Общественный и государственный строй Римской республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный и государственный строй Римской республики



 

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., по­сле изгнания рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на пе­риоды ранней республики и поздней республики. В Римской республике сочетались ари­стократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статуса­ми: свободы; гражданства; семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

- имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

- мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большин­ство общества. К ним примыкала городская беднота.

Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство. Не­зависимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностран­цев (перегринов). Только свободнорожденные римские граждане могли иметь полную правоспособность. К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных госу­дарств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадни­ков. Высшее сословие нобилей образовалось в результате слияния самых знатных и бога­тых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи счита­лись находящимися под властью домовладыки. Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в на­родном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные со­брания, сенат и магистраты.

Существовали три вида народных собраний, центуриатные, трибутные и куриатные. При этом главную роль играли центуриатные собрания. К середине III в. до н. э. с расши­рением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура соб­рания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество цен­турий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взы­скании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политиче­ской жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво­дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Крайне важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и бога­тых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, неза­висимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совеща­тельным органом, в его полномочия входили законодательные функции (он контролиро­вал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты), а также некото­рые финансовые, внешнеполитические и другие функции.

Государственные должности именовались магистратами (магистратурами). Все ма­гистраты избирались народными собраниями на один год и выполняли обязанности без­возмездно. Магистраты делились на:

- ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цен­зоров, квесторов, эдилов и др.;

- экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоя­тельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатор на­значался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризовалась почти непрерывными войнами. В республиканский период каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, вто­рой и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной и профессиональной. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от го­сударства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель.

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Распад Римской республики был отмечен следующими поли­тическими событиями:

- во-первых, восстаниями рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104-99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74-70 гг. до н. э.);

- борьбой между мелким и крупным землевладением, а также широким революци­онным движением сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и воз­главлялось братьями Гракхами (20-30-е гг. II в. до н. э.);

- Союзнической войной (91- 88 гг. до н. э.), в результате которой наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

Рим в период империи

 

Период Римской империи подразделяется на период принципата, кризисный период и период домината.

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно ус­тановленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н. э.

Принципат сохранял видимость республиканской формы правления и почти все уч­реждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему изби­раются консулы, преторы и народные трибуны. Но фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена в руках одного человека - первого сенатора, т.е. принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничь­его аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих ру­ках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законо­проекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обес­печивалось его авторитетом. Народные собрания пришли в упадок. Обыкновенными явле­ниями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками. Таким образом, в эпо­ху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристо­кратии в орган всего класса рабовладельцев.

Верхушку рабовладельческого класса составили сословие нобилей (патрицианско- плебейская поместная знать) и сословие всадников (торгово-финансовая знать и средние землевладельцы).

Из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинали превращаться в ко­лонов - арендаторов-издольщиков, зависимых от землевладельцев.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта.

Армия в период Римской империи стала постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значи­тельный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

С 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи продолжался кризисный период, так назы­ваемый «кризис третьего века». Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельско­го хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широ­кая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи.

При Диоклетиане (284-305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божест­венной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда - доминат). Старые республиканские учреждения исчезли, а управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляли сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств за­нимал государственный совет при императоре. Чиновники выделились в особое сословие: их наделяли привилегиями, по окончании службы назначали пенсии и т.п.

Диоклетиан и Константин I провели ряд реформ. Империя была разделена на 4 пре­фектуры. Вся территория состояла из 12 областей (диоцезов), которые делились на про­винции (всего насчитывалось около 120 провинций). Гражданская власть наместников была отделена от военной. Римское войско было разделено на действующую армию, по­граничные войска и преторианскую гвардию.

При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской импе­рии:

- Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула- Августула и занял его место;

- Восточная Римская империя со столицей в Константинополе существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

Развитие римского права

 

Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки. В своем развитии оно про­шло следующие стадии (периоды):

- I период - «древнейший» - IV в. до н. э. - середина III в. до н. э. - квиритское, или цивильное, право;

- II период - «классический» - середина III в. до н. э. - конец III в. н. э. - преторское право и право народов;

- III период - «постклассический» - IV-VI вв.

Римское право подразделялось на публичное и частное. Критерием деления римского права на публичное и частное, по мнению римского юриста Ульпиана, является характер интересов, защищаемых правом: публичное право, есть то, которое относится к положе­нию римского государства, частное - которое относится к пользе отдельных лиц.

В древнейший период главенствующей правовой системой было квиритское право, которое распространялось лишь на коренных жителей Рима и не затрагивало иностранцев. Оно отличалась формализмом. Важнейший памятник права этой эпохи - Законы двена­дцати таблиц, которые созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках - таб­лицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме. Зако­ны двенадцати таблиц содержали постановления, регулирующие сферу семейных и на­следственных отношений, а также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголов­ным преступлениям.

Право частной собственности рассматривалось как абсолютная власть собственника над своей вещью. Появился институт общественной собственности, нормы об ограничен­ном праве пользования чужими вещами, возникающем на основании сервитута. Основа­ниями приобретения вещных прав служили: договор, приобретательная давность, захват вещи и наследование.

Среди форм договора различались:

- нексум и манципация (особо торжественные формы договоров, применявшиеся для приобретения рабов, скота, земли и др.);

- ин юре цессио (отчуждение вещи путем отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении перед претором);

- стипуляция - устная форма договора займа.

Способами обеспечения обязательств, возникающих из договоров, служили поручи­тельство и залог. Кредитор по договору, заключенному в форме нексум, имел право зако­вать в колодки нерадивого должника. Если должник отказывался исполнить обязательст­во, он обращался в рабство или же предавался смертной казни.

В брак могли вступить лишь римские граждане. Некоторое время законом не при­знавались браки патрициев и плебеев. Для заключения брака использовался фиктивный договор покупки жены в форме манципации. Власть мужчины над женщиной устанавли­валась и фактом давностного сожительства. Римская семья отличалась патриархальным характером.

В сфере наследования Законы двенадцати таблиц предоставляли римским гражданам возможность составлять завещания. При отсутствии завещания имущество и долги умер­шего делили его ближайшие родственники.

Судебный процесс по делам, не затрагивающим государственные интересы, был по­строен на состязательных началах и состоял из двух актов: ин юре и ин юдицио. На ста­дии ин юре стороны в торжественной форме заявляли свои требования и возражения ма­гистрату (претору), а магистрат назначал судью для разрешения спора. Большое значение при этом уделялось соблюдению заранее установленных форм. Действия сторон на этой стадии назывались легис акцио, поэтому судебный процесс назывался легисакционным. На стадии in iudicio судья рассматривал дело по существу.

В классический период значение источников права приобретают эдикты, издаваемые преторами при вступлении в должность. После утверждения империи основными источ­никами права становятся акты императора и постановления сената.

На базе эдиктов, содержащих разнообразные юридические формулы, и возникает но­вая правовая система - преторское право (jus praetorium), а решения претора перегринов, занимавшегося отношениями римских граждан и иностранцев, легли в основу ещё одной правовой системы - права народов (jus gentium).

В посткпассический период на развитие римского права мощное влияние оказала деятельность юристов (Папиана, Модестина, Гая и др.). В период домината была проведена кодификация римского законодательства, в ходе которой, в частности, были составле­ны:

- Институции Гая (4 книги), содержавшие элементарные основы римского права для первоначального изучения;

- Дигесты Юстиниана (50 книг, 432 титула, 9200 фрагментов) - собрание отрывков из сочинений римских юристов;

- Кодекс Феодосия (12 книг, 765 титулов) - собрание императорских конституций.

В римском праве классического и постклассического периодов вещи подразделялись на: изъятые из гражданского оборота и не изъятые из гражданского оборота. К первым относились предметы религиозного культа, вещи, находившиеся в государственной собст­венности (главные дороги, укрепления, общественные здания), и вещи общего пользова­ния (воздух, море, невысыхающие реки). Во вторую группу входили все остальные вещи, при этом они подразделялись на: телесные и бестелесные; движимые и недвижимые; де­лимые и неделимые; потребляемые и непотребляемые и т.д.

Среди вещных прав выделялись: владение; право собственности; право на чужие ве­щи. Право собственности понималось как абсолютное господство над вещью, выражав­шееся в пользовании ею, извлечении из нее доходов и распоряжении ею. Римляне не включали в содержание права собственности правомочие владения, считая его самостоя­тельным вещным правом.

Появились новые способы приобретения права собственности: манципация (ритуаль­ный обряд с участием свидетелей и весовщика) и ин юре цессио (приобретение вещных прав в присутствии должностного лица государства). Право собственности защищалось с помощью различных видов исков. Предъявляя виндикационный иск, истец требовал изъя­тия вещи из чужого незаконного владения. Негаторные и прогибиторные иски предъявля­лись для устранения нарушений прав истца на пользование вещью.

Под обязательством понималась правовая связь должника и кредитора, в силу кото­рой должник обязывался совершить в пользу кредитора определенные действия. Обяза­тельства возникали из договоров и из правонарушений.

Договоры подразделялись на:

1) вербальные (заключались путем произнесения заранее установленных словесных формул) и литеральные (заключались путем составления письменных документов);

2) консенсуальные (порождали правовые последствия сразу после того, как стороны приходили к соглашению) и реальные (порождали правовые последствия после передачи вещи, являвшейся предметом договора). Реальными являлись договоры займа, ссуды.

Брак заключался в форме священной клятвы или на основании символической по­купки жены в присутствии не менее 5 свидетелей. Женщина полностью отдавалась во власть мужа. В период принципата появилась новая форма брака «без мужней власти». Женщина в таком браке сохраняла относительную независимость и имела право развес­тись со своим мужем. Глава семьи мог свободно продавать подвластных детей. Дети обре­тали самостоятельность после смерти отца, в случае утраты им римского гражданства и свободы или в результате эманципации (троекратной продажи).

Наследованием считалась передача собственности и всех прав умершего. Различа­лось наследование по завещанию и по закону. Завещание совершалось с помощью обряда манципации. При отсутствии завещания имущество умершего принималось в первую оче­редь его подвластными и эманципированными детьми. Позднее наследниками по закону стали признаваться когнаты (кровные родственники как по отцовской, так и по материн­ской линии) и пережившая мужа жена.

Особенностью римского права являются нормы, ограничивающие свободу завеща­тельных распоряжений. Ими введен принцип обязательной доли наследования, сохранив­шийся до наших дней: ближайший родственник умершего, если его обошли наследством имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутст­вии завещания.

Среди правонарушений выделялись частные деликты (затрагивали интересы отдель­ных лиц) и публичные деликты (затрагивали интересы всего государства), но четкой гра­ницы между ними не прослеживалось. Вина нарушителя признавалась условием ответст­венности за совершение деликта.

На смену легисакционному процессу в классический период пришел более удобный и гибкий формулярный процесс. Судопроизводство, как и прежде, состояло из 2 стадий: ин юре и ин юдицио. Однако для его начала истцу следовало изложить в письменном виде свои требования. На первой стадии магистрат, признавший эти требования обоснованны­ми, утверждал формулу иска и передавал дело со своими указаниями о его разрешении судье.

В императорском Риме получил распространение еще один тип процесса - экстра­ординарный. В рамках экстраординарного процесса уже не выделялись какие-либо стадии, дело от начала и до конца рассматривалось императорскими чиновниками.


Раздел 3.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава 1.
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА.
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Арабский Халифат

 

Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой ре­лигии - ислама, - связанной с именем Мухаммеда (Мухаммеда). Ядром Арабского Хали­фата была мусульманская община (умма), созданная Мухаммедом в Западной Аравии в начале VII в. Ее организационное оформление было завершено к 20-30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значитель­ную часть других районов Аравии.

В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии. В Халифате господствовали феодальные отношения. Однако, со­хранялось сильное влияние рабовладельческого и патриархального укладов.

Историю Арабского Халифата принято подразделять на два периода-.

- период правления династии Омейядов (дамасский) - 661-750 гг.;

- период правления династии Аббасидов (багдадский) - 750-1258 гг.

Общественный строй Халифата отличался следующими характерными чертами:

- доминирующее положение государственной собственности на землю;

- широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;

- государственная эксплуатация крестьян посредством ренты;

- религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;

- отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов.

Мусульмане (муслимы) имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были сущест­венно ограничены: они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).

Главой исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функ­ции религиозного и политического лидера. Он был светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, кото­рой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.

После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и спод­вижников, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Ал­лаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теокра­тической монархии. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они сгали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634-644 гг., слово «диван» озна­чало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились:

- военный диван - диван-сш-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;

- диван внутренних дел - диван-ал-харадж (налогово-финансовое ведомство);

- диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функ­ций исполнял также функции тайной полиции.

В X в. были созданы диваны по делам Запада, Востока и Вавилонии.

Местное управление осуществлялось через эмиров - наместников, управлявших про­винциями, на которые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный администра­тивно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов. К другим должностным лицам провинций относились: амир (начальник войска), мутасиб (началь­ник полиции) и амил (гражданский правитель). Области возглавляли хакимы. Мелкие ад­министративные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей ме­стных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов).

В багдадский период завершилось формирование централизованной общегосударст­венной администрации Халифата, сократилось количество завоевательных войн, наблю­дался расцвет культуры и юриспруденции. Однако, к XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, сла­бость хозяйственных связей, народно-освободительные восстания, концентрация земель­ной собственности в руках знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад еди­ного государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. Во второй половине VIII в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине IX века отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШ в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.045 с.)