Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность культурно-досуговой деятельности

Поиск

 

Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от пробле­мы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда все­стороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не • только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимос­ти закономерного развития общества. Трудовая деятельность - есте­ственное состояние людей. Труд является главным средством подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность и деятельность в сфере досуга. Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обес­печивающих жизнь общества.

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую акту­альность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культур­ных, возрастных групп населения и т.д. Гуманистическая направлен­ность культурно- досуговой деятельности, воспитание потребности ин­дивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночны­ми отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и форми­рование мотивов поведения, что требует значительных организацион­но-педагогических усилий.

Принятие самостоятельных решений в процессе трудовой дея­тельности и на досуге формирует новый тип человека, существенными чертами которого являются: заинтересованное отношение к делу, ак­тивность, способность к сочетанию умственного и физического, испол­нительского и управленческого труда. Творческий характер труда сти­мулирует познавательную активность и самообразовательную деятель­ность населения. Поэтому культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в сфере про­изводства и досуга. Переход к рыночным отношениям вызывает необ­ходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреж­дений культуры, методов ее осуществления.

Известна характеристика человека в условиях досуга Даля27. У него "недослужливый (человек) - это неискусный, неумеющий, неизобрета­тельный", а "досужий" - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки". Постепенный переход понятия "досуг" к более позднему значению практически до начала XX в. выглядел как достижение, способность, возможность че­ловека проявить себя в свободное от работы время.

Оказывается, первое значение слова досуг - "то, что можно до­стать, досягнуть рукой" - отражено в поговорке "уму недосягаемо". Вто­рое значение - "то, что достигнуто". И, наконец, третье значение -"достижение, способность, возможность, умение, ловкость, мастер­ство".

Как видим, издревле досуг рассматривался как цель и способ удо-влетворении разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных. Следовательно, виды деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности. Они представля­ют образования, надстраивающиеся над основными видами деятель­ности, считающимися первостепенными, то есть базисными. При этом не исключено, что на определенных этапах истории какие-то виды дея­тельности могут стать базисными. Об этом свидетельствует, например, переход от ценностей средневековой культуры к ценностям культуры нового времени, когда появились различные виды интеллектуальной и художественной деятельности, не являющиеся таковыми на ранних этапах истории.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольст­вии и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилиза­ции были официально установлены прежде всего такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важ­ными для всех членов социальной или этнической общности.

Конечно, ни в одном обществе функциональные виды деятель­ности не сводились к экономически целесообразным, требующим преж­де всего затрат физической энергии и немедленного результата. По­скольку общество не может быть целостным, стабильным без праздни­ков, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха, оно должно развивать их.

В России досуг никогда не являлся праздным времяпрепровожде­нием. Досуг как пространство всегда наполнялся разнообразным со­держанием, вызванным необходимостью личности решать те или иные культурные задачи. Поэтому понять смысл досуга и выявить его функ­ции в принципе возможно лишь в том случае, если проникнуть в его функциональные особенности, выявить тип культуры, в котором функ­ционируют разные формы досуга.

Для истории России характерно то, что на разных ее этапах проис­ходил радикальный разрыв с культурным опытом предшествующих по­колений; отход не только от отдельных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится регу­лятором исторического процесса, решающей силой, определяющей жизнь как общества, так и личности.

Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоцен­ной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т. е. празд­ное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с производственной средой. В реальности досуг ста­новится все более регламентируемым и контролируемым типом дея­тельности и наполняется все более разнообразными ее формами, кото­рые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это по­зволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели лич­ности и уклада ее жизни. Под моделью личности понимается идеал, образец, комплекс определенных свойств и черт, заставляющих по­следнюю воспринимать общественное мнение как должное. Для об­щества - это укрепление определенного типа внутренних социальных связей между всеми народностями, населяющими страну, между от­дельными группами и слоями населения. Создание эстетически органи­зованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в услови­ях досуга, является одним из элементов социальной политики.

"Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социаль­но-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятель­ности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки"28,так определяет это ключевое понятие один из уче­ных.

Культурно-досуговая деятельность является также важным факто­ром реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и от­стаивать свою точку зрения.

Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распро­странения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверж­дается следующим определением: "Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни об­щества, функционально объединяющая социальные институты, при-званные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях фор­мирования гармонично развитой, творчески активной личности"29.

Рассмотрение сущностных характеристик культурно-досуговой дея­тельности подводит к необходимости выяснения ее предмета, опреде­лению ее границ. Учитывая, что объект - посетитель учреждения куль­туры или человек, занимающийся домашним досугом, представляет собой сложную, противоречивую личность, обладающую только ей при­сущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эс­тетическими качествами, умениями и навыками, то культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует ее жизнь как с точки зрения физической, так и духовной. При раскрытии предмета культурно-досуговой деятельности необходимо исходить из способа производства трудовой, социально преобразующей деятельности людей, из воздей­ствий социальных условий на сознание и поведение личности.

Предметом культурно-досуговой деятельности является изуче­ние различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. Культурно-досуговая деятель­ность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмыс­ления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.

Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой дея­тельности зависят от познания ее объективных закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития как всей отрасли, так и ее отдельных сфер, от научного использования ре­зультатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реа­лизации новой концепции человека и нового понимания жизни общест­ва.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллек­тивов и массы людей можно говорить о содержательности культурно-досуговой деятельности, аргументированном использовании форм и методов подачи материала.

Ставя цель развитие личности, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой деятельности, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры созда­ют программы, предлагают соответствующую предметную деятель­ность.

Поскольку у каждой личности свои мотивы приобщения к культур­но-досуговой деятельности, возникает необходимость изучения общих принципов этого процесса. Но в условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психо­логических особенностей личности, проявляющихся и в познаватель­ном, и в творческом, и коммерческом видах деятельности.

Объектом культурно-досуговой деятельности является содер­жание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуально­го и эмоционального воздействия на личность, группу или массу лю­дей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности.

Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личност­ным смыслом его бытия. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального в систему культурно-досуговой деятель­ности включаются все учреждения культуры и средства массовой ин­формации и инструменты, обеспечивающие условия занятий домашним досугом.

Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.

Следовательно, культурно-досуговая деятельность - это коллек­тивный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, отли­чающихся рядом общих признаков. Их жизнедеятельность осу­ществляется и в индивидуальной форме, обладающей обособлен­ностью и относительной самостоятельностью; она представляет собой совокупность норм, труда и быта, права, морали, обычаев, традиций, обрядов, правил поведения.

Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует раз­личать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо опре­деленный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и со­вершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными си­стемами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреж­дений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные Функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, пе­реплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды культурно-досуговой деятельности упорядочи­ваются, приобретая определенное значение для человека и общества.

В изучении культурно-досуговой деятельности наиболее распро­страненным и разработанным остается аналитический, а не целостный подход, то есть изучение отдельных ее сторон. Это естественно, ибо в каждой молодой науке сначала происходит накопление знаний об объ­екте, а потом их объединение. Постепенный переход от знаний отдель­ных сторон культурно-досуговой деятельности к ее всестороннему из­учению возможен только на основе системного подхода.

Системный подход позволяет обнаружить внутренние механизмы действия отдельных компонентов, вскрыть их единство и связь. Что касается функционирования системы, изучения ее в движении, динами­ке, то здесь мы обращаемся к различным наукам.

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и ло­гику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъ­екта. В этом смысле система состоит из следующих необходимых компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение про­цесса. Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, исключить его из анализа, как система перестает функционировать и распадается. Мы предполагаем, что смысл системного подхода состоит во взгляде на названные компоненты как единый технологический процесс. В этом смысле можно утверждать, что в сфере досуга человек проявляется полностью, то есть он становится таким, какой он есть на самом деле.

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятель­ности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культур-но-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловлен­ное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в культурно-досуговой деятельности личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.

В современных условиях к деятельности учреждений культуры предъявляются повышенные требования самого разного характера, в том числе организация коммерческой деятельности. Умение создать условия для самостоятельной деятельности специалистам, дать им возможность развиваться как субъектам рыночной экономики значит сделать учреждение культуры самоорганизующейся системой, способ­ной развиваться лишь при условии успешной коммерческой деятель­ности, дающей возможность поощрения инициативы, введения всевоз­можных новшеств.

Вопросы для самопроверки

1. Как исторически складывалось понятие "культурно-досуговая деятельность»?

2. Что вы понимаете под сущностью культурно-досуговой деятельности?

3. Что такое предмет и объект культурно-досуговой деятельности?

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

2. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. -Л., 1987.

3. Киселева Т. Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. - М., 1995.

4. Марков АЛ. Отечественная культура как предмет культурологии. - СПб., 1996.

5. Садовская B.C. Педагогические основы формирова­ния культуры быта. - М., 1996.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.009 с.)