Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава первая. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности

Поиск

Во вступительной части этой главы прежде всего следует подчерк­нуть, что технология культурно-досуговой деятельности - процесс слож­ный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные за­дачи: создание культурно-досуговых программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение новых форм на основе совместного творчества специалис­тов и инициативных участников (посетителей, зрителей и т. д.).

Технологический процесс культурно-досуговой деятельности - это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты, пре­образуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре. Це­лостная система технологии культурно-досуговой деятельности в уч­реждениях культуры понимается по-разному. Как отмечает А. Левинсон, "под технологией следует понимать набор приемов труда культпросвет­работника, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений. Как и везде, здесь мы можем увидеть труд ручной, кустарный, индивидуальный, кооперативный, труд технически оснащен­ный и т.д."31. Используя этот термин, можно сравнить технологию куль­турно-досуговой деятельности в учреждениях культуры с технологией на производстве. Конечно, здесь много общего, но параллели проводить неправомерно.

Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная под­система - управление, финансирование, штатное расписание, долж­ностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая - сценарий, сценарные разработки, методи­ческие рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема - ре­жиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема - мотивированная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника домашнего досуга, совокупность отно­шений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов и т.д.

Все эти подсистемы составляют систему технологии, которая слу­жит основанием функционирования учреждения культуры. Поэтому все дальнейшее изложение материала будет прямо или косвенно посвяще­но раскрытию различных сторон технологии культурно-досуговой дея­тельности.

Культурно-досуговая деятельность это реальный и совершенно особый мир с присущими ему правилами действия. Эти действия со­вершают профессионалы для того, чтобы включить в процесс их свер­шения как можно большее число людей. Здесь существуют свои специ­фические закономерности функционирования культурно-досуговой дея­тельности.

В связи с этим механизму функционирования культурно-досуговой деятельности придается решающее значение. Технология культурно-досуговой деятельности составляет деятельностную основу механизма функционирования, преобразуя элементы мысли в конструкции, кото­рые осуществляются в действии, в материале, приобретая определен­ные формы.

§ 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности

Ведущие философы нового времени понимали под технологией производственную базу общества в ее непосредственной связи с ду­ховными представлениями и условиями жизни людей: "Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений".

Изучение внутренней структуры технологии культурно-досуговой деятельности, отдельных ее элементов и связей между ними, выявле­ние внутренних противоречий, свойственных объекту и определяющих процесс его развития, предполагает осуществление анализа внешних связей объекта с окружающей его средой.

Технологический процесс в учреждениях культуры строится с уче­том внешних и внутренних условий поведения личности и регулирую­щей функции сознания. Познание личности осуществляется специалистами учреждений культуры при исследовании воздействия на нее соци­альной среды, микросферы, коллектива, культурно-досуговой деятель­ности посредством выделения в самой личности социально значимых свойств. При рассмотрении личности как элемента конкретных социаль­ных структур, совокупности социальных функций и социальных ролей, при выделении и изучении ценностной ориентации личности происходит построение программы действия. В этом заключена концепция ценност­но-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры. Кроме того, следу­ет знать и понимать условия, факторы, в которых протекает культурно-досуговая деятельность.

Условия составляют ту среду, обстановку, в которой культурно-досуговая деятельность возникает, существует, развивается. Люди, познав законы функционирования культурно-досуговой деятельности, могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные условия.

Здесь следует добавить, что существует прямая и обратная связь системы культурно-досуговой деятельности со средой. Внешнее воз­действие дает тот или иной психологический эффект, лишь преломля­ясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. Внешние причины формируются в результате внешних воздействий. Технология культурно-досуговой деятельности не может функционировать без наличия социально-педагогических усло­вий, когда устанавливается обратная связь между культурно-досуговой деятельностью и условиями, в которых она протекает.

Сам технологический процесс в учреждении культуры включает следующие элементы:

- объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы - коллективы людей и отдельные личности);

- субъект деятельности: руководители, специалисты и другие ра­ботники учреждений культуры и актив;

- деятельность учреждений культуры (процесс воздействия субъ­екта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач.

Все элементы функционирования технологического процесса в уч­реждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность, Все, чем располагает учреждение культуры, предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам учреждений культуры надо знать эти потреб­ности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запро­сы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию. Это выражается в:

- осознании потребности в культурно-досуговои деятельности у людей, что делает возможным любой приход человека в учреждение культуры, без чего не может быть условий для формирующего влияния учреждения культуры на свою аудиторию;

- понимании, что потребности личности являются достаточно по­движными, факт их трансформации под влиянием развертывающихся в нашем обществе политических, экономических, социальных и культур­ных реформаторских процессов общепризнан;

- принципиальной возможности регулирования "потребностями", а через них - мотивацией участия личности в деятельности учреждений культуры, формами и степенью такого участия; это доказано хотя бы тем фактом, что многим учреждениям культуры на практике удается та­кое регулирование и, как следствие, целенаправленное, формирующее влияние на аудиторию.

Достаточно высокую общественную значимость культурно-досуговои деятельности придает активное формирующее влияние лич­ности на своих коллег по клубным занятиям и на более широкое окру­жение в процессе художественного, научно-технического творчества. Это также составляющая технологии культурно-досуговои деятель­ности.

Следовательно, технология культурно-досуговои деятельности, с одной стороны, обуславливается потенциалом действий людей, а с дру­гой, - условиями, процессами, в которых они протекают. Поэтому дея­тельность субъекта учреждения культуры регулируется практикой, ре­альностью. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мо­тив, цель и условие его деятельности в культурно-досуговои программе, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понятно, удержано и воспроизведено. Это относится и к активистам, лидерам, инициативным группам, коллективам учреждения культуры, членам тру­довых коллективов, государственных и общественных учреждений и ор­ганизаций, неформальных объединений, и частным лицам, что создает невиданные по своей сложности и вариативности взаимоотношения и отношения.

В технологии культурно-досуговои деятельности субъектно - объ­ектные отношения имеют социально-исторический характер. Отноше­ние человека к окружающей природе всегда опосредованно его отно­шением к другим людям.

Любой вид целенаправленной культурно-досуговои деятельности, при условии превращения последней в самодеятельность, то есть дея­тельность, свободную от внешнего принуждения, и является основой развития и приложения сущностных сил человека. Отсюда технология культурно-досуговои деятельности и выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духов­ные потребности, и прежде всего потребность в творчестве. A.M. Горь­кий отмечал, что "росту человеческих потребностей нет предела. Толь­ко благодаря этому и существует непрерывный процесс культуры".

В технологическом процессе взаимодействие субъекта и объекта культурно-досуговои деятельности опирается прежде всего на положи­тельные стороны последнего, которые активизируют способности лич­ности, формируют социально значимые потребности, установки и цен­ностные ориентации.

Деятельность субъекта опирается на те или иные психические про­цессы и регулируется ими. В культурно-досуговои деятельности реали­зуется отношение человека к окружающему миру - к другим людям, за­дачам, которые ставит жизнь и т.д.

Точное знание психологической установки личности особенно акту­ально. Такая установка является одновременно и потребностью и моти­вом личности для участия в культурно-досуговои деятельности, которая в ситуации массового действия может стать не только зрителем, но и участником события.

Поскольку личность одновременно и объект и субъект технологии культурно-досуговои деятельности, которая, в свою очередь, есть сред­ство и результат развития личности, возникает понятие целостности технологического процесса.

Стержнем целостного технологического процесса в учреждениях культуры является удовлетворение потребностей населения. Это - иде­ал, стратегическая цель, которая на современном этапе переходит в плоскость практических задач, придавая этому процессу ярко выра­женную социальную направленность.

Значимость события позволяет объединить людей общей идеей, сверхзадачей и направить коллектив учреждения культуры на достижение конкретных целей. Включение людей в коллективную деятельность есть одновременно и включение в самоуправление культурно-досуговой деятельности. В этом общественном творчестве усилия субъектов и объектов культурно-досуговой деятельности направляются на опреде­ленный отрезок жизни человека, когда моделируются лучшее время­препровождение, лучший способ коллективного "проживания" людей, занятых в условиях досуга, для их духовного развития.

На этом основании субъект культурно-досуговой деятельности при использовании как прямых, так и опосредованных способов воздей­ствия должен строить свои отношения с объектом как с равным партне­ром по взаимодействию.

Отсюда синтетический характер технологии культурно-досуговой деятельности необходимо рассматривать через отношения "субъект -объект - субъект", но и это не дает основания считать анализ полным, ибо технология развертывается и в социально-психологической плос­кости: "личность - общество".

Эти два вектора отношений предполагают анализ отношений меж­ду субъектом и объектом в различных плоскостях. Как известно, отно­шения между ними строятся на материально-практической и духовно-практической основах. На материально-практической основе субъект преобразовывает объект культурно-досуговой деятельности, а на ду­ховно-практической - объект познается субъектом или оценивается им.

Здесь возникают и функционируют познавательная, преобразова­тельная, оценочная и знаковая виды деятельности в учреждениях куль­туры, а коммуникативный процесс выступает как основание для всех этих видов, типов и форм культурно-досуговой деятельности в рамках субъектно - объектно - субъектных отношений.

Следовательно, под технологией культурно-досуговой деятель­ности понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах и методах и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает на­правленное воздействие на духовный мир личности.

Рассматривая технологию культурно-досуговой деятельности как целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием мето­дов, приемов, средств, форм, как взаимодействие организации и мето­дики культурно-досуговой деятельности, выявляем основу, на которой происходит их взаимопроникновение друг в друга. Их слияние обуслов­ливает не только рациональное расходование сил, средств, фондов, их наиболее полное использование, но и обеспечивает концентрированность воздействия на аудиторию, наибольшую планомерность и целе­направленность.

Словом, технология - это деятельность, но опредмеченная и трансформированная специфическими средствами в определенную форму. Поэтому, функционируя по законам природы, она подчинена за­кономерностям общественной жизнедеятельности.

Из этого следует, что технология культурно-досуговой деятель­ности имеет следующие черты: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих ее компонентов. Как це­лостная система технология культурно-досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют соглас­но общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принци­пам и объективным закономерностям общественного развития.

Отсюда структура технологического процесса в учреждениях куль­туры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержа­ние, форма, методы, средства достижения цели, субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще всего выражаются в программе.

Этим и обосновывается технология культурно-досуговой деятель­ности, определяемая целенаправленностью деятельности субъекта, способного к объективному соответствию содержания и формы, средств и методов таким образом, чтобы каждый элемент воздействия, "единица формы", соответствовал поставленным целям.

Основные компоненты технологического процесса следует опреде­лять по двум слагаемым: организаторская и методическая виды куль­турно-досуговой деятельности.

Самыми распространенными просчетами в технологии культурно-досуговой деятельности, с одной стороны, является ее слабая органи­зованность, с другой - методическая ограниченность этого процесса. Нарушение в технологии культурно-досуговой деятельности баланса между организационной и методической деятельностью ведет к мало-результативности, а отрыв одной от другой из этих видов деятельности - к схематизму, стереотипности в подготовке и проведении культурно-досуговых программ.

Профессиональное мастерство достигается тогда, когда в техноло­гическом процессе учреждений культуры организация и методика опти­мально соотнесены друг с другом. Дисбаланс оптимальности ведет к нарушению многообразных качественных соотношений в процессе культурно-досуговой деятельности, разрыву внутренней динамики и, как результат, - единого целого.

Процесс организации, с которой начинается технология, включает: упорядоченность, структуру (качество организации), а также степень упорядоченности (количество организаций) системы; определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению организации (функциональный аспект организации); совокупность действий, при­званных обеспечивать деятельность специалистов учреждений культу­ры и их актива.

"Организация" кулыпурно-досуговой деятельности есть опти­мальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигает­ся четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия с населением.

Здесь надо учитывать, что перед специалистами учреждений куль­туры ежедневно возникают многофакторные, многоцелевые, многоаль­тернативные ситуации, которые невозможно разрешить ранее приме­нявшимися средствами, методами и формами.

Деятельность учреждений культуры не может строится только на организации, ибо она является, с одной стороны, государственной со всеми требованиями, которые предъявляются к подобного рода учреж­дениям, а с другой, - выступает как социальная организация, сущность которой состоит в том, чтобы предоставить возможность для свободно­го и творческого проявления личности.

Чтобы необходимая для всякой организации формализация основ­ных процессов не создавала препятствий для развития личности, необ­ходимо стимулировать творческую активность, полнее использовать возможности всех участников самодеятельности и зрителей культурно-досуговых программ. Отсюда организацию культурно-досуговой дея­тельности можно рассматривать как процесс, где совокупность опера­ций выстроена по определенным этапам. В свою очередь каждый этап представляет собой сумму целенаправленных действий, отражающих закономерную последовательность их осуществления.

Методическая деятельность как составная часть целостного про­цесса является продолжением организаторской деятельности и состав­ляет основу творчества в условиях досуга, выступает его внутренним регулятором. В методической деятельности определяется и разрабаты­вается тактика подготовки и проведения культурно-досуговой програм­мы, которая трансформирует и переводит в конкретную форму содер­жательный материал.

Осуществляя прием, переработку и генерацию информации, мето­дическая деятельность преобразует ее с помощью художественно-образных символико-аллегорических и других выразительных средств и действий, способствует достижению поставленной цели.

Поскольку все средства рационального и эмоционального воздей­ствия в культурно-досуговой деятельности тесно взаимосвязанны и взаимообусловлены, методическая деятельность осуществляется по определенным закономерностям.

Высокохудожественные культурно-досуговые программы, их эмо­ционально-выразительная форма вызывают у воспринимающего субъ­екта - объекта состояние "сотворчества". Здесь сливаются воедино по­знание действительности и чувственно-предметное отображение мира, мысль и чувство. В сознании человека складывается целостный образ, что и является следствием эмоционального воздействия на него куль­турно-досуговой программы как механизма глубокого и разностороннего познания мира, воспитания эмоциональной культуры. В ходе подготовки и проведения культурно-досуговой программы вырабатывается огром­ное число устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей, выпол­няющих организационные и методические функции. Поэтому организа­ция и методика культурно-досуговой деятельности взаимообусловлены самой природой технологического процесса, который опирается на две сферы общественного сознания: обыденную и научную. В обыденном сознании людьми осмысливается их собственный опыт, повседневные заботы, жизненные факты.

Помимо наиболее распространенной сферы обыденного сознания существует и сфера научного. Как активное существо, которое откры­вает бесконечность личности, познает законы развития общества, овладевает ими, создает "вторую природу" и благодаря этому, личность, творит самую себя.

В технологическом процессе учреждений культуры возрастает значение информации - это содержание мышления, все сведения об окружающем мире, используемые специалистами и активом.

На первое место выдвигается не то, что передается в сообщении, не объем (реальная, актуальная информация) содержания, а тот объем, который воспринимается аудиторией, действительно усваивается слу­шателем или зрителем.

Информация в этом смысле проходит два сложных процесса: орга­низацию и методику культурно-досуговой деятельности. Специалистам учреждений культуры следует учиться конструировать соответствую­щие модели действия. На уровне обыденного сознания на специалистов учреждений культуры большое разрушительное воздействие оказы­вает внешняя среда. Они, начиная планировать одну программу, одно­временно занимаются организационными вопросами по подготовке другой, думают о третьей, а жизнь ставит вопрос о проведении четвер­той, а на обдумывание и подготовку творческих задумок не остается времени. А технологический процесс в культурно-досуговой деятель­ности развивается по определенным закономерностям. Каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи и для субъектов и объектов. Нарушение логики и последовательности необходимых действий не только понижает качество воздействия программы, но и постоянно влияет на уровень профессионального мастерства специалистов уч­реждений культуры.

Основные этапы технологического процесса при подготовке и про­ведении культурно-досуговой программы следующие:

Первый этап - анализ обстановки и формулировка цели. Здесь наибольшие затруднения вызывает у специалистов учреждения культу­ры определение целей программ. Цель программы - соединить в еди­ный технологический процесс организаторский и методический виды деятельности. После определения цели начинается создание сценар­ной, режиссерской и организаторской групп, вовлечение все большего количества активистов для подготовки и проведения программы, пред­полагается кооперирование направленных содержательных и эмоцио­нальных воздействий. Перед организаторами встает задача добиться от активистов понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении по­ставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел. Одновременно сле­дует начинать создание организационно-педагогических условий для творческого процесса.

В этот период основная задача специалистов учреждений культуры заключается прежде всего в выработке у участников программы и акти­ва чувства ответственности за порученное дело, умения соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе, планировать свою деятельность и обеспечивать ее материально. Оптимальное пла­нирование позволяет специалистам, сотрудникам и активу регламенти­ровать свой труд, определить его место в стройной системе культурно-досуговой деятельности.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабаты­ваются различные модели действия, воплощаемые в виде планов, ис­пользуемых в практике культурно-досуговой деятельности, - годового, квартального, месячного. В настоящее время популярны бизнес-планы, которые выполняют следующие функции: организация технологического процесса во времени и пространстве, то есть правильная постановка целей, выбор аудитории, определение материальных и людских ресур­сов, форм, средств, методов и т. д. В программно-целевом планирова­нии четко и кратко определены все этапы технологического процесса.

Функции и принципы культурно-досуговой деятельности, вопло­щаясь в планах, играют ведущую роль в построении технологического процесса. При этом необходим анализ проделанной работы за про­шедший период. Затем в плане фиксируются горизонтальные и верти­кальные связи, долговременные и краткосрочные программы на пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стра­тегия достижения общих целей.

На следующем этапе идет сбор материалов для достижения по­ставленных целей. Собранные материалы поступают в распоряжение сценарной группы, для которой собирают материалы, дающие ответы на следующие вопросы: каков контингент по социально-демографическому признаку, политической ориентации, общекультур­ному развитию, степени его готовности принять участие в подготовке программы? Ответы на эти вопросы соответствуют определенному на­бору операций, которые выражают меру и форму реального участия субъекта и объекта по принципу "встречная активность".

Далее подготовка программы предполагает развитие у участников настойчивости в достижении результатов и чувства коллективизма. Сценарная группа составляет программу пооперационных действий, находит рациональные способы объединения усилий исполнителей, четко определяет функциональные обязанности каждого исполнителя. Этому способствуют их регулярные сборы и активное участие в обсуж­дении всех вопросов, проигрывании исполнительских ролей. Дальней­шее движение к цели предполагает переключение актива на самостоя­тельную организаторскую работу. При этом условии роль субъекта сво­дится в основном к инструктажу, установлению взаимодействия между группами, выполняющими какое-либо действие в процессе организации, к общему руководству деятельностью участников и контролю за ходом осуществления программы.

Предпоследний этап - проведение программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необхо­димо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы. Быстрота ориентировки дает специалис­там возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при не­ожиданной реакции зрительного зала.

И, наконец, завершающий этап работы над программой - анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства само­критичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность и деятельность своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от ка­чества подготовки последующей программы. Если в ходе анализа обна­руживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ про­граммы завершается общими выводами и предложениями, рекоменда­циями по устранению недостатков в последующей деятельности.

Итак, технологический процесс включает следующие основные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, планирование програм­мы, создание программы: корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы.

Оптимальный технологический процесс, как научно обоснованная система, способствует глубокому осмыслению действительности, по­знанию личностью всеобщих взаимосвязей и явлений мира, общества, микро- и макро среды, ее творческому развитию.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что технология куль-турно-досуговой деятельности оптимально функционирует при опоре не на частные, случайные, зачастую произвольные мотивы, которые дви­жут отдельными индивидуами при ее осуществлении, а на совокуп­ность человеческих стремлений в труде, быте, досуге. Отсюда "технология культурно-досуговой деятельности" трактуется как процесс, в ходе которого отдельные ее стороны - предметная, организационная и методическая - сливаются, органически обусловливая друг друга.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы понимаете, что такое технология культур­но-досуговой деятельности?

2. Охарактеризуйте основные черты организатор­ской деятельности.

3. В чем отличие методической деятельности от ор­ганизаторской?

4. Что способствует соединению организации и мето­дики в единый технологический процесс?

Рекомендуемая литература

1. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. М., 1983.

2 ГенкинД.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М., 1984.

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой дея­тельности. -М., 1997.

4. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989.

5. Организация и методика художественно-массовой работы /Под ред. Д.М. Генкина. - М., 1987.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.017 с.)