Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеи и принципы изучения курса «практическая педагогика».
Вместе со всей системой отечественного образования, педагогическое образование, начиная с 70-ых годов XX века, становится объектом критики и попыток модернизации. Импульс инновационному поиску дают общественные реформы второй половины 80-ых – начала 90-ых годов, а также – вхождение России в Болонский процесс (2003). Модель настоящего курса «Практическая педагогика», строится в контексте перечисленных идей и тенденций. Вначале перечислим фундаментальные принципы его изучения: 1) Личностный и творческий подходы – предполагается, что студенты не столько заучивают содержание, сколько участвуют в разработке индивидуального образа своей будущей профессиональной деятельности. 2) Интенсификация и повышение качества общепрофессиональной подготовки, т.е. придание процессу обучения в педагогическом вузе интеллектуальной, интегративной, критической, конструктивной направленности. 3) Активизация профессионально-образовательной деятельности. Процесс изучения курса «Практическая педагогика» рассматривается как учебно-профессиональная деятельность, предполагающая самостоятельную активность и взаимодействие между студентами, преподавателями в разных формах (в том числе, чтение и комментирование лекций студентами, диагностика и самодиагностика, групповые дискуссии, микропреподавание, тренинги, ролевые игры и пр.). Содержание курса «Практическая педагогика» представлено шестью модулями, каждый из которых ориентирован на формирование специфических компетенций. 1. Первый модуль «История и теория практической педагогики» вводит в круг основных идей и концепций современной практической педагогики, связанных представлений из области истории и философии образования, а также – смежных гуманитарных наук. Целью изучения этого модуля является осознание научно-философского контекста проблем и отношений практической педагогики. 2. Второй модуль «Основы педагогического проектирования» предполагает знакомство с основными концепциями и моделями целеполагания, планирования содержания и структурирования образовательного процесса. Целью изучения модуля является приобретение умений планирования образовательного процесса в школе, разработки оригинального содержания.
3. Третий модуль «Основы педагогического общения» представляет собой знакомство с теорией, методологией и практикой профессионального педагогического общения и тренинг коммуникативных способностей студентов. 4. Четвертый модуль «Педагогические технологии» связан с изучением и практическим овладением современными методами организации образовательной деятельности. Целью изучения модуля является подготовка студентов к осуществлению эффективного образовательного процесса в школе. 5. Пятый модуль «Основы педагогического мастерства» раскрывает основные идеи и проблемы профессионально-личностного становления студента в системе педагогического образования и ориентирует каждого студента на разработку индивидуальной профессионально-образовательной траектории.
Вопросы к семинарским занятиям по модулю 1
1. Охарактеризуйте основные этапы развития современных представлений о практической педагогике (Античность, Средневековье, Новое Время, XX век, первые десятилетия XXI века) с точки зрения того, какие основные проблемы стояли перед педагогом; как, где и кем была организована педагогическая практика, как оценивались результаты практической педагогической деятельности. 2. Изучите положения о деятельности органов управления образованием различного уровня и образовательных учреждений (Министерство образования и науки РФ, областные министерства и департаменты образования, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные школы) и выделите те нормы, которые непосредственно относятся к регулированию педагогической деятельности. Какие различия предметов ведения Вы выявили? 3. Используя тексты должностных характеристик по основным педагогическим профессиям: учитель, преподаватель, тьютор, педагог-психолог, руководитель и заместитель руководителя образовательного учреждения (все эти документы можно найти на сайте Министерства образования и науки www.mon.gov.ru либо на сайте www.pedsovet.org), сделайте вывод о существующих различиях в педагогической деятельности и требованиях к профессиональной квалификации этих специалистов.
4. На сайте межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» (http://pedagog-prof.org/) найдите информацию о наиболее распространенных проблемах практической деятельности педагогов в разных регионах страны. С какими географическими, политико-экономическими, этнокультурными особенностями эти проблемы могут быть связаны? 5. Используя Приказ Министерства образования и науки РФ №209 от 24.03.2010 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (http://mon.gov.ru/dok/akt/7194/ или соответствующую обновленную версию), выделите аспекты практической педагогической деятельности, подлежащие оценке в ходе аттестации. Что при этом остается «в тени»? Как эти аспекты могут быть оценены?
Проектные задания к модулю 1
Задание № 1. Воспользуйтесь доступной хрестоматией по истории педагогики (можно порекомендовать под редакцией А.И.Пискунова в 3 т., 2007; под ред. Н.А.Желвакова, 1936 или любое другое издание) и составьте таблицу. В таблице отобразите, как в разные периоды развития общества изменялись представления об: обязанностях и функциях школьного учителя; требованиях к его личности; условиях педагогического труда.
Задание № 2. Изучите материалы современных исследований практической педагогики (можно рекомендовать сайт «Антропология.ру» www.anthropology.ru, в частности, сборники «Диалог в образовании» http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educdial/index.html, «Образование. Коммуникация. Ценности» http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educval/index.html, а также - сборники материалов конференций на сайте www.pedlib.ru) и проведите конференцию на тему «Современные тенденции развития практической педагогики». В рамках конференции, каждый участник должен представить 5 – 7 минутный обзор выбранной статьи, а также – ответить на возникшие вопросы.
Тест рубежного контроля №1
Каждый верный ответ на вопрос теста оценивается одним баллом. Максимальная сумма баллов за правильно выполненный тест — 10 баллов. Если при выполнении теста студенты набирают 7 и более баллов, они получают по модулю №1 оценку «зачтено», если нет - «не зачтено».
Список рекомендуемой литературы по модулю 1
1. Годник С.М. Характеристика своеобразной сущности педагогической деятельности // Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / Под ред. СМ. Годника. - Воронеж, ВОИПКРО, 1998. - С.37-58. 2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. 3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2008. 4. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Спб.: Питер, 2004. 5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 308 с. 6. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании. М.: Магистр-пресс, 2000. - С.259-274
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.013 с.) |