Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические этапы формирования практической педагогики.

Поиск

Несмотря на то, что формирование практической педагогики, в современном смысле слова, происходит не ранее второй половины XIX века, исторический путь становления практической педагогики заслуживает отдельного внимания.

Изначально практическая педагогика возникает как рабство, обращенное к ребенку, но зависящее от хозяина-рабовладельца. Весьма существенный вклад в становление письменной педагогической традиции, внес полуторатысячелетний период Средневековья, обозначаемый как «догматическая педагогика». Основными аспектами практической педагогики тогда становится чтение и толкование текстов, вопросно-ответные формы работы, а также – связанные с ним процедуры обучения грамотности, поощрения и наказания.

Наиболее значительным представляется этап развития новоевропейского образования XVI – XIX века, когда формируются актуальные предпосылки и проблемы современной практической педагогики. Здесь следует отметить несколько моментов.

Во-первых, образование (в нашем изложении, практическая педагогика) приобретает государственный статус. Фактически, образовательная система оказывается важнейшим инструментом модернизации общества, ухода от идеологического господства церкви, и построения единых наций-государств. Весьма показательно, что образовательные системы высокого уровня возникли в крупных государствах-империях – России, Британии, Германии, Франции.

Во-вторых, поле педагогической практики распадается на множество предметных областей, внутри каждой из которых, выделяется свой набор понятий, правил, законов, методов и способов деятельности. Одновременно, одним из главенствующих принципов организации любого предмета, становится энциклопедизм, и связанные с ним принципы – доступности, последовательности, системности и пр.

В-третьих, сущностные представления о педагогике сближаются с господствующими в ту эпоху военно-политическими идеями. В частности, образование начинает осмысливаться как непримиримая война между высокой культурой, источником и носителем которой выступает государство и разного рода предрассудками и заблуждениями, связанными с церковным обиходом, народными обычаями и традициями.

Эта диспозиция порождает представление о педагогических целях (стратегических ориентирах, одним из которых является формирование научного мировоззрения и расширение его культурного кругозора), и педагогическом такте или тактике (определяющей по аналогии с военной тактикой правила осуществления непосредственного педагогического воздействия). Необходимыми компонентами педагогического такта являются дисциплина (в том числе, методы ее установления и поддержания), правила организации усвоения изученного материала, способы формулировки требований и обеспечения их выполнения, ведения опроса (характерно, что до сих пор распространенной формой опроса является – фронтальный, имеющий смысл, по аналогии, с военной тактикой, противоборства учителя и класса).

Однако, начиная со второй половины XIX века, начинается процесс трансформации классической педагогики – в современную. Особой критики подвергается стремление к формальному единству процесса обучения, не учитывающему индивидуальных и возрастных различий между учащимися, отвергается господство 5-балльной системы оценивания, заимствованной из сферы государственного управления, а сама новоевропейская педагогическая традиция опознается в качестве «знаньевой педагогики», не содержащей стимулов к развитию и гуманизации.

Выделим некоторые причины критики традиционной педагогики.

1) Формирование всеобъемлющей системы общего образования. Вплоть до начала XX века, процент подростков и молодежи, получивших даже начальное (тем более, среднее) образование, был невысоким. Ситуация начинает качественно меняться в XX веке, в связи с чем современная педагогика декларирует принцип «учить всех, но по-разному».

2) Превращение педагогики из государственной службы – в социальный сервис. Учитель постепенно перестает быть государственным служащим, но остается одной из главнейших социальных субъектов, обеспечивающих решение множество социально-педагогических задач, в том числе: воспитательных, просветительских и др.

3) В связи с массовой потребностью в учительских кадрах, в XX веке отмечается количественный и качественный рост учреждений педагогического образования, для которых концепция классического научного образования оказывается неприменимой.

4) Особую роль в становлении современного представления об учительстве играют гуманитарные концепции личности, культуры, индивидуальности и пр. Это требует постоянного пересмотра и обновления теоретического багажа практической педагогики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.01 с.)