Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы индустрии досуга за рубежомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Известно, что культура социума может измеряться степенью удовлетворенности жизнью и благосостоянием живущих в нем людей. Наличие досуга и возможностей для его плодотворного использования является сегодня существенным показателем благополучия социальных систем ведущих стран мирового сообщества. Досуг и рекреация являются неотъемлемыми элементами культуры таких государств, отвечают исконным человеческим потребностям и придают значимость человеческой цивилизации. Каковы же сущностные свойства понятий "досуг" и "рекреация"? В чем их сходство и отличия? В западном досуговедении понятия "досуг" и "рекреация" взаимосвязаны, но они обладают и своими уникальными отличительными особенностями. Данные понятия очень трудно однозначно определить или измерить, дефиниции досуга и рекреации разнообразны и обусловлены различными подходами к определению данных феноменов. Однако правильное представление о различных дефинициях и концепциях досуга и рекреации является основополагающим фактором профессионального успеха. Как утверждают, например, американские специалисты, адекватные представления о концепциях досуга и рекреации дают возможность понять нашу роль и обязанности по предоставлению услуг, определить, объяснить, обеспечить контроль и в конце концов предугадать последствия нашего вмешательства в качестве профессионалов. Таким образом, овладение соответствующим понятийным аппаратом не только вооружает профессионалов необходимыми знаниями, но, что, безусловно, предельно важно, позволяет осуществлять прогнозирование преимуществ того или иного направления деятельности и обеспечивать эффективность использования соответствующих ресурсов. Существует большое количество теоретических подходов к определению природы досуга. Однако к настоящему времени в досуговедении англоязычных стран сложилось четыре основных теоретических концепции при определении сущности и значимости досуга для отдельной личности. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве: - временного пространства; - вида деятельности; - психологического состояния; - холистического (целостного) образа жизни. Идея рассмотрения досуга в качестве определенного временного пространства (количественная концепция досуга) возникла в XIX веке и явилась следствием индустриальной революции на Западе, в результате которой жизнедеятельность подавляющего большинства населения была отчетливо разграничена на рабочее время и свободное время вне работы. Данная концепция является наиболее распространенной и в современной практике. Количественная концепция досуга основывается на утверждении, что все временное пространство жизни человека может быть разделено на определенные отрезки времени в соответствии с их назначением. В этом случае досуг является временным отрезком, свободным от непреложных обязанностей, таких, как работа, сон, уход за собой, домашняя работа, уход за детьми. Значит, досуг - временной отрезок, который не является предопределенно занятым пространством с точки зрения необходимости обеспечения материальных и физиологических потребностей человека, это пространство для отдыха, в котором личность имеет полную свободу выбора деятельности (либо бездеятельности) по своему усмотрению. Интерпретация досуга в рамках данной концепции предполагает, что индивид обладает не только свободным временным пространством, но также располагает широкой свободой выбора досуговых видов занятий в соответствии со своими интересами и вкусами. Эта концепция дает возможность широкого трактования досуга, т.е. досугом можно считать время, отводимое как на деятельность творческую, конструктивную, так и на деятельность деструктивной направленности, а также время, проводимое бесцельно. Следующая концепция предполагает рассмотрение досуга в качестве одной из функций, необходимых человеку для достижения удовлетворенности жизнью. Досуг трактуется как разновидность деятельности человека, отличная от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддержания жизненных сил. Данная концепция предполагает, что диапазон видов досуговой деятельности может быть бесконечно широк в соответствии с огромным разнообразием досуговых интересов людей. Психологическая концепция досуга связана с рассмотрением данного феномена в качестве субъективного самоощущения, основанного на личностном восприятии и чувствах человека на досуге, т.е. с точки зрения восприятия досуг является интеллектуальным состоянием, которое закладывается в сознании индивида. В данной концепции подчеркивается, что человек может принимать участие в определенном виде деятельности, который по всем признакам может считаться досу-говым, но если эмоциональный настрой человека преимущественно негативен, то для него это не есть по сути своей досуг. Концепция досуга как холистического, целостного образа жизни вбирает в себя и обобщает все предыдущие подходы к определению сущности досуга. В соответствии с данной концепцией выдвигается утверждение, что все сферы жизнедеятельности обладают досуговым потенциалом, т.е. основа досуга - возможность для творчества, самовыражения, физического и интеллектуального совершенствования может присутствовать в различных сферах жизни человека: в рабочей деятельности, в церкви, в учебном процессе и т.д. Концепция холизма предполагает исследование трудовой и иных сфер деятельности человека для определения в них элементов досуга, а также выдвигает идею о том, что жизнь человека как целостный процесс не может быть исследована фрагментарно по отдельным структурным компонентам. Особое значение здесь имеет предположение, что ценности работы и досуга должны быть равнозначны, и индивид может получать удовлетворение от работы-досуга. Данная концепция представления сущности досуга предопределяет широкий базис для интерпретации данного феномена. Являясь интегра-тивной, она позволяет провести анализ сущности досуга на современном уровне социального прогресса в условиях высокого уровня развития технологии. Информационная эра вносит свои коррективы в идейно-теоретические представления о жизненных принципах индивидов и организации основных социальных институтов. Концепция холизма предлагает всеобъемлющий и органичный подход к рассмотрению сущности досуга, который может оказаться адекватным характеру жизнедеятельности человека в грядущем столетии - в эру новейших информационных технологий. Термин "рекреация" является производным от двух латинских глаголов: "обновлять" и "восстанавливать". Семантическое значение данного термина ясно указывает на тесную связь рекреации с концепциями, имеющими отношение к восстановлению или обновлению каких-либо качеств индивида. Как известно, биологическая жизнедеятельность любого организма состоит из двух взаимосвязанных, непрерывно сменяющих друг друга процессов: затраты жизненных сил и их восстановления. Данные процессы характерны и для человека как биологического существа. Процесс восстановления жизненных сил человека обозначается термином " рекреация". С точки зрения производимого на человека эффекта, рекреация - процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма. Термин "рекреация" широко используется в западном досуговедении. Большинство определений рекреации основывается на том, что это добровольно избираемый индивидом вид деятельности на досуге, от которого индивид получает удовольствие и удовлетворение. При этом акцентируется деятельностный характер рекреации и подчеркивается, что рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми и полноценными. Есть ли различия между понятиями "досуг" и "рекреация"? Большинство профессионалов и исследователей рекреационно-досуговой деятельности считают, что значения данных терминов различны. Рекреация предполагает включение индивида в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным сущностным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией. Спектр досуговых видов деятельности чрезвычайно разнообразен, в него могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности, т.е. досуговая деятельность не исключает нездоровые и антисоциальные проявления наклонностей определенной части населения общества (например, злоупотребление спиртными напитками). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, производящие оздоравливающий, восстанавливающий эффект, т.е. рекреационная активность включает лишь конструктивные, положительные и социально оправданные виды занятий. Исследователи этой проблемы рассматривают рекреацию как деятельность, которая имеет место в свободное время, доставляет удовольствие и обладает социально приемлемыми качествами. Во всех концепциях рекреации особенно подчеркивается ее ценностный и деятельностный аспекты, т.е. рекреация - это деятельность, которой присущи социально оправданные цели и организация. Таким образом, рекреация - деятельность, приносящая определенную пользу людям, и, следовательно, общество должно организовывать и поддерживать данную сферу деятельности, чтобы достичь позитивных результатов индивидуального и социального развития. Анализ концепций рекреации позволяет выделить следующие характеристики данного феномена: - рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удовлетворения; - виды рекреационной деятельности многообразны; - участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств; - рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества. Итак, рекреация представляет собой определенную деятельность и обладает огромным диапазоном видов своего проявления в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем, вкусами индивидов. Рекреация может быть групповой и индивидуальной, в некоторых случаях предполагает активное участие индивидов, в других - простое расслабление (отсюда термины "активная рекреация" - "пассивная рекреация"). Важным является то обстоятельство, что рекреационные занятия осуществляются на добровольной основе, т.е. индивид обладает полной свободой в принятии решения об участии или неучастии в том или ином виде рекреации. И, наконец, рекреация открывает для индивида широкий спектр позитивных результатов, он может быть вовлечен в различные виды рекреационных занятий, нацеленных на получение эффекта социализации, межличностного общения, соревновательности, развития воображения, творческих способностей, эмоциональной сферы и физического состояния участников. В сущностных элементах рекреации подчеркивается ее индивидуальная природа, но также проявляется и взаимосвязь рекреации с социальными организациями. В общем смысле рекреация имеет определенную культурную обусловленность и служит достижению определенных социальных целей. Некоторые западные ученые придерживаются мнения о том, что досуг есть личностный феномен, тогда как рекреация - социальный. В следующем определении рекреации объединяются представления о данном феномене как индивидуальной деятельности и как составном элементе социальной политики: рекреация - это "добровольная внерабочая деятельность, которая организована ради индивидуальной и социальной пользы - ради восстановления сил и социального единения". Нельзя предположить, что все исследователи и профессионалы сферы свободного времени когда-либо прийдут к единому мнению по вопросу о том, какая из концепций досуга или рекреации является единственно правильной. Однако, безусловно, важно иметь представление об имеющихся определениях и концепциях, чтобы составить собственное мнение по поводу их сильных и слабых сторон и возможности применения в реальной практике. В этой связи западные исследователи отмечают, что выбор той или иной концепции досуга может иметь существенное влияние на направление работы досугового агентства. Так, выбор концепции холизма приводит к тому, что большее внимание в работе агентства отводится, например, вопросам образования населения в области досуга, а выбор количественной концепции - к усилению внимания к вопросам удовлетворения стандартных норм и требований. Тем не менее, следует отметить, что общеупотребимым названием сферы деятельности по обслуживанию свободного времени населения в англоязычных странах является словосочетание "сфера досуга и рекреации". Данное обстоятельство может иметь двоякое объяснение: по одной точке зрения, при таком определении подразумевается, что термином "рекреация" обозначается деятельность как таковая, а термином "досуг" - временное пространство для реализации этой деятельности; по другой точке зрения, термин "рекреация" относится к деятельности государственных и некоммерческих агентств, "досуг" (по его расширительной видовой концепции) - к деятельности коммерческих организаций. А так как в соответствующей сфере функционируют все эти агентства и организации, то в ее определении должны быть отражены все возможные виды досуговой деятельности. Вопросы для самопроверки 1. Чем вызвана необходимость изучения существующих теорий и концепций досуга и рекреации? 2. Как можно типологизировать подходы к выявлению специфики досуга? 3. Какова сущность рекреации? 4. В чем сходство и различие концепций досуга и рекреации? Рекомендуемая литература 1. Адаме Ш. Моя Америка. - М.: Прогресс, 1986. 2. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США. - М.: Наука, 1986. 3. Вдовенко Т.Е. Досуг пожилых людей. (Зарубежный опыт). - Л.: ВПШК, 1991. 4. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. 5. Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Досуг: действительность и иллюзии. - Свердловск, 1970.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.009 с.) |