Идеи и принципы изучения курса «практическая педагогика». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеи и принципы изучения курса «практическая педагогика».



Вместе со всей системой отечественного образования, педагогическое образование, начиная с 70-ых годов XX века, становится объектом критики и попыток модернизации. Импульс инновационному поиску дают общественные реформы второй половины 80-ых – начала 90-ых годов, а также – вхождение России в Болонский процесс (2003). Модель настоящего курса «Практическая педагогика», строится в контексте перечисленных идей и тенденций. Вначале перечислим фундаментальные принципы его изучения:

1) Личностный и творческий подходы – предполагается, что студенты не столько заучивают содержание, сколько участвуют в разработке индивидуального образа своей будущей профессиональной деятельности.

2) Интенсификация и повышение качества общепрофессиональной подготовки, т.е. придание процессу обучения в педагогическом вузе интеллектуальной, интегративной, критической, конструктивной направленности.

3) Активизация профессионально-образовательной деятельности. Процесс изучения курса «Практическая педагогика» рассматривается как учебно-профессиональная деятельность, предполагающая самостоятельную активность и взаимодействие между студентами, преподавателями в разных формах (в том числе, чтение и комментирование лекций студентами, диагностика и самодиагностика, групповые дискуссии, микропреподавание, тренинги, ролевые игры и пр.).

Содержание курса «Практическая педагогика» представлено шестью модулями, каждый из которых ориентирован на формирование специфических компетенций.

1. Первый модуль «История и теория практической педагогики» вводит в круг основных идей и концепций современной практической педагогики, связанных представлений из области истории и философии образования, а также – смежных гуманитарных наук. Целью изучения этого модуля является осознание научно-философского контекста проблем и отношений практической педагогики.

2. Второй модуль «Основы педагогического проектирования» предполагает знакомство с основными концепциями и моделями целеполагания, планирования содержания и структурирования образовательного процесса. Целью изучения модуля является приобретение умений планирования образовательного процесса в школе, разработки оригинального содержания.

3. Третий модуль «Основы педагогического общения» представляет собой знакомство с теорией, методологией и практикой профессионального педагогического общения и тренинг коммуникативных способностей студентов.

4. Четвертый модуль «Педагогические технологии» связан с изучением и практическим овладением современными методами организации образовательной деятельности. Целью изучения модуля является подготовка студентов к осуществлению эффективного образовательного процесса в школе.

5. Пятый модуль «Основы педагогического мастерства» раскрывает основные идеи и проблемы профессионально-личностного становления студента в системе педагогического образования и ориентирует каждого студента на разработку индивидуальной профессионально-образовательной траектории.

 

Вопросы к семинарским занятиям по модулю 1

 

1. Охарактеризуйте основные этапы развития современных представлений о практической педагогике (Античность, Средневековье, Новое Время, XX век, первые десятилетия XXI века) с точки зрения того, какие основные проблемы стояли перед педагогом; как, где и кем была организована педагогическая практика, как оценивались результаты практической педагогической деятельности.

2. Изучите положения о деятельности органов управления образованием различного уровня и образовательных учреждений (Министерство образования и науки РФ, областные министерства и департаменты образования, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные школы) и выделите те нормы, которые непосредственно относятся к регулированию педагогической деятельности. Какие различия предметов ведения Вы выявили?

3. Используя тексты должностных характеристик по основным педагогическим профессиям: учитель, преподаватель, тьютор, педагог-психолог, руководитель и заместитель руководителя образовательного учреждения (все эти документы можно найти на сайте Министерства образования и науки www.mon.gov.ru либо на сайте www.pedsovet.org), сделайте вывод о существующих различиях в педагогической деятельности и требованиях к профессиональной квалификации этих специалистов.

4. На сайте межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» (http://pedagog-prof.org/) найдите информацию о наиболее распространенных проблемах практической деятельности педагогов в разных регионах страны. С какими географическими, политико-экономическими, этнокультурными особенностями эти проблемы могут быть связаны?

5. Используя Приказ Министерства образования и науки РФ №209 от 24.03.2010 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (http://mon.gov.ru/dok/akt/7194/ или соответствующую обновленную версию), выделите аспекты практической педагогической деятельности, подлежащие оценке в ходе аттестации. Что при этом остается «в тени»? Как эти аспекты могут быть оценены?

 

Проектные задания к модулю 1

 

Задание № 1.

Воспользуйтесь доступной хрестоматией по истории педагогики (можно порекомендовать под редакцией А.И.Пискунова в 3 т., 2007; под ред. Н.А.Желвакова, 1936 или любое другое издание) и составьте таблицу. В таблице отобразите, как в разные периоды развития общества изменялись представления об: обязанностях и функциях школьного учителя; требованиях к его личности; условиях педагогического труда.

 

Задание № 2.

Изучите материалы современных исследований практической педагогики (можно рекомендовать сайт «Антропология.ру» www.anthropology.ru, в частности, сборники «Диалог в образовании» http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educdial/index.html, «Образование. Коммуникация. Ценности» http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educval/index.html, а также - сборники материалов конференций на сайте www.pedlib.ru) и проведите конференцию на тему «Современные тенденции развития практической педагогики». В рамках конференции, каждый участник должен представить 5 – 7 минутный обзор выбранной статьи, а также – ответить на возникшие вопросы.

 

Тест рубежного контроля №1

1. Какой вид педагогического знания противостоит педагогическому опыту?
A Эмпирическая педагогика B Теоретическая педагогика
C Философия образования D Педагогика личности
2. Какой из теоретико-методологических подходов в современной педагогике обладает свойствами интегратора всех прочих подходов:
A функциональный B Деятельностный
C системный D Личностный
3. Какой этап отсутствует в схеме решения педагогической задачи:
A Обращение к авторитетам B Анализ ситуации
C Моделирование взаимодействия D Рефлексия результатов
4. Чем отличается предмет теоретической педагогики от предмета педагогики практической?
A Практическая педагогика не обладает собственным предметом B Предмет теоретической педагогики — абстрактные соотношения, а практической — деятельность учителя
C Теоретическая педагогика не обладает собственным предметом D Теоретическая и практическая педагогика имеют один и тот же предмет, но разные методы познания
5. Основной концепцией педагогической стратегии являются:
А Педагогические цели B Педагогические условия
C Педагогические методы D Педагогические формы
6. Деятельностный подход в педагогике представлен следующими основными категориями:
A Индивид, субъект, личность B Культура, практика, мышление
C Социум, агент, практика D Субъект, предмет, метод
7. Системный подход предполагает рассмотрение любого субъекта в точки зрения:
A Функций, идей и смыслов B Целостности, дополнительности и соответствия
C Предметов, методов и функций D Коммуникации и субъекта
8. Какого компонента НЕТ в педагогической деятельности:
A Организационного B Коммуникативного
C Социального D Мотивационного
9. Чем отличается деятельность от активности?
A Целенаправленностью B Ситуативностью
C Длительностью D Социальностью
10. Как может быть определен высший уровень профессиональной готовности к педагогической деятельности?
A Обученность B Превосходство
C Мастерство D Уникальность

 

Каждый верный ответ на вопрос теста оценивается одним баллом. Максимальная сумма баллов за правильно выполненный тест — 10 баллов. Если при выполнении теста студенты набирают 7 и более баллов, они получают по модулю №1 оценку «зачтено», если нет - «не зачтено».

 

Список рекомендуемой литературы по модулю 1

 

1. Годник С.М. Характеристика своеобразной сущности педагогической деятельности // Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / Под ред. СМ. Годника. - Воронеж, ВОИПКРО, 1998. - С.37-58.

2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2008.

4. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Спб.: Питер, 2004.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 308 с.

6. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании. М.: Магистр-пресс, 2000. - С.259-274

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.013 с.)