Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Популярная эстрадная и поп-музыка в культурно-досуговой программеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современной музыкальной литературе встречаются понятия, воспринимаемые многими людьми как взаимозаменяемые: "популярная", популярная эстрадная" и "поп-музыка". Очевидно, что во многом здесь повинны пишущие о музыке авторы, которые называют одни и те же музыкальные явления то популярной, то популярной эстрадной, то поп-музыкой. Термин "эстрадная музыка" в музыкальном энциклопедическом словаре раскрывается как разнообразие форм развлекательной ("легкой") музыки XIX - XX веков67. Понятие "эстрадная музыка" трактуется весьма широко: включает симфонические миниатюры (как правило в переложении), отрывки из оперетт, песни, марши, различные виды танцевально-бытовой музыки. Словосочетание "популярная эстрадная музыка" говорит само за себя и подразумевает известные, распространенные, пользующиеся наибольшим успехом формы и жанры эстрадной музыки в определенный период времени. Так, например, популярная эстрадная музыка 30-40-х годов включала так называемые массовые песни советских композиторов (патриотической и героико-трудовой тематики), джазовые произведения оркестра под управлением Л. Утесова, эстрадные куплеты, песни и инструментальные пьесы из оперетт и комедий. Популярная эстрадная музыка последней четверти XX века представлена песнями протеста и бардовскими песнями, оригинальными оркестровыми произведениями известнейших европейских эстрадных оркестров под управлением П. Мориа и Д. Ласта, песнями лирико-бытового и любовно-романтического содержания (С. Адамо, Ш. Азнавур, М. Матье, Д. Дас-сен, Д. Руссос, А. Серов, В. Добрынин, В. Толкунова, А. Пугачева, С. Ро-тару и др.) и, наконец, джазовой и рок-музыкой различных направлений и стилей. Когда же речь заходит о популярной музыке вообще, кроме всего перечисленного выше, подразумевают и наиболее популярные образцы классической, народной и духовной музыки. Термином же "поп-музыка" обозначается ряд явлений в эстрадной музыке, носящих явно коммерческий характер. Это музыка, непосредственно включенная в систему функционирования средств массовой информации, индустрии грамзаписи и шоу-бизнеса (как и другие произведения искусства, поп-музыка имеет своего материального носителя: это на сегодняшний день, в первую очередь, алмазные диски, грампластинки, аудио- и видеозаписи). Однако через средства массовой информации и тиражирования могут проходить, а в концертных залах и на эстрадных площадках звучать и музыкальные произведения, не относящиеся к поп-музыке. Следовательно, прохождение через каналы систем индустрии грамзаписи, средств массовой информации и шоу-бизнеса является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы произведение могло стать образцом поп- музыки. Для этого требуется включенность в функционирование индустрии грамзаписи, средств массовой информации и шоу-бизнеса создателей и исполнителей поп-музыки. Популярная музыка стала коммерческим продуктом задолго до появления рок-н-ролла. Впервые такие произведения стали оформляться в специальные формы "попа" в самом начале двадцатого столетия, с возникновением и развитием фонографической промышленности. Первой такой формой был шлягер 9, созданный в европейской музыкально-развлекательной традиции. Он продолжался на волне популярности до пятидесятых годов, вплоть до возникновения и триумфального шествия рок-н-ролла. Именно шлягер и возникшие к тому времени другие образцы тиражируемой коммерческой музыки (в первую очередь рок-н-ролл) получили обобщающее наименование "поп-музыка", что означает ее массовую популярность. Если понятие "популярная музыка" можно считать как определяющее музыку любого типа, имеющую популярность в массах (акцентируя при этом "популярность"), то понятие "поп-музыка" может быть описано как определяющее массовую популярную музыку, где акцент ставится на слове "массовая", что подразумевает ее тиражирование (например, создание компакт-дисков или видеоклипов) и коммерческие способы распространения (сбыта)70. Хотя шлягер как первая форма поп-музыки Под шлягером понимается: развлекательная танцевальная песня, обычно на любовно-лирический текст, отличается шаблонностью как в музыкальном, так и в поэтическом плане; особо популярная песня, обладающая броскими, запоминающимися деталями мелодики, гармонии или аранжировки, отвечающая последней танцевальной моде, а зачастую - порождающая моду на танцевальную формулу; в переносном смысле любые музыкальные произведения, пользующиеся особой популярностью, но легковесные по содержанию, соответствующие ходовым умонастроениям публики. (Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 639). Наиболее крупным современным рынком сбыта поп-музыки совместно владеют около десятка англо-американских фонографических концернов, имеющих тесные связи с радио и телевидением различных стран, с концертными организациями, прессой, магазинами, дискотеками. Сформировался в начале двадцатого столетия, он имел достаточно длительную предысторию, представляющую собой постепенное вовлечение музыки в сферу ее рационального использования в качестве средства развлечения. Известно, что в любой развитой культуре музыка в той или иной степени выполняет развлекательные функции. Однако ни в одной из них процесс рационализации развлекательных функций светской музыки не достиг такой степени, какой он достиг в европейской культуре. Утилитаризация музыки, ее переход с вершин духовного высокого искусства до искусства, обеспечивающего потребности досуга, начинается с развитием товарного производства и угубляется соответственно степени развития товарных отношений в обществе. Считается, что началом этой утилитаризации искусства является период позднего средневековья (эпоха Возрождения), который характеризуется возрастанием доли светского искусства в общей его массе. В итальянских республиках периода Возрождения в музыку уже проникает коммерческий интерес. Сначала - это появление профессиональных композиторов, зарабатывающих на жизнь созданием развлекательных (светских) музыкальных произведений. А несколько позже начинают входить в практику заказы на развлекательную музыку определенного, модного в данный период типа. Такого рода заказы выполняли известнейшие композиторы Моцарт, Бах, Гендель. Это была уже популярная музыка того периода, хотя степень ее коммерциализации была пока значительно ниже уровня, превращающего популярное в "поп". Да и популярность ограничивалась пока еще только высшим светским европейским обществом. "Поп" в музыке - это своеобразное отрицание "старой" популярности популярной музыки. Однако качественный скачок мог произойти лишь при наличии необходимых и достаточных условий. Появление и развитие в XIX веке нотопечатания, позволяющего распространять те или иные музыкальные произведения среди большего, чем ранее, числа любителей музыки, было одним из таких условий. Но одного его еще было недостаточно. Вторым условием, дополнившим первое и создавшим существенную базу для качественного скачка, было развитие фонографической промышленности в начале XX века. Скачок заключался в том, что теперь популярность стала массовой. Если с развитием нотопечатания возросшее количество людей, получивших возможность ознакомиться с тем или иным произведением, напечатанным в нотном сборнике, ограничивалось все же кругом знающих нотную грамоту и умеющих играть или петь, то появление фонографа снимало это ограничение. Пластинку могли слушать все, кому нравилось записанное на ней музыкальное произведение. Начался стихийный отбор такого образца музыки, который соответствовал бы вкусу большого числа любителей музыки. Так был создан высший образец, приносящий прибыль, - шлягер, в котором синтезировались опереточная музыка, мелодии популярных бытовых танцев, песен и романсов, а также ритмы популярных во второй половине XIX века бальных танцев и музыка водевилей. И, наконец, рок-н-ролл, который с самого начала характеризовался синкопическим ритмом и почти антилитературным стилем текстов71. Именно с его появлением началась эпоха триумфального шествия рок-музыки. Рок-музыка - это область современной поп-музыки. Стилевая основа рок-музыки - "ритм-энд-блюз", "кантри-энд-вестерн" - коммерциализированные формы американской так называемой сельской музыки -фольклора белых переселенцев. Рок-музыка сформировалась в Великобритании и США на рубеже 50-60-х годов XX века. Решающее значение для ее развития имело творчество таких ансамблей, как "Битлз", "Роллинг стоунз", "Лед Зеппелин", "Пинк Флойд", "Дип Перл" и др. К важнейшим признакам рок-музыки относятся: опора на блюзовые композиционные структуры и звукоряды; краткие попевки; гипертрофия метроритмического начала (с акцентом на четких долях такта), применение электрического и электронного преобразования и усиления звука; повышенная экспрессия вокального и инструментального интонирования. Для рок-музыки характерно внимание не столько к произведению, сколько к его исполнительской подаче. Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по музыкальным и немузыкальным признакам: принадлежности к определенным социально-культурным движениям (например, "психоделический рок", связанный с субкультурой "хиппи" 60-х годов, "панк-рок"), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической интенсивности ("тяжелый рок", "мягкий рок"), технической оснащенности (электронный рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями ("афро-рок", "барокко-рок", "джаз-рок", "фолк-рок" и т.д.), месту в системе художественной культуры (коммерческий "поп-рок", элитарный, "рок-авангард") и др. В каждый из периодов своего развития рок-музыка претерпевала кардинальные изменения в области как музыкальной формы, так и музыкального содержания. Но все же в ней есть что-то общее, позволяющее относить все названные выше по видимости отличные друг от друга течения, формы "попа" к одному явлению - рок-музыке. Во-первых, это то, что в любой период своего развития рок-музыка всегда отвечала вкусам молодежи вне зависимости от ее классовой принадлежности. Во-вторых, главным в рок-музыке является тот или иной жизненный стиль (например, битники, хиппи, панки и т.д.) и определенное отношение (у различных групп различное) к ценностям традиционной культуры. Жизненный стиль выдвигает альтернативную традиционную систему не только эстетических, но и этических ценностей. Все другие направления современного "попа" (как и весь предыдущий "поп") этим свойством не обладают (причем отношение к традиционным ценностям в западной рок-культуре, как правило, негативное, хотя и не обязательно агрессивное). В-третьих, несмотря на обилие разнообразных, порой совершенно не похожих друг на друга форм рок-музыки, их объединяет одна общая особенность, выделяющая рок в целом из остальной массы современной музыки, - это динамизация ритма. Ритм - существенное свойство музыки вообще, однако до рок-музыки он выполнял либо служебные функции, либо, выступая наряду с мелодией на первый план, выделялся лишь структурно. В рок-музыке ритм начинает выделяться динамически, то есть "исполняется!" на усиленной громкости как элемент музыкальной ткани произведения. И, наконец, в-четвертых, хотя причины широкого распространения рока - социокультурные, необходимыми условиями его развития были новейшие изобретения в музыкальной технике (электронные музыкальные инструменты и средства электронного усиления) и технологии звукозаписи в середине XX века. Следовательно, развитие рок-музыки обусловлено и определенными технологическими предпосылками: как совершенствованием музыкальной воспроизводящей техники и технологии звукозаписи, так и связанными с ними особенностями инструментовки, вокализации, изменением значения голоса и текста в произведениях рока и т.д. Рок-музыка, как и любой другой жанр поп-музыки, имеет свою историю формирования и развития. При этом очевидно и другое – процесс становления рок-музыки в разных государствах или регионах мира имеет свои отличительные особенности. Не является исключением и отечественная рок-музыка, в формировании которой можно выделить следующие этапы. Этап первый. Происходит распространение "привозного" рок-н-ролла в различных его танцевальных модификациях. Началось оно в 1957 году со Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и продолжалось примерно до 1963-1964 годов. Этап второй. Появление отечественных коллективов, исполнявших сначала рок-н-ролл в его классическом варианте, а затем традиционную рок-музыку. Большинство ансамблей следовало в своем творчестве лучшим западным рок-группам и исполнителям, чаще всего просто воспроизводя один к одному их лучшие композиции. Продолжался этот этап с 1963-1964 по 1968-1969 годы. Пели представители отечественной рок-музыки преимущественно на английском языке. Исключение составляли отдельные ансамбли, но и они стали исполнять русскоязычные тексты не ранее 1965-1966 годов. Этап третий - с 1968-1969 примерно по 1973-1974 годы. Характеризуется тем, что именно в это время целый ряд отечественных рок-коллективов пытался создавать оригинальную музыку, хотя удавалось это немногим. К наиболее талантливым следует отнести такие коллективы, как "Машина времени", "Скоморохи", "Арсенал", "Оловянные солдатики", "Рубиновая атака", "Високосное лето". Отличительной особенностью третьего этапа является то, что для многих отечественных рок-ансамблей образцами для подражания стали пользовавшиеся огромной популярностью как на Западе, так и у нас в стране английские хард-роковые группы (например, группа Стаса Намина "Цветы" играла поначалу под "Юрай Хип"). Этап четвертый начинается с 1973-1974 годов и заканчивается на рубеже седьмого и восьмого десятилетий, знаменуя собой период популярности жанра диско-музыки. С его началом наряду с негласными запретами на организацию концертов и в тесной связи с ними на пути развития отечественной рок-музыки возникает целый ряд новых препятствий (отсутствие возможности приобретения хорошей аппаратуры, участия советских рок-музыкантов в международных рок-фестивалях и конкурсах), в конечном счете вынудивших существовавшие в то время рок-группы вступить в борьбу за существование, которая и стала содержанием четвертого этапа. Борьба была довольно длительной, и большая часть рок-групп, не выдержав ее, распалась. Остались лишь те, кто сумел пробиться на профессиональную сцену (А. Градский, "Арсенал", "Машина времени", "Автограф", группа С. Намина), потеряв при этом значительную часть своей "роковости". Этот период характерен также и тем, что в глубине молодежной музыкальной культуры формируются элементы нового рока, в начале 80-х годов оформившиеся в так называемую любительскую рок-музыку, противопоставившую себя коммерциализированному профессиональному року. Пятый этап развития отечественного рока начался с 1980 года и продолжался примерно до 1986-1987 годов. Он отличался от предыдущих этапов, во-первых, тем, что к 1983 году отечественный рок резко разделился на два противостоящих массива: профессиональный и любительский, а во-вторых, необыкновенным расцветом хеви метала как на профессиональной, так и на любительской сцене. Любительские группы в тот период уже работали в рамках местных рок-клубов или рок-лабораторий, наиболее известными из которых, были ленинградские, московские и свердловские. В этот период в отечественной рок-музыке произошли два важнейших качественных изменения. Во-первых, это то, что рок наконец смог в полную силу реализовать свой социально-критический потенциал. Во-вторых, рок-музыка наконец-то синтезировала фольклор. Фольклор проник в отечественную рок-музыку в конце 70-х годов лишь как элемент, но уже в начале 80-х годов начинается его ассимиляция, которая завершилась в середине 80-х годов. Примерно с 1986-1987 годов в отечественной рок-музыке начался новый, шестой этап. Его особенности состоят в следующем. Во-первых, это прогрессирующее расслоение на стили внутри любительского рока, который прежде был относительно единым. Во-вторых, массовая коммерциализация и профессионализация рок-групп и исполнителей, а также участие отечественных рок-групп в различного рода международных рок-фестивалях, шоу-программах. И, в-третьих, завершилась история отечественного рока как исключительно социального явления и началась история отечественной рок-музыки. На рок-сцене каждый год появляется чуть ли не десяток новых рок-исполнителей и рок-групп (поэтому не имеет смысла их перечислять), произведения которых являются и оригинальными, и музыкальными в полном смысле этого слова. Стили исполнения рока при этом разнообразные: хард-рок, хеви-метал, техно-поп, хай-энеджи, соул и др. С середины 80-х годов (и по настоящее время) влияние рока на отечественную популярную эстрадную музыку значительно возросло. Если в 70-е годы эстрадных исполнителей, в чей репертуар входили произведения, в той или иной степени стилизованные под рок, были единицы, то уже во второй половине 80-х и первой половине 90-х годов таких исполнителей многие десятки. Среди них А. Пугачева, М. Распутина, Ф. Киркоров, В. Сташевский, М. Боярский, А. Серов, С. Беликов, В. Леонтьев, Ю. Николаев, Ю. Антонов и многие другие. Некоторые из перечисленных звезд популярной эстрады в различных теле- и радиоинтервью, газетных публикациях иногда причисляют себя к рок-исполнителям (например, Ю. Антонов, В. Леонтьев, Ю. Николаев, М. Распутина, М. Боярский). Доля истины в их заявлениях есть. Вместе с тем, известно, что кроме композиций, инструментовка и манера исполнения которых содержит и несет элементы рока, ими исполняется и значительная часть произведений достаточно лирических и спокойных. Кроме того, многие исполняемые ими произведения иногда трудно даже отнести к тому или иному эстрадному популярному жанру. Чаще всего ими исполняются произведения, сочетающие в себе элементы и интонации и рока, и лирики, и джаза. Это дает основание относить их не к чисто роковым исполнителям, а к артистам, способным работать в различных музыкальных эстрадных амплуа. Думается, правомерно "зачислить" их (как и других названных выше исполнителей) в синтетический жанр популярной музыкальной эстрады и поп-музыки. Популярным жанром эстрадной музыки также является джаз. Но в популярности джаз сегодня значительно уступает "синтетическому" жанру эстрады и рок-музыке. Видимо, поэтому не без основания фанаты и профессионалы джаза называют его любительской популярной музыкой. Как и для любого жанра музыки, для джаза были характерны взлеты и падения популярности. За рубежом пик популярности джаза приходился на 20-30-е годы нынешнего столетия и был связан с бурным развитием грамзаписи. Отечественный джаз достигал своей популярности в 30-е годы, связанные с деятельностью Л. Утесова, а также в 50-60-е годы, когда джаз стал профессиональным исполнительским искусством. Возник джаз на юге США в конце XIX - начале XX веков в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. Истоки джаза - в полуимпровизационных формах народного творчества, в трудовых, религиозных, светских песнях негритянского населения, а также в танцевально-бытовой музыке белых переселенцев США. Термин "джаз" употребляется с середины 1910-х годов. Первоначально так назывались небольшие оркестры, а также исполняемая ими музыка (в настоящее время под термином "джаз" понимается род или жанр профессионального музыкального искусства). Джазу свойственны неакадемические способы звукоизвлечения и интонирования, импровизационный характер изложения мелодии и ее разработки, регулярная ритмическая пульсация, повышенная эмоциональность. Благодаря бурному развитию грамзаписи джаз завоевал огромную популярность. Его тембровые особенности и ритмическая активность оказали сильное воздействие на всю бытовую, развлекательную музыку США и стран Западной Европы, привели к возникновению коммерческого джаза, симфоджаза и других видов эстрадной музыки. В начале 1940-х годов в результате творческих поисков негритянских музыкантов (Ч. Паркер, Дж. Гиллеспи, Б. Пауэлл, Т. Монк и др.), сгруппировавшихся вокруг одного из клубов Нью-Йорка и не удовлетворенных лишь развлекательно-танцевальной ролью джаза, был создан стиль би-боп (звукоподражательное слово), в котором появились насыщенные диссонансами темы, усложнились мелодика, ритмика, гармония, фразировка, внимание слушателей концентрировалось не столько на самом музыкальном материале, сколько на личности импровизатора. В противовес "горячему", нервному би-бопу в 1950-е годы возник стиль кул ("прохладный"), соединивший виртуозную импровизаторскую технику с традиционными композиторскими средствами (в том числе полифоническими приемами), мягким звукоизвлечением, спокойной исполнительской манерой. Новые школы импровизационного джаза нашли отражение в практике биг-бэндов, заметно усложнивших образный, интонационный строй музыки, оркестровую фактуру, гармонию. В нашей стране интерес к джазу проявился с началом.1920-х годов. Вслед за первым в РСФСР "Эксцентрическим джаз-бандом" В. Парнаха (Москва, 1922 г.) возникли оркестры Г. Ландсберга (Ленинград), Л. Вар-паховского, А. Цфасмана (Москва). Наиболее заметным явлением стал "Теаджаз" Л. Утесова (Ленинград, 1929 г.), осуществивший ряд эстрадных постановок (в том числе "Джаз на повороте", "Музыкальный магазин") и снявшийся в кинофильме "Веселые ребята" (1934). На протяжении нескольких десятилетий оркестр Л. Утесова был связан со становлением и развитием советской массовой песни, с творчеством И. Дунаевского, М. Блантера, Я. и Д. Покрассов, Н. Богословского и др. Джаз развивался и как вид инструментальной музыки, чему способствовали руководители эстрадных и танцевальных оркестров, композиторы и аранжировщики А. Цфасман, А. Варламов, Я. Скоморовский, Н. Минх, Г. Терпиловский и др. В 1938 году был создан Государственный джаз СССР. С середины 1950-х годов советский джаз стал профессиональным исполнительским искусством. Были организованы оркестры О. Лундстрема, К. Певзнера, Р. Паулса и др. В 1960-е годы на базе оркестров, а также джаз-клубов и молодежных кафе возникли малые исполнительские составы, тяготеющие к камерным стилям джаза. Получили известность солисты А. Товмосян, К. Носов, Г. Гаранян, Г. Гольштейн, А. Зубов, А. Кузнецов, И. Бриль, Б. Рычков. Начиная с 1970-х годов советский джаз занимает заметное место на филармонической эстраде. Среди музыкантов-исполнителей появились самобытные джазовые композиторы, синтезирующие традиционную джазовую технику с ладово-интонационными особенностями русской (Р. Лукьянов, Н. Левиновский), азербайджанской (В. Мустафа-заде), эстонской (Л. Саарсалу), латышской (Р. Раубишко), казахской (Ю. Парфенов) музыки. В ряде западноевропейских фестивалей в 1970-80-е годы участвовали пианист Л. Чижик, ансамбли "Мелодия", "Каданс", "Аллегро", "Арсенал" и др. Современный отечественный джаз стилистически разнообразен, в нем представлены традиционные стили ("Санкт-Петербургский диксиленд", ретро-группа "Диапазон"), современный суинг (О. Лундстрем, А. Кролл), "би-боп" (Д. Голощекин), модальный джаз ("Аллегро"), "джаз-рок" ("Арсенал"), "фри-джаз" (трио В. Ганелина). Эти стили джаза чаще всего используются в музыкальном оформлении культурно-досуговых программ, вследствие их яркости, темпераментности и исключительной неповторимости. Вопросы для самопроверки 1. Что понимается под терминами "популярная", "популярная эстрадная" и "поп-музыка"? 2. Дайте музыкально-теоретическую характеристику первым формам коммерческой поп-музыки - шлягеру и рок-н-роллу. 3. Перечислите основные течения в рок-музыке и причины, объединяющие их в одно явление - рок-музыку. 4. Назовите основные этапы формирования и развития отечественной рок-музыки. 5. Каковы истоки джаза и его специфика? Рекомендуемая литература 1. Саркитов Н.Д., Божко К. В. Рок-музыка: сущность, проблемы. - М.: Знание, 1989. 2. КуртисДж. Популярная музыка и электроника. - Чикаго, 1984. 3. БакстонД. Рок музыка и звезды. -Луис, 1983. 4. Гроссман Л. Социальная история рок-музыки. - Нью-Йорк, 1976. 5. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.011 с.) |