Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности

Поиск

 

В методической литературе употребляются понятия "общая мето­дика" и "частная методика". Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями культуры. Частной методикой называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении отдельных задач, стоящих перед учреждениями культуры. Деление методики на общую и частную сложи­лось в процессе ее развития как особой области знания и практического действия. Такое деление позволяет работникам культуры более систе­матизирование осваивать знания и совершенствовать навыки.

При подготовке культурно-досуговой программы технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надлежащую методи­ческую подготовку, знающие и общие основы методики и частные при­емы, методические навыки организации отдельных программ, и творче­ские работники - методисты, знающие основы драматургии и режиссу­ры.

Методика деятельности учреждений культуры находится в функ­циональной зависимости от решаемых ими задач. Содержание культур­но-досуговой деятельности можно идентифицировать с понятием цен­ности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, ко­торые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, со­циально-политические и духовные.

Через содержание культурно-досуговой деятельности удовлетво­ряются духовные, потребности и интересы населения. Содержание обусловливается задачами, решаемыми учреждениями культуры по раз­витию личности. Это формирование цельной и стройной системы фило­софских, экономических и социально-политических взглядов, повыше­ние общекультурного и научно-технического уровня, трудовое и эстети­ческое воспитание граждан.

В содержании культурно-досуговой деятельности находят отраже­ние изменения обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни об­щества. Организационно-методической основой содержания деятель­ности учреждений культуры является система государственных и обще­ственных праздников и обрядов. Они определяют содержание деятель­ности на каждый период времени (год, квартал, месяц, день). Деятель­ное участие в определении содержания деятельности принимает актив учреждения культуры, который хорошо знает интересы, потребности и особенности потенциальной аудитории.

Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятель­ности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, коллективов художественной самодея­тельности, программах вечеров, тематике лекций, сценариях праздни­ков или обрядов и т.д.

Содержание реализуется через функции и принципы культурно-досуговой деятельности. Оно раскрывает проблему, обеспечивает ре­шение задач, являясь одним из основных условий эффективности дея­тельности учреждений культуры.

Содержание культурно-досуговой деятельности, как бы оно ни бы­ло умело определено и воплощено в соответствующие формы, оста­нется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей уч-• реждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о спо­собах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя.

Средства - один из важных компонентов культурно-досуговой дея­тельности. Их назначение - быть "механизмом" доведения содержания деятельности учреждений культуры до населения. Средства культурно-досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи со­держания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художе­ственных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влия­ния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.

В методике культурно-досуговой деятельности средствами назы­вают инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь), печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, науч­ная литература); кино, радио, телевидение; художественная литерату­ра; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств культурно-досуговой деятель­ности носит в известной степени условный характер. Так, например, ки­но - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам. Нередко к техническим средствам относят радио и телеви­дение, и в этом есть определенный смысл. Многозначно понятие печа­ти. Одно значение имеет книга как вид печати и другое - книга как худо­жественное произведение. Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания.

В практической деятельности учреждений культуры особенно ши­роко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятель­ности учреждений культуры особую эмоциональную окраску.

Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения вы­бирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно-досуговой деятельности разнообразен. Кадры долж­ны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эсрфект, будут наиболее действенны­ми, обеспечат наилучшее выполнение задачи.

К числу важнейших компонентов методики культурно-досуговой деятельности относятся и формы деятельности учреждений культуры, или программы. Формы работы - один из необходимых элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно-досуговой деятельности.

Термин "форма" употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, си­стема организации чего-либо. Форма является одной из философских категорий, рассматриваемых в неразрывной связи с содержанием. Форма - организация, структура содержания, его выражение. Форма не может существовать изолированно от содержания.

Понятие формы применительно к деятельности учреждений куль­туры также может иметь различное значение. Прежде всего форма яв­ляется выражением содержания культурно-досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных до­кументов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма ста­тистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации культур­но-досуговой деятельности.

Под формами - программами культурно-досуговой деятельности -следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенно­го содержания.

В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно-досуговой деятельности делятся на массовые, груп­повые и индивидуальные. Формы - программы культурно-досуговой деятельности - не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма-программа носит зависимый характер.

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм ор­ганизации людей. Отмечая зависимость форм - программ культурно-досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следу­ет иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы-программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обрат­ное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зави­сит результат деятельности.

В неразрывной связи с формами-программами находятся методы культурно-досуговой деятельности. Вопрос о методах - это вопрос о том, как повысить действенность деятельности учреждения культуры, как лучше донести содержание до посетителей, как сделать его более убедительным и воспринимаемым аудиторией. Определений понятия "метод" много, но во всех есть нечто общее: метод - это способ, прием, путь решения какой-либо задачи. Обобщая различные определения, подчеркивая в них наиболее типичное, можно сказать, что метод - это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядочен­ная деятельность.

Методами культурно-досуговой деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздей­ствия на аудиторию.

Методы и средства воздействия тесно взаимосвязаны. Одно из средств воздействия - радио, которое является носителем, передатчи­ком определенного содержания. Выражением содержания здесь будет программа радиопередачи, конкретный текст. Но текст, информацию можно донести по-разному - просто прочитать или дать в виде театра­лизованного представления. Способы, приемы использования, в дан­ном случае радио, следует называть методами. Методы культурно-досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами.

В культурно-досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации и методы игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.

Наряду с термином "метод" употребляется термин "методический прием". Каждый метод представляет собой определенную систему при­емов. Иными словами, каждый метод - это совокупность приемов, объ­единенных общностью задачи и единым подходом к их решению.

Прием - это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Каждый из методов применяется с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.

В деятельности учреждений культуры методические приемы ис­пользуются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализу­ются с помощью определенных методических приемов. Так, использо­вание в ходе лекции фрагмента из кинофильма - это методический при­ем, прослушивание магнитофонной записи на семинаре - тоже методи­ческий прием.

Вопрос о методах культурно-досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, да и вряд ли в этом есть практическая необходимость. Важно уяснить сущность понятия " ме­тод", зависимость методов от содержания работы, необходимость твор­ческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учрежде­ний культуры, которыми накоплен большой опыт использования раз­личных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и реша­емых задач. Специалисту необходимо овладеть ими, научиться их творчески применять.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художе­ственной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффек­тивных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вы­звать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы понимаете, что такое методика куль­турно-досуговой деятельности?

2. Каковы основные закономерности методики культурно-досуговой деятельности?

3. Что такое содержание и какова его роль в куль-турно-осуговой деятельности?

4. Что такое средства культурно-досуговой дея­тельности?

5. Что такое форма и ее значение в методике?

6. Что такое метод и его значение в методике культурно-досуговой деятельности?

Рекомендуемая литература

1. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной ра­боты.- М., 1963.

2. ГенкинД.М., КоновичА.А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М., 1984.

3. Организация и методика художественно-массовой работы/Под ред. Д.М. Генкина. - М., 1987.

4. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной ра­боты в клубе. - М., 1979.

5. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. - М.,1982.

6. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М., 1984.

7. Чижиков В.М. Методическое обеспечение куль-турно-досуговой деятельности. - М.: МГИК, 1991.

§ 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры

 

Рассматривать методики культурно-досуговой деятельности в со­временных условиях чрезвычайно сложно. Поэтому наиболее целесо­образно этот вопрос рассматривать с точки зрения технологии. Этот подход наиболее универсален, так как дает возможность культурно-досуговую деятельность разложить на три основные составляющие: информационно-просветительную, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Эти составляющие взаимосвязаны, тем не менее каждая из них | имеет и свою специфику, свои преимущественные родовые методы подготовки и проведения культурно-досуговых программ. Все три типа деятельности имеют не только общие структурные компоненты, но и свою специфику в формах, средствах и методах, что и позволяет гово­рить о типовых методиках.

Информационно-просветительная деятельность базируется на со­временных информационных технологиях и функционально обеспечи­вает наиболее объемные в творческом отношении художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Понятие "информация" в буквальном смысле означает "сообщение", "изложение". Информация - это не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для активного действия.

Информационно-просветительная деятельность учреждений куль­туры имеет присущие только ей формы, методы и выразительные сред­ства, умелое использование которых помогает посетителям данного уч­реждения проникнуть в суть проблемы.

Средствами, формами и методами информационно-просветительной деятельности учреждения культуры информируют, просвещают, разъясняют, помогают людям на практике удовлетворить их насущные потребности в знаниях. Структурные компоненты инфор­мационно-просветительной деятельности учреждения культуры условно можно разделить на общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эстетика и т.д. Поэтому учреждения культуры через информационно-просветительную деятельность, используя активность людей, могут вести с ними диалог, готовить программы по злободневным проблемам.

Термин "художественно-публицистическая деятельность" произо­шел от широко используемого в научной литературе термина "художественно-массовая работа". Художественно-массовая работа рассматривалась как область деятельности учреждений культуры, в ор­ганизации которой соединялись средства пропаганды, агитации и ис­кусства. Степень их взаимодействия определялась формами художе­ственно-массовой работы от простейших в иллюстрированных художе­ственно-пропагандистских мероприятиях, проводимых в клубном уч­реждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздни­ках, шествиях и манифестациях.

В современных условиях художественно-массовую работу следует называть "художественно-публицистическая деятельность". Она отли­чается от информационно-просветительной тем, что в основе ее мето­дики лежит поиск художественного образа и реального, конкретного со­бытия. Художественно-публицистическая деятельность призвана прак­тически помочь процессу осознания мира личностью за счет воздей­ствия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Культурно-развлекательная деятельность также является специ­фическим типом культурно-досуговой деятельности. Она отличается более активным, динамичным характером и свободным типом поведе­ния посетителей учреждения культуры. Для культурно-развлекательной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и де­мократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.

Культурно-развлекательная деятельность способна удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культу­ры на основе получения удовольствия. Поэтому она позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.

Каковы механизмы функционирования информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры?

Перед информационно-просветительным типом деятельности сто­ит задача удовлетворения потребности человека в получении инфор­мации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы зна­ний и ее донесению до аудитории, а предлагает их слияние с имею­щимися у человека знаниями, с его собственным жизненным опытом, формирование у него убеждений. Преимущество и сила методики информационно-просветительного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (знания, нормы, ценности) в процессе усвоения людьми корректируются, становятся их собственностью.

Существует много различных видов информации: социальная, по­литическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека, то есть на его рациональное начало. Если информация эмоционально окрашена, то она может сначала действовать на эмоции.

В методике информационно-просветительной деятельности учреж­дений культуры содержание тесно взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Их взаимодействие и определяет специфику методики информационно-просветительной дея­тельности учреждений культуры. Она воплощается в формах, непо­средственно несущих научные знания: лекции, беседы, доклады, кино­лектории, просветительные кружки и школы, в которых преобладает со­держательная сторона. В другую группу можно включить те формы, где содержание дополняется средствами художественной выразитель­ности: устные журналы, устные альманахи, чтения, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные универси­теты.

Широкое использование в устном выступлении приемов ораторско­го искусства, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информации и т.д. Поэтому "живое слово" - бо­лее оперативный путь донесения до слушателей фактов, их коммента­риев, чем сообщение с плохо выраженной формой подачи материала.

Изучение мотивов посещения людьми информационно-просветительных программ в учреждениях культуры позволяет полнее использовать потенциальные возможности этой методики. Например, во Дворце культуры железнодорожников г. Брянска регулярно проходит выпуск устного журнала "Наш телетайп". Его назначение - оперативно информировать железнодорожников об актуальных проблемах желез­нодорожного транспорта и конкретно местной дороги. "Телетайп" выхо-! дит два раза в месяц. Его проводят два-три человека: сменяя друг дру-i га, они сообщают о различных фактах, событиях местной производ­ственной и культурной жизни, комментируют их, тесно связывая с про­блематикой общественной жизни страны. "Телетайп" быстро завоевал популярность, вышел из стен учреждения культуры в трудовые коллек­тивы.

Анализ практики показывает, что чем активнее человек восприни­мает информацию, а приобретаемые знания соотносит с практикой, творчески их перерабатывает, тем скорее они становятся руководством к действию. Поэтому методика информационно-просветительной дея­тельности строится с учетом законов восприятия личностью окружаю­щего мира.

Естественно, что учреждения культуры не могут составить конку­ренцию в оперативности средствам массовой информации: телевиде­нию, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого кон­такта с ней, оценивая ее реакцию, специалисты учреждений культуры дополняют средства массовой информации квалифицированными ком­ментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории.

Создание атмосферы взаимного доверия и доброжелательности -непременное условие успеха всех информационно-просветительных программ.

Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризу­ется определенным состоянием сознания: жизненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами посещения учреждения культуры.

Знание аудитории - непременное условие успеха информационно-просветительской деятельности. Другим условием эффективности ин­формации является ее достоверность. Любое искажение правды трав-мирует людей, приводит к утрате доверия к учреждению культуры. По­этому при подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты учреждений культуры опираются на достовер­ные источники получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения.

Специалисты учреждений культуры не ставят целью установление новых истин. Соответственно и фактические данные имеют здесь свое функциональное назначение: факт ценен как раз своей конкретностью, единичностью. Хорошим подспорьем для специалиста, занимающегося информационно-просветительной деятельностью, является докумен-тальная литература: очерки, письма, дневники, мемуары, автобиогра­фии.

Своеобразие нашего времени состоит в том, что исторический до­кумент получил самостоятельное эстетическое значение. Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, навер­ное, будет ее главным источником, но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе. Интерес к историческому документу, как и к живому факту текущей жизни, предопределил необычайную популярность мемуарного жанра.

Особой привлекательностью "первофакта", документа объясняются такие получившие распространение формы информационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, ре­портаж. Использование документа в этих формах несет большой ин­теллектуальный и эмоциональный заряд.

Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, являются важнейшим показате­лем профессионального мастерства специалиста учреждения культуры.

Ведущим, родовым методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизи­ровать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.

Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на са­мых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, ис­пользование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти).

Иллюстративность (показ) сама по себе предполагает активность воспринимающего. Видеть - это не просто созерцать, но и понимать ви­димое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, ак­тивизирует его, развивает воображение и делает знания более обстоя­тельными.

Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и созна­тельному усвоению материала, так как вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему запомнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыслить все увиденное и услышанное. В конечном счете восприятие, память, активное внимание и знания - необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваемся на чем-либо, что является темой нашего мышления, а свое содержание мыш­ление берет из опыта, своего или усвоенного чужого. Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информационно-просветительной программе, специалисту учреждения культуры необходимо так органи­зовать материал, чтобы активизировать мысль человека, возбудить его чувства.

По уровню, силе восприятия аудиторией программы можно судить, насколько она удалась, какой резонанс вызвала в общественном мне­нии. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей ответственностью относиться к выбору форм и методов информационно-просветительной деятельности, ибо это направление работы учрежде­ний культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать об­щественное мнение. Учреждение культуры как система сохраняет свою целостность и устойчивость благодаря способности собирать, обраба­тывать и использовать информацию о потребностях, интересах, вкусах потенциальной аудитории.

Есть немало интересных примеров того, как содержательная, каче­ственная сторона используемых в настоящее время методов и форм полностью соответствуют единству содержания и формы. Без соблюде­ния этого условия никакие технологические ухищрения, какими бы изобретательными они ни были, не смогут обеспечить функционирова­ние подлинной информационно-просветительной деятельности.

Итак, методика информационно-просветительной деятельности уч­реждений культуры одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

Методика художественно-публицистической деятельности учреж­дений культуры пронизывает всю их деятельность и обладает наи­большим воздействием на аудиторию за счет эмоциональной силы ис­кусства. Эмоциональное воздействие на зрителей и слушателей здесь достигается выразительной силой подачи материала, образностью, ху­дожественностью.

Методика художественно-публицистической деятельности сохра­няет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в це­лом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятель­ность, творчество, инициативу и т.д. Но наряду с общими чертами как особый тип методика художественно-публицистической деятельности имеет и свою специфику:

- возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;

- использование социально-психологических механизмов воздей­ствия и восприятия;

- конкретизация художественно-публицистической деятельности, использующей реальные и художественные образы;

В основе методики художественно-публицистической деятельности лежит драматургия высокого уровня, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных вы­разительных средств воздействия. Их разнообразие значительно богаче, чем в театре или кино. Основной вид драматургии - сценарий. Его характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласо­ванность всех эпизодов; поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта; новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие материала.

Специфические черты имеет драматургия художественно-публицистических программ: использование художественного материа­ла из всех видов искусства или поиски оригинального художественного образа; реализация в программе документального материала; соблю­дение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценка событий, фактов, выявляющая четкую авторскую по­зицию; активный характер драматургии художественно-публицистических программ.

Важно помнить, что использование художественного и докумен­тального материала вызывает необходимость применения в драматур­гии художественно-публицистических программ метода монтажа, кото­рый позволяет располагать этот материал в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие дей­ствия, кульминация и развязка). Еще один закон в драматургии художе­ственно-публицистических программ - гармоническое единство, целост­ность всего происходящего, работающего на художественный образ.

В сценарии программы - подробной литературной разработке его содержания - излагаются мельчайшие детали будущего действия, соз­дается модель программы. В сценарии программы все разнохарактер­ные эпизоды необходимо соединить единым композиционно-целостностым содержанием, что позволит всесторонне раскрыть идею, полно изложить содержание, наполнить его эмоциональным зарядом и, наконец, облегчить восприятие материала через нарастание контраст­ности и связанности.

Добиться этого возможно лишь при овладении родовым методом драматургии культурно-досуговых программ - монтажа. С помощью это­го метода можно создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, соединив различные элементы в еди­ную логическую композицию, подчиненную общему драматургическому замыслу. Особенно важно помнить, что сценарий понятие синтетиче­ское, соединяющее воедино работу драматурга, режиссера, менеджера и актива. Часто в учреждениях культуры драматург и режиссер высту­пают в одном лице.

Режиссура в художественно-публицистической деятельности яв­ляется основным компонентом технологического процесса воплощения сценария. Художественное кредо режиссера определяется его эстети­ческим идеалом, творческими методами, материальными и творческими возможностями учреждения культуры.

Режиссура художественно-публицистических программ дело кол­лективное. Режиссер не только обеспечивает себя активом, но и созда­ет условия для творчества своих коллег - художника, композитора, хо­реографа и др.

Основным творческим методом в художественно-публицистических программах является метод театрализации. Однако применяется он, как правило, совместно с иллюстрированием и игрой.

При подготовке художественно-публицистической программы соз­дается инициативная группа, которая обсуждает общий замысел и при­мерную структуру, уточняет тему, намечает сроки и место ее проведе­ния; определяет состав потенциальной аудитории, конкретизирует жанр и приемы подачи содержания.

В этот период в сознании режиссера уже выкристаллизовывается предварительный вариант творческого замысла художественно-публицистической программы. Режиссерский замысел - это проект по­становки, эквивалентный драматургическому материалу. Уточнение ре­жиссерского замысла происходит одновременно с корректировкой сце­нария. Этот процесс можно сформулировать следующим образом: идея - практика - идея. Режиссерский замысел апробируется на репетициях, под влиянием художественных устремлений активистов и участников программы он может видоизменяться.

Все изменения режиссер вносит в режиссерскую документацию, ко­торая составляется после утверждения плана. В режиссерский план по- - становки входят: монтажный лист, музыкальная и световая партитура, сценарный план киноматериала и диапроекций, рабочая схема про­граммы, репетиционный план, план-дислокация, схема связи, транспор­та и техники, схема охраны порядка, обеспечения техники безопасности и т.д.

Как видим, методика художественно-публицистической деятель­ности ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание - вос­приятие - представление - воображение - переживание. Этот ряд схема­тичен и условен потому, что психологические формы художественно-публицистической деятельности неизмеримо богаче тех, что здесь на­званы, и потому, что в живом процессе художественности они не сосуществуют одна рядом с другой и не следуют одна за другой, а прони­кают друг в друга, сливаясь в единый, целостный процесс.

Методика культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры является одной из наиболее сложных. На практике это на­правление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной стороны, организация отдыха и развлечений в уч­реждениях культуры - дело популярное, а с другой - уровень этой дея­тельности все еще остается низким.

Отдых и развлечение - это период воспроизводства рабочей силы, а значит, от того, как человек использует эти часы зависит его после­дующая деятельность.

Организация отдыха и развлечений в учреждении культуры требует высокого уровня профессионального мастерства специалистов, их фан­тазии и выдумки, оригинальных решений.

Одной из причин низкого уровня этого направления деятельности в учреждениях культуры является то, что специалисты еще слабо усвои­ли разницу в понятиях "отдых" и "развлечения". В процессе отдыха че­ловек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, пере­утомления. Отсюда, развлечения требуют особой физической и эмо­циональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познава­тельную активность, получение знаний, развитие интеллекта, смену ви­дов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, наход­чивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией.

Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, по­лучить заряд бодрости и хорошего настроения значительно продлевает работоспособность и жизнь.

Отдых в учреждениях культуры носит массовый, групповой и инди­видуальный характер. Организовать коллективный отдых - значит вклю­чить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивиду­альные интересы с общественными, добиться соответствия его индиви­дуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация отдыха по своей сути выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.

В последнее время в учреждениях культуры предпочтение отдает­ся общесемейному проведению досуга. Пока большинство людей пред­почитают пассивные формы отдыха - просмотр видеокассет, прослуши­вание музыки и т.д. Значительно сократилась роль книг, газет, лекций. Сужение круга интересов можно объяснить расширением объема дело­вых связей, большой занятостью домашними делами, повышением зна­чимости общесемейных форм досуга. Примерно 68% людей не находят для себя полезных занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растратить свое свободное время впустую, а порой и во вред своему здоровью.

Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятель­ности, в котором большое место должна занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

Активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных - на веселые, с умственной нагрузки - на физическую, с личных дел и интересов - на общественные, с познания -на развлечение, с пассивного отдыха - на активный, и наоборот.

Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры "схемы переключений" и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий, их энергетические, временные и другие лимиты, их психофизиологическую ценность для разных катего­рий людей. Следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональ­ную нагрузку воздействий на человека в процессе отдыха и развлече­ний, между которыми имеется определенная взаимозависимость.

Основным методом в культурно-развлекательной деятельности яв­ляется игра. Игра выступает в двух ипостасях - как метод подготовки программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличи­тельные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности.

Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добро­вольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий,' выполнение которых зависит от твор­ческой инициативы играющих.

Следует учитывать специфику различных видов отдыха: празднич­ный, повседневный, воскресный и семейный отдых. Каждый из <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 5472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.0.20 (0.015 с.)