Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные функции культурно-досуговой деятельности

Поиск

 

Поскольку культурно-досуговая деятельность носит многосторон­ний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

В переводе с латинского языка слово "функция" означает обязан­ность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение культурно-досуговои деятельности состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности.

В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и само­деятельность.

Специфической особенностью, предопределяющей цели, содержа­ние и методы культурно-досуговой деятельности, является заполнение "вакуума", который постоянно образуется в системе досуга вследствие разреженности сети учреждений культуры и неспособности их принять всех желающих и слабой материально-технической базы домашнего досуга. В результате этого продолжает оставаться и даже усугубляться проблема духовного роста людей, развития эмоциональной и художе­ственно-эстетической сферы каждой конкретной личности. Это снижает социально-культурную инициативу, порождает апатию, делает человека "придатком" телевизора или выводит его на улицу с ее отрицательным влиянием и возможностями для негативных антисоциальных проявле­ний.

В этих условиях одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуман­ную жизнь.

Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение культуры, призванное обеспечить использование развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности, необхо­димо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия лич­ности с окружающим миром. Только такой подход поставит в центр си­стемы деятельности учреждений культуры личность, ее потребности и интересы, мотивы поведения.

Естественно, что социальные функции культурно-досуговой дея­тельности определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного про­цесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами

деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфе­ре.

Одной из ведущих функций культурно-досуговой деятельности яв­ляется рекреационная. Она способна снять производственное утомле­ние, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а куль-турно-досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.

Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культур­но-досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговой дея­тельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий обще­ственной (отчасти - и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стиму­лировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстети­зировать внешние формы их проявления.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различ­ных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий боль­шого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие культурно-досуговой деятельности следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профес­сиональную подготовку. Современный специалист учреждения культуры - "это высокопрофессиональный организатор досуга. Прежде всего сле­дует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сто­рону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподня­тая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и му­зыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т. д.), оши­бочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии".

Быть специалистом культурно-досуговой деятельности - значит овладеть знаниями, умениями и навыками использования средств эмо­ционального воздействия, сочетания просвещения с отдыхом и развле­чениями. Но особенно важным является умение организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе деятельности учреж­дений культуры. С одной стороны, это деятельность штатных работни­ков учреждений культуры (профессионалов) и людей, специально под­готовленных и выступающих в качестве просветителей и воспитателей, а с другой стороны, это деятельность населения, которая, в свою оче­редь, имеет двоякую природу. С одной стороны, это деятельность са­мопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой, - это деятельность ответная, заранее подготовленный результат усилий профессионалов и их помощников-активистов.

Умение стимулировать, направлять деятельность людей в учреж­дениях культуры, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности1 - основа профессионального ма­стерства.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный. На федеральном это:

- законодательное обеспечение условий для творческой деятель­ности в учреждениях культуры;

- защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;

- создание возможностей для вовлечения различных слоев населе­ния, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;

- противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры.

На региональном уровне:

- создание словий административной децентрализации в сфере культуры;

- обеспечение развития региональных культур и сохранения куль­туры прошлого;

- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различ­ными культурными группами региона.

На местном уровне:

- развитие общественной эстетически организованной среды;

- активизация местной культурной жизни, усиление местной само­деятельности и локального своеобразия;

- создание условий для совершенствования деятельности учреж­дений культуры;

- развертывание системы домашнего досуга.

По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют на: познавательную, ценностно-ориентированную, практчески-преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением ин­формации и получением нового знания в результате участия в дискус­сии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ри­туалах и т. д.

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобре­тать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических ре­альных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций культурно-досуговой деятельности реализуется в зависимости от реального состояния кон­кретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.

Социальные функции имеют свою внутреннюю структуру. Они под­разделяются на целевые организационно-методические функции; на функции-средства', функции, согласованные с функциональными потребностями людей в культурно-досуговой деятельности и обеспечи­вающие непосредственное педагогическое управление деятельностью учреждения культуры - функции-условия.

Осуществление социальных функций в условиях домашнего досуга происходит на основе удовлетворения разнообразных потребностей и интересов личности и предусматривает максимально разностороннее развитие ее активности.

Социальные функции, обладающие большим общественным зна­чением, представляют собой целевые функции. Через них конкретизи­руется высшее назначение учреждения культуры. Осуществление именно этих функций в наибольшей мере способствует становлению учреждения культуры как важного общественного центра предприятия, населенного пункта, микрорайона, предприятия, учреждения.

Практическая деятельность учреждения культуры строится по на­правлениям работы, при этом используются различные средства до­стижения цели. Исходя из этого можно назвать функции: направления и средств. Осуществляя эти функции учреждение культуры выполняет свое общественное предназначение. Этот процесс - не что иное, как осуществление определенным образом упорядоченных культурно-досуговых программ, создаваемых по определенной тематике, с глубо­ким общественнозначимым содержанием.

Выполняя ту или иную функцию, учреждение культуры во-первых, выступает как пространственно-организационная база, информационно-просветительной, художественно-публицистической, и культурно- раз­влекательной деятельности. Во-вторых, организует и проводит воспита­тельно-просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном отношении именно эта отрасль деятельности учреждения культуры наиболее многоплано-ва и содержательно, насыщенна. Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию, на которой "замыкается" деятельность не только учреждения культуры, но и всех организаций, заинтересованных в создании конкретной культурно-досуговой программы.

Создание, консолидация организационных, творческих, исполни­тельских, пропагандистских, поисково-исследовательских и иных задач, которые не могут быть строго "уложены" в перечисленные функции, тоже весьма важно. Это относится в первую очередь к праздничным и обрядовым программам. Их задача - "общественное оформление узло­вых точек" на жизненном пути личности или коллектива.

Социальные функции, непосредственно соотносимые с основными группами функциональных потребностей личности в культурно-досуговой деятельности, правомерно назвать "функциями-условиями", ибо их осуществление есть непременное условие какого-то бы ни было участия населения в процессе создания духовных ценностей.

В определенном смысле функции можно назвать "первичными", ибо само учреждение культуры возникает для удовлетворения потреб­ностей людей в определенных занятиях на досуге и для целенаправ­ленного руководства насыщением и развитием таких потребностей.

Важнейшим звеном в реализации социальных функций культурно-досуговой деятельности являются районные отделы культуры. Соглас­но Положению о районном отделе культуры основными направлениями в их деятельности становится: руководство библиотеками, сельскими клубами, домами культуры, парками культуры и отдыха,'музеями райо­на; учет и регистрация всей сети учреждений культуры независимо от ведомственной принадлежности, контроль за их деятельностью; мето­дическая помощь учреждениям культуры в улучшении их работы по культурному обслуживанию населения района.

Отдел культуры осуществляет деятельность по учету, содержанию и охране памятников истории и культуры, разрабатывает и представля­ет в вышестоящие организации планы развития сети подведомственных учреждений культуры и сметы на их содержание, а также координирует деятельность ведомств и организаций по вопросам развития матери-альной базы, осуществляет программу по строительству, реконструкции и ремонту зданий библиотек, клубов и других учреждений культуры, координирует состояние техники безопасности и пожарной безопас­ности, способствует использованию новейших усовершенствований и достижений техники, интересного отечественного и зарубежного опыта.

Потребность людей в межличностном общении в процессе куль­турно-досуговой деятельности обуславливает существование коммуни-кативной функции. Система форм, видов и уровней общения настолько разнообразна, что следует вывести эту дефиницию за рамки функции, ибо она является не функцией, а основанием для всех функций куль­турно-досуговой деятельности.

Итак, все социальные функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической ра­боте. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к приниже­нию роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на раз­витие личности.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная функция?

2. Охарактеризуйте основные социальные функции культурно-досуговой деятельности.

3. Охарактеризуйте целевые функции.

Рекомендуемая литература

1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры-: Введение в культурологию. - М., 1992.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл твор­чества. -М., 1989.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

4. Клубоведение. - М., 1980.

5. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. - М., 1981.

6. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. - Ростов-на-Дону, 1997.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.013 с.)