Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурологический подход к формированию педагогического мастерства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Идея образования как процесса становления «человека культуры» укрепилась в 90-ые годы XX века и связана с распространением тогда идей гуманизации и гуманитаризации педагогической теории и практики. Между тем, принцип культуросообразности возникает в педагогике еще в первые десятилетия XIX века, и в этот же период зарождается современное представление о культурной первооснове педагогической деятельности. Выделим несколько основных аспектов культурологического видения педагогической деятельности. 1) Ценность культуры. Необходимо отметить, что утверждение культуры, как самостоятельной ценности, более того, имеющей духовный статус относится к началу XIX века и обусловлено рядом исторических обстоятельств. Так, во Франции, католическая церковь, активно поддерживающая королевскую власть в годы революции, в значительной степени утратила свой авторитет. Этим, в значительной степени, обусловлен культ Древнего Рима и античного наследия в наполеоновской Франции, включавший имперскую политику и ценностное отношение к «культуре», противостоящей «дикости» порабощенных народов. В Германии, «культурная политика» (культуртрегерство) в первой половине XIX века была обусловлена необходимостью объединения разрозненных земель. Кроме того, в Германии практически наравне существовали две равнозначные религиозные общины – католиков и протестантов, в связи с чем, объединение страны под конфессиональными лозунгами было невозможно. Русское понятие «культуры» не только интегрирует возникшие во Франции и Германии смыслы, но также актуализировало и идею усвоения западных образцов человеческого бытия (в первую очередь, в литературе, музыке, повседневном быте). Так в большинстве модернизирующихся европейских стран возникает образ культуры, как объединяющей и возвышающей нацию реальности, включающей государственность, язык, достижения в искусстве и художественном творчестве и пр. 2) Концептуализация феномена «педагогическая культура». Понятие «педагогической культуры» возникает уже во второй половине XX века, как один из результатов секуляризации и фрагментации первоначального понятия. Тогда же получают распространение представления о «молодежной культуре», «массовой культуре», «культуре быта» и пр. В этом контексте, педагогическая культура совмещает множество разнородных, нередко, противоположных значений: обыденность и творчество, общественная значимость и глубокая индивидуализация, господство над индивидуальными проявлениями – и фактическая «неуловимость». 3) Актуализация понятия «педагогической культуры» в современных условиях. Оказалось, что понятие педагогической культуры адекватно пониманию множества проблем. В частности, в течение последних десятилетий нормативно-правовая база образования обновилась практически полностью, между тем, изменения в способах деятельности большинства педагогов не столь значительны – это может быть объяснено относительной автономией и инерционностью культурных феноменов относительно внешних политико-административных воздействий. Кроме того, оказалось, что ряд «вечных» педагогических проблем (направленность педагогической деятельности, возможности индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, соотношение мотивов и принуждения в обучении, допустимые уровни самостоятельности) обусловлены культурной традицией в большей степени, чем индивидуальными пожеланиями и намерениями. Не менее важно и то, что в культурном феномене сопрягаются личностное и универсальное измерения образовательной деятельности. 4) Переосмысление в культурологическом подходе феноменов «субъекта» и «личности»: субъектность и личность не есть какое-то «внутреннее» (тем более, физическое) качество или субстанция присущее человеку в силу его природного происхождения (конституциональных факторов), но есть результат формирования «социального Я». В культурологическом подходе – «Я» - результат очень сложного и никогда не прекращающегося процесса идентификации, самоидентификации, противостояния разноуровневых стратегий и тенденций, ролевых ожиданий, дискурсов, грамматических конструктов, метафор и пр. Иначе говоря, «Я» неоднородно, включает множество слоев (идеологическое Я, коммуникативное Я, метафорическое Я), принадлежащих культурным порядкам, в которых оно формируется. На практическом уровне, культурологический подход к процессу становления педагогического мастерства означает обращение к тем культурным прообразам, которые имеет в своей основе педагогическая деятельность. В этом контексте, можно говорить о трех наиболее значительных культурных прототипах, сыгравших особую роль в теории и практике педагогического мастерства: священнослужителе, актере и психотерапевте. Идея внутреннего единства священнослужения и учительства характерен для всех монотеистических традиций. Сам факт наставления детей раскрывается в свете исполнения заповедей. Соответственно, особую роль в становлении педагогического мастерства приобретают духовные усилия по самосовершенствованию, а также – изучение Писания. Театрально-культурный архетип в педагогике возникает в 30-ые годы XX века под влиянием учений о формировании актерского мастерства К.С.Станиславского и М.А.Чехова. Театрализация представляется в качестве универсального синтетического средства воспитания и самовоспитания педагога, а также – формы организации педагогического действия. По аналогии с теорией Станиславского, любое педагогическое действие (высказывание, жест, молчание) начинает рассматриваться в логике решения некоторой образовательно-воспитательной сверхзадачи, раскрывающейся через совокупность коммуникативных ситуаций, импровизаций, этюдов. Наконец, начиная со второй половины 80-ых годов XX века, в контексте интенсивного заимствования европейских и американских представлений о школе, широкое распространение получает ассоциация учителя – с психотерапевтом гуманистического толка (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй и др.). Сам феномен учения начинает рассматриваться в связи с глубинными и – одновременно – вершинными потребностями человека «стать самим собой», по отношению к которым, учитель должен занять позицию консультанта, но никогда – самоуверенного лидера. Это, в свою очередь, требует от учителя открытости любому опыту во всей его противоречивости и неоднозначности, преобладание самооценки перед любыми видами внешней оценки, стимулирование свободного изъявления учеником своих потребностей и свойств. Особое направление театральной педагогики связано с попыткой реализации всех основных образовательных и, в первую очередь, социально-воспитательных задач – через включение детей в деятельность театральной студии, обучении их «театральному языку», позволяющему проживать и проигрывать актуальные проблемы, конфликты и эмоции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.132 (0.008 с.) |