Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ

Поиск

Процесс восприятия личностью культурно-досуговой программы -завершающий этап технологического процесса, его результативная часть. Это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаи­мообусловленности происходит осуществление регуляции восприятия личностью всего происходящего.

В психологии различаются: восприятие с преобладанием познава­тельной направленности и восприятие с преобладанием эмоциональ­но-оценочного отношения к действительности. Соотношение познавательной и эмоционально-оценочной направленности восприятия может быть многовариантным. Преобладание эмоционально-оценочных мо­ментов в культурно-досуговой программе вызывается прежде всего си­туациями, связанными с преодолением заблуждений, ошибочных взглядов и оценок, с доказательством преимуществ одних духовных ценностей перед другими.

Интерес к содержанию культурно-досуговой программы реализует­ся через направленность чувств, в стремлении познать глубже смысл происходящих событий, дать им оценку, выработать к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение.

Воздействие субъекта на объект, на его восприятие захватывает одновременно область чувств и разума, а эффективность воздействия на эмоциональную и рациональную сферу сознания во многом опреде­ляется степенью и характером как самого воздействия, так и присут­ствием объективных и субъективных факторов, конкретной ситуацией.

Уровни восприятия культурно-досуговых программ зависят от лич­ностных представлений и осуществляются при различных фазах проте-каемого процесса. Каждая такая фаза характерна своими особенно­стями взаимодействия личностных представлений, восприятием и мышлением. Выделяются три фазы формирования представлений. Первая фаза характеризуется надостаточной расчлененностью и схе­матичностью отражения целостной ситуации и ее элементов. С точки зрения восприятия культурно-досуговой программы ее можно охарак­теризовать как психологическое состояние, когда имеющиеся знания и возможности восприятия не позволяют понимать информации в полном объеме, а улавливается лишь ее часть, без достаточного понимания сущности. Представления второй фазы могут быть адекватными и кон­кретными по отдельным признакам и неадекватными, схематичными для целостной ситуации и ее элементов. Представления третьей фазы отличаются осмысленностью, адекватностью и конкретностью отраже­ния целостной ситуации и ее элементов. Взаимоотношение восприятия, представления и мышления имеют место в каждой фазе, причем раз­личное, и зависит от уровня осмысления характерных признаков объек­та и его конкретных элементов.

В ходе смыслового, интеллектуального и художественного воздей­ствия культурно-досуговой программы аудитория воспринимает идеи в виде образов и понятий, осуществляет мыслительную переработку ин­формации. Усвоение информационного потока различными группами аудитории является необходимым первичным условием культурно-досуговой деятельности.

Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения, которое является потен­циальной аудиторией культурно-досуговых учреждений. Некоторые ин­тересы большой части населения носят постоянно высокий уровень. Например, интерес аудитории культурно-досуговых учреждений к соци­альным, экономическим, политическим событиям носит устойчивый ха­рактер. Аудитория культурно-досуговых учреждений имеет реальную возможность для получения знаний, реальные условия научиться са­мостоятельно анализировать происходящие события. В культурно-досуговых программах в процессе восприятия и усвоения информации личностью возникают и трудности, которые получили название психо­логического "барьера". Он образуется в силу воздействия на личность объективных факторов и психического состояния самой личности. К объективным факторам относится содержание информации, которое не воспринимается личностью или аудиторией, к субъективным - психоло­гическая невосприимчивость, обусловленная социальными установка­ми, недостаточным уровнем знаний и опыта.

В сфере досуга (включая и домашние виды) существует множество разнообразных видов деятельности. Что выдвигает культурно-досуговую деятельность в число уникальных, исключительно специфи­ческих видов деятельности? Особенность культурно-досуговой дея­тельности в данном случае заключается в том, что процесс восприятия и процесс общения в культурно-досуговых учреждениях сливаются воедино. В процессе культурно-досуговой программы зрители выступают по отношению друг к другу в разных профессиональных, со­циальных, национальных и возрастных ролях и отношениях. Межлич­ностные отношения в процессе восприятия культурно-досуговой про­граммы носят особый характер, ибо на них оказывает воздействие пер­вичное возбуждение от информационного потока самой программы и вторичное - от влияния самой аудитории. Следовательно, эффектив­ность культурно-досуговых программ во многом зависит от точного зна­ния психолого-педагогических основ восприятия, учета интересов ауди­тории.

Между тем нельзя не видеть, что между внедряемыми взглядами, идеями и фактическим сознанием части людей имеются определенные несоответствия. Правильно выстроенный технологический процесс культурно-досуговой деятельности позволяет влиять на аудиторию та­ким образом, чтобы адресованное ей сообщение стало фактом созна­ния даже у личности со сложившейся системой взглядов, чувств, по­буждений. Восприятие личностью информации через различные формы культурно-досуговой деятельности возможно как взаимодействие поступающей извне информации с информацией, накопленной ею ра­нее. Поэтому когда специалист учреждения культуры выходит на пря­мую связь с аудиторией, то, на первый взгляд, обнаруживается ее со­став, число присутствующих в зале людей, их возрастные категории. Однако этого явно недостаточно. Важно знать профессиональный, со­циальный, демографический состав аудитории, ее образовательный уровень. Но и эти сведения еще не позволяют дать полное представ­ление об аудитории.

Аудитория, в строгом значении слова, не существует вне связи с источником информации. Как особая общность людей она формирует­ся вокруг этого источника и находится с ним в специфических отноше­ниях. Формирование аудитории - одна из важнейших задач специалис­тов культурно-досуговых учреждений. Наличие самой аудитории уже можно рассматривать как известный успех учреждения культуры.

Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории. Аудитория - это временная общ­ность людей, возникающая в связи с конкретным источником инфор­мации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой осно­ве приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей.

Существуют два типа интересов - социальные и аудиторные. Первые характеризуют личность как таковую, вне связи с конкретным источником информации. Однако вступив в более или менее постоян­ную связь с источником информации, он становится ее потребителем и в это своем качестве проявляется через аудиторные интересы. Спе­циалисты культурно-досуговых учреждений без овладения мастер­ством работы с аудиторией не смогут выполнить своей основной зада­чи - влиять на сознание слушателей, зрителей.

Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источ­ником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение при­обретает не только содержание информации, но и ее носитель.

Суть понятия "аудитория культурно-досугового учреждения" заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социаль­ную или социально-психологическую общность людей, но и отноше­ние с источником информации.

Аудитория, следовательно, не может рассматриваться ни как сум­ма разобщенных индивидов, ни как прочный коллектив, скрепленный социальными связями. Она живет своей особой жизнью, и, чтобы управлять ею, нужно знать, какими качествами она характеризуется, каковы ее отличительные черты.

Личность воспринимает информацию, основываясь на своем прошлом опыте. Но при восприятии конкретного содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в жизни информация, а только ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержа­нию

Вместе с тем мало иметь подготовленную аудиторию. Чтобы ин­формация была воспринята и усвоена, она должна представлять для аудитории определенную ценность, затрагивать личные, порой эгоис­тичные интересы каждого. Аудитория охотнее обсуждает вопросы, в ко­торых чувствует себя достаточно компетентно и по которым личность может высказать свое суждение, касающееся ее непосредственно. Предрасположенность характеризует эмоциональное отношение ауди­тории к носителю информации в культурно-досуговом учреждении.

В то же время было бы ошибкой ставить предрасположение в пря­мую зависимость от осведомленности аудитории. В силу тех или иных обстоятельств отдельные события приковывают к себе внимание, даже если личность не готова к их глубокому пониманию. Информация при­обретает ценностное значение лишь в том случае, если она затраги­вает интересы аудитории. Личность сознательно или неосознанно ищет ту информацию, которая отвечает ее ценностным представлениям и, напротив, склонна избегать такой информации, которая идет в разрез с ее интересами.

С подготовленностью и предрасположенностью связано еще одно свойство личности - это ее активность. Она проявляется в волевых ка­чествах аудитории, обладает определенной самостоятельностью, сво­им поведением она как бы выражает свою волю. Аудитория, таким об­разом, характеризуется тремя основными составляющими - подго­товленностью, предрасположенностью, активностью.

Аудитория культурно-досуговых учреждений, ее сознание характе­ризуется определенной высотой барьера в восприятии информации, установками, ценностными ориентациями, стереотипами. Она может быть спокойной и возбужденной, заинтересованной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной. Нет состояния вообще - вне времени и места, вне связи с конкретным про­цессом. Нельзя говорить о равнодушии зрителей, слушателей безотно­сительно к чему-либо. Равнодушные к одному, они проявляют живей­ший интерес к другому. Не пользующаяся популярностью тема сегодня завтра может привлечь к себе всеобщее внимание аудитории. Пере­менчивость состояний аудитории обязывает учитывать изменяющуюся обстановку и не полагаться на прошлое знание аудитории, каким бы оно полным не было.

Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений предопре­деляется прежде всего всей системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ. Было бы наивным считать, что силами одной только куль-турно-досуговой деятельности можно создать любые заданные умона­строения и побуждения в обществе. Но нельзя также сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что при общении с аудиторией возникает свой психологический микроклимат, который отражается на ее состоя­нии.

Состояние аудитории можно классифицировать по следующим ти­пам:

- состояние готовности, то есть подготовленность или неподготов­ленность, слабая подготовленность слушателей; подразумевается не только уровень их знаний, но и степень сознательности и т.д.;

- состояние заинтересованности, которые связаны прежде всего с характером предрасположений аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее носителю и способам ее подачи;

- состояние активности, отражающее разную степень поведенче­ских актов аудитории.

Умение специалистов культурно-досуговых учреждений не только учитывать состояние аудитории, но и формировать его путем целена­правленного воздействия имеет решающее значение в технологии культурно-досуговой деятельности. В оптимальных условиях культур­но-досуговых учреждений для ее аудитории типичны более спокойное состояние, не затрагивающее психологических глубин человека. В культурно-досуговой деятельности эффективность восприятия дости­гается не столько силой отдельных сообщений, сколько системностью, последовательностью, доступностью, доброжелательностью, камерно­стью. На основе этого культурно-досуговая деятельность строится с учетом как больших (массовых) аудиторий, так и малочисленных. Сле­довательно, в процессе культурно-досуговой деятельности учитывает­ся специфика массового сознания и специфика группового и индивиду­ального сознания.

И, естественно, что различные аудитории требуют от специалис­тов культурно-досуговых учреждений выбора различных тактических и стратегических приемов общения. Содержание каждой культурно-досуговой программы соотносится с характером аудитории и имеет на­правленность своего воздействия. Поэтому культурно-досуговые про­граммы следует различать по уровню, предмету, ориентации, что по­зволит эффективнее и целенаправленнее влиять на аудиторию.

Восприятие культурно-досуговых программ, как уже отмечалось, разделяется на два вида: восприятие явлений и процессов деятель­ности (чувственное восприятие); восприятие знаковых предметов и си­стем различной степени сложности (восприятие произведений ис­кусства, речи и т.д.). Эти два вида восприятия, как чувственное, так и рациональное, взаимодополняют друг друга, что способствует целост­ному и гармоничному восприятию культурно-досуговых программ.

Совершенствование процесса восприятия культурно-досуговых программ предполагает соблюдение следующих условий деятельности учреждений культуры:

- актуализация содержания культурно-досуговых программ на основе связи с реальной действительностью, правдивого показа жизни в художественно-образной, публицистической и наглядной формах;

- развитие в культурно-досуговых учреждениях разнообразных ви­дов предметной деятельности, в которых ставятся и реализуются зада­чи, адекватные социальным интересам и запросам людей;

- использование возможностей культурно-досуговых учреждений в изучении, формировании и удовлетворении потребностей и интересов населения, обеспечение условий для развития новых общественно по­лезных потребностей;

- развитие диалогических форм работы с аудиторией, привлечение посетителей культурно-досуговых учреждений к участию в культурно-досуговых программах;

- укрепление материально-технической базы культурно-досуговых учреждений на основе развития платных форм деятельности.

Таким образом, оптимизация процесса восприятия культурно-досуговых программ возможна при условии углубленного анализа со­держания всех направлений культурно-досуговой деятельности с уче­том психологии восприятия их посетителями. Лишь в этом случае ме­ханизм восприятия той или иной культурно-досуговой программы мож­но будет рассматривать как единый коммуникативный процесс, состав­ляющий основу технологии культурно-досуговой деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть механизма восприятия культурно-досуговой программы?

2. Какое значение имеет предшествующий опыт лич­ности в восприятии культурно-досуговой програм­мы?

3. Каково значение восприятия и мышления для совер­шенствования процесса культурно-досуговой дея­тельности?

Рекомендуемая литература

1. Беляева Л. И. Психологические закономерности вос­приятия в клубной аудитории. - М., 1986.

2. Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1990.

3. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. -М., 1980.

4. Социальная психология. - М., 1985.

5. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М., 1984.

6. Шепель В.М. Слагаемые оптимизма. - М., 1996.

7. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. - М., 1997.

§ 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры

Человек реагирует на свое окружение, не только формируя свое поведение и культуру: окружение порождает сложнейший комплекс психических осознаваемых и неосознаваемых процессов. Окружение вы­зывает активное отношение к себе: оно может быть любимым или рож­дать неприязнь. Образы окружения, хранимые памятью, живут в ней как многозначные символы. Окружающая среда влияет на становление личности и формирование отношений в обществе, накладывая на них свой отпечаток. Отношение к окружению определяет связываемые с ним ценности, в том числе художественные и эстетические.

Материальная культура создает своеобразный стабильный каркас окружающей среды, она осуществляет основные членения организо­ванного пространства, где разворачивается человеческая культурно-досуговая деятельность. Вещным наполнением этого каркаса является бесконечно многообразная система предметов и их комплексов, служа­щих определенным процессам деятельности. Вещи конкретизируют ха­рактер окружения, делают его благодаря своей относительной подвиж­ности достаточно гибким для того, чтобы оно могло отвечать изменчи­вым потребностям жизни, культурно-досугового воспроизводства и от­дыха. Обращаясь к старинной метафоре "жизнь - сцена", материаль­ную культуру можно уподобить сценической декорации, а ее вещное наполнение - реквизиту. Вместе они неразделимо связаны с деятель­ностью, ее осуществлением в пространстве и времени и подчиняются замыслу ее организации - режиссуре.

Произведения материальной культуры образуют основу предмет­но-пространственного окружения, или "второй природы", которую созда­ет вокруг себя человек. Окружение, в данном случае, характеризует все наполнение пространства вокруг человека. Он, создающий искусствен­ную среду, вправе ощущать ее как естественную для него, организован­ную по законам человеческого восприятия и соответствия, чувственно адекватную ему. Значение второй природы не ограничено тем, что в ее пространствах поддерживаются определенные физические условия, благоприятные для человека, а вещи имеют практическое значение. Формы предметно-пространственного окружения несут информацию, помогающую не только поддерживать общественно устоявшиеся типы культурно-досуговой деятельности, но и развивать их, закреплять тра­диции. В этих формах могут быть воплощены образы, несущие большие культурологические, социальные, нравственные идеи времени, отра­жающие идеальные представления людей. Закономерная упорядочен­ность форм окружения должна удовлетворять и присущую человеку эс­тетическую потребность, овеществляя черты бытующего в культурно-досуговой деятельности эстетического идеала.

Культурно-досуговая среда притягивает большинство людей, ибо, будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культу­ры, она несет в себе неуловимый дух времени. В происходящих в ней действах всегда присутствуют нетривиальные культурно-досуговые смыслы. Доступность этих смыслов импонирует предсознательным и сознательным попыткам каждого человека понять свое отношение к ми­ру культурных ценностей, к миру других людей, сохранив при этом свою индивидуальность. В физическом смысле культурно-досуговая среда предстает как часть обширной среды жизни человека, обозначенной как домашняя среда, бытовая среда, производственная среда. Сосредото­чивая в себе наиболее емкие объекты искусства, культуры, дизайна, культурно-досуговая среда репрезентирует культурную сущность бытия, как бы портретирует образ жизни, ее уровень и качество. В этом про­цессе специалисты учреждений культуры (как дизайнеры) видят свое призвание в том, чтобы выступать в роли культурных посредников меж­ду миром современной техники и человеком. В силу этого культурно-досуговая среда внутренне сильно активизируется, одновременно зна­чительно повышается комфортность условий пребывания в ней, в част­ности и за счет технических нововведений. Дизайн здесь выступает как средство поддержки органического взаимодействия человека с миром вещей и формирующих культурно-досуговую среду структур, воссозда­ния условий целостного восприятия культурно-досуговых программ. По мере повышения уровня оснащенности культурно-досуговой среды со­временной техникой и технологией (что особенно ярко представлено уже сейчас в высокотехнизированных культурно-досуговых центрах: концертный зал "Россия", Дворец молодежи и Парк культуры и отдыха им. Горького в Москве и др.) эта проблема будет актуализироваться.

Исходя из этого объектами деятельности специалистов культурно-досуговых учреждений становятся не столько сами вещи, сколько среда культурного-досуга, которая, в свою очередь, видится уже не только и не столько как материальная среда, а как некая "знаковая ткань", нало­женная на техномир; как среда жеста, поведения, типа эмоциональной реакции, носимая человеком, подобно одежде. Следовательно, специа­листы культурно-досугового учреждения ищут пути приведения культур­но-досуговых средовых ситуаций к неотчужденным, ассоциативно узна­ваемым, символически родственным традиционным культурно-досуговым формам, опираясь при этом и на новейшую технологию.

Основными свойствами культурно-досуговой среды являются эмо­циональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные пе­реживания. Культурно-досуговая среда благодаря этому позволяет

субъекту не отделяться от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности простран­ственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимым "здесь" и "сейчас".

Культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производ­ственной, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий. Возможно, недооценка или непонимание важности роли культурно-досуговой среды в жизни человека и общества в целом, проявляющиеся в попытке запроектиро­вать и построить ее по какому-либо комплексному плану, приводят к утрате этого мощного культуроформирующего феномена, порождению неверия и кризиса культурно-досуговой деятельности. Кроме того, со­временные кризисные явления в культурно-досуговой деятельности и прежде всего в культурно-досуговой среде связаны, с одной стороны, с теоретической неразработанностью феномена культурно-досуговой среды и его значения в жизни человека, а с другой - как следствие - с неосознанностью в обществе и во властных структурах роли культуро­формирующего начала этой важнейшей области жизнедеятельности человека.

Понятие "культурно-досуговая среда" иногда используется для обо­значения элементов культуры в различных средовых образованиях: в производственной среде, бытовой среде, городской среде и т. д. Куль­турно-досуговая среда в этом случае становится сопутствующей како­му-либо процессу, далеко не связанному с культуротворческой дея­тельностью. Производственная среда, например, в минимальной степе­ни нуждается в художественно-образной нагрузке. Полная сосредото­ченность внимания человека на операциях с машинами, приборами, ин­струментами не позволяет ему отдаваться художественным пережива­ниям. В художественно-образном отношении вещи должны быть в дан­ных условиях нейтральными, а их эстетическая привлекательность до­статочной для того, чтобы возбуждать желание в их среде работать. Культурно-досуговая среда в этом случае выступает не как самостоя­тельное, самоценное явление, а как определенный фон, создающий не­кую благоприятную для трудового процесса эстетически окрашенную атмосферу. Но уже во Дворце, Доме культуры, клубе духовная нагрузка вещей существенно повышается, что позволяет предъявлять к ним но­вые требования: от вещей должны исходить соответствующие эмоциональные "излучения". Весьма важное значение имеет здесь учет того, что вещь используется и воспринимается психологически не сама по себе, как произведение, например, станкового искусства, а в ансамбле с другими вещами, с которыми она должна быть стилистически связана во имя создания некоего совокупного художественного образа культур-но-досугового пространства, подобно тому, как на сцене создается це­лостный образ спектакля во взаимодействии образов, творимых каждым актером.

Таким образом, культурно-досуговая среда представляет собой не набор художественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию иных предметно-пространственных систем, а самостоятельную, самоценную куль-турно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда это пространственное окружение, вводящее человека в мир культур­но-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспе­чивающих культурно-формирующие условия его развития.

Несомненно, культурно-досуговая среда существует в качестве подсистемы в среде бытовой, производственной и др. Каждый предмет становится носителем культурно-эстетических отношений, надстраи­вающихся над прагматическим бытием, поскольку культурно-досуговая среда охватывает не только материальные элементы и их простран­ственные связи, но и осуществляемые с их помощью поведенческие ак­ты. Культурно-досуговая среда в большинстве случаев полностью определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с затаившим дыхание зрительным залом, акте­рами на сцене, светом рампы, декорациями, костюмами и т. п. Все это создает особое качество определенного культурно-досугового про­странства. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде.

Человек не только определенным образом ведет себя в соответ­ствующем культурно-досуговом окружении, но и активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывая к нему эмоционально окрашен­ное отношение, наделяет его ассоциативными и символическими зна­чениями, носит в памяти его образы. На каждой стадии развития во времени культурно-досуговая среда выступает для человека как ре­зультат незавершенной деятельности прошлых поколений. В процессах взаимодействия человека с предметно-пространственным окружением возникает культурно-досуговая среда как система, упорядоченность ко­торой определяется замыслом, целью и задачами функционирования.

В такой среде на всех ее уровнях сочетаются стабильные и по­движные элементы в соответствии с характером деятельности. Стабильность в пределах культурно-досуговых средовых систем можно представить как совокупность элементов, обладающих на не­кий период времени различными сроками устойчивого бытия.

Исходя из того, что в структуру объектов культурно-досуговой сре­ды включены культурно-досуговые комплексы, культурно-досуговые центры, единичные культурно-досуговые учреждения, обеспечивающие разнообразные виды культурно-досуговой деятельности, можно заме­тить наличие в них как бы "каркаса", в котором закреплены стабильные топологические характеристики культурно-досуговой среды.

Для каждого типа культурно-досугового учреждения, в большей или меньшей степени, это внешнее и внутреннее предметно-пространственное окружение: ландшафт, архитектура, дизайн при­легающего пространства, внешняя архитектура и дизайн самого культурно-досугового объекта. Каркасом внутреннего про­странства, или интерьера, являются внутренние капитальные кон­струкции, определяющие пределы и основные членения про­странства внутри здания. Каркас служит основой, на которой раз­вертываются изменения и рекомбинации, происходящие в пределах системы культурно-досуговой среды.

Второй слой стабильных элементов окружения служит наполне­нием каркаса. Это элементы дизайна фасада здания, символизирую­щие характер деятельности, световое решение, информационно-рекламные объекты; это элементы отделки внутреннего про­странства, некапитальные перегородки, встроенная мебель, сцена, зал, подиумы, произведения скульптуры и дизайна, произведения дру­гих видов искусств. Такое наполнение в целом тоже относительно устойчиво, но подвержено более значительным и частым изменениям, чем каркас.

К третьему слою предметно-пространственного окружения в культурно-досуговой среде можно отнести вещное наполнение про­странственных структур, обеспечивающее осуществление кон­кретных культурно-досуговых процессов: мебель, крупные, привязан­ные к определенному месту предметы оргтехники, музыкальные центры, осветительные устройства, музыкальные инструменты, теле- и видеоаппаратура, игровые аппараты и т.д.

И, наконец, четвертый, самый мобильный, наиболее изменчивый слой предметно-пространственного окружения наполняет культур-но-досуговое пространство массой портативных вещей, не имеющих закрепленной позиции: магнитофоны, малогабаритные музыкальные инструменты, визуализированная и текстовая оперативная инфор­мация, элементы праздничного убранства и оформления событий особого тематического значения, средства информационного обес­печения культурно-досуговой среды.

Следует подчеркнуть, что первичные структурные наполнения кар­каса, как правило, образуют архитектура, дизайн и инженерия. Дизайн существует самостоятельно в третьем и четвертом слоях предметно-пространственного окружения; к его среде относится не только основ­ная масса мобильных подвижных элементов культурно-досугового про­странства, но и их совокупность, выстроенность в определенных отно­шениях, осуществляющих взаимосвязи с человеком. Внешняя состав­ляющая окружения во всем ее многообразии превращается в культур-но-досуговую среду лишь при условии функционирования системы как целого (вещное окружение и человек). Наличие внешнего наполнения пространства без присутствия и, главное, без контакта с человеком не может сделать среду культурно-досуговой. Без человека она пре­вратится в безжизненное пространство.

Каждый из указанных слоев предметно-пространственного окруже­ния необходим для полноценного функционирования культурно-досуговой среды в целом. Все слои образуют единство, взаимно допол­няя, уточняя и обогащая культурно-досуговую среду. Человек воспри­нимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Сосредоточив внимание на предмете искусства для его оценки, человек сознательно, подсознательно или бессознательно вос­принимает его в системе связей: с другими предметами, временем и действием, развертывающимся в культурно-досуговой среде. Культур-но-досуговая среда, таким образом, выступает как условие разно­стороннего взаимодействия человека и окружающего культурно-досугового, эстетического пространства.

Предметно-пространственная среда предполагает целостность включаемых в нее художественно-эстетических произведений. Пред­метность и пространственность материальной культурно-досуговой среды в совокупности характеризуют ее важнейшие спе­цифические признаки. Предметная культурно-досуговая среда при специальном морфологическом анализе раскрывается в связи с произведениями дизайна, а пространственная среда восходит к архитек­турным произведениям. Но в культурно-досуговом формообразовании есть нечто третье, что включает в себя и предметность, и про­странственность - культурно-досуговая среда.

По предметному и пространственному признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: ху­дожественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды можно отнести: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ан­самбля и др. Относительно самостоятельное или промежуточное поло­жение занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые, в свою очередь, включают подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, искусство фейерверков, искусство проведения спортивных праздников и т.д. К гибридным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские ис­кусства: декоративное, прикладное, пластическое искусство; ремесла, народные промыслы, художественные промыслы; орнаментальное ис­кусство и др.

Данная классификация, не претендуя на полноту, является удоб­ным средством представления множественных связей форм существо­вания искусств, непосредственно формирующих предметно- простран­ственную культурно-досуговую среду.

Рассматривая культурно-досуговую среду как самоценное образо­вание, следует соотносить ее с культурно-досуговыми учреждениями, включающими учреждения культуры и искусства, Дома культуры, клубы, центры досуга, молодежные центры, парки культуры и отдыха, театры, концертные залы, крупные культурные комплексы (ВДНХ - ВВЦ) и т.д. Культурно-досуговая среда данных культурных объектов непрерывно взаимодействует с человеком, не только формируясь под его воздей­ствием, но и влияя на формирование его культуры и поведения. Следо­вательно, культурно-досуговая среда объектов культуры - это пред­метно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения.

Традиционная русская культура в целом сформировала свою соб­ственную предметно-пространственную среду, свои вещи, ритуалы. Ес­ли взять для примера русскую историческую городскую застройку, то она являла собой ясную систему конфигураций и ритуалов поведения человека. "Понятным и естественным было, что для набережной при­стало плавное фланирующее движение; серьезность и спешка уместны в деловых кварталах; скромность и сдержанность особенно необходи­мы поблизости от храма"4.

Культерно-досуговые учреждения культуры как носители эстети­ческой и художественной ценности, образующие культурно-досуговую среду человека, также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия. Но устоявшиеся, в большей или меньшей мере, стереотипы поведения в культурной среде необходимо постоянно подпитывать. Одним из существенных качеств культурно-досуговой среды, во многом определяющим ее восприятие, является ее внешняя естественность, природоподобность ее становле­ния во времени. Но при этом, конечно, нельзя забывать, что суть этой естественности отнюдь не природного, а социально-культурного, ис­кусственного порядка, проявляющаяся в форме культурно-досуговых процессов и закономерностей.

Протекающие в культурно-досуговых учреждениях процессы, зако­номерности их развития и погруженности в культурно-досуговую среду свидетельствуют о закономерностях их назначения, функциях и эволю­ции хотя бы на небольшом историческом отрезке времени, ограничен­ном жизнью человека. Функциональное предназначение культурно-досуговых учреждений (Дом культуры, клуб, театр, кинотеатр, музей, парк, концертный зал и т.д.) предопределяет особенности строения каждого типа учреждения, набор помещений и планировку. Естественно, что формирование различных типов культурно-досуговых объектов происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культурно-досуговой деятельности и ее за­дач. В период 20 - 30-х годов культурно-досуговой деятельности отво­дилась идеологическо-воспитательная функция. Процессы обобщест­вления, широко развернувшиеся в стране, затронули и культурно-досуговую деятельность. Обобществлял<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.016 с.)