Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акмеологический подход к совершенствованию педагогического мастерства.
Понятие «акмеологии» предполагает соединение двух смыслов: «акме» (от греч. – вершина), и «логос» - знание, т.е. знание о развитии зрелого человека, достижению им вершин профессионального и личностного роста. Становление педагогической акмеологии относится к последним двум десятилетиям и связано с именами Н.В.Кузьминой, А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Е.А.Климова, Л.М.Митиной и др. Специфическими проблемами педагогической акмеологии считаются: изучение условий достижения высшего профессионально-педагогического мастерства, исследование процессов становления учителя-мастера, содержание и технологии развития педагогического мастерства. Акмеологический подход характеризуется не столько введением новых понятий, сколько переосмыслением уже существующих. В частности, вполне традиционное понятие «профессионализма» понимается как комплексный феномен, включающий владение профессиональными навыками и способами действия, но также – опыт творческой деятельности в профессии, личностной самореализации и творческих мотивов. Соответственно, в зависимости от количественных и качественных показателей этих аспектов, можно говорить об уровне профессионализма и достижении профессиональных высот. Понимание профессионально-личностного саморазвития в акмеологическом подходе предполагает опору на следующие ценности и принципы: 1. Целостность человека (это должно восприниматься не в абсолютном, но в относительном смысле, т.е. целостность человека, его внутреннее отношение – самоотношение, самопринятие, самоуважение и пр. – константы более высокого порядка, нежели различные социальные связи, культурные связи и отношения). В этой связи, трансформируются ценности профессиональной подготовки – от соответствия некоторому стандарту – к личностному росту и развитию, преобразованию себя, самоорганизации. 2. Человек – субъект самостоятельного выбора своего будущего и настоящего. При этом задача ведущего (именно в этом качестве рассматривается роль преподавателя) помощь личности в развитии ее представлений о себе самой, продуктивное взаимодействие, рефлексия, творчество. 3. Гуманитаризация профессиональной подготовки, предполагающая учет всей совокупности социокультурных, индивидуально-личностных и духовных аспектов человеческого развития.
При этом, понятие профессиональной вершины не носит статического характера: это не состояние, но способ профессионально-личностного бытия, характерный экзистенциальной наполненностью и результативности всех проявлений. Важным отличием акмеологического подхода является признание конституирующей роли индивидуально-личностного начала: говорится о различных стилях педагогического общения и деятельности, обусловленных психотипом каждого студента («организатор», «коммуникатор», «интеллигент», «предметник», «друг», «вождь» и пр.). Каждый из стилей характеризуется направленностью, предпочитаемыми способами общения, формами самосознания, а, в широком смысле, достоинствами и недостатками, первые из которых должны быть развиты и усовершенствованы, а вторые – компенсированы в процессе профессионального развития. В этом контексте особое значение придается психолого-педагогическим технологиям самопознания личности, обучение студентов и действующих профессионалов способам саморегуляции, проектирования индивидуальных профессионально-образовательных траекторий. С предметно-практической точки зрения, реализация акмеологического подхода требует целенаправленного моделирования образовательной среды, предпочтения методов недирективного консультирования, тренингов. Как правило, диагностика результативности связана с уходом от одномерных шкальных оценок («хорошо» - «плохо»), и предполагает использование методов «учебного портфеля» (т.е. систематического представления всех документов, относящихся к процессу обучения и профессионального развития). Акмеологический подход не предполагает построения каких-то априорных жестких схем и моделей профессионального роста и развития, но предъявляет очень серьезные требования к тренеру-консультанту, в обязанности которого входит сопровождение профессионально-личностного развития каждой личности. Основными целями профессионального консультирования считаются: помощь клиенту в понимании себя, своих профессиональных и личностных проблем, преодоление внутреннего хаоса и построение реалистичной и реализуемой траектории профессионально-личностного развития. Вообще, профессиональное консультирование педагогов делает в нашей стране первые шаги, поэтому мы вынуждены опираться на разработанные на Западе стандарты профессионально-личностного консультирования. В частности, обязательными чертами консультанта считаются:
· доверие и уважение прав других людей; · проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; · чувствительность к установкам и поведению других людей; · выявление альтернатив самопонимания и способов профессиональной деятельности клиентов; · эмоциональная стабильность и объективность, отсутствие значимых для процесса консультирования личностных проблем; · постоянное совершенствование процесса консультирования. Весьма высоко оценивается наличие у консультанта таких свойств, как аутентичность (сознание себя субъектом своей жизни), открытость собственному и чужому опыту, потребность в самопознании, сложившаяся личностная идентичность, толерантность к неопределенности (т.е. способность сохранять спокойствие при недостаточной ясности), постановка реалистичных целей, эмпатия. К особо вредным для консультанта чертам относятся: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег. В заключении, повторим: консультирование в процессе профессионально-личностного развития педагога только делает первые шаги, однако перспективы развития всей системы общего и педагогического образования неразрывно связаны с распространением этой практики. Вопросы к семинарским занятиям по модулю 5
1. Какие перспективы и ограничения профессиональной карьеры педагога в современном обществе? Как изменилась престижность педагогической профессии за последние 20, 50, 100 лет? Какие новые возможности связаны с профессионально-педагогической деятельностью в XXI веке? 2. Какие ваши профессиональные качества и особенности являются положительными факторами успешности будущей профессиональной деятельности? Какие, напротив, являются препятствиями? 3. Какие жизненные ситуации оказали на Вас наиболее значительное воздействие и что должно быть актуализировано? 4. Какие личностные качества должны отличать педагога-профессионала? Приходилось ли Вам встречаться с носителями этих качеств? Насколько успешны они были в профессиональной деятельности? 5. Обсудите, как соотносятся понятия личностной зрелости, профессионализма, квалификации и мастерства, применительно к педагогу? 6. Какой из перечисленных ниже факторов является определяющим в развитии Вашего педагогического профессионализма: индивидуальная установка на приобретение педагогической профессии, система практико-ориентированных заданий и тренингов, культуросозидательная среда вуза, непрерывная педагогическая практика, успешная академическая деятельность? 7. Проанализируйте стандарт профессионального образования по направлению 050100 – Педагогическое образование в той его части, где определяются требования к знаниям, умениям, уровню владения и компетенциям выпускника. Отметьте те компетенции, формирование которых происходит у Вас наиболее успешно, а также – те, которые даются Вам наиболее трудно. Спланируйте основные меры, которые должны помочь Вам в обретении каждой из компетенций.
Проектные задания к модулю 5 Задание №1. Упражнение на саморегуляцию. Известно, что эмоциональное состояние человека находится в глубинной связи с его мышечным напряжением. По этой причине, одним из наиболее значимых профессиональных качеств, является способность учителя к волевой регуляции своего мышечного тонуса. Потренируйтесь в напряжении и расслаблении отдельных групп мышц и обсудите, в каких ситуациях эти действия могут оказаться необходимыми. 1. Мышечная релаксация. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3—4 с). Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряжены). А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятниковообразные движения. 2. Вербальная релаксация. Концентрируем внимание на самоощущении и даем самоприказы: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены... Мои пальцы и кисти расслаблены... Мои предплечья и плечи расслаблены... Мое лицо спокойно и неподвижно...» 3. Образная релаксация. Представьте себе сюжет, ситуацию, воспоминание о которой вызывает спокойствие и безмятежность. Лучше всего для этой цели подходят картины природы: цветущий весенний луг, неподвижное отражение леса в озере, звездная ночь, солнечный зимний день. 4. Определите, какой из способов релаксации «дается» Вам легче всего? Какое это может иметь значение для будущей педагогической деятельности?
Задание №2. Упражнения на коррекцию психофизического состояния (осанка, поза). Успешность труда учителя, в немалой степени, зависит от способности регулировать свое психофизическое состояние. Выполните все перечисленные упражнения и обсудите, в каких ситуациях они могут быть необходимы. 1. Контроль и коррекция осанки. Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы не было большого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плеч, а локти - туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличиваться). Упражнение выполняется 1-3 мин. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая по очереди руками и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).
2. «На колок». Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2-3 раза). Такое положение должно стать привычным, естественным. 3. Контроль и коррекция позы. Перед зеркалом примите позы, характерные для вас; проделайте различные движения (рук, ног, головы, тела), которые свойственны вам при общении. Проанализируйте особенности своей осанки, жестов, положение корпуса – насколько они уместны, выразительны, эстетичны. Отметьте, над чем нужно поработать. 4. Рабочая поза преподавателя. Примите характерную для педагогов позу на занятии, уроке (работайте перед зеркалом). Ноги поставьте на расстоянии 12 – 15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечные «зажимы». Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке - раскрытая книга. Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). В занятой вами позе сделайте шаг назад, потом вперёд, влево, вправо. Оцените, насколько удобно/неудобно Вам находиться в этой позе. 5. Движение учителя. Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки. Обратите внимание на правильный выбор точки опоры для ног. Сделайте несколько шагов, стараясь выполнить следующие требования к походке. Она должна быть легкой, с гибкими, размеренными движениями. Нужно избегать разболтанной, шатающейся, семеняще-танцующей походки. Ширина шага, должна соответствовать росту, полу человека. Чем он выше, тем длиннее его шаг. Мужественность, размашистый шаг и широкие движения, присущие мужчине, не подходят женщинам. Некрасиво при ходьбе размахивать руками и раскачивать плечами, втягивать голову в плечи, горбиться. Проанализируйте свой темп ходьбы, длину шага, положение тела, рук, движения бедер, поясные движения при ходьбе. Отметьте, от чего нужно избавиться, чтобы походка была красивой и легкой. 6. На основе результатов выполнения этих упражнений составить самоотчет и самохарактеристику. 7. Проанализируйте позы (осанка, жестикуляция, мимику) учителей на нескольких фотографиях (картинах). Что Вы можете сказать о психолого-педагогических особенностях каждого из учителей и ситуации, в которой была сделана фотография (что выражает картина)?
Задание №3. Самооценка профессионально-личностных качеств. Используя тесты, размещенные на сайте www.vsetesti.ru, оцените следующие показатели Вашего профессионально-личностного развития: 1) обаяние; 2) педагогический артистизм; 3) коммуникативные и организаторские способности; 4) направленность личности (по тесту В.Смекала-М.Кучера); 5) профессионально-педагогическую мотивацию (в адаптации Н.П.Фетискина); 6) уровень саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (по методике Л.Н.Бережновой); 7) психологический портрет себя, как профессионала-учителя; 8) перцептивно-образную самооценку (по В.В.Бойко); 9) исследование идентичности личности (по Куну); 10) творческий потенциал и креативность. Постройте качественный профиль всех перечисленных качеств и свойств, используя 3 – 5 уровневую шкалу («низкий», «средний», «высокий» или же «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий»). Обсудите полученные данные в микрогруппах численностью 2 – 4 человека. Какие результаты были неожиданными для вас? Что, наоборот, совпало с ожиданиями? Отметьте, какие аспекты профессионального и личностного развития требуют особого внимания в процессе профессиональной подготовки.
Задание №4. Качественный анализ индивидуального стиля педагогической деятельности. Напишите небольшое (до 1,5 – 2 страниц) сочинение на тему «Мой индивидуальный стиль педагогической деятельности», в котором отразите: 1) Особенности темперамента и характера (время и скорость эмоциональных реакций, предпочитаемый темп работы, эмоциональность, преобладающий эмоциональный фон, умение переключаться и пр.) 2) Особенности поведения в ситуациях конфликта, противостояния; 3) Предпочитаемые методы обучения и учебного взаимодействия со сверстниками; 4) Способы реагирования на поступки и замечания детей; 5) Предпочитаемые меры поощрения и наказания; 6) Преимущественные интересы – к процессу или результатам обучения; 7) Склонность к оперативному реагированию на педагогическую ситуацию либо же ее содержательному планированию; 8) Склонность к эмоциональному (либо наоборот, рациональному) поведению; 9) Склонность к импровизационности (либо наоборот, выверенному методическому стилю); 10) Предпочитаемые позиции: «над» собеседником, «рядом» с собеседником, «в стороне» от собеседника, «под» собеседником и др. Обменяйтесь текстами сочинений и обсудите, какой из стилей педагогической деятельности вам ближе: Ø Эмоционально-импровизационный (ориентация на процесс обучения, активность учителя во взаимодействии с учащимися, оперативность и интуитивность реакций). Ø Эмоционально-методический (ориентация на процесс и результат обучения, стремление активизировать детей, большая структурированность и предсказуемость проявлений). Ø Рассуждающе-импровизационный (ориентация на процесс и результат обучения, меньший темп обучения, преобладание монологических форм речи, доминирование учителя в классе). Ø Рассуждающе-методический (ориентация на результат, жесткое соблюдение планов и программ, высокая стереотипность и методичность поведения, предпочтение формальных методов оценивания).
Тест рубежного контроля №5
Список рекомендуемой литературы по модулю 5
1. Андреев В.И. Педагогика: Курс творческого саморазвития. – М., 2002. 2. Болотов В.А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен. – Волгоград, 2001. 3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д, 2000. 4. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М., 1995. 5. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей.–М., 1989. 6. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии.–М., 1994. 7. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. 8. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания и вопросы. – М., 2000. 9. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновенье. –М., 1986. 10. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. - М.: ВЛАДОС, 2000. 11. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. – М.: Флинта, 1998.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.037 с.) |