Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
Для более глубокого усвоения данной темы и изучаемого курса в целом необходимо знать часто встречающиеся в процессе изучения учебного материала такие базисные понятия, как метод и методика. В общем понимании метод можно рассматривать как способ достижения цели, решения конкретной задачи, или совокупность приемов, операций практического освоения (познания) действительности. В философии методом называется способ построения и обоснования философского знания. Идея метода была разработана еще философом Декартом. Он указывал: "Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и, без лишней траты умственных сил, постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно... ". В культурно-досуговой деятельности метод можно охарактеризовать как способ или совокупность способов и приемов воздействия на участников культурно-досуговой деятельности через конкретные формы. Иными словами, методы рассматриваются как приемы, с помощью которых решаются цели культурно-досуговой деятельности. Неоднородный, разноплановый характер культурно-досуговых программ, в которых используются и музыка, и устное слово, и кино, и хореография, и средства наглядности, предопределяют совокупность применяемых средств, способов и приемов. Однако методика культурно-досуговой деятельности - это не совокупность методов. Методы являются структурным компонентом, частью методологии культурно-досуговой деятельности, а методология нами рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методика же является механизмом реализации методов. Для полного раскрытия понятия "методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности" необходимо вычленить основные черты, характеризующие его как предмет, зафиксированный в историческом опыте и включенный в процесс практической деятельности. Исторический анализ становления и развития методического обеспечения свидетельствует о реальном процессе возникновения и формирования данного явления как самостоятельно действующей системы, вызванной определенными потребностями и уровнем развития общественной практики.
Предметом методического обеспечения культурно-досуговой деятельности является методика культурно-досуговой деятельности, основу которой составляет сумма элементов: цели, содержа-Ние, средства, методы и формы работы. Следует подчеркнуть, что понятие о методическом обеспечении культурно-досуговой деятельности, являясь отражением действительности, так же подвижно и гибко, как и сам предмет методического обеспечения. Следовательно, в силу объективных законов подвержен видоизменению и каждый из элементов, составляющих основу методики. Изменения общественной, социально-экономической жизни в обществе, смещение акцентов в содержании досуга поставили вопросы о корректировке целей культурно-досуговой деятельности. Конечная цель методического обеспечения - достижение наивысшего уровня работы всех культурно-досуговых учреждений. Реализация конечной цели методического обеспечения происходит последовательно с достижением близких и промежуточных целей. Среди них: вывести методическое обеспечение на уровень, при котором может осуществляться управление процессом развития методики и обеспечиваться постоянное совершенствование практической деятельности культурно-досуговых учреждений; подвести практическую методику к уровню передовой теории и практики культурно-досуговой деятельности, достигнуть выравнивания уровня работы учреждений культуры за счет "подтягивания" отстающих до уровня средних и передовых. Достижение конечных, близких и промежуточных целей сопровождается решением конкретных задач методического обеспечения: - постоянное изучение и анализ новейших достижений практической методики и внедрение передового опыта в массовую практику, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных культурно-досуговых программ с учетом изменяющихся общественных потребностей; - создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приемов и методов культурно-досуговой работы, обмена передовым опытом;
- внедрение системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры; - оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы с людьми, передовых методик организации и осуществления культурно-досуговых программ. Суть методического руководства не означает стандартизации или унификации методики. Уникальность самой природы методического обеспечения сводится не к "выравниванию практической методики" или "единой методической линии", а установлению общепризнанного, апробированного, устоявшегося, достаточно высокого и доступного уровня методики, со всеми индивидуальными местными особенностями и чертами. Суть методического обеспечения заключается в особых процессах переработки и фиксации культурно-досуговой практики в ее различных областях и формах. Продуктом методической деятельности выступают знания, которые принято называть методическими и которые являются, с одной стороны, итогом методической деятельности, с другой, - предписаниями, адресованными практикам. Обобщенным, интегрирующим носителем методических идей является методист: он создает методические знания и рекомендации, систематизирует предметный материал, вносит в него новые связи и отношения. Обоснованные, рефлексивно осознанные, упорядоченные методические идеи затем усваиваются практиками и переносятся в предметную деятельность. Воздействие методиста и его методической мысли на клубную аудиторию, следовательно, протекает опосредованно, через практиков культурно-досуговой деятельности. Исходя из этого, принимая методиста за субъекта методической деятельности, объектом в этом процессе становятся не только потенциальные участники клубных программ, но и сами клубные работники. В зону методического обеспечения попадают культурно-досуговые учреждения других ведомств, централизованные клубные системы, досуговые центры, культурно-спортивные и социально-культурные комплексы, а также организации спорта, туризма, внешкольные учреждения, использующие формы и методы культурно-досуговой деятельности. Методическим обеспечением охватываются и любительские объединения, клубы по интересам, неформальные общественные структуры и учреждения социально-культурного типа, сами участники культурно-досуговых программ. Специфика методического руководства, его отличие от организационно-административного регулирования кроется в принципах взаимоотношений субъекта и объекта руководства. Именно принципы взаимоотношения субъекта и объекта выражают специфику методического обеспечения еще и потому, что объектом и методического обеспечения, и организационно-методического регулирования выступают, в конечном итоге, люди, обеспечивающие культурно-досуговую практику. В основе взаимоотношений организационно-административного регулирования лежат принципы обязательного исполнения выработанных Установок. Они строятся на директивно-правовых, административных методах и реализуются в виде приказов, распоряжений, постановлений, решений, указаний и т.д. Принципы взаимоотношений методического обеспечения складываются на иной основе - они носят рекомендательный, консультативный, совещательный характер. Именно в этом и заключается специфическая особенность методического обеспечения. Реализуются субъектно-объектные отношения в методическом обеспечении в виде рекомендаций, методических советов, пособий, методических писем, рекомендуемого репертуара, сценариев, передового опыта форм и методов работы. В данном случае объект методического обеспечения имеет возможность и право выбора лучшей, по его мнению, методики, которая больше соответствует местным условиям, возможностям ее применения, отвечает уровню подготовки и творческого потенциала работников культуры. Исходя из того, что в методическом обеспечении и организационно-административном регулировании присутствует функциональная общность, направленная на повышение эффективности культурно-досуговой деятельности, объект испытывает в данном случае на себе двойное воздействие. Работник культуры, как правило, выступает в качестве организатора (администратора) самых разных коллективов и групп людей, в то же время он обеспечивает качество культурно-досуговой деятельности, осуществляет отбор и оптимальное использование методик, ведет поиск новых форм, средств деятельности. В силу разноплановости, широты охвата явлений, массовости культурно-досуговая деятельность является сложной отраслью и требует научно обоснованного и компетентного организационно-административного регулирования и методического обеспечения. Методические рекомендации, советы, пособия являются эффективными лишь в том случае, если они используются в практической работе учреждений культуры, а для этого необходимо организационно-административное регулирование, большая организаторская, а порой и финансово-хозяйственная работа. Контроль, проверка исполнения, другие организационно-административные усилия дают возможность внедрять методические рекомендации. Их внедрение в практику становится предпосылкой зарождения нового опыта и его последующего распространения.
Процесс методического обеспечения изначально начинается с изучения практики. Прежде всего следует глубоко изучить и освоить фактическое состояние дел в культурно-досуговых учреждениях, знать объект, его реальное состояние, узкие места, положительный опыт, потребности в методической помощи.
Объективно оценить положение дел в сфере культуры поможет углубленное изучение запросов, потребностей и интересов реальных и потенциальных посетителей учреждений культуры. Изучая деятельность культурно-досуговых учреждений, необходимо обратить внимание не только на положительную, но и на негативную стороны работы. Оценивая положительные результаты практики, следует взять из нее наиболее ценное, значительное и перспективное. Рассматривая недостатки, необходимо разобраться в причинах, сделать конструктивные выводы, которые позволят в последующем избежать повторения негативных явлений. Исходным положением в освоении практики культурно-досуговых учреждений является умение осмыслить достижения как в теоретическом, так и в практическом аспектах, важно заметить перспективы, тенденции, ростки нового в развитии данной отрасли. Невозможно объективно оценить практику без глубокого знания законодательных актов, правительственных решений и документов, специальной и периодической литературы. Деятельность учреждений культуры необходимо рассматривать с точки зрения возможностей повторения лучших ее достижений в широкой практике. Целостное представление о практике может дать личное участие методиста в работе учреждений культуры. Важно глазами специалиста, а не зрителя видеть и процесс подготовки мероприятия (технологию, методику), и ход мероприятия. Это позволяет наиболее точно разглядеть элементы нового, какие-то упущения, сделать правильные выводы, увидеть педагогический аспект, цель и смысл мероприятия. Особо важным источником изучения клубной практики являются документы, поступающие в органы культуры, в методические центры: статистические отчеты, текстовые отчеты, планы работы, государственные статистические отчеты. В ходе изучения клубной практики осуществляется ряд функций методической деятельности. Эти функции раскрываются в процессе методической деятельности в виде осмысления и обработки практики. Любая форма работы, будь то тематическая программа или репетиция, выступление художественного коллектива или диспут молодежи и т.д., имеет многообразие и богатство красок, свои неповторимые и своеобразные черты. В процессе методического осмысления необходимо выделить и охарактеризовать культурно-досуговую программу, опуская Различные малосущественные, на первый взгляд, черты и свойства. Такое видение представляет собой методическую схематизацию практики и является необходимым условием для успешной последующей деятельности методиста. На основе такой схематизации осуществляется фиксация программы в виде определенной последовательности действий, которые производились в ходе ее реализации. Подобное видение мероприятия является непременным условием в успешной методической деятельности, оно дает возможность зафиксировать опыт. Таким образом, данная функция методической деятельности состоит в том, чтобы изученную практику представить инструментально-расчпененно. Другой функцией методической деятельности является фиксация целостного процесса практики культурно-досуговой программы. В процессе обобщений следует объединить наиболее характерные для определенных форм общие признаки. Важно при этом обратить особое внимание на сохранение характерных, специфических особенностей и черт. В процессе развития культурно-досуговой деятельности возникают новые связи и отношения между наукой, методикой и практикой работы. Это выражено еще одной функцией методической деятельности - быть посредником между научно-исследовательской работой и практикой, достижения науки внедряются и осваиваются практикой не напрямую, а через методические формы ее осознания и организации, и в этом заключается особая значимость данной функции. На этой основе методическая деятельность становится научно обоснованной, а наука оказывает управляющее воздействие на совершенствование культурно-досуговой деятельности, повышение эффективности. Отсюда - необходимость постоянного обращения к теоретическим разработкам, специальной литературе, профессиональной информации о передовом опыте работы учреждений культуры.
Вопросы для самопроверки 1. Понятия: метод, методика, методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. 2. Сущность методического "обеспечения" и его отличие от методического "руководства". 3. Организационно-административное руководство культурно-досуговой деятельностью и его взаимосвязь с методическим обеспечением. 4. Объект и субъект методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. 5. Специфические особенности методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. 6. Цель и задачи методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. Рекомендуемая литература 1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова НА. Методическое руководство культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1989. - С. 7-31. 2. Громов С.Н., Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности.- М.: МГИК, 1989. 3. Жаркова Л.С., Жарков АД., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М.: МГУ К, 1994. - С. 22-38, 65-78. 4. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения: Учеб. пособ.- М.: МГИК, 1989. - С. 3-7. 5. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991. - С. 3-8.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.014 с.) |