Личностно-деятельностный подход к формированию педагогического мастерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностно-деятельностный подход к формированию педагогического мастерства



Личностно-деятельностный подход к педагогическому мастерству базируется на двух идеях: педагогическое мастерство проявляется и развивается в педагогической деятельности, а фундаментальным условием успешности последней является человеческая личность, атрибутами которой являются: индивидуальность, самостоятельность, образованность, неординарность и инициатива, достаточный уровень теоретической подготовки и практических умений и навыков, способность к общению и саморазвитию. В этом отношении, личностно-деятельностный подход противостоит манипулятивным воззрениям на педагогическую деятельность, ставящую во главу угла формирование эталонных моделей поведения и сознания педагога, но акцентирующих внимание на личностном и профессиональном развитии, ответственности и самостоятельности.

Непосредственными предтечами и теоретиками личностно-деятельностного подхода в педагогике считаются Л.С.Выготский, А.С.Макаренко, А.Н.Леонтьев, В.А.Сухомлинский, а к современным исследователям этого направления – Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимнюю, Н.В.Кузьмину и др. Ниже приведем основные идеи личностно-деятельностного подхода и их влияние на теорию и практику развития профессионального педагогического мастерства.

Личность развивается в деятельности. Это означает, что, с одной стороны, рост педагогического мастерства тесно связан с личностным ростом, а, с другой стороны, мерилом личностного роста является, в первую очередь, структурно-содержательные особенности той деятельности, которой занимается педагог. Иными словами, различные этапы профессионального образования и повышения квалификации педагогов различаются, прежде всего, решаемыми субъектом образования задачами и используемыми при этом инструментами. Так, этап бакалавриата характеризуется подготовкой студентов к наиболее простым и обязательным видам педагогической деятельности: преподавательской, воспитательной, методической. Затем, на этапе магистерской подготовки, происходит овладение первичными навыками научно-исследовательской, прогностической и проектировочной, организационно-управленческой и просветительской деятельности. Наконец, на этапе послевузовского образования и повышения квалификации, происходит совершенствование наиболее сложных способностей и свойств, в том числе, диагностических, рефлексивных, навыков профессиональной коммуникации и взаимодействия. Одновременно, усвоенные на предыдущих этапах способы и формы действия – не отбрасываются, но постепенно преобразуются при обращении к новым, более сложным задачам.

Множество сред профессионального развития. В связи с неоднородностью формируемых и развиваемых в образовании видов деятельности, педагогическое образование должно предложить студенту множество сред, в каждой из которых он смог бы приобрести свой собственный личностный опыт профессионального поведения, деятельности и самосознания. Именно поэтому, академическая среда дополняется непрерывной педагогической практикой, а также – клубной, проектировочной, досуговой и др.

Полный цикл деятельности. Педагогическая деятельность в контексте профессионального становления и развития, должна осуществляться полностью, во всех своих элементах: в целеполагании, планировании, организации, реализации, рефлексии и пр. На практическом уровне, это означает необходимость использования разнородных заданий: на анализ и выявление идей и ценностей, на разработку планов и проектов, на комплексную оценку совершенных действий и пр.

Индивидуализация и самоопределение в профессиональном образовании. Личностно-деятельностный подход предполагает, что, несмотря на универсальность профессиональных проблем, каждый педагог действует в особом, свойственном только ему стиле. Соответственно, развитие профессионального мастерства должно стимулировать развитие индивидуальных свойств, удовлетворение образовательных потребностей, а также – помогать личности в осознании своих особенностей. Инструментами решения этой задачи является индивидуализация целей и содержания образовательных программ, смыслообразующая направленность образования, стимулирование межличностного взаимодействия в образовании.

Ориентация на развитие аутокомпетентности. Предельной целью личностно-деятельностного подхода является профессионал, обладающий не только набором знаний и умений, необходимым для эффективной педагогической деятельности, но – также, готовый к самопознанию, самообучению и саморазвитию. Необходимый для этого комплекс свойств называется «аутокомпетентностью». Иногда говорят о наличии профессиональной «Я-концепции», включающей когнитивный (что я о себе знаю), аффективный (как я к себе отношусь) и поведенческий (как я веду себя) компоненты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.)