Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни и структура педагогического мастерства.
Становление и развитие педагогического мастерства происходит на протяжении всего процесса получения профессионального образования и профессиональной карьеры. Вследствие этого, существуют разные уровни и этапы становления педагогического мастерства. Для этого чаще всего используются категории педагогической грамотности, педагогической техники и педагогического профессионализма. Как правило, педагогическая грамотность рассматривается как разновидность функциональной грамотности, проявляющейся в знании основных педагогических понятий и навыков выполнении стандартизированных педагогических действий (функций). Педагогическая техника и мышление рассматриваются уже как более сложные образования, включающие способность адаптироваться в изменяющихся условиях, использовать вариативные педагогические средства и пр. Наконец, педагогический профессионализм связан с овладением широким спектром образовательных и воспитательных стратегий, способностью и опытом целенаправленного воздействия на педагогическую среду, достижения значимых результатов в неблагоприятных условиях. Известный отечественный исследователь проблем педагогического образования Н.В.Кузьмина в качестве базового использует понятие педагогической деятельности, включающее пять функциональных элементов (гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный), которая может осуществляться на пяти различных уровнях: 1) репродуктивный: педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; 2) адаптивный: педагог умеет приспособить свое сообщение к аудитории слушателей; 3) локально-моделирующий: педагог владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений, отношений по отдельным разделам курса, программы; 4) системно-моделирующий знания: педагог владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений по курсу в целом; 5) системно-моделирующий творчество: педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к саморазвитию в новых условиях. В связи с широким распространением компетентностного подхода, стали формироваться модели профессиональных педагогических компетентностей. Так, Н.В.Кузьмина выделяет следующие:
1) Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания профессиональной деятельности в области предмета); 2) Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся; 3) Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения; 4) Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых; 5) Рефлексивная компетентность (или аутопсихологическая) компетентность, проявляющаяся в анализе и самоанализе педагогической деятельности. Еще один подход к определению сущности педагогического мастерства связан с формулировкой требований к личности педагога, вытекающие из особенностей ее протекания (Н.К.Сергеев), в частности: перманентную неопределенность, неоднозначность и неизбежные импровизации; важность эмоционально-чувственного регулирования педагогического взаимодействия, единство профессионального и личностного начала педагогической деятельности; огромное значение компенсаторных возможностей личности, когда недостаточное развитие одних качеств может быть с избытком перекрыто другими качествами и свойствами. Весьма условно, выделяют профессиональные требования к педагогу, включающие перечень наиболее актуальных профессионально-значимых качеств и свойств, в том числе: потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; такт, терпимость в отношениях с детьми, понимание своеобразия и автономности личности, умение обеспечить взаимодействие в группе, знание особенностей психического развития детей. Одновременно, выделяются социальные требования к педагогу, как к автономной личности, включающие: высокую культуру, гражданскую ответственность и социальная активность; самоотдачу и благородство; интеллигентность, духовную культуру, желание и умение работать вместе с другими; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональную работоспособность. Наиболее общими понятиями считаются педагогическая культура, включающая «ценностные отношения к профессии и совокупность компетенций в области исследования, диагностики, организации и проведение образовательного процесса» и педагогическое мастерство, определяемое как «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.005 с.) |