячелетний период Средневековья, обозначаемый как «догматическая педагогика». Основными аспектами практической педагогики тогда становится чтение и толкование текстов, вопросно-ответные формы работы, а также – связанные с ним процедуры обучения грамотности, поощрения и наказания. Наиболее значительным представляется этап развития новоевропейского образования XVI – XIX века, когда формируются актуальные предпосылки и проблемы современной практической педагогики. Здесь следует отметить несколько моментов. Во-первых, образование (в нашем изложении, практическая педагогика) приобретает государственный статус. Фактически, образовательная система оказывается важнейшим инструментом модернизации общества, ухода от идеологического господства церкви, и построения единых наций-государств. Весьма показательно, что образовательные системы высокого уровня возникли в крупных государствах-империях – России, Британии, Германии, Франции. Во-вторых, поле педагогической практики распадается на множество предметных областей, внутри каждой из которых, выделяется свой набор понятий, правил, законов, методов и способов деятельности. Одновременно, одним из главенствующих принципов организации любого предмета, становится энциклопедизм, и связанные с ним принципы – доступности, последовательности, системности и пр. В-третьих, сущностные представления о педагогике сближаются с господствующими в ту эпоху военно-политическими идеями. В частности, образование начинает осмысливаться как непримиримая война между высокой культурой, источником и носителем которой выступает государство и разного рода предрассудками и заблуждениями, связанными с церковным обиходом, народными обычаями и традициями. Эта диспозиция порождает представление о педагогических целях (стратегических ориентирах, одним из которых является формирование научного мировоззрения и расширение его культурного кругозора), и педагогическом такте или тактике (определяющей по аналогии с военной тактикой правила осуществления непосредственного педагогического воздействия). Необходимыми компонентами педагогического такта являются дисциплина (в том числе, методы ее установления и поддержания), правила организации усвоения изученного материала, способы формулировки требований и обеспечения их выполнения, ведения опроса (характерно, что до сих пор распространенной формой опроса является – фронтальный, имеющий смысл, по аналогии, с военной тактикой, противоборства учителя и класса). Однако, начиная со второй половины XIX века, начинается процесс трансформации классической педагогики – в современную. Особой критики подвергается стремление к формальному единству процесса обучения, не учитывающему индивидуальных и возрастных различий между учащимися, отвергается господство 5-балльной системы оценивания, заимствованной из сферы государственного управления, а сама новоевропейская педагогическая традиция опознается в качестве «знаньевой педагогики», не содержащей стимулов к развитию и гуманизации. Выделим некоторые причины критики традиционной педагогики. 1) Формирование всеобъемлющей системы общего образования. Вплоть до начала XX века, процент подростков и молодежи, получивших даже начальное (тем более, среднее) образование, был невысоким. Ситуация начинает качественно меняться в XX веке, в связи с чем современная педагогика декларирует принцип «учить всех, но по-разному». 2) Превращение педагогики из государственной службы – в социальный сервис. Учитель постепенно перестает быть государственным служащим, но остается одной из главнейших социальных субъектов, обеспечивающих решение множество социально-педагогических задач, в том числе: воспитательных, просветительских и др. 3) В связи с массовой потребностью в учительских кадрах, в XX веке отмечается количественный и качественный рост учреждений педагогического образования, для которых концепция классического научного образования оказывается неприменимой. 4) Особую роль в становлении современного представления об учительстве играют гуманитарные концепции личности, культуры, индивидуальности и пр. Это требует постоянного пересмотра и обновления теоретического багажа практической педагогики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.01 с.) |