Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-досуговая среда и ее восприятие
Знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды является непременным условием повышения эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений. Рассматривая восприятие как чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека, выделим ряд функций восприятия в процессе познания: отражение отдельных отношений, присущих предметам и процессам культурно-досуговой среды; выделение целостного предмета из окружающего фона, отображение его формы, величины, фактуры поверхности, положения в пространстве. Восприятие представляет собой многоуровневый процесс, который находится в сложной смысловой зависимости от культурных систем, включающих субъект и объект. Игнорировать отношения субъекта к объекту потребления значит пренебрегать последствиями, которые отразятся не только на судьбе конкретного объекта, но и - шире - на сфере культурно-досуговой деятельности. Формированием культуры потребления можно заниматься только на основе изучения установок и предпочтений, связанных с общепризнанными типами художественных ценностей. Таким образом, на уровне проектирования культурно-досуговой среды специалист культурно-досугового учреждения не только решает проблему моделирования объекта или комплекса объектов, но и моделирует предполагаемую ситуацию. Созданные специалистами культурно-досуговых учреждений композиционные формы культурно-досуговой среды несут информацию, помогающую поддерживать общественно устоявшиеся типы поведения, закрепляющие традиции культурно-досуговой деятельности. В этих формах могут быть воплощены образы, несущие большие социально-культурные и нравственные идеи времени, отражающие идеальные представления людей. Закономерная упорядоченность окружения человека должна удовлетворять присущую человеку эстетическую потребность, овеществляя черты бытующего в культурно-досуговой деятельности эстетического идеала. Человеческое отношение к предметам культуры и искусства характеризуется рядом особенностей, которые позволяют выделить следующие типы восприятия: - ситуативный тип, при котором цель восприятия исчерпывается одномоментным отношением к объекту в определенной ситуации (оценки типа: "Здорово!", "Потрясающе!", "Вот это вещь!"); для такого восприятия характерна сосредоточенность на ценности некоего преходящего состояния; эстетическая ценность в сознании субъекта связывается при этом с особой эстетической ситуацией, а объект выступает как средство ее осуществления; нередко объект оказывается лишь поводом для подтверждения состояния субъекта;
- эстетизированный тип, который проявляется в таких высказываниях, как "красиво - некрасиво", "прекрасно - безобразно" и т.д.; его характеризует соотнесение объекта с эстетической ценностью и идеалом; нередко подчеркивается эстетическая ценность самого акта восприятия при относительной незаинтересованности иными сторонами ситуации; - прагматический тип, связанный с установкой на объект как средство удовлетворения определенной потребности; высказывания типа "это хорошо, потому что полезно, выгодно, удобно" и т.д. характерны для такого типа восприятия; на первый план выступает полезность вещи для субъекта в конкретной ситуации; - профессиональный тип, противоположный по своему характеру прагматическому, поскольку не связан с обладанием объектом; объект самоценен с точки зрения "сделанности"; предметом оценки оказываются приемы организации и формообразования, функции, конструктивная структура, символическая значимость; объект соотносится с контекстом культурно-досуговой среды, аналогами и прототипами; такое восприятие обращено к памяти, контексту культурно-досуговой деятельности. Исходя из этой характеристики типов восприятия, подчеркнем, что каждый из них, проявляясь в различных ситуациях потребления и в известной степени формируя их, опирается на непосредственное знакомство с образцом объекта и опосредованный опыт, полученный в результате усвоения ценностных установок и форм поведения. К основным условиям, влияющим на оценку объекта в предметно-пространственной культурно-досуговой среде, относятся: базовая установка потребителя; состояние сознания, эмоциональная установка в конкретной ситуации.
Вместе с тем сегодня оказывается этого недостаточно. Необходима новая методика, помогающая специалисту учреждения культуры моделировать состояние субъекта - формировать его вкусы и то, что можно назвать культурой потребления. Но что значит формировать культуру потребления, формировать вкусы? Культурный смысл деятельности художника, например, заключается в создании образа, который может стать нормой эстетического восприятия действительности. Культурный же смысл деятельности специалиста по культурно-досуговой среде определяется преобразованием предметного пространства в нечто эстетически значимое. В бытовой практике часто упускается этот смысл и возникает ориентация специалиста на создание отдельных вещей или на создание самоценного художественного образа. Однако если художник отыскивает новый способ восприятия уже данной действительности, которую он по-своему видит и отображает, то специалист по культурно-досуговой среде ставит под сомнение материальные и организационные формы этой действительности, опираясь на функционирующие в культурно-досуговой сфере нормы и оценки. Если в искусстве элементы предметно-пространственной среды являются объектом изображения, то в процессе формирования культурно-досуговой среды они рассматриваются в качестве объектов художественной организации. Особый интерес культурно-досуговое учреждение представляет как объект коллективного познания, коллективного творчества. Все это позволяет говорить об этом учреждении как о целостной образной системе, структуризованной, обладающей выраженными эстетическими связями и отношениями элементов, что дает возможность представить его в категориях художественной композиции. Художественный образ культурно-досугового учреждения, его культурной среды создается соединением элементов, которые подчиняются идее преемственности индивидуального воображения специалистов разных периодов, в результате чего создается феномен коллективного воображения. Формирование в процессе развития культурно-досуговой деятельности единого по своей сути художественного воображения, образного мышления получает закрепление в виде образного объекта -культурно-досугового учреждения, который становится результатом духовной и материальной деятельности в виде конкретного образного явления, развернутого в пространстве и времени. Духовное потребление культурно-досуговой среды включает наряду с активной познавательной деятельностью человека его непреднамеренную реакцию, которая и составляет особую ценность художественного познания. Она включает непосредственную психологическую реакцию человека: компенсаторную (снятие напряжения, эмоциональную разгрузку, зарядку), гедонистическую (получение положительных эмоций, наслаждение) и катарсическую (очищение, возвышение). Именно поэтому особое значение приобретает эстетическое воспитание, открывающее перед каждой личностью возможности индивидуального переживания и включения в разнообразные культурно-досуговые ситуации. Предметно-пространственное окружение в куль-турно-досуговом учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда наполняется ситуацией деятельности, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворяется, "очеловечивается" и начинает жить.
Без человека, без людей, без ситуации деятельности культурно-досуговая среда представляет собой "мертвое" предметно-художественное пространство. Именно поэтому коммуникативная функция искусства должна рассматриваться как самостоятельный и важный аспект художественной деятельности в культурно-досуговой среде и дизайнерском ее конструировании. Трактовка художественного образа как сообщаемого знака позволяет исследовать сам механизм социального общения "по поводу" искусства. В сущности, социология культурно-досуговой среды объектов культуры, а вместе с тем и дизайнерского творчества ориентирована преимущественно на исследование коммуникативной функции произведений искусств в культурно-досуговой среде. Исходя из этого программы эстетического воспитания культурно-досуговых учреждений культуры ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Элементы театрализации, игровое понимание занятий, внутренняя, духовная, а часто и реальная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в музее и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. В каждом отдельном случае особенно отчетливо проявляются различия предметной культурно-досуговой среды, ее психологического пространства, что в совокупности составляет культурно-досуговую среду того или иного учреждения культуры. Следовательно, происходит дифференциация общения "по поводу искусства" и в пространстве искусства, что в конечном итоге дает возможность человеку осознать, что он может измениться или уже изменился и стал другим, что, возможно, свершится или уже свершилось его саморазвитие. Таким образом, культурно-досуговая среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, участия в нем человека. В то же время культурно-досуговая среда в каждой отдельной ситуации несет в себе определенную смысловую нагрузку, что придает ей своеобразие собственно художественного образа. Аксиологический аспект в этом случае проявляется в известном отождествлении субъекта культурно-досугового учреждения с самим учреждением.
Коммуникативная функция культурно-досуговой среды определяется ее социальной природой и включает в себя передачу информации, общение, обозначение и осмысление. Следует выделить и различные типологии коммуникации - профессиональные и непрофессиональные, индивидуальные и групповые, активные, целенаправленные и пассивные и др. Эти типологии определяются всей системой "дизайнер -предметная среда - потребитель", и здесь особенно важны знания потребителя, условия восприятия (ситуация деятельности), состояние субъекта и его установка. Соответственно перед дизайнером встает вопрос об ориентации на жизнь конкретных людей в ее целостности, определенности - не только современно-культурной, но и историко-культурной и вместе с тем не оторванной от повседневности. Осознание этих проблем ставит специалиста культурно-досугового учреждения перед фактом, что он адресует свои произведения не просто "потребителю", а человеку в цельности и индивидуальности его образа жизни. Как жизнь не сводима к производству, потреблению и т.д., так и человек, которому предлагает свои произведения дизайнер, лишь очень условно, в специфическом контексте рассмотрения, может именоваться "потребителем". Культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду культурно-досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение и к среде обитания, и к деятельности человека. Чувство принадлежности к своему краю в большей мере формируется культурно-досуговыми учреждениями, эстетические качества которых играют при этом большую роль. Культурно-досуговая среда, синтезирующая все виды пространственных искусств и одновременно воплощающая в знаковых системах обширную информацию о собственном функционально-утилитарном значении, формирует свой особый язык. Его отличительная черта - сочетание особенностей художественного языка, свойственного другим видам искусств, с языком рациональной информации. В первом случае язык служит для воплощения художественного содержания, а во втором - для передачи практического сообщения. В процессе духовного потребления культурно-досуговой среды художественный и логический языки интегрируются, воспринимаются в единстве, что является характерной чертой культурно-досуговой среды и дизайнерского творчества. Образ культурно-досуговой среды складывается в процессе ее регулярного восприятия, при этом обращает на себя внимание несколько парадоксальный факт. Культурно-досуговая среда первоначально преимущественно считывается своими художественными и знаково-информационными слоями. Так же, как произведения искусства, куль-турно-досуговая среда воспринимается человеком всем существом (неторопливое вчувствование в форму и эмоционально-образное содержание). Однако это переживание не фиксируется, не осознается им во всей полноте. Первоначально в сознании закрепляется лишь информационный итог: смысл увиденного. Но и остальное не пропадает, а остается в глубине сознания и всплывает прииных обстоятельствах. Эти неосознанные впечатления от культурно-досуговой среды входят важной частью в процесс воспоминания, который лежит в основе художественного творчества в целом.
Следовательно, культурно-досуговая среда первоначально (при первом посещении культурно-досугового учреждения) не всегда полностью подчиняет себе человека, заставляя переживать ее во всей полноте. Эстетическое потребление культурно-досуговой среды определяется этим контекстом восприятия, отношением к месту, длительностью и частотой пребывания в данной среде, установкой на определенный характер восприятия. Следует выделить три основные группы посетителей культурно-досуговых учреждений и особенности восприятия ими культурно-досуговой среды. К первой группе относятся люди, постоянно посещающие культурно-досуговые учреждения. Характерными особенностями восприятия у них являются: длительность, развернутость во времени, повторяемость впечатлений, формирование устойчивых культурно-деятельностных стереотипов, активная роль в формировании образа культурно-досуговой среды. Второй группе присуще восприятие, специально ориентированное на эмоциональное, эстетическое постижение культурно-досуговой среды. Особенностями восприятия в этом случае являются: относительная кратковременность, активность, сила разовых впечатлений. Б третьей группе восприятие связано с "прохождением" культурно-досуговой среды при движении к какой-либо конкретной цели (спектакль, концерт, дискотека, занятие художественным творчеством). Однако соприкосновение с культурно-досуговой средой и в этом случае оставляет свой след, ибо ее эстетический "фон" как бы вводит человека в последующую целевую деятельность, не отнимая или экономя на этом этапе его эмоции. Итак, восприятие культурно-досуговой среды происходит последовательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мысленного представления к формированию интегрированного образа как системы единичных фрагментов, связанных ассоциативной цепью. Отдельные впечатления не преобразуются в нечто новое, а суммируются, образуя синтетический сплав. Этот процесс связан с углубленным эстетическим постижением личностью образа культурно-досуговой среды: оценкой, усвоением, переработкой его художественных качеств, другими словами, с активным творческим восприятием. Образ культурно-досуговой среды складывается уже.при первом знакомстве с учреждением культуры, обогащаясь и кристаллизуясь при повторных посещениях. При этом происходит процесс перехода от первоначального ощущения к знанию и привычке. Гармоничность культурно-досуговой среды обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок: а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культур-1" но-досуговой среды; б) собственно эстетическая оценка, вызывающая чувства радости,•* изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое напол-т нение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания - дому, городу, краю; * в) оценка социальной значимости культурно-досуговой среды* включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории; г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговои среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговои среды. Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут быть группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность. Погружение в культурно-досуговую среду, где происходящее совершается в присутствии публики, множества незнакомых людей, ставит человека перед выбором какой-то собственной ролевой установки поведения, которая во многом зависит от принадлежности индивида к той или иной субкультуре и может меняться в различных местах культурно-досуговои среды, испытывая сильную зависимость от самой атмосферы места. Игра, как известно, заложена в самой сущностной основе человека, именно поэтому и возможны различные формы игр. Попадая в публичное пространство как в пространство игровое, принимая ту или иную установку, человек испытывает удовольствие от возникающего при этом чувства особого смешения реальности с нереальностью, возможного и невозможного. В культурно-досуговых учреждениях это нереальное и воображаемое, возможное и невозможное, идущее от игровой фантазии, вплетается в образное восприятие культурно-досуговои среды. Феномен игры проявляется в поведении человека не только в ситуации людности культурно-досугового пространства, он еще в большей степени присутствует в условиях домашней среды. Именно в домашней среде традиционно развивались игровые виды деятельности (лото, лапта и др.). Жилье, дом вызывает у человека ощущение комфортности и уюта, психологического и физического владения пространством домашней среды, раскрепощает сознание, создает свободу творчества и фантазии. Поэтому так велико стремление перенести эти ощущения, эту "домашность" на рабочее место, желание встретить ее в системе бытового обслуживания, в целом в системе городской среды и, конечно, же в культурно-досуговои среде, где протекают процессы сродни домашним. По своей сути культурно-досуговая среда является тем неповторимым феноменом, включающим человека в ситуацию деятельности, ко- торая не может состояться без "охудожествления" вещей, цельности композиции, обеспечения домашности и людности протекающих процессов. Движение к позитивным качествам людности и домашности, приведение их к соответствующим культурным нормам, регулирование их взаимопроникновения являются смысловой основой формирования культурно-досуговои среды. Вещи как постоянные и необходимые атрибуты жилища, естественно, играют основную роль в формировании среды культурно-досуговых учреждений. Они, в силу своего физического и психологического воздействия, узнаваемости, усиливают эффект людности и особенно домашности культурно-досуговои среды. Используя предметы и вещи, руководитель учреждения культуры, а вместе с ним и сценограф, благодаря зрелищное, театрализации, эстетической и функциональной насыщенности культурно-досуговои среды, увеличивают ее досуго-вый потенциал. Вещный слой играет большую роль в усилении эффекта домашности культурно-досуговои среды. Трудно себе представить, например, Дворец культуры г. Зеленограда без удобных и мягких кресел в фойе и зрительном зале, настенных светильников ручной работы, создающих приглушенное теплое освещение, мягких, спокойных тонов ковровых покрытий, изящных стеклянных ажурных лестниц и мраморных полов танцевального зала, небольших стилизованных скульптурных групп и многого другого, что подчеркивает уникальность внутреннего и внешнего облика этого культурно-досугового учреждения, особенность его архитектурного решения и аранжировки, неповторимость его культурно-досуговои среды. Видимо, не случайно в общественном сознании прочно утвердилось обозначение этого учреждения как "очага культуры". Домашний очаг как символ домашнего тепла, семейного единения, крепости традиций, коллективного переживания жизненных ситуаций, радостей и горестей мудрым общественным сознанием символически перенесен на учреждение культуры. Следовательно, объект культуры, его культурно-досуговая среда олицетворяют домашнюю среду с ее домашностью и людностью (в период праздников и семейных торжеств). Потребность познания окружения вне дома и работы реализуется как стремление человека к проявлению и утверждению себя в пространстве общения, которое раскрывается в положительных эмоциональных переживаниях культурной среды и собственной деятельности в нем. Мотив этого переживания возникает из потребности коммуникативного взаимодействия, из удовольствия, получаемого от сценарного зрелища, художественно-эстетического творчества. Устремления личности в культурно-досуговую среду обусловлены главным образом нежесткой детерминированностью поведения в нем, ибо это не работа и не быт с их обязующими ролями и ритмами. Посещение учреждений культуры представляет собой форму досуга, носящего либо рекреативно-культурный, либо эстетический, творческий характер, протекающего как деятельностный процесс с множеством ожидаемых и непредсказуемых событийных включений. Кроме этого, пребывание в культурно-досуговои среде выступает и как способ снятия психологических напряжений и стрессов, несет в себе черты путешествия в мир прекрасного, даже если это путешествие проходит по знакомым местам. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите функции восприятия культурно-досуговои среды учреждений культуры. 2. Охарактеризуйте типы восприятия культурно-досуговои среды. 3. Чем характеризуется гармоничность культурно-досуговои среды? 4. В чем заключается коммуникативная функция культурно-досуговои среды? Рекомендуемая литература 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974. 2. Бердяев НА. Философия творчества, культуры, искусства: В 2 т. Т.2.-М., 1993. 3. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. - Ташкент, 1975. 4. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л., 1974. 5. Коган Л.Н. Художественный вкус. - М., 1966.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.028 с.) |